Почему из всех слов именно «агапе» было выбрано, чтобы обозначить любовь Бога и к Богу?

К нам на передачу «Надежда для души» обратился наш слушатель Гриша. У него были вопросы о значении греческих слов, выражающих любовь. Мы с пастором Сергеем Владимировичем отвечали на его вопросы, разбирали те библейские стихи, о которых он спрашивал. Потом, уже на следующей нашей передаче, этот разговор о значении библейских слов продолжила Элен. Она написала — «…очень заинтересовал разговор о любви. Во всех аспектах. Прежде всего в филологическом. Почему все же, как вы думаете, из всех слов именно «агапе» было выбрано церковью, чтобы обозначить любовь Бога и к Богу? Если было много и других слов». Были вопросы на эту тему и от других слушателей. Благодаря им я провела прошедшие выходные, размышляя над этими вопросом. Взяла Новый Завет на греческом, Лексикон, Библию, сайт Biblezoom.ru — Углубленное исследование библейского текста… Смотрела статьи на эту тему. Но не вообще статьи, а статьи таких авторов, которые являются филологами, специалистами по древнегреческому языку, а также желательно богословами и философами. Нашла несколько интересных статей, но самый полезный материал помог мне найти мой младший сын. Честно говоря я уже не надеялась, что удастся найти что-либо подобное. Я хотела просто дать ссылку на этот материал, но потом поняла, что неспециалистам, неподготовленным читателям это будет слишком сложно. Сложно даже из-за обилия цитат из произведений древних авторов, таких как Гомер. Огромное количество цитат из произведений античных философов … Поэтому я решила просто скопировать текст и привести его в несколько «урезанном» виде., сохранив все важное для нас. С копированием были сложности, но все же мне удалось. Я очень надеюсь, что мои старания не будут напрасны и найдутся те, кому это действительно будет нужно, интересно и полезно. Для самих себя, чтобы более точно понимать Писание, слова нашего Господа и Его апостолов. Для того, чтобы правильно доносить Слово Божье до других и следовать ему в жизни.
Р.Г. Апресян
СЛОВА ЛЮБВИ: EROS, PHILIA, AGAPE
Согласно распространенному мнению, древние гораздо тоньше осознавали нюансы в человеческих отношениях и чувствах и имели соответствующие языковые средства для выражения своего понимания разного опыта любви. Ни одна книга о любви не обойдет устойчивый набор соответствующих греческих слов: любовь-эрос (ρως/eros, т.е. чувственная любовь), любовь-филия (φιλία/philia, т.е. дружба, дружелюбие), любовь-сторгэ (στοργή/storge, т.е. любовь в семье, между родственниками), любовь-агапэ (γάπη/agape, т.е. милосердная, преданная любовь). В отдельных случаях к этой, ставшей стандартной, лексической четверице добавляются: любовь-мания (μανία/mania, т.е. одержимость, страстное увлечение) и даже любовь-латрейя (λατρεία/latreia, т.е. благоговейное поклонение, культовое служение).
Действительно, в словарях древнегреческого языка содержатся все эти слова, и в разъяснениях к четверке первых среди других их значений непременно указывается «любовь».
Неверно было бы думать, что современные языки беднее в отношении опыта любви. Они устроены по-другому, сообразно эмоциональному и коммуникативному опыту современного человека. Нам только кажется, что в современных языках нет определенно различных слов о любви или что мы одномерно мыслим о любви. Это совсем не так. Ведь любовь отнюдь не трактуется только как эротические или романтические (лирические) переживания, связанные с сексуальным влечением и сексуальными отношениями. Любовь — это и благожелательность и заботливость в отношении к другим, и особого рода интимная связь между друзьями, любовниками или супругами, и привязанность и забота в отношениях к родным и близким. Любовь может представать как нежное сочувствие или как благоговение, как влечение и вожделеющая страсть или как восхищение и самозабвенное любование. Эти чувства и отношения обозначаются соответствующими словами: «влечение», «сочувствие», «любование», «привязанность», «дружелюбие», «сострадание», «милосердие», «благоговение» и т.п. Но каждое из них настолько глубоко ассоциируется с любовью, что нередко и называется любовью.
Указывают ли эти греческие слова на различие «любовей» и, в самом ли деле, здесь можно говорить о видах любви? Если синтезировать данные разных словарей, то мы получим следующую семантическую картину.
Словом «ρως/eros» обозначается чувственная устремленность, порыв к предмету страсти, вожделение к нему, таков общий пафос этого, эмоционально насыщенного переживания. Глагол έραν/ēran значит: страстно любить, быть влюбленным, но также и сильно, страстно желать (вожделеть) что-либо, стремиться к чему-либо. Страстность, отображаемая словом «ρως/eros», оттеняется одним из ближайших родственных ему слов: «ρω/eroe», обозначающим не только стремительность, напор, натиск, но и полет копья…
«Φιλία/philia» — это склонность, привязанность, любовь, предмет любви, дружба. Φιλία/philia противостоит μσος/misos–ненависти. Так же, как эрос, филия спонтанна, естественна, но, в отличие от эроса, филия — это склонность, рожденная внутренним побуждением, душевным расположением, чувством близости и общности. Это общность, которая ценна сама по себе и потому она самодостаточна
Στοργή/storge, в отличие от эроса и филии, не представляет собой склонности или влечения, возникающих от встречи с новым лицом; это изначальное, природное, родовое, внутреннее, постоянное чувство, рождающееся из естественной связи — между родственниками, между супругами, а также у гражданина в его отношении к отечеству. Эти чувства, эти отношения сохраняются даже тогда, когда в них вторгается некое зло.
γάπη/agape также не представляет собой склонности, о ней нельзя даже сказать, что это приязнь. Это отношение, основанное на рациональном выборе, волевом решении, и проявляется оно в почитании, благорасположении, благосклонности, высокой оценке объекта отношения. Глагол γπάω/agapao значит высоко ценить, предпочитать, довольствоваться. Однако словари указывают и на другие значения: принимать ласково, ласкать, оказывать любовь. А у Гомера соответствующие словоформы встречаются в значениях, близких φιλία/philia и στοργή/storge.
Обсуждая различия между этими словами именно как терминами любви, П.А. Флоренский обращал внимание на то, что они пересекаются в своих значениях. Эрос и филия, представляя собой склонности, различаются тем, что эрос — это чувственный, страстный, безотчетный порыв, а филия — склонность, основанная на внутренней проникновенности и близости. Сторгэ тоже вытекает из близости, но эта связь, как правило, безотчетна и обусловлена безличными, родовыми узами. Агапэ — наиболее лично наполненное чувство, основанное на теплой оценке индивидуальных качеств человека, на уважении к нему (П.А. Флоренский. Столп и утверждение истины). …
