Радостная Весть о великой Божьей доброте!

Posted on 20 Авг 2019, Служитель: Корнилов Николай Александрович

Денис уже сегодня использовал, довольно таки интенсивно книгу Деяния Апостолов, я по ней давно проповедую и сейчас хочу предложить вам отрывок из этой книги. Я уже говорил что в книге Деяний Апостолов больше описаны действия, поступки Апостола Павла, его встречи, конфликты с ним, а вот тот отрывок который мы сейчас с вами прочтем, в нем апостол Павел, не только или не столько действует, сколько говорит. но это тоже одновременно и действие. Это обращение к тем, кому он долго служил. 

Деяния Апостолов 20-я гл. с 17-го стиха. В некоторых библиях, где есть заголовки может быть этот отрывок озаглавлен “Беседа с пресвитерами в Ефесе”. Я буду читать:


Из Милета он послал в Эфес за старейшинами эфесской церкви. 18 Когда они пришли к нему, он сказал:
— Вы сами знаете, как я прожил все это время, будучи с вами, с первого дня, когда я вступил на землю Азии, 19 как служил Господу с великим смирением, в слезах, подвергаясь тяготам и испытаниям из-за евреев и их заговоров. 20 Я ничего не упустил из того, что считал для вас важным и полезным, когда проповедовал и учил вас — и при народе, и по домам. 21 Я заклинал и евреев, и язычников вернуться к Богу и поверить в Господа нашего Иисуса. 22 А теперь я, покоряясь велению Духа, иду в Иерусалим и не знаю, что там меня ждет. 23 Одно знаю: в какой бы город я ни пришел, Святой Дух всюду говорит мне, что мне грозит тюрьма и беды. 24 Но я свою жизнь ни во что не ставлю. Лишь бы дал мне Бог завершить мой путь и служение, что я получил от Господа Иисуса, — возвестить Радостную Весть о великой Божьей доброте!

Здесь я остановлюсь, потому что отрывок довольно большой и это только первая половина. А вторая будет чуть позже, когда мы поразмыслим над первой.

Итак, мы видим, что апостол Павел закончил свое служение в Эфесе, как раз дух побудил его уже идти дальше оставить Эфес и он хотел попасть
в Иерусалим. Он очень торопился, хотелось ему туда попасть, до праздника пятидесятницы. Он находился в малой Азии в Эфесе, это Турция нынешняя, а надо было ему попасть в Иерусалиме, скорее всего он собирался сделать это морским путем, морские путешествия в те времена были быстрее пеших передвижений, поэтому он туда собирался, в Иерусалим. 

Он,  по сути дела прощается с пресвитерами или старейшинами в Эфесе. Он  их приглашает, он их собирает, и он обращается к ним с речью. Этот текст речи апостола Павла похож, только гораздо короче, по сравнению с тремя речами Моисея, Книга Второзаконие. Книга Второзаконие – это три коротких и одна обширная, большая речь Моисея, перед тем как он расстанется со своим народом, потому что народ войдет в землю обетованную, а Моисей не войдет. У апостола Павла другая перспектива, он совершил служение в Эфесе и отправляется дальше совершать свое служение, к которому он призван. 

Вот эта часть, которую я прочитал вместе с вами – это то, как он оценивает служение свое, как он его видит. Здесь мы узнаем от него его главные ценности, то что он больше всего ценит в своем служении, как он его понимает, что он, по сути говоря, делал. Он коротко это пересказывает “я была с вами с первого дня, когда вступил на землю Асии”, то есть, в той части мира, Римской Империи, в которой он совершал это служение. Он говорит о своих тяготах и испытаниях, о которых мы с вами читали. Помните заключение в темницу, когда его свидетельство спасло темничного стража. Или другие какие-то ситуации, когда его хватали, предлагали расправиться, все это раньше было с ним, он все это, конечно же, помнит, знает, это все сохранилось в его памяти. 

Но с другой стороны он подчеркивает, значение того что он делал, значение того служения проповеди, которое он совершал. Вот  как он говорит: когда проповедовал, учил вас и при народе (принародно) и по домам. Он говорит о том, в чем заключалась его служение как апостола, как того кто он насаждал эти церкви и это очень важный момент из истории церкви, из ранней истории церкви. 

