Содержат ли апокрифы неизвестные слова Иисуса Христа?

Таков последний вопрос из целого ряда вопросов об апокрифах. Единственный, на который я не ответила. Постараюсь ответить сегодня в этой статье.

Науке известны такие высказывания Христа, которые мы с вами не найдем в Евангелиях. Но эти неизвестные высказывания нашего Господа не имеют никакого отношения ни к т.н. «сенсационным» находкам апокрифических евангелий (как например «евангелие» Иуды), ни к якобы «строго засекреченным» кумранским рукописям, которые «хранятся в тайных подвалах Ватикана» … Ох уж эти любители громких сенсаций — журналисты и авторы документальных фильмов, которые «раскрывают» для мира «тайны, тщательно скрываемые Церковью на протяжении тысячелетий».

Ученый мир прекрасно знает о всех рукописях, обнаруженных в песках и пещерах Востока. Все подобные находки самым тщательным образом зафиксированы, задокументированы и описаны. Ученые разных стран имеют возможность работать с ними. А те высказывания, которые порой приписывают Иисусу авторы журнальных и газетных статей и разоблачительных фильмов, на самом деле либо историческая фальсификация, либо цитаты из апокрифических писаний еретиков. С какими целями создавались эти апокрифы и на какие уловки шли их авторы для достижения своих целей, как они искажали и «редактировали» канонические Евангелия… — всё это уже давно исследовано, изучено и доказано. Но сам вопрос о неизвестных высказываниях Христа интересный. Потому-то я и решила рассказать о тех высказываниях Христа, которые наука может признать подлинными. И первый вопрос, который может возникнуть — как же так получилось, что не все слова Христа были записаны в Евангелиях?

Как вы уже знаете (об этом я писала в статьях «Иисус Христос — это миф или реальная личность? …»), первые тексты христиан, вошедшие в Новый Завет, были написаны через два-три десятилетия после смерти, воскресения и вознесения Иисуса Христа. А до этого учение Христа сохранялось в устной форме. У иудеев существовала особая традиция запоминания текстов. На этом была построена система обучения и не только. Естественно, что и в ранней христианской церкви были люди, способные запоминать и затем рассказывать большие фрагменты проповедей и учения Иисуса Христа. Об этом можно прочитать в соответствующей литературе по библеистике. Такие люди и сама традиция устной передачи больших объемов информации были и у других народов, а у некоторых есть и сегодня. Первое, что приходит в голову в качестве примеров, это гусляры — сказители былин на Руси и рапсоды в Древней Греции — сказители, декламировавшие эпосы. Сам Гомер, создатель эпических поэм «Илиада» и «Одиссея», был легендарным древнегреческим поэтом-сказителем… Таким образом все хранилось в устной памяти и ничего не терялось.

Почему же вдруг возникла необходимость записать устные рассказы по прошествии 20-30 лет? Было несколько основных причин. Первая — христианская проповедь начала распространяться за пределы Иудеи, к другим народам, поэтому потребовалось записать все известные высказывания Иисуса Христа и факты Его жизни на языке международного общения того времени — т.е. на греческом языке. Вторая причина — стали стареть апостолы, да и жизнь их постоянно подвергалась смертельной опасности, тем более во времена гонений. Было необходимо составить подробные записи о том, чему они были свидетелями, постоянно находясь рядом со Христом. И третья причина — стали стареть и умирать те, кто был свидетелем происшедшего. Люди, которые могли бы подтвердить (или опровергнуть) подлинность того, что доносят сказители и проповедники. Из писаний Нового Завета мы знаем, что среди христиан были и обращенные из язычников, которые тоже свидетельствовали о Христе и призывали людей к покаянию. К сожалению, среди них были и такие, кто допускал некоторые искажения, проповедуя Евангелие. Не по злому умыслу, а по причине недопонимания и недостатка знания учения Христа. Поэтому присутствие живых свидетелей жизни Господа, способных указать на допущенные неточности и искажения, было очень важно. Примером может служить случай с Аполлосом, описанный в Деян. 18. Он дерзновенно свидетельствовал о Христе в ефесской синагоне (Деян.18:24-26), делая сильный акцент на служении Иоанна Крестителя и значении крещения, которое тот преподавал. К счастью, там находились Акила и Прискилла, друзья и соратники апостола Павла. Они пригласили Аполлоса в свой дом и объяснили ему «точнее путь Господень» (Деян 18:26). Объяснили ему, что крещение Иоанна имело переходный характер, было символом покаяния и очищения и подготавливало к христианскому крещению. Христианское крещение подразумевает соединение со Христом в Его смерти, погребении и воскресении. После общения Аполлоса с Акилой и Прискиллой его служение стало более полным и благодатным.