Рассмотрим пристальнее семантику слов «eros», «philia», «agape».
«Эрос»
В словарях, естественно, не отражаются различные мифологические представления об Эросе и интерпретации идеи эроса. Без них же семантика слова отнюдь не полна. Что, например, давало основание Пармениду и Эмпедоклу рассматривать любовь-Эрос в качестве фундаментального принципа мироздания? .. А Платону к тому же представлять эрос — как познавательную силу, способность к совершенствованию и спасению (прорыву из бренного мира в мир идей), путь к Божеству? Это были понимания философов, но они вытекали из традиционных, укорененных в мифологии представлений об Эросе.
Образ космогонического, порождающего, энергийно-движительного Эроса близок тому, что мы находим у элеатов (Парменида и Эмпедокла). У Парменида Эрос — первоначало всего: при возникновении Вселенной «всех богов первее Эрот был ею замышлен» (Аристотель. Метафизика). …
Совмещенность в образе Эроса различных традиций, а вместе с этим и различных смыслов определяла семантическую емкость чувств и отношений, персонификацией которых воспринимался Эрос. Это не отразилось в позднейших словарях, но получило достойное развитие в философии, начиная с Платона и Ксенофонта и обеспечило почву для его перфекционистски-сотериологических интерпретаций в платонизме и неоплатонизме, а также давало возможность мыслителям ранней патристики переосмыслить новозаветное агапэ в платонически-эротическом ключе.
«Филия»
В живом языке ранней, да и классической античности бытовало широкое понимание «φιλία/philia». Далеко не все, обозначаемое в греческом словом «philia», может быть названо дружбой. Слово «philia» охватывало и основанные на сильной привязанности отношения (такие, как семейные или любовные отношения), и обычное знакомство, и отношения, основанные на выгоде, и отношения взаимной пользы и доверия, порождающие особого рода обязательства, в частности, союзы, заключающиеся по политическим соображениям, и возвышенно-духовные отношения.
По преданию, первым мыслителем, который ввел термин «philia» для обозначения согласия во всех возможных значениях этого слова, был Пифагор. Так, филия объединяет богов и людей (через благочестие и служение людей богам); а в человеке филия связывает душу и тело, в душе же — разумную ее часть с неразумной (к этому призвана философия); в основе связи-филия в обществе лежат законы; народы соединяются, узнавая друг друга; в семье муж связан женой и все домочадцы друг с другом; в организме все его части соединяет здоровье. . Иными словами филия для Пифагора — это универсальный принцип единения во всем: не только домочадцев, возлюбленных, друзей, сограждан, но и богов и людей, людей и всех живых существ и, шире, всех частей мироздания. Это — принцип, обеспечивающий гармонию Космоса.
Отношениями филии могли быть связаны люди и животные, поскольку они проживают в одном хозяйстве, партнеры, поскольку ведут совместные дела, и те, которых справедливо считают мудрецами, поскольку их соединяет добродетель. В дружеские отношения вступают заключающие мирные соглашения, образующие политические союзы, совершающие торговые сделки. При этом дружественность соединяет как равных, так и неравных, сопровождается привязанностью или свободна от нее.
Слово «philia» включено не только в ряд греческих слов, обозначающих любовь. Оно обнаруживается еще и в ряду тех слов, которые обозначают отношения между своими. Друг — это, конечно, свой, но это «свойство» особого рода. Оно не ограничивается свойствóм-родственностью, знакомством, совместностью в каком-либо деле (соратничество, сотрудничество, соученичество, сотрапезничество и т.д.), союзничеством. Друг в такого вида отношениях это товарищ, что и выражается словом «ταρος /etaīros». Лишь доверенный товарищ (πιστός ταρος/pistos etaīros) — это друг (φίλος/philos) (П.А.Флоренский. Столп и утверждение истины). Обнаруживаются дополнительные смыслы «philia»: это в первую очередь то в родственных и соседских отношениях, что обретается в них помимо их статусного или функционального содержания. Более того, самое ценное в филии — отношения, не обусловленные ни родством, ни привычкой к совместной жизни, ни интересом. Здесь уже очевидно, что предмет внимания мыслителей — именно дружба.
«Агапэ»
Общепризнанно, что слово «agape» образовано на основе глагола «agapao» («agapaso»), которое означало следующее: принимать благожелательно, ласкать, относиться с любовью, а также высоко ценить, предпочитать. … В качестве примера приведем характеристику дружбы Аристотелем: «Быть любимым (φιλεσθαι/phileistai) — значит быть ценимым γαπσθα/agapastai) ради самого себя».
Слово «agape» было использовано для перевода в Септуагинте — греческом переводе Танаха, еврейского Священного писания — слова «ahâbh» («‘agâbâh»). … В литературе отмечается, что греческое «agape» было выбрано для перевода «‘ahâbh», поскольку в греческом не было специального слова, выражающего божественную, безусловную любовь. Слово «agape» действительно приобрело в христианстве это доминирующее значение. Однако и древнееврейское «‘ahâbh» отнюдь не ограничивалось лишь этим значением. Оно также обозначало любовь чувственную. Это можно видеть в ряде мест Ветхого Завета, например, в рассказе об Исааке, который взял в жены Ревекку «и возлюбил (ηγάπησεν/ēgapesen) ее» (Быт 24:67) или в рассказе об Амноне, который познав сестру свою, Фомарь, возненавидел ее «величайшею ненавистью», и ненависть его «была сильнее любви (αγάπην/agapen), какую имел к ней» (2 Царств 13:15), и, конечно, в описании чувств Суламиты и ее возлюбленного (напр., Песн 8:6, др.). В Екклезиасте (9:6) — любовь (αγάπην/agapen) противопоставляется ненависти и о ней говорится наряду с ревностью. Йонафан любит (ηγάπησεν/àgapesen) Давида, и это — дружеская любовь (1 Цар 20:17). В Притчах Соломоновых это слово обозначает склонность: «Не люби (αγάπα/agapa) спать, чтобы тебе не обеднеть…» (20:13), причем, как видим, склонность недостойную. А в одном из псалмов — преданность правде/справедливости.
Словом «любовь» в книгах Ветхого Завета иногда переводятся и другие древенееврейские слова, такие, как: «châshaq» (цепляться, привязываться, льнуть, быть верным, и в этом смысле любить), «râcham» (милосердие, сочувствие), «dôd» (чувственная, страстная любовь; чаще всего это слово встречается в Книге Песни Песней), «ra‛yâh» (любовь, в смысле «любовь моя», т.е. возлюбленная) и др.