Сколько пробыл апостол Павел в Эфессе? Сколько он там трудился? Три года. Вот нам очень важная простая временная характеристика. Да, он там провел три года. Как  он работал? Он проповедовал принародно и учил. Как еще он учил кроме как принародно? По домам. То есть апостол Павел в общем занимался, этим, можно сказать, день и ночь. Так он это и оценивает, что это тяжелый интенсивный труд, который он совершал. Он говорит достаточно динамично и ярко.

Он заклинал Иудеев и язычников покаяться и поверить в Господа нашего Иисуса. Он прилагал к этому, все свои способности, все свои силы, все свое терпение, смирение, как он здесь говорит. Вот  такое было его служение, так он трудился в Эфесе. Эта история эфесская, когда он призвал этих пресвитеров, его речь, обращенная к пресвитерам очень яркая часть книги Деяний Апостолов. 

Именно это описание свидетельства, которое мы находим в книге Деяний, характеризуют его служение. Это не было  служение внешнего эффекта, я уже говорил в своих проповедях на книгу Деяний, что иногда он испытывал неудачу, иногда его просто не хотели слушать, иногда над ним насмехались, как вы помните. Где над ним насмехались? в Афинах. Греки сказали “Суеслов”, типа пустослов, послушаем тебя в другой раз. “Мало ли кто, какую пургу несет”, так мы бы сказали сегодня. Так восприняли его проповедь в Афинах. Правда там очень интересно подмечено: «а некоторые приняли и пошли за ним». Он довольствовался малым, в тех же самых Афинах, надолго там он не задержался. 

А вот в Эфесе он сосредоточился, потратил три года. Почему он там задержался? Потому что в Эфесе был результат, несмотря на то же сопротивление. Иудеи отказались его слушать, а он тогда взял и снял помещению в училище, а может быть, его бесплатно пустили в училище, какого-то Тирана, так звали владельца этого училище, а может это был директор. Короче, он нашел выход из положения, трудился там. И вот этот его труд, потраченные силы, потраченное его вдохновение, побуждает его напомнить им об этом, и вместе с ним оценить это служение. 

Очень важный момент, он побуждает их, эфесских пресвитеров и нас с вами, когда мы слушаем об этом, читаем об этом, размышляем, оценить тот великий труд который совершила апостол Павел в этом городе. И он говорит о том, что этот период закончился для него, потому что Святой Дух ведет его дальше и ничего такого радостного, успешного, или безмятежного не ждет его впереди. «Святой Дух всюду говорит мне, что мне грозит тюрьма и беды, здесь он и для себя самого и для тех кто его слушает говорит: «Но я свою жизнь ни во что не ставлю. Лишь бы дал мне Бог завершить мой путь и служение, что я получил от Господа Иисуса, — возвестить Радостную Весть о великой Божьей доброте!» 

Именно эта фраза побудила меня воспользоваться современным переводом. В синодальном написано “Благодати”. Что это за великая Божья доброта? Мне нравится это современное слово, потому что произнеси слово благодать вне церкви, и человек не понимает, что это такое. Это, термин, который ушел из разговорного обихода, а вот доброта еще понятно. Да?! Мама добрая, папа добрый, учитель добрый, учитель бывает злой у некоторых учеников, они не хотят ходить в школу, а бывает добрая учительница и тогда хотят ходить в школу дети. 

В  чем же состоит это Божья доброта? Апостол Павел об этом проповедует и говори, это – принятие. Почему он пользовался, все-таки, определенным успехом не только у Иудеев, но и у язычников? Потому что весть о доброте Божией, была очень привлекательной для людей того времени и сейчас она мне кажется до сих пор привлекательной, если мы умеем об этом говорить, если мы умеем доносить её до людей. 

Я вот пару недель или 3 недели назад возвращался из Смоленска. Меня вез брат, у него порвался ремень генератора, и я вынужден был пересесть на другую машину, очень хорошая такая, дорогая машина. Человек, который вез, через три минуты узнал кто я такой, и начал рассказывать, что у него есть Библия, что он слушает её в аудио формате, потому что читать ему некогда, много работает. А когда ездит на машине слушает Библию, он мне сказал, что книг 10-15 Ветхого Завета прослушал, ну и Новый Завет прослушал. И понимаете, он начал говорить о том,  что это же страшно, что там написано. Сколько там убийств, геноцида, зла совершается именем Божиим. 