Но вернемся к вопросу о том, как могло получиться, что какие-то слова Христа не были записаны в Евангелиях? Ведь Его слова представляли большую ценность. Такую ценность, что боялись изменить даже одно слово. Поэтому, например, мы имеем четыре рассказа о Воскресении Христовом. У каждого Евангелиста – свой рассказ о том, что он видел и слышал сам, что произвело на него большее впечатление и запомнилось. Евангелия так и называются — от Матфея, от Иоанна … Марк (спутник и помощник апостола Петра) записал рассказ Петра. А Лука составил свое Евангелие на основе бесед с апостолами и учениками Христа, Его матерью и родными, свидетелями Его жизни.

Служение Иисуса Христа и Его проповедь продолжались около трех лет. Естественно, что за это время Он исцелил многих людей, а не только тех, о ком мы знаем из Евангелий. И произнес много проповедей. Думаем ли мы, что Он как «автоответчик» слово в слово повторял одно и то же? Наверное, мы понимаем, что одну и ту же мысль Христос высказывал по-разному в зависимости от того, кто был перед Ним. Менялась аудитория слушателей и Спаситель мог повторить то, что уже говорил, но с другими примерами, пояснениями… В Евангелиях мы имеем много таких примеров, хотя бы молитва Отче наш. В Евангелиях от Матфея и Луки она передана немного по-разному.

И наконец, как мы себе это представляем — Христос был постоянно окружен людьми (исцелял, утешал, обличал, вразумлял, учил, просто разговаривал…), возможно ли было в принципе отследить и записать каждое Его слово, сказанное за эти три года, без помощи подслушивающих и записывающих устройств?

Поэтому на вопрос – «могли ли остаться «неучтенные», не внесенные в Евангелие высказывания Иисуса?» мы можем ответить — «теоретически да, могли». Но все же это редчайшие случаи, потому, что при создании Евангелий их авторы, под водительством Святого Духа, самым тщательным образом собрали то, что апостолы и другие ученики Христа знали и помнили о своем Учителе, и создали Евангелие – письменный труд о Его служении и проповеди. Таким образом все, что попало в Евангелия, можно считать неискаженным подлинным материалом – высказываниями Иисуса Христа.

Итак, почти все, что принадлежало к подлинным рассказам об Иисусе и к Его подлинным высказываниям, было «уловлено» и попало в Новый Завет. И все же сохранились крупицы, зерна высказываний, которые, вероятнее всего, могли принадлежать Иисусу, но не попали в Священное Писание. К счастью, они были сохранены для нас в документах 1-го – 2-го столетий. Эти высказывания Христа, не вошедшие в канонические тексты, называются аграфа (то есть незаписанные).

Аграфа — неканонические высказывания Иисуса Христа, содержащиеся в трудах св. апостолов и других отцов Церкви или в христианских апокрифических писаниях. Аграфа встречаются в посланиях апостола Павла и в сочинениях таких почитаемых христианами писателей, как Ориген, Тертулиан, Климент Александрийский…

При работе с текстами, и тем более, когда речь идет о неканонических высказываниях Иисуса Христа, необходимо разобраться, с чем мы имеем дело — с «первичным преданием» или с «вторичными добавлениями», когда текст подвергался редакционному вмешательству. В ХХ столетии (в связи с многочисленными находками древних рукописей) эта исследовательская работа велась весьма интенсивно. Были сделаны обратные переводы изречений Иисуса на арамейский язык (на тот диалект арамейского, на котором во времена Иисуса говорили в Галилее), изучен огромный пласт талмудической литературы, ветхозаветных и новозаветных апокрифов, кумранских рукописей, что позволило более детально восстановить религиозную обстановку, условия жизни и быта Палестины I в. н.э. В этих исследованиях выдающуюся роль сыграл один из авторитетнейших знатоков арамейского языка, природы и обычаев Палестины (где он жил со своим отцом-археологом), Иоахим Иеремиас (1900-1979). Он показал, что обратный перевод с греческого на арамейский и выявление «арамеизмов» в греческом тексте могут не только служить дополнительным критерием достоверности предания, но и существенно уточнить его смысл. И.Иеремиасу принадлежит наиболее полный и глубокий анализ притч Иисуса.