В Евангелиях (напр., Мф. 22:37–39; ) и апостольских посланиях (напр., Рим. 13:10; 2 Ин. 4:7) словом «агапэ» обозначается особая любовь: а) любовь Бога, б) любовь к Богу, т.е. любовь-благоговение, в) любовь к ближнему, т.е. любовь-забота, г) любовь-самоотречение, самопожертвование (Исх 34:6–7; Ин. 15:13; Рим. 5:7; 1 Ин. 3:16; Галат. 2:20).
Вместе с тем, в отдельных случаях этим словом или его производными обозначаются и противоположные благочестивым чувства и отношения. Так в Евангелии от Иоанна говорится о ком-то, что они «более возлюбили (ηγάπησαν/ēgapesan) тьму, нежели свет» (Ин. 3:19), а другие «возлюбили (ηγάπησαν/ēgapesan) больше славу человеческую, нежели славу Божию» (Ин. 12:43). И ап. Павел с горечью отмечал, что его сподвижники оставили его, предавшись земным интересам, «возлюбив (αγαπήσας/agapesas) нынешний век» (2 Тим. 4:10). А ап. Иоанн предостерегает: «Не любите (αγαπατε/āgapāte) мира, ни того, что в мире: кто любит (α γαπα/āgapа) мир, в том нет любви (αγάπη/āgapе) Отчей» (1 Ин. 2:15).
Естественно предположить, что доминирующее возвышенное содержание «агапэ» представляет собой результат относительно позднего культурного развития. Понимание действительного существа любви-агапэ возможно в конечном счете посредством ее отделения от других видов любви и уразумение ее специфичности в сравнении с любовью-филией и любовью-эросом.
Выбор слова «agape» для обозначения любви, опосредованной отношением к Богу, был обусловлен тем, что с помощью этого слова отражались отношения, скорее, ценностного предпочтения и рационального выбора, чем влечения и привязанности. В сравнении с филией агапэ воспринималось эмоционально более нейтральной, и представление о такой любви возможно было наполнить новым содержанием, прежде специально не фиксировавшимся в греческом языке. Также могло иметь значение, что филия мыслилась как отношение обоюдное, между тем, как агапэ может быть односторонним, что важно при характеристике отношения Бога к человеку
В то же время, в Новом Завете достаточно мест, свидетельствующих о том, что его авторы порой использовали слова «agape» и «philia» взаимозаменяемо. Однако укажем сначала на фрагмент, где эти слова употребляются контрастно. Речь идет об эпизоде третьего явления ученикам воскресшего Христа. Во время простой трапезы, случившейся не без явленных Иисусом чудес, он трижды спрашивает Петра, любит ли он его, и трижды Петр отвечает утвердительно (Ин 21:15–18). В вопросах Иисуса используется слово «αγαπα̨̃ς/agapas», а Петр выражает свое чувство с помощью слова «φιλω̃/philo». Этот пример показывает, что и преданное отношение к Богу может быть филийным (см. Ин 11:3), что косвенно подтверждается и в предупреждении от нелюбви к Иисусу (1 Коринф 16:22). Этим словом выражает свое отношение к ученикам и сам Иисус (Ин 15:14–15), а также обозначает им
отношение Бога-Отца к своим возлюбленным (Ин 16:26–27). Человеколюбие (φιλανθρωπία/philanthrœpía) Христа подчеркивает Павел (Тит 3:4). Филия оказывается основой справедливости Христа: «Кого Я люблю (φιλω̃/philo), тех обличаю и наказываю» (Откр 3:19). И это при том, что словом «филия» обозначаются собственно человеческие отношения, причем не только в христианской общине, которая поощряется апостолом к братолюбию (φιλάδελφοι/philadelfoi) наряду с единомыслием, состраданием, милосердием, смиренномудростью (1 Пет 3:8)
Вместе с тем, так же, как и «agape», слово «philia» может использоваться для обозначения отрицательных чувств привязанности. Так, обличая фарисеев, Иисус сетует, что они любят (φιλου̃σιν/philosin) в синагогах производить впечатление на людей (Мф 6:5) и «также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах» (Мф 23:6). Так что есть все основания допустить взаимозаменяемость слов «philia» и «agape», при том, что последнему принадлежит несомненный приоритет.
***
На основе сказанного можно сделать вывод, что значение «любовь», пусть как и одно из значений каждого из этих слов, но такое, которое помещает их в одно семантическое поле, было привнесено лексикографами относительно поздно, когда греческий язык классической античности уже был, условно говоря, в прошлом. Если судить о языке не по словарю и принимать во внимание практики языка, имея в виду, что греческий классической античности, греческий позднего эллинизма и греческий Нового Завета имеют отличия, и эти отличия касаются прежде всего сферы значений, то, утверждения о наличии в греческом разных слов для обозначения любви можно считать своего рода лексико-семантическим мифом. Я говорю «миф», потому что не было в древности такого греческого, в котором бы актуально сосуществовали эти слова с фиксируемым сегодня определенным и строгим разделением указанных значений.
Классическая античность не знает слова «агапэ» в значении, известном нам благодаря христианству. Хотя она и знает само слово (в приведенном значении). Милосердие — обозначается словом — «λεος/eleos», которое по смыслу соединяется не с милостью и заботой, а с сожалением, сочувствием, состраданием. Близко по значению слово «χρις/charis», обозначающее любезность, благожелательность и благодеяние, дружеское расположение, милость. Эти слова никогда не упоминаются современными знатоками среди греческих слов, обозначающих любовь, хотя в современном сознании, как выше уже отмечалось, любовь вполне может ассоциироваться и с жалостью, и с сочувствием, и с благожелательностью, и с милостью. Интересно составное слово «φιλοστοργία/philostorgia», обозначающее нежную любовь, привязанность, по поводу которого в словарях лишь дополнительно указывается: в особенности, в отношении родителей к детям. Еще более интересно составное слово «φιλαδελφα/philadelfia», которое означает не cтолько любовь к брату (φιλία/philia + δελφες/adelpheos–брат), сколько братолюбие как отношение к каждому, как к брату. Слово «agape» в значении любви, причем особой любви, обретается в греческом Нового Завета. Но здесь нет слова «eros». А то, что в русском тексте Нового Завета передается словом «любовь» и производными, в греческом тексте Нового Завета может быть не только «agape» и «philia», но и «storge» или производные от этих слов.
Так что точнее было бы сказать, что в современных словарях древнегреческого встречаются эти разные слова, которые переводятся в том числе и как «любовь».
Апресян Рубен Грантович — доктор философских наук (1993), профессор (2000). Заведующий сектором этики Института философии РАН с 1994 года по настоящее время.
Статья была опубликована в журнале Философия и культура №8 за 2012 год.
Об авторе:
  1. Борис Reply

