Крещение — действительно ли оно меняет что-либо в жизни человека или просто обряд?

Об этом спрашивали и просили рассказать несколько читателей моих заметок в своих комментариях. Приношу свои извинения за задержку с ответом. 

Я прочитала эти вопросы и поняла, что задали их люди, которые уже знакомы с Библией, многие в церкви, крещены, но видимо что-то в собственной христианской жизни смущает их. Возможно то, что не произошли те перемены, которых они ожидали. Отсюда и мысли о крещении как об одном из символических обрядов. Есть немало профессий, где люди проходят некий обряд «посвящения», дают торжественные обещания, клянутся, принимают присягу… Меняет ли это что-то в их жизни? В каких-то случаях да, меняет, хотя бы тем, что накладывает определенные обязательства и ограничения. В каких-то случаях не меняет по сути ничего. И конечно все зависит прежде всего от самого человека — его искренности, честности, ответственности… Можно ли сказать, что крещение — такой же обряд, или все же есть серьезные отличия?

Если в первом случае дело касается мира людей, их отношений между собой и отношения к делу, и прежде всего самого человека — каков этот человек, с какими целями он участвует в этом обряде, чего ищет, каковы его стремления и желания…, то в случае крещения к человеческой стороне добавляется божественная. А раз так, то изменения должны быть обязательно, думаем мы. В случае их отсутствия виним ли мы себя? Чаще всего — нет. Скорее появляются сомнения в Боге, в Духе Святом, в том, что крещение больше, чем просто обряд…

И все же вопрос задан — действительно ли крещение меняет что-либо в жизни человека, или это просто обряд? В качестве ответа я решила привести слова святителя Феофана Затворника. Я думаю, что это имя достаточно известно. Я выбрала несколько фрагментов, которые (на мой взгляд) точно отвечают на поставленный вопрос:

«Крестившийся дает обет жить остальное время по чистой совести, по всей широте заповедей Господних, принятых в совесть. Нравственная чистота есть черта крещеного. Апостол Павел светлость жизни его сравнивает с светлостью воскресшего Господа. «Чтобы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4).
Крещение на нашем языке созвучно со крестом. Ибо хотя видимое действие крещения есть погружение, но существо его есть сораспятие Христу на внутреннем духовном кресте. Апостол Павел говорит: «ветхий наш человек распят с Ним в крещении» (Рим. 6, 6)».

«Это не механическое какое либо действие, а нравственное изменение или переворот мыслей, целей, желаний, сочувствий. Прежде все это было запачкано самоугодием, теперь же самоотверженно посвящается все Богу, во Христе Иисусе, благодатью Духа Святого. Скажешь: я не понимал этого, когда был крещен. Теперь понимаешь, и бери на совесть выполнить значение крещения, ибо оно неизгладимо. Даже на суде печать его будет видна или за тебя, или против тебя».

«В крещении ветхий грехолюбивый человек умирает, и восстает человек новый, ревнитель добрым делам. «Так и вы», крещенные, «почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над нами господствовать» (Рим.6:11-14)».
«Сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12, 1). Это явный образ того изменения сердечного, которое совершается в истинно — верующих, когда они искренно берут на себя крест свой и последуют Христу. Оставляют они отца своего — самость, распиная ее самоотвержением; оставляют род свой — свои личные греховные склонности, страсти и привычки, распявши их решимостью неуклонно во всем следовать страстеубийственным заповедям Господним; оставляют землю свою, всю область греховную, мир, со всеми его требованиями, распиная его решимостью быть для него чуждым, хотя бы для этого необходимо было потерпеть не только потери в имуществе и весе общественном, но и самую смерть».

Я решила, что будет правильно привести эти слова Феофана Затворника здесь, чтобы вы могли прочитать и поразмышлять над ними. 

Надеюсь, что пастор Сергей тоже поделится своими мыслями по сути заданного вопроса.

Об авторе:
  1. Петр Reply

    Спасибо, что продолжаете писать. Понравились ваши статьи. Понятные, доходят и до ума и до сердца. Согласен, с себя надо спрашивать в первую очередь. Честными надо быть. А то все помнят и знают, что крещение это обещание Богу доброй совести, а потом живут как хотят, как живется, по своим похотям плоти. Забыв про добрую совесть. Это я не про всех, а про тех кто считает что ничего не меняется.
    Продолжайте.