Эти и многие другие научные результаты Иеремиаса нашли отражение в книге «Провозвестие Иисуса». Книга, по существу, подводит итог более чем 200-летним попыткам новозаветной науки восстановить первоначальное содержание проповеди Иисуса. Автор приводит разные точки зрения, предлагая читателю возможность сопоставить их и самому оценить степень убедительности научной аргументации.

Чем для нас интересна эта книга Иеремиаса — детальный анализ содержания и особенностей языка евангельского текста во многих случаях позволяет отделить предание, основанное на подлинных событиях и изречениях Иисуса, от изменений и добавлений, внесенных позднее по вероучительным или апологетическим соображениям.

У Иеремиаса есть еще одна интересная для нас книга, посвященная конкретно аграфа. Исследовав более 200 приписываемых Иисусу высказываний, которые мы не находим в Новом Завете, Иеремиас пришел к выводу, что с уверенностью можно говорить лишь о 18 подлинных аграфах.

В последнее время мнение Иеремиаса было пересмотрено другим выдающимся ученым – Готфридом Хофиусом. Хофиус много лет и сил потратил на изучение темы аграфа и пришел к еще более жесткому выводу — только про 9 из них мы можем с большой долей вероятности говорить, что они принадлежат Иисусу. Об этом рассказывает его книга «Неизвестные высказывания Иисуса». Таким образом, мы видим, что список Иеремиаса был сокращен вдвое.

Вот эти девять «неизвестных высказываний» Иисуса Христа (в квадратных скобках слова, утраченные из-за плохого состояния рукописей, но предположительно восстановленные учеными):

1. В начала ХХ века, а точнее в 1905 году, был обнаружен один поврежденный пергаментный лист книги конца 1-го или начала 2-го века. На нем записан спор Иисуса с фарисейским старейшиной, осуждающем Иисуса за то, что Он и Его ученики не омывают ног, приходя в Иерусалимский храм . Иисус резко отвечает ему: «Что же с вами? Вот, вы здесь, в храме. Но разве вы чисты? Горе вам, слепцам, ничего не видящим! Вы омылись в стоячей воде, где день и ночь валяются собаки и свиньи — там вы омылись и очистили кожу свою, как блудницы и флейтистки умащаются, омываются, чистятся и украшают себя, чтобы возбуждать в мужчинах желание — но внутри они полны скорпионов и [всяческого з]ла. Но я и [мои ученики], о ком говорите вы, что мы не [омываемся, — омы]лись в воде жи[вой и чистой], текущей от [Отца Небесного]».

Эти слова Иисуса похожи на Его подлинные слова из Евангелий. Они говорят о позиции, которую Иисус Христос занимал по отношению к чистоте и нечистоте. Если фарисеи делали акцент на внешнюю чистоту (как и некоторые христиане сегодня), то Христос говорит, что чистота – прежде всего нравственная категория. Нечистота – это грех, а он уврачевывается не омовением тела или иным обрядовым действием, а только покаянием.

  1. Святой Иустин Философ в «Диалоге с Трифоном иудеем» (начало 2-го века) пишет: «Поэтому-то наш Господь Иисус Христос сказал: «В чем Я найду вас, в том и буду судить».

Слов этих нет в Евангелии, но они встречаются в христианской литературе ранней Церкви. Самый распространенный вариант «В чем застану, в том и сужу».В сирийской рукописи приведен другой вариант: «В чем найдут вас, в том и возьмут».

Скорее всего, это подлинные слова Христовы. Они о том, что всю свою жизнь нужно стараться проводить нравственно, в согласии с заповедями Христа.