    Прошу прощения, был невнимателем. Не заметил сразу, что обещанная вами статья выложена на сайте. Да, тут надо вчитываться, вдумываться, наскоком не возьмешь. Работу автор проделал большую. Согласен с вами, статья ценная. Надо ее не просто бегло прочитать. Надо внимательно и с вниканием. Скажу только, что даже после первго прочтения главное я уловил. Слова Господа чтобы любили друг друга, даже врагов, прощали, благословляли, приобрели другой смысл. Не как получится, а решите любить и делайте дела любви. Тут уж не скажешь, не могу, не получается.
    Благодарю.

  2. Лара Reply

    Спасибо за статью. Первое впечатление, статья заумная. Мне сложно. Врать не стану. Потому в основном читала те части где про агапе и филию. Но думаю постепенно и другие части прочитаю. Вы меня заразили (я в хорошем смысле). Интересно стало узнать точнее, что говорит Христос. Раньше просто прочитывала сколько положено. Теперь читаю и думаю.

  3. Михаил Reply

    Согласен с Борисом. Статья ценная. Спасибо и отлично, что вы Наталья ее нашли и для нас выложили здесь. Насчет того что заумная, думаю много «заумнее», так как Наталья написала, что убрала много примеров и цитат из античных авторов, из трудов античных философов. Оставила лишь то, что нам самое нужное. Если бы не убрала, то было бы совсем трудно продираться сквозь эти цитаты. Доводилось этим заниматься потому могу представить. Ценность в том, что это научное исследование, с привлечением обширного материала из древних рукописей. Не ангажированное. Автор серьезный специалист, я уже посмотрел в интернете про него. Много публикаций.