  2. Валентина Reply

    Спасибо что ответили на мое письмо. Вы верно поняли, мы в церкви и крещены. Но несколько разочарованы тем что наблюдаем в церкви, отсюда и вопрос появился. Мы из евангельской церкви потому про Феофана Затворника вроде где-то слышали, но вообще ничего не читали. Оказалось что хоть он и православный а мысли правильные.
    Спасибо. Не болейте. Молимся за вас.

  3. Галина Reply

    Спасибо. Особо для меня сейчас важны эти слова про крещение: «Это не механическое какое либо действие, а нравственное изменение или переворот мыслей, целей, желаний, сочувствий. Прежде все это было запачкано самоугодием, теперь же самоотверженно посвящается все Богу, во Христе Иисусе, благодатью Духа Святого. Скажешь: я не понимал этого, когда был крещен. Теперь понимаешь, и бери на совесть выполнить значение крещения, ибо оно неизгладимо. Даже на суде печать его будет видна или за тебя, или против тебя».

  4. Галина Reply

    Не поняла, отправился ли мой комментарий. На всякий случае еще раз напишу. Для меня сейчас особо важны следующие слова «Это не механическое какое либо действие, а нравственное изменение или переворот мыслей, целей, желаний, сочувствий. Прежде все это было запачкано самоугодием, теперь же самоотверженно посвящается все Богу, во Христе Иисусе, благодатью Духа Святого. Скажешь: я не понимал этого, когда был крещен. Теперь понимаешь, и бери на совесть выполнить значение крещения, ибо оно неизгладимо. Даже на суде печать его будет видна или за тебя, или против тебя».
    Спаибо вам большое. Благодарю Бога за все и за этот сайт, за ваши записки душепопечителя и за ваше служение.

  5. Марина Reply

    Не знаю конечно что имел в виду Петр, когда написал что те кто считает что ничего не меняется сами живут как хотят по своих плотским похотям. Думаю, что часто люди разочаровываются и начинают так думать, когда видят поведение и жизнь других христиан, а бывает даже и служителей.
    Я лично благодарна вам за то что привели слова мудрого человека, известного своей верностью Богу. Тоже как вы думаю, что он отвечает на заданный вопрос.
    Вы берегите себя, не болейте. Очень вас не хватает, ваших заметок.
    Молимся о вас.

  6. Виктор Reply

    Виктор. Тоже выделил для себя те слова что привели в коментах. Лично я считаю, что среди всех конфессий христианских есть люди верные Богу и желающие жить по воле Божьей. А есть те, что живут как живется, но на всякий случай покрестились. Или потому что так хотели родители или жених-невести, в общем не по зову своего сердца.
    За очередную статью спасибо. Больше так надолго не болейте. Ждем новых статей.

  7. Алена Reply

    Очень правильно вы написали. У меня мама тоже так делает и не хочет считаться со мной, что у меня уже своя семья, я сама уже мама. Особенно плохо когда она при ребенке так со мной разговаривает как будто я никто и ничто. Очень хотим поскорее разъехаться, но это сложно пока.
    Постараюсь сама не делать так со своими детьми.
    А ведь моя мама верующая, в церкви занимается с детьми в воскресной школе.
    Спасибо большое.

  8. Алена Reply

    Ой я не к той статье про это написала. Здесь хотела написать, что у некоторых людей крещение совсем ничего не меняет. Они как были так и остались. Вот.

  9. Аня Reply

    Если после крещения человек как был так и остался разве в этом Бог виноват или обряд крещения? Я думаю что виноватить нужно только самого себя. Если нет перемен в человеке значит живет не по Богу а по себе и своим похотениям. Так я понимаю.

  10. Николай Reply

    Благодарим что знакомите нас с мудрыми и истинно верующими людьми и их мудрыми мыслями.

  11. Остап и Келина Reply

    Это новая для нас статья. Читали в первый раз. Спасибо что познакомили с еще одним мудрым и духовным человеком, Феофаном Затворником. Где-то слышали это имя, но и только. Выделили для себя те же слова, что и другие в своих комментариях. Спасибо большое. С Праздником!

  12. Степан Reply

    согласны. Все правильно. Спасибо за Затворника. Слышали про него но не читали раньше.

  13. Вероника Reply

    Как я поняла после своего крещения в наших евангельских церквях к этому относятся как к символическому обряду. Видимо потому и нет таких перемен о которых спрашивали.

  14. Сергей Reply

    Благодарю за знакомство с Феофаном Затворником.

  15. Михаил Reply

    Тоже благодарю за знакомство с Затворником. Но хотелось бы чтобы и вы написали про свое понимание.

    • Сергей Хохловский Reply

      Здравствуйте Михаил! Так мы же и пишем для этого статьи.

Оставить комментарий