3. Цитата из Евангелия от Фомы: «Царство подобно мудрому рыбаку, забросившему сеть в море; он вытащил ее из моря полную мелкой рыбы, и среди нее нашел одну рыбу крупную и ценную; тогда рыбак выбросил всю мелкую рыбу обратно в море и без сожалений предпочел ей крупную».

Знакомая по Евангельским притчам тема абсолютного превосходства и ценности Царства Небесного. Вспомним притчи о жемчужине, ради которой купец продает все свое имение, или притчу о сокровище, зарытом в поле… Царство Небесное – дороже всего! Нужно быть внимательным, чтобы не совершить непоправимой ошибки и не предпочесть мелкое великому!

4. «Проси о великом, Бог даст тебе и малое». Эта аграфа зафиксирована в самом начале 3-го века у св. Климента Александрийского в Строматах. Впоследствии ее повторяли в 3-м веке Ориген и в 4-м веке Евсевий Кесарийский в своих Комментариях на Псалмы.

Эти слова перекликаются с известными словами Христа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам»(Мф.6,33).

5. Слова: «Будьте искусными (или опытными) менялами» встречаются у многих авторов 2-го – 3-го столетий. Все они приписывают эту фразу Христу; скорее всего, она действительно Ему принадлежит.

Иногда эти слова понимают неверно, пытаясь оправдать ими ростовщичество, наживу, накрутку процентов и т. п. А означает эта фраза следующее: в нашем мире много фальшивого, ложного, мнимого. Христиане должны уметь распознавать, что есть подлинное и важное, а что — всего лишь подделка, фальш!

В этих словах используется пример жизни того времени. Каждый иудей знал, что перед Иерусалимским храмом за столами сидели профессиональные менялы денег. Они меняли монеты с изображением цезаря на священную храмовую монету. Именно их столы опрокинул Христос: «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков» (Мф. 21, 12). Меновщики (или менялы) могли безошибочно отличить поддельную монету от настоящей. Христос говорит, что христиане должны быть такими же искусными «менялами» в отношении того, что окружает их в мире. Причем это касается не только мира денег и вещей, но и сферы отношений и чувств, и вообще всего в нашей жизни.

6. В Евангелии записана следующая история: «В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками. Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы? Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним? И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы» (Лк. 6, 1-5).

В древнем кодексе Евангелия, т. н. Кодексе Безы (5 век) есть продолжение этой истории, которого нет в других рукописях: «В тот же день увидел он человека, работающего в субботу. Тогда он сказал ему: «Человек! Если знаешь, что делаешь, — ты благословен. Но если не знаешь — ты проклят как нарушитель закона».

Смысл этих слов таков: если человек не соблюдает прежние предписания Ветхого Завета потому, что он как христианин живет по заповедям Нового Завета – будет благословение Божие на этом человеке. А если человек не соблюдает предписания просто из лени, или потому что не желает подчиняться Богу – да будет проклят. Здесь надо уточнить смысл слова «проклят», т. к. часто его неверно понимают. Проклят – означает отлучен от общения церковного (в Ветхом Завете проклятие отлучало человека от Народа Божьего – Израиля).

7. «Кто близ Меня – близ огня; кто далеко от Меня – далеко от Царства». Эту аграфу встречаем в апокрифическом евангелии от Фомы, у Оригена (Гомилии на Иеремию), у Дидима Слепца (Комментарии на Псалмы).

«Кто близ Меня – близ огня…» — напоминает слова Иисуса: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12, 49), а также «Придет же день Господень, как вор ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3, 10). И затем будут «новое небо и новая земля…». Быть с Иисусом значит уже быть причастными к Царству — Новому преображенному Миру.

8. Слова из апокрифического евангелия от евреев — «И радуйтесь лишь тогда, когда смотрите на брата вашего с любовью». Их приводит Иероним в «Комментарии на Послание к Ефесянам». Он познакомился с этим апокрифическим евангелием, когда жил в пещере Рождества в Вифлееме, собирая сведения и работая с древними рукописями, чтобы устранить ошибки и неточности в текстах книг Ветхого и Нового Заветов. Сегодня до нас дошли только маленькие фрагменты этой апокрифической книги. Так вот, там содержатся эти слова, которые Иероним считает подлинными словами Иисуса.