  4. Михаил Reply

    Нечасто можно встретить церковные сайты с такими серьезными материалами. не стыдно рекомендовать знакомым. Вам всем спасибо. Особое спасибо Наталье, что делится такими находками.

  5. Даша Reply

    Долгожданная статья появилась, спасибо большое. Слово свое держите. Соглашаюсь со всеми. Ценная статья. И написана не в стиле поп-культуры, что и ценно. Да сложно. Зато не просто повторы того, что кому-то кто-то сказал. А тому еще кто-то… «сам не знаю, не разбираюсь, но раз так говорят значит так и есть». Много такого можно наслушаться в церквях. Лично я очень благодарна за такие материалы. А что подумать надо, так это полезно. Рада, что среди тех кто слушает радио есть мои единомышленники. Простите, просто так подумала, что по ссылке с блога на радио сюда переходили. Но ведь сайт церковный. Наверное и члены церкви тоже читают. Еще раз простите, просто не сообразила сразу. Вашей церкви процветания и блогословений от Бога. Побольше. Чтобы и с нами немножко делились (как сейчас).

  6. Федор Reply

    Спасибо за статью конечно. Но я бы этому автору, Апресяну, посоветовал быть попроще. Если хочет чтобы люди его понимали. Не все захотят сидеть и разбираться в этих иностраных слвах. А написал бы это значит то, а это вот это. Четко и кратко. И всем бы было понятно. А так конечно спасибо. Польза есть.

  7. Полина Reply

    Простите, не могу удержаться. Прочитала комментарии и улыбнуло. Просто мир в картинках, такие все разные, хоть только несколько человек отметились. Что касается меня, я соглашусь с Борисом, Дашей и Михаилом. Ценная статья. Именно потому, что «не попроще» и не «это то, а вот это — это». Такого искать не надо, без того хватает. Не попроще и побыстрей, а то, что стоит за написанным надо понять. Я сама не филолог, древних языков и прочего не знаю. Слова определенный смысл и его оттенки передают. Автор статьи это нам раскрывает. Простите, увлеклась.
    Хотя, здесь дискусссии не уместны. Кто что думает то и пишет. Уважаю все ваши мнения, не подумайте чего. Благословений вам всем.

  8. Алексей Reply

    Нормальная статья. Это ведь не проповедь для церкви, а научное исследование, в виде статьи. Кстати, очень доступно автор излагает. Побольше бы таких материалов, а то скоро вообще думать разучимся.
    Я лично благодарен и ценю труд автора статьи и труд Натальи, чтобы адаптировать ее для нас.
    Пастору — выздоровления! Всем — не хворать ни физически, ни духовно.

    • adminhic Reply

      Спасибо, мы тоже надеемся на Бога и ждем Сергея Владимировича здоровым.

  9. Валерия Reply

    Я веду занятия с молодежной группой. Мне статья очень полезна. Даже уже знаю о чем будем говорить на будущих встречах. Спасибо большое.
    Пастору Сергею скорее поправиться.

  10. Аня Reply

    Вообще сложно конечно если нет привычки. Но ведь ученый писал. Понятно. Мне кажется я в основном поняла. Хотя копию себе сделаю. Пригодится.
    Спасибо.

  11. Николь Reply

    Тоже думала об этом, но ответа сама найти не смогла. Спасибо большое за этот прекрасный материал. То, что и было нужно.

  12. Арсений Reply

    Отличная статья. Очень понятна логика тех, кто выбрал именно агапе. Вроде «пустячок», всего лишь стало понятно почему это слово обрело такое значение, а на душе приятно. Если что, смогу рассказать.
    Спасибо.

  13. Виктория Reply

    Спасибо. Интересно. Основания для выбора этого слова ясны теперь.

  14. клаус Reply

    побольше бы таких интересных статей. Спасибо вам и этому сайту.

  15. Большой Боб Reply

    Спасибо за интересную статью. Не скажу что часто такое читаю. Но все же прочитал и доволен что так сделал. Полезная.

  16. София Reply

    Нашла ответы на некоторые свои вопросы. Спасибо.

  17. Андрей Reply

    Отличная статья. Очень информативная. Считаю для церкви и верующих очень нужная и полезная. Благодарю!

  18. Дэвид Reply

    Спасибюо. Серьезно способствует подумать.

  19. С.Г. Reply

    Отличная статья. Спасибо, что нашли ее и поделились с нами. Для служителей, проповедников, учителей, лидеров групп исключительно полезно.

  20. Михаил Reply

    Отличная статья. Спасибо что нашли и обработали для нас.

  21. Иосиф Reply

    Прекрасная статья. ИТо, что нужно. Дает ответы на вопросы не только о смысле слов и их значении. Многие слова Господа открылись по-новому и более глубоко. Спасибо.

  22. Тамара Reply

    Сестра считает, что это сложновато для обычных верующих. Я нахожу статью превосходэной. Да, может быть кому-то сложновато, но те, кто интересуется более глубоким пониманием Слова Божьего, будут благодарны за статью. Это ведь непросто найти такой материал в интернете. Мы теперь получили возможность прочитать и подумать. Лично я очень вам благодарна за такую возможность. Уже обсуждали это в малых группах, которые я веду в церкви. Буду и дальше использовать для п.ользы церкви

    • Сергей Хохловский Reply

      Отлично! А Вы старайтесь объяснять попроще, избегая научных терминов. Вы же поняли суть. Создайте условия для вопросов.