Такое впечатление у обыкновенного человека при прочтении Библии, поэтому те, кто считает, что дайте Библию человеку, типа прочтет и станет верующим, не тут то было, скорее наоборот будет. Потом он мне сказал, что ехал он как-то 8 часов с одним баптистам и его женой. Этот  баптист подарил ему Гедеоновское Евангелие ,так что оно у него уже есть. И 8 часов, этот баптист, все это зло оправдывал. Ну я думал, я этого делать не буду, повторять то что уже сделано. Зачем?! Мне пришлось его только слушать. 

Я ему задал вопрос “Ничего хорошего не можете сказать вообще о религии и вере?” “Нет, ничего не могу сказать хорошего, все только плохое”, говорит. “Ну а Новый Завет?” “Ну, Новый Завет, это совсем другое.” “И что вы там поняли?” “Там надо подставить другую щеку, а это тоже утопия. Как это подставить другую щеку?” А оказалось, он занимается Айкидо, восточными единоборствами, боевыми искусствами. Конечно ему щеки ставить не пристало. Но интересный был человек, сослался на сериал, про Папу Римского 13 века, где коррупция церковное показано и он это все перечисляет, а я сижу и думаю, вот с точки зрения морали я с ним совершенно согласен: то, что он считает отвратительным и злым, в жизни церкви, я и также считаю. Но я не стал ему об этом говорить, просто его слушал. 

Божья доброта. Как многих современных людей убедить в том, что Бог добр? Не подготовленные головы современных людей, когда читают тот же Ветхий Завет, у них возникает очень тяжелое впечатление. Что мы можем доброго сказать о Боге, чтобы убедить людей в Его доброте? Апостолу Павлу было проще, потому что в его время, вообще атеистов не было. У всех были какие-то религии и люди находились в Римской Империи, в очень таком серьезном религиозном поиске, и как раз Христианство отвечало на многие вопросы тогдашних людей, и находило у них отклик. 

Как не странно, сам Иудаизм в те времена, был гораздо более открыт и привлекателен для язычников, и он, в каком-то смысле, подготовил почву для принятия христианства. А мы христиане,  и наша двухтысячелетняя история подготовила почву, для того, о чем я сейчас говорил, это живая ситуация, это я не выдумал, это все произошло со мной в течение двух часов в машине, кстати, очень хорошо довез он меня до самого Реутова. Я там недалеко живу, 15 минут, и я дошел до дома, где-то был 1 час ночи. То есть человек достаточно добрый оказался. 

Апостол Павел после того как ему отказали Иудеи проповедовать в синагогах, после того как он уже работал в училище Тирана, он созидал, эту общину в Эфесе, и он не выписывал каких-то иерусалимский христиан, из которых он составил костяк, вот они приехали, и костяк появился, а община образовалась. 

Он  находил из этих людей, которым проповедовал, пресвитеров, старейшин. Кто это такие? Это просто принявшие его проповедь ответившие на его проповеди, люди в определенном возрасте, те, кто постарше становились пресвитерами, старейшинами, те кто помоложе могли быть дьяконами и просто членами этой общины. С этой общиной он работал не меньше, чем с теми, кто слышал его возвещение впервые. Как раз, я думаю, что гораздо больше он потратил сил, времени, всего внимания, всей своей подготовки, которая у него была для работы с людьми в этой общине. 

Поэтому он говорит дальше:
25 И вот теперь я знаю, что никто из вас, среди которых я возвещал Царство, не увидит больше моего лица! 26 Поэтому сегодня я торжественно вам заявляю: моя совесть чиста, я не повинен ни в чьей гибели. 27 Ведь я все сделал для того, чтобы воля Бога стала вам известна. 28 Следите за собой и за всем стадом, смотреть за которым поставил вас Святой Дух.