9. И, наконец, слова, которые приведены в очень древнем документе — папирусе Оксиринх, относящемся к первым векам христианства: «[Кто ныне] далеко, завтра будет [близко]».

Это очень важные слова. Важные для каждого из нас. Они показывают, что даже самый страшный грешник, злостный борец против веры, враждующий с нами человек, завтра может изменить свое мнение, даже прийти к вере, если только мы не помешаем ему это сделать своей враждебностью, нетерпимостью, неприятием. Господь много раз говорит о любви, чтобы мы любили не только своих близких и родных, не только своих единомышленников и единоверцев, но и своих врагов — молились и благословляли их. Всякий раз при столкновении с человеческим заблуждением, а то и злобой в адрес Церкви и христиан, полезно вспомнить эти слова: «Кто ныне далеко, завтра будет близко».

Итак, те, кто ждал сенсационных разоблачений, будут разочарованы. Все эти неизвестные высказывания Иисуса Христа вполне в русле Евангельского богословия. В них мы слышим именно того Иисуса Христа, который хорошо нам знаком из Евангелий Нового Завета.

По мнению современных ученых именно эти цитаты являются подлинными, в то время как остальные – выдумки, фантазии и измышления еретиков.

Об авторе:
  1. Ярослав Reply

    Неожиданно попал на вашу новую статью. Пишу сразу по первому впечатлению. Каждый раз новый сюрприз. Ничего об этом никогда не читал,не слышал. Еще одна потрясающая статья. Не уверен что ей место на сайте обычной церкви. Вряд ли обычные верующие смогут по достоинству оценить такие материалы. Никого не хочу задеть или обидеть. Просто констатация факта. Самые популярные книжечки и статьи у нас это что-то сродни легкому чтиву. Чтобы не слишком напрягать умственные способности читающих. Хотелось бы чтобы эти статьи и содержащаяся в них информация дошли до тех кто хочет и должен лучше и глубже знать о своей вере и разбираться в этом. Я прежде всего о служителях, миссионерах, апологетах и учителях, занимающихся образованием церковного народа. Особенно молодежи. Считаю это особенно важным.

  2. Ярослав Reply

    Отметил себе имена упомянутых вами автором и названия книг. Постараюсь найти и прочитать. Вы поднимаете важные темы. Особенно в наше время, когда сильно распространено написание и издание домыслов и всякого рода измышлений, ложной информации в угоду политическим, корыстным и прочим интересам, далеким от поисков правды и истины. Книги, статьи, фильмы, передачи на ТВ и радио, ток-шоу рвзные, все пропитано этим. Бороться с этим мутным потоком можно только лично уделяя время и усилия для самообразования. В духовной сфере это не менее важно чем в любой другой. Благодарю вас, что вы предоставляете такую возможность.

  3. Ярослав Reply

    Вы проделав огромную работу, чтобы разобраться в этом для себя, делитесь нарытой информацией с нами. Хотелось бы, чтобы все, кто знает об этом сайте и читает ваши статьи, передавали эти сведения дальше, «пуская хлеб по водам».
    Простите, что я об этом. В последнее время много думаю об этом, практически после каждой вашей статьи.
    Вам мое уважение и благодарность. Пусть Господь и дальше благословляет вас и нас.

  4. Ксения Reply

    Опять вы открываете неизвестные страницы христианской истории и жизни. Прям восторг души! Прочитала взахлеб сразу два раза подряд. Очень интересно! Узнала новые имена ученых и новые книги.
    Спасибо что не только привели слова Христа, которые признают Его словами, но и пояснили их смысл и в чем полезны нам. Появляется желание больше знать о христианстве, вере и жизни по вере. Про себя могу сказать на 100% так. Уверена что и у других многих.
    Молюсь о вас, чтоб Господь давал вам силы писать новые статьи и отвечать на вопросы.

  5. Ксения Reply

    Наталья Аркадьевна, просьба, вы не ждите вопросов, пишите о том, что сами считаете интересным. Вы много читаете, размышляете. Делитесь с нами.