  23. Анатолий Reply

    Хорошая статья. Много информации дает. Полезно было бы ознакомить с ней всех церковнослужителей.

    • Сергей Хохловский Reply

      Начните с Вашего ближайшего круга. Можно порассуждать вместе, помолиться.

  24. Алина Reply

    Согласна. Очень полезная статья. Кому это вообще интересно и нужно, те не испугаются что писал ученый. Тем более не так уж и сложно.

    • Сергей Хохловский Reply

      Не надо бояться сложного. Ведь и жизнь сложная штука. Надо развиваться. Иногда такая лень нападает, что жуть. 🙂

  25. Ирина Reply

    Услышала что это последние ваши передачи, вроде с апреля их не будет больше на радио. Как же так? Почему? Не могу успокоиться. Вы стали такими прямо как родными людьми для меня и моей семьи, для многих других тоже. Уверена. Вы стольким из нас помогли. У меня дети благодаря вашим перестали сторониться церкви и стесняться что родители верующие. Даже приняли крещение уже в этом году. Такая радость для всех нас. Очень помогли записи ваших передач и блог. Вы там много отвечали на разные вопросы, были и очень каверзные. В общем мои дети совсем по другому стали смотреть на заповеди, на Библию, на веру.
    У нас были с ними трудности. Они уже в старших классах. Вы и тут помогли. Я тоже писала и обращалась с вопросами. Не понимаю, неужели на радио этого не понимают? Все больше передач по типу ТВ шоу, что огорчительно для христианского радио.
    Простите, что я здесь про это пишу, просто читала эту статью, про любовь, и опять распереживалась из-за того, что не смогу вас слушать. Больно и тяжело когда теряешь надежных друзей. Я вас Наталья Аркадьевна и вас пастор Сергей такими считаю. Прямо пишу и плачу. Простите.
    Спасибо вам за все ваши прекрасные передачи, материалы в блоге и здесь.Хорошо что как вы пастор сказали, и дальше будут появляться материалы здесь на сайте.
    Простите еще раз, но может быть еще можно хоть что-то сделать? Попытайтесь. Пожалуйста.

    • Сергей Хохловский Reply

      Не переживайте пожалуйста! Никуда мы не теряемся. Интернет нам поможет и дальше продолжить передачи. Даже на радио, вы слушали нас через интернет. Мы будем продолжать и обязательно сообщим, где нас найти. Пишите на сайт и почту Наталье Аркадьевне. Очень рад за Ваших детей. Мы с женой тоже переживали и молились за наших. Этой зимой сын принял крещение теперь все верующие. Сами принимали решение. В этом случае не ускоришь, а помешать можно легко.

  26. Нина Reply

    Спасибо большое за ценный материал. Спасибо что пишете для нас и делитесь с нами своими находками.

    • Сергей Хохловский Reply

      На здоровье!

  27. Крис Reply

    Спасибо. Статья нужная и важная. Всякому верующему важно как можно точнее и полнее понимать каждое слово из Библии. Тем более о любви, о которой так много говорит Христос!

    • Сергей Хохловский Reply

      Да! С пониманием любви в нынешнее время большая проблема. Каждый понимает как может, как научили, как видел и т.д. И вот встречаются такие люди, говорят что любят, а что каждый вкладывает в это понятие не знают. Поэтому и Божью любовь нам так трудно вместить.

  28. Лилиана Reply

    Серьезная статья. Хорошо что есть такие работы. Спасибо что познакомили с ней.

  29. Соня Reply

    Спасибо за все что вы делаете для нас. За ваши статьи и блог, за вашу с пастором Сергея передачу. Мы с мамой и бабушкой всегда слушали вас уже давно, много лет. А сейчас мама с бабушкой все время говорят про то что больше не будет вашей передачи и плачут. Я тоже не хочу с вами прощться. Христос говорит чтобы мы и врагов прощали и любили. Я не говорю так маме и бабушке чтобы еще больше не усилить их растройсство. Но я не люблю и не хэочу прощать тех кто остановил вашу передачу. Я хочу чтобы Бог их наказал и закрыл их насовсем. Я поняла что написано здесь про любовь агапе. Поняла так что я теперь должна заставить себя любить даже их. Как быть если я не верю что этот их поступок по воле Бога. Я вообще не верю что они от Бога, верующие. Как и некоторые другие на радио. Не хочу больше слышать даже про это радио. Неужели это значит что я плохая верующая? Но ведь так как делают нельзя делать. Я уверена. Они же делают. Почему тогда мы должны слушать их дурацкие шоу? Пастор Сергей, вы давно не отвечатете, как заболели. Ответьте мне.

