Что такое предопределение

Хочу ответить на некоторые вопросы, которые так часто задаются в наших церквях. Что такое предопределение, как объяснить эту концепцию. Конечно, несколько страниц текста не раскроют всю картину этого многовекового спора. Написаны тысячи книг многими богословами из разных стран на эту тему. И пишут и спорят до сих пор. И будут спорить и писать. Но, тем не менее, предлагаю свой взгляд, рядового христианина, и в простых словах желаю показать, почему я не согласен с этой концепцией. Пишу это, потому что в нашей стране открыто несколько институтов и библейских школ, которые спонсируются, а, как известно,  кто платит тот и заказывает музыку, союзом или объединением церквей из США под руководством Джона Мак-Артура. Этот союз явный поборник идеи предопределения и избрания, невозможности избранных отойти от Бога и т. д. Многим, наверное, известны эти разговоры и споры, тем более в Священном Писании много таких мест, где косвенно  можно принять эту доктрину.

Ну, например, история с Иосифом. Книга Бытия 50 глава. Братья понимают, что они виновны в том, что продали Иосифа в рабство. Для Иосифа картина другая. Он понимает, что это был промысел Бога. По большому счету – его Бог привел в Египет, что бы там братья ни думали, когда это делали. С точки зрения Бога это не имеет значения. Важен замысел Бога. А не тех, кто Ему противостоит.  И тут встает вопрос: так кто же прав? А как же все-таки быть с этой самой судьбой с тем, что как бы там ни было, все разворачивается так, как Бог это запланировал. То есть, получается так: что бы человек ни планировал себе, все равно реализуется план Бога и человек не важен. Он пешка. Подобные библейские сюжеты заставляли и заставляют некоторых теологов выстраивать концепцию абсолютного предопределения.    Правда, если довести эти догматы до логического конца, то получается картина страшноватая. Получается,  что человек вообще ни за что не отвечает. Чем тогда братья Иосифа виноваты? Они делали то, что входило в план Божий.  Значит можно делать все что угодно, и все будет в порядке. Бог каким-нибудь образом разрешит эту ситуацию. Но с другой стороны встает вопрос, на который даже самые горячие сторонники концепции предопределения предпочитают не отвечать. Тогда  получается, что Бог с самого начала одних предопределил к спасению, а других к погибели. Представить себе такого Бога это картина ужасная.  Поэтому они предпочитают обходить этот вопрос.  Хотя рядовые члены церквей говорят об этом открыто. Видимо им такой Бог по нраву, потому что их-то Он избрал, и теперь им бояться нечего.  Разговаривая с некоторыми приверженцами таких взглядов можно услышать  непонятные вещи. Пример. Избивают человека трое или четверо здоровых парней. Что делать в этой конкретной ситуации. Я понимаю, что и вступиться страшно, но что-то же делать нужно. Ведь Бог нигде не призывает к трусости. Напортив, говорит нам, чтобы мы были мужественными. И  положивший душу свою за ближнего похож на самого Христа, который отдал жизнь свою за всех людей. Так вот один из  последователей Кальвина мне отвечает: «А зачем что-то делать. На все есть воля Бога. Значит, этому человеку суждено сейчас быть побитым». От другого слышу такое заявление: «Все что пишет Мак-Артур, есть истина и радость». Один вообще меня в ступор ввел. Говорили о любви Божьей и гонениях. Задавали друг другу вопросы. И он, так просто, не стесняясь, говорит; «Если бы пришли гонения, я отказался бы от Христа на словах, а потом бы покаялся. Бог ведь меня любит и Он простит». Я не знаю, как бы я себя повел, если бы я стоял пред выбором смерть или Христос. Не хочу, Боже упаси, выставлять себя великим подвижником. Но само отношение к жизни и к Богу. Вот что меня пугает, в людях придерживающихся подобных взглядов. И еще есть одна очень неприятная черта у подобных групп людей. Они почти всех отправляют в ад. Целые народы и конфессии по их заявлениям уже там.

Но, читая ответ Иосифа братьям и другие места из Писания, действительно возникает трудность. А не получается ли, что тогда все это игра в бирюльки. Если Бог все равно все делает по Своему, то не выходит ли так, что люди оказываются в детской песочнице, где всерьез ничего не происходит.

Дело в том, что с библейской точки зрения никакого заранее предопределенного будущего нет вообще. Строго говоря, для Бога нет ни прошлого, ни будущего для Него есть только настоящее. Так как для Него все творение это реальность.  Для нас реальна только часть творения,  с которой мы соприкасаемся в данный момент времени. То есть, реальность это то, что я переживаю здесь и теперь. То, что было секунду назад, уже перестало быть реальностью, это прошлое, а то, что будет через секунду, еще ею не стало, это будущее. А для Бога вся реальность абсолютна, реальна во всех временах и во всех пространствах. Как Он это переживает, мы не поймем никогда. Это Его тайна, это Его видение реальности. Я вот так представляю (конечно, это на данный момент. возможно через время я об этом узнаю больше): Бог смотрит на время как мы на пространство. Я смотрю на человека, к примеру, на Петра, и вижу его целиком: ноги, голову. Могу направо могу налево повернуться. Я вижу целиком человека. Так же и Бог видит все целиком, от начала времени до его конца, когда времени не станет. Я не могу знать, что будет с Петром через неделю. И я не знаю что у него глубоко в сердце. Потому что мы живем в трехмерном пространстве. А в Божьем мире многомерное пространство. Хотя ученые утверждают, что скорее мы живем в четырехмерном пространстве. Именно потому, что есть время. Трехмерное пространство это высота, длина, ширина. Математики приводят такой пример. Если посмотреть на настоящий кирпич, у него есть не только длина, ширина и высота, но ещё и протяженность во времени — от момента создания до момента разрушения. Физик скажет, что мы живём не просто в пространстве, а в пространстве-времени; математик добавит, что оно четырёхмерно. Так что, четвёртое измерение ближе, чем кажется.
Ученые идут дальше, и утверждают что пространство многомерно. Они приводят примеры, вырабатывают формулы и т. д. И это простые люди. Так что же говорить о Боге.

Я, глядя на Петра, вижу его в данный момент целиком, насколько мне это возможно, в силу моей тварности и ограниченности. А Бог, глядя на Петра, видит также его целиком с момента его рождения и до момента его смерти. И здесь нет ни будущего, ни прошлого. Вся реальность настоящая. Это трудно представить, и тем более объяснить.

Могли ли братья Иосифа не продавать его в рабство. Да, могли. Каждый человек создает свой маленький мир. И есть большой Божий мир. В Божьем мире реализуется гораздо больше сценариев одновременно, чем мы можем увидеть и понять. Именно одновременно, именно параллельно, и по большому счету получается, что Бог в некотором смысле выбирает тот сценарий, который считает оптимальным, для осуществления Своего замысла. Тогда становится понятно, что Бог ничего не предопределяет. Просто в сотворенном Им мире Он выбирает способы реализации Своего плана.

И здесь возникает объективная возможность свободного выбора. Бог не заставляет человека выбирать Свои развития событий, Свои варианты реальности, а ведь каждый вариант развития событий есть некий вариант реальности.  Он только предлагает человеку тот вариант который выбрал