  6. Инга Reply

    Шикарная статья! Просто шикарная! Мыслей много, но напишу попозже. Нужно обдумать. Чтобы улеглось. Пока трудно. И есть желание еще прочитать несколько раз. Спасибо большое.

  7. Вита Reply

    Супер! Клас! Спасибо! Люблю вас слушать и читать.Всегда узнаю много нового. Начинаю понимать лучше. Получаю ответы.

  8. Вита Reply

    Мне кажется эти слова Христа неправильно называть неизвестными. Это же полностью соответствует тому что уже есть в Евангелиях. Просто немного по-другому выражено. Что вполне естественно. Вы про это тоже написали в статье.

  9. Тина Reply

    Соглашусь со всеми, статья очень интересная, как пишут «шикарная». Я как и Вита думаю, что правильнее было бы назвать эти аграфа не «неизвестными словами Христа», и вариациями Его известных по Евангелиям слов.
    Понимаю Ярослава, тоже думаю о том, что обидно, такие нужные и познавательные статьи смогут прочитать лишь немногие.
    Вам большое спасибо Наталья Аркадьевна. И спасибо всем служителям церкви и сотрудникам, занимающимся непосредственно сайтом. Всем обильных Божьих благословений.

  10. Тина Reply

    Друзья, надо рассказывать об этом сайте. Грешно не использовать такие материалы в группах, школах, беседах и лекциях. Просто при разговоре с родными и друзьями. Сделаем хотя бы то малое, что реально возможно для каждого.

    • adminhic Reply

      Тина вы можете рассказать об этом сайте на facebook!
      1. Нажмите на иконку facebook-а она в самый низ статьи.
      2. Водите свой логин и пароли.
      3. Нажимаете на кнопку Опубликовать.
      В вашей ленте новостей появится статья. Все скажут вам БОЛЬШОЕ СПАСИБО! От автора статьи, администратора сайта, модератора сайта

  11. Андрей Reply

    Могу повторить вслед за Витой, так искренне и непосредственно выразившей свое мнение «Супер!Класс!» Вы помогли представить то время, когда учил Христос и позже когда записывали историю Его жизни и проповеди. Дальше уже каждый может кто больше, кто меньше поразмышлять об этом. Лично я до вас об этом никогда не думал вообще. Потому первая реакция на возможность неизвестных слов Христа была резко отрицательная. Расценивал саму такую мысль чуть ли ни кощутственной. Как-то участвовал в диспуте с противниками христианства и как теперь понимаю своей категоричностью и Я и на этот вопрос ответил бы кратко и резко, не и не может быть никаких неизвестных слов Христа. И говорить не о чем. Хорошо, что не довелось. Теперь уже мои ответы будут другими. С аргументацией, с рассуждением, приглашающими подумать. Этому я позаимствовал у вас. Спасибо за это.

  12. Андрей Reply

    Хочу пояснить. Вы всегда, отвечая на вопросы, как и в этой статье сначала даете информацию. Потом предлагаете встать на место людей того времени, окунуться в то время. Потом предлагаете размышление.
    Здесь тоже вы сначала предварительно смягчили категорическое отрицание даже теоретической возможности (как вы выразились) существования неизвестных слов Христа. Потом рассказали об исследованиях в этой области и привели 9 высказываний Христа, которые и в древности и сейчас современные ученые счиают достоверными словами Христа. Как оказалось эти высказывания повторяют хорошо знакомые из Евангелий слова Христа, но с некоторыми вариативностями. Что вполне естественно, т.к. Христос не робот а живой человек.
    Такой подход к построению ответа я и считаю хорошим примером для себя. Надеюсь научиться так подходить к вопросам самому и отвечать другим. Благодарю за статью и за науку.

  13. Елена Reply

    Мне ваши размышления до цитат слов Хрита были даже интереснее. Мне показалось что слова Христа очень похожи на Его слова из Евангелий если не точно такие.
    Хочу еще почитать Иеремиаса о работе с древними документами и выяснения насколько они подлиные. Заинтересовало.

  14. Лилия Reply

    Согласна с Еленой, мне тоже первая часть была интереней. А слова приведенные как слова Христа практически такие же как в Евангелиях, разница ничтожна.