    • Сергей Хохловский Reply

      Простите! Накопилось много дел. Отвечаю. Не расстраивайтесь! Мы никуда не исчезли и будем продолжать через канал на ютубе. Надо только разобраться как все это делается. Не сердитесь, что закрыли передачу. Посмотрите на ситуацию с другой стороны. Бог может любое зло обращать в добро. Сейчас в интернете еще больше людей смогут нас услышать, а значит, мы сможем им помочь. Я думаю, Господь просто нас подталкивает к этому шагу. Не грустите! Мы на связи. Пишите на сайт и эл. почту Наталье Аркадьевне. Молитесь, чтобы у нас все получилось. Успокойте маму и бабушку и обнимите их от меня. Будем на связи…

  30. Екатерина Reply

    Замечательная, нужная и очень актуальная статья со всех сторон. Понимаю девушку что написала передо мной. Трудно согласиться с таким поступком радиоруководства. Но давно заметила что похоже у кого-то из лидеров там своеобразные вкусы. Им явно по душе шоу по типу тех что в избытке на ТВ. «С перчиком». А передачи о духовном нужны похоже для прикрытия. Прошу прощения, но к такому выводу пришла. Не удивлюсь если постепенно прикроют и наиболее духовные другие передачи. Если честно последнее время слушала только вашу передачу и еще две-три.
    Для меня эта статья ко времени так как надо справиться с возмущением и негативом по отношению к этим и другим подобным якобы христианам. Думаю про таких говорил Господь что не были наши. Если девушка выше пишет, что ей трудно выполнить решение любить, то у меня еще хуже. Мне еще надо принять это решение. Это очень трудн, так как все внутри этому противится в виду явной несправедливости и просто глупости того что они сделали. А также из-за их явного принебрежения мнением слушателей и нашими интересами.
    Пастор Сергей, как принять такое решение, если внутри все против этого?
    То что вы с Натальей Аркадьевной будете продолжать служение очень ободряет. Рада что знаю теперь этот сайт, где вас с ней искать. Сохранила и ее адрес. Обязательно постараюсь скачать записи передач. Если успею. Вот бы тоже хорошо было у вас создать базу этих записей. И блог перенести. Там отличные материалы, практически статьи есть. Их немало. Если будет еще и канал, будет отлично. Бог вам в помощь!

    • Сергей Хохловский Reply

      Спасибо Екатерина! Да, это не просто. Если любить любящих нас ещё как-то получается (и то не всегда), то причиняющих нам боль очень непросто. Августин сказал великолепную мысль: «Люби Бога и делай что хочешь». С этого надо начинать. Без любви к Господу всё к чему Он нас призывает недостижимо. Конечно, нам нужна Его помощь, поэтому молитесь об этом. Любовь рождается в нас не сразу, мы как бы постепенно пропитываемся ей. Не получиться возлюбить врагов, если мы не осознали глубину своей греховности и степень милости Божией к нам, находящимся в таком ужасном состоянии. Увидеть себя глазами Бога, как со стороны нашей греховности, так и милости Его уже непростая задача. Когда мы начинаем понимать, что Бог делает для нас ежедневно, то и к таким же грешникам становимся более милостивы. Это уже большой шаг по направлению к любви. Митрополит Сурожский очень хорошо сказал об этом так: «Жизнь, воплощение Христово нам говорит вот о чем: человек, даже в его падшем состоянии, настолько глубок, настолько потенциально свят, что он может вместить в себя присутствие Божие, что он может быть местом Боговселения. Как говорит Апостол, вся полнота Божества обитала во Христе телесно (Кол.2,9). Это значит, что каждый из нас призван и способен вместить в себя Бога; причем не как сосуд, который остается чуждым тому, что он содержит, как чаша, которая не делается причастной той влаге, которую в нее вливают; нет, мы можем быть пронизаны так, что — неслиянно, несмешенно, но реально — мы соединены с Божеством».

  31. Екатерина Reply

    На душе все равно остается тяжесть от того в какую сторону меняется это радио. Стараюсь молиться. Прошу Бога защитить его верных служителей. Раньше всегда молилась о том, чтобы Бог оберегал действительно христианские передачи на этом радио, так как много стало сомнительных. Теперь вижу, что может быть Бог отходит, оставляет их их превратному уму. Прошу только за тех, кто любит Бога и чье сердце горит для служение Богу и людям. Вам и им благословений.

  32. Нина и Марк Reply

    Спасибо большое. Только недавно вернулись из дальних странствий, очень были огорчены что больше не будет передачи. Очень странная политика радиостанции, позиционирующей себя христианской. Переслушиваем записи былых передач и перечитываем записи в блоге. Вот и сюда тоже заглянули.Прекрасные материалы. Ждем новых. Надеемся, что будете продолжать публиковать их на сайте.

    • Сергей Хохловский Reply

      Любящим Бога всё содействует ко благу. Мы надеемся, что получится с каналом на Ютуб и будем встречаться опять.

  33. Кирилл Reply

    Ну вот, теперь лучше понял ситуацию, почитав последние комментарии людей.Что тут скажешь, могу сказать только, что разделяю мнение всех написавших о ситуации и выразивших свои чувства горечи и сожелания. Последую примеру некоторых, тоже создам свой личный архив записей «былых» передач и хотя бы некоторые материалы из блога скопирую. Действительно там есть почти готовые статьи.

  34. Кирилл Reply

    Теперь об этой статье. Потрясающая статья! Вот чего не хватает в церквпи — подобных глубоких и серьезных исследований доступных всем. Спасибо вам Наталья Аркадьевна что поделились с нами.Стала понятна логика выбора именно этого слова и могу сказать я с этой логикой вполне согласен.

  35. Светик Reply

    Бабушка говорит что не различает все эти греческие слова, но ей и не нужно, потому что раз выбрали это слово значит так правильно. А мне это очень интересно. Я теперь лучше поняла не просто почему его выбрали, а еще и те слова, где про это говорит Христос и апостолы потом.
    Спасибо.

