Как Бог мог уничтожить ничем неповинных детей в Египте ради освобождения Своего народа

Жесток ли Бог? 
Часто евангельским христианам-баптистам задают вопрос люди, прочитавшие Ветхий Завет. Или те, кто его читать попытался и дочитал до тех частей Библии, в частности книги Исход, где говорится о казни первенцев в Египте.
Начнем с того, что признаем тот факт, что все восприятие жизни человека, семьи, общества, также как религиозные представления людей древности, для которых написана Библия, существенно отличались от того, что есть в этих же измерениях у нас сегодня. Поэтому подходить с нашими мерками к событиям древности и рассказам о них будет неправильно. Попытаемся же разобраться в вопросе о так называемой жестокости Бога. Начнем с того, что в книге Исход с самого начала нам рассказывается о том, что фараон отдает приказ своим подданным убивать еврейских младенцев мальчиков, причем не просто первенцев, а всех. Фараон охвачен желанием прекратить рост народа Божия и применяет для этого все доступные меры, весьма жестокие.
После того, как Господь призвал Моисея и поручил ему освободить народ свой и, особенно, начиная с описания казней египетских, сообщения принимают характер сводок с поля битвы. Описания десяти казней египетских, это описания побед Господа, царя и полководца своего народа над царем египетским — фараоном и его народом и войском. В числе этих побед и описание гибели египетских младенцев, первенцев. И одновременно описание спасения израильских младенцев первенцев, которые спасены тем, что их семьи выполнили определенные условия в точности. Таким образом описание гибели младенцев египтян — это эпизод войны между Господом и фараоном. Войны в которой фараон проигрывает, а Господь побеждает.
В древнем мире существовал принцип корпоративной ответственности, когда за поступки царя отвечал и его народ, за поступки главы семьи отвечала вся семья и даже домашний скот этой семьи. Вспомним историю с Аханом при завоевании Иерихона. Ахан взял из заклятого, нарушил повеление Божие и был казнен сам и вся его семья и его домашний скот. Поэтому в Библии, в Ветхом Завете не делается морального различия между убийством или уничтожением младенцев мужского пола и вообще уничтожением мужского пола в целом. В истории с Аханом это даже вся его семья. , В те времена была другая мораль, совсем не похожая на нашу. И другая религия в которой боги сражались за свой народ и, побеждая или проигрывая, спасали свой народ или обрекали его на рабство или изгнание.
Таким был и Господь Бог для Израиля. Если Он их Бог и Господь, то Он всегда на их стороне, защищает их, заботится о них и противостоит их врагам и угнетателям. Именно такими были взаимоотношения Господа и Его народа в те времена. Но с течением веков все менялось, и то что было нормой в Ветхом Завете, перестало ею быть за долгие века истории. И вот поэтому современному человеку, имеющему за плечами эти долгие века истории, Бог кажется жестоким. Но это не Он был жестоким, а человек. Божественный план спасения, который можно назвать священной историей, привел к тому, что человек стал гуманнее, хотя это понятие относительное. Поэтому современному народу Божию уже не нужно доказывать расположение и заботу со стороны Господа на языке войны и победы. Или поражения. Начиная с Иисуса Христа мы можем вместе с евангелистом Иоанном говорить » и Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины» (1:14). Или «Бог есть любовь.» (1 Ин. 4:8)
Автор: Николай Александрович Корнилов
Об авторе:
  1. Степан Reply

    Благодарим за статью. Действительно доводилось слышать такие упреки со стороны неверующих.

Оставить комментарий