  15. Лилия Reply

    Вы такие интересные и малоизвестные вещи рассказываете в статьях, я вроде тоже читаю христианскую литературу, но ничего такого не читала. Интересно бы почитать те книги которые вы читали. Вы хотя бы немного могли бы рассказывать о таких книгах? Буду благодарна. Думаю не одна я.

  16. Павел Reply

    Как я уже написал к пред. статье, тут вы тоже предлагаете представить как могло быть в жизни. Вот это самое интересное. Это приобщает к событиям первых веков нашей веры. Абстрактное становится реальным чувствуешь себя соучастником. Я думаю это привлекает. Ну конечно и знания, новая информация. В общем спасибо за все.

  17. Павел Reply

    Кстати, действительно интересно почитать книги которые вы читаете. Присоединяюсь к Лилии.

  18. Квгений Reply

    Познавательно и интересно. Спасибо.

  19. Квгений Reply

    Нравится ваш подход к ответам на вопросы. Не категорично и однозначе отрицаете другое мнения или просто суть вопроса. К сожалению так часто делают верующие, потому нас уже и не слушают. Вы как бы высказываете мысли по заданному вопросу вслух, вроде взвешиваете вопрос, могло такое быть, как и почему и пр. другое по теме. Вот и выходит, вы к человеку и его вопросу или мнению с вниманием и уважением, а в ответ и он тоже скорее будет слушать ваши мысли. Появляется шанс донести вашу точку зрения. Вроде бы этот прием известен, но по жизни мало кто так потупают. А вы наглядно это делаете. Это очень меня привлекает. Это большой плюс для меня, помимо интересной информации по заданным вопросам.

  20. Ольга Reply

    Спасибо. Вы такие интересные статьи пишете. Об этом вообще никогда не попадалось ничего. Не читала и не слышала. Отметила для себя несколько моментов, полезных для большего понимания жизни ранней церкви и для развития духовного иммунитета против всевозможных инсинуаций и провокаций недоброжелателей нашей веры.

  21. Майкл Reply

    Спасибо. Все ОК и супер.

  22. Нина Reply

    Дейтвительно соглашусь с другими в том что эти слова Христа очень похожи, почти совпадают с евангельскими. Потому тоже считаю что ваши мысли очень помогают и много объясняют о том как это могло быть, что не все слова Христа были отражены в Евангелиях.

  23. Нина Reply

    Спасибо, что расширяете наш кругозор в мире нашей веры. Мир начала христианства становится живым и не плоским а объемным.

  24. Лариса Михайловна Reply

    Это что-то новое для меня, никогда не слышала о таком. Было любопытно в принципе узнать об этом. Но по моему мнению большей частью эти высказывания вряд ли можно назвать ранее неизвестными словами Христа. Это как говорят перепев, т.е. слегка измененный вариант общеизвестных слов Христа, не более. Считаю что эти варианты вполне могли быть на самом деле. И все равно интересно, некоторые добавляют понимания.

  25. Иван Алексеевич и Мария Антоновна Reply

    Про то что учили наизусть в еврейких школах и синагогах слышали и читали про такую их традицию. А про то что в принципе такие традиции были и у других народов никогда не доводилоь слышать. А ведь это правда. Спасибо что написали про это. И про многое другое. Хотим прочитать упомянутые вами книги Еремиаса. Заинтересовались этой темой. Ваши последние статьи про Христа, про апокрифы и эта про неизвестные слова Христа показали много того что не знали раньше. Прибавляет и углубляет представление о христианстве. Считает это важным.
    Благодарим за нужные статьи.
    Благословений.

  26. Илья и Маша Reply

    Решили. пару слов написать. Про слова Христа. Считаем что все важное уже есть в Евангелиях. Но в статье много что было интересного для нас и кроме этих 9 фраз Христа. Хотя их варианты тоже есть что наталкивает на мысли и применение.
    Благодарим.
    По вас очень скучаем. Пишите больше.

  27. Ольга Николаевна Reply

    Не думала о таком. Не читала об этом. Любопытно. Добавляет к представлению о раннем этапе христианства.
    Благодарность большая за ваш труд.