  36. Агнешка Reply

    Агнешка. Ого как похжи мы со Светиком и наши бабушки. Моя примерно тоже так говорит, хотя ей тоже было интересно когда я ей читала вслух. У нее стали глаза болеть и быстро уставать. Но это трудн, она останавливает и просит прочитать снова кусок, потом опять, чтобы лучше понять. Но я люблю ее и у меня хватает терпения. К тому еще мне самой интересно это. Как и Светику. Тоже стала понятнее смысл того про что Христос.

  37. Алена Reply

    Очень нужная статья. Спасибо Наталье Аркадьевне что поделилась с нами всеми. Вот бы еще сделать так, чтобы и другие служители церквей и верующие тоже смогли проситать и узнать про это. А то повторяют друг за другом что это слово имеет значение божественной любви когда на самом деле каждый кто интересовался этим вопросом сталкивается с тем, что не было такого значения у этого слова. Отсюда вопрос почему именно ему присвоили такое значение. А также и статьи где если не высмеивают то сеют сомнения в учении христианском и проповедниках которые так говорят. Читала несколько таких статей. А здесь очень конкретно и точно
    дано разъяснение. Никаких выдумок, все логично и понятно становится.
    Просто я учусь на филологическом и мне всегда было как-то неловко когда слышала такие заявления от пасторов. Простите. Еще раз спасибо.

  38. Илья Reply

    Разбирали в группе эту статью. Люди проявили большую заинтересованность. Выражаю благодарность от лица всех участников нашей группы. Все ваши статьи и рекомендации очень практичны и дают верное направление. Мы часто используем их. Народ доволен и с удовольствием читаем и обсуждаем.
    Молимся за вас. Благослови вас Бог.

  39. Аноним Reply

    Очень интересный и познавательный материал. Все статьи Записок душепопечителя очень нужные. Рекомендую своим друзьям и знакомым из церкви.

  40. Арсений Reply

    Согласен с предыдущими комментаторами. Очень дельная статья. Спасибо вам, что познакомили с ней. Действительно теперь понятно стало что говорит Господь. В плане что значат его слова, о чем они. Много вопросов снимается.

  41. Катя Reply

    Было сложноватенько, но зато интересно. В конце все ж таки разобралась. Очень рада. Спасибо вам что с вашей помощью мы тоже это смогли прочитать. Катя.

  42. Галина Reply

    Наверное странно что сегодня, в страстную пятницу, для меня как-то особенно важной оказалась эта статья про любовь. Но почему то именно она помогла мне лучше понять любовь Бога к нам. И лучше понять какой же любви Господь ожидает от нас и почему это для нас реально. Спасибо вам большое, что нашли ее и поделилиь с нами.

  43. Остап и Келина Reply

    Очень редкая статья! Написала крупным ученым и в тоже время христианином отлично знающим Писание! Мы не специалисты, но разобрались, и стал понятен смысл выбора слова агапэ. Раньше бывало сложно понять как это любить врагов например. Ведь само по себе никакой любви к ним не возникает и не может. Теперь стало понятно, о чем говорит Господь. Когда читали в первый раз, перечитывали по частям чтобы вникруть. Прошло время, читали сейчас и хотя уже легко с пониманием, но внутри хорошо и радостно. Спасибо вам еще раз.

  44. Юля и Степан Reply

    Соглашусь с Галиной, тоже читала эту статью в эти святые дни и тоже особенно важно было еще раз почувствовать любовь Господа и вникнуть точнее какой любви Он ожидает от нас.

  45. Роман и Алла Reply

    Мы с мужем несколько раз эа это время читали эту статью. Муж использовал ее для подщготовки к проповедям. А я сначала не очень много поняла. Потому читала несколько раз, чтобы разобрать. Теперь уже понимаю. Все равно перечитываю. Нравится.

  46. Сева и Тарас Евгеньевич Reply

    Отцу очень понравилась и эта статья. Я тоже высоко ее оцениваю. Все поставила по своим местам. Слова Христа о любви, заповеди его стали понятны не только на уровне слов, но и на уровне смыслов и практического исполнения.
    Спасибо. Благословений.

  47. Антон Reply

    Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8(931)374-03-36 Антон.

    • Галина Ивановна Reply

      Антон, если хотите, напишите Наталии Аркадьевне письмо. Ее адрес nat.hfth@yandex.ru
      Она всегда еще на радио давала свой адрес. Многие ей писали. Я тоже обращалась к ней за помощью.

  48. Михей и Дана Reply

    Сильное впечатление от статьи. Спасибо вам Наталья Аркадьевна, что даете возможность прочитать такие статьи. Вообще мощная подборка статей по разным темам. Удивительно для церковного сайта. Увидел что тут есть и другие статьи, не только Натальи Четвериной. Тоже обязательно познакомимся. Спасибо вам, Наталья Аркадьевна за статьи. Спасибо и сайту.

  49. Галина Ивановна Reply

    Очень глубокая статья. Правду пишут что сильное впечатление от нее. Давно хотела перечитать ее, вот только сейчас «руки дошли». Автор показал смысл слова Агапэ и объяснил почему именно оно наилучшим образом подходит к тому, чему учит Господь. Это все ставит по полочкам.
    Спасибо Наталии Аркадьевне, что познакомила нас с это статьей, адаптировав ее для нас.

Оставить комментарий