Это обращение к ним. Сначала апостол Павел говорил о себе, о своем служении, о том чего она ему стоило и в чем его суть, учения его и проповеди. Потом он обращается к ним, можно сказать как пастырь пастырей:


28 Следите за собой и за всем стадом, смотреть за которым поставил вас Святой Дух. Пасите Церковь Божью — Он приобрел ее Себе ценой крови собственного Сына. 29 Я знаю, что после моего ухода к вам придут волки лютые и не пощадят стада. 30 Даже среди вас самих появятся люди, которые речами своими все извратят, чтобы увести за собой учеников. 31 Поэтому будьте бдительны, помните, что целых три года непрестанно, днем и ночью, со слезами наставлял я каждого из вас.

На этом мы и закончим на сегодня. Я имею ввиду читать текст. Рассуждения моё привлекла вот эта вторая половина второй части, когда он говорит, обращаясь к пресвитерам, «следите за собою и за всем стадом.» Дальше  он говорит: «Я знаю, что после моего ухода к вам придут волки лютые и не пощадят стада». 

Я был в командировке, в Татарстане и местный пастор-пресвитер, рассказывал мне, что он был миссионером в одном небольшом городе, и долго они с женой трудились, восемь или девять лет, уже не помню точно. Он  не знал, что его один друг, который помог ему уверовать, в какой-то момент где-то на просторах родины нашей обширной, он сейчас живет в Питере этот друг, и тогда жил в Питере, когда появился. Там в Питере достаточно сильная община пятидесятников единственников, может быть от них он заразился таким учением, которое не соглашается с Троицей.

 Этот друг ему ничего не говорил, но стал беседовать с членами церкви свежей совсем и небольшой, стал эту идею им подкидывать. Он пробыл там недолго и уехал. Продолжал переписываться с теми, кто с ним там познакомился. Как  всегда приехал гость, хорошо! Рады мы когда гости приезжают, душу открываем перед гостями. А через пару-тройку лет община рассыпалась из-за того, что люди заразились этой ересью, и он об этом узнал сам только через 2 или 3 года, когда все стало сыпаться. И когда он об этом говорил, я его сидел, слушал, и мне было конечно обидно и жалко, что все вот так произошло, и он огорченный оттуда уехал вместе женой. Опять  они уехали, потому что все, что они созидали, рассыпалось. 

Это  обращение апостола Павла очень явно и близко, в том смысле, что великий труд, который он совершил в Эфесе, мог бы быть подорванным, опровергнутым и низведенным, если бы он не проявил, бдительности сам. Насколько  ему удалось это сделать? Нам трудно судить, но ефесская церковь многие века была одной из самых таких опорных церквей в христианском мире. Апостол Павел понимал, что может произойти, если потерять бдительность. 

Когда мы говорим лютые волки, у нас сразу в представлении, он ведь такую яркую метафору употребляет, апостол Павел, что это какие-то страшные люди пришли здесь все разрушить, на самом деле это не так. Такие  вот легкие сомнения, особенно среди тех, кто не утвердился в вере, очень легко могут привести к потере христианской жизни, к сомнению в близости Божией, к сомнениям в пути спасения и это может произойти даже среди вас. 

Он говорит, что вы сами можете оказаться людьми, через которых придет соблазн, извращение и желание увести за собой учеников. В нашем нынешнем христианстве, в нашем братстве постоянно есть такие течения, взгляды, может быть, есть талантливые люди, которые привлекают наше внимание. При этом слегка критикуют какие-то устои, какие-то недостатки. Они  считают, что они от этих недостатков избавились, найдя, может быть, какую-то другую общину, другие возможности прославлять Господа. Сами потихоньку особо не напрягаясь и других не напрягая, критикуют, и тем самым уводят за собой учеников, причем те часто уходят только на первых порах, потом эти уведенные ученики вообще никуда не ходят и оставляют христианскую жизнь, духовную жизнь, повисают нигде и не ходят никуда. Поэтому не зря он говорит пресвитерам и не только пресвитерам, через этот текст и нам. Будьте бдительны, помните, как он учил, что он вкладывал ,и как близка ему была эта церковь община в Эфесе. 

Давайте помолимся сейчас о том, чтобы и у нас в жизни была эта преданность. Быть преданными тому учению, которое привело и к спасению, чтобы у нас была такая же преданность этому учению и нашему пути спасения. Аминь.