  28. Таисия Reply

    Днем никогда не получается спокойно написать свой отзыв. Пишу сейчас, хотя бы коротко. Лично я, да и муж тоже сказал об этом, никогда даже не думала об этом, что есть какие-то неизвестные по евангелиям слова Христа, которые где-то записаны. Удивило что все почти что эти слова почти такие же как в евангелиях. Совсем мало что добавлено или поменяно.
    Нам особенно интересно было почитать первую часть статьи. Там было много интересного для нас, чего не знали раньше. Муж нашел в интернете какую-то книгу Еремиаса. У нее другое название, но там есть целая часть, похоже из той книги о чем вы писали. Будем читать. Вам спасибо.

  29. Борис Reply

    Любопытно. Читал с интересом. Спасибо.

  30. Антон и Марина Reply

    Никогда такое в голову не входило, что есть еще какие-то слова Христа кроме евангельских. Примеры таких слов укрепили в том, что действительно в Евангелиях содержится все самое важное и достоверное, что нужно знать всякому верующему. Информация в первой части статьи была очень интересной.

  31. Руслан Reply

    Хорошая статья.

  32. Галина Ивановна Reply

    Спасибо что написали про аграфа. У нас про это вообще ничего никогда не говорят. Расширяете наш кругозор через такие материалы. Полезно знять верующим.

  33. Тимур Reply

    Неожиданно. Не знал что оказывается такое может быть. Прочитал с интересом.

  34. Иосиф Reply

    Читали с большим интересом. Тоже хотим почитать книги этих ученых, если они написаны доступным для понимания простых людей языком.
    Спасибо большое.

  35. Наталья и Алексей Reply

    Спасибо. Никогда не слышали ни о чем таком. Было интересно. Ну и получили полезную информацию. Согласны с другими комментаторами.

  36. Alex Reply

    Агра?фы, или Агра?фа (от греч. ?????? — «незаписанные») — изречения, приписываемые Иисусу Христу и не записанные в четырёх канонических Евангелиях, передаваемые устно, либо записанные в частично дошедших до нас апокрифических Евангелиях, либо записанные в доканонических источниках. Аграфы представляют большую ценность для исследователей Нового Завета как источники, в которых, возможно, сохранилось несколько подлинных речений Иисуса Христа. Также они помогают понять, как развивалась христианская традиция .

  37. брат Дмитрий Reply

    Ваши статьи про апокрифы много прояснили. Мы конечно далеки от этого всего. Вроде не было у нас вопросов и особого интереса. Но вы о многом полезном там рассказали, что уже полезно для всякого верующего. А в этой статье по нашему мнению вы поставили твердую точку. Показали что нет никаких неизвестных слов Господа которые в церкви кто-то вроде скрывает, а в этих апокрифах их открывают. Ну а раз нет в них ничего от Господа так зачем они вобще нужны? Думаем не только мы к такому мнению пришли. Вы пишите еще. Мало того что интересно это еще и полезно в разных смыслах.

  38. Степан Reply

    Благодарю за статью. В одной небольшой статье рассказали о многом. Спокойно, последовательно и с уважительным отношением к тем кто эти вопросы задавал. Уже нашел книгу Иеремиаса в интернете, буду читать. Заинтересовали. К тому же он пишет о многом полезном для нас верующих, посмотрел Содержание.
    Ценно для меня еще то, что не разводя воды кратко и четко привели эти 9 фраз и кратко их прокомментироали.
    Благословений.

  39. Николай Reply

    С интересом познакомился с этим вопросом. Даже не слышал о таком, что кто-то считает что есть неизвестные христианам слова Господа. Рад что оказалось они просто варианты с малыми отличиями от известных слов евангельских.

  40. Ирина Reply

    Нравятся ваши статьи, а также и комментарии интересные пишут братья и сестры. Всех благодарю. А также церковь и тех кто создает и поддерживает этот замечательный сайт. Благослови всех вас и церковь вашу Господь!
    Соглашусь с теми кто отметил, что нашел для себя полезное и кое-чему научился из этой статьи. Могу сказать это и про себя. Спасибо.

    • Сергей Хохловский Reply

      Спасибо! Храни Господь!

Оставить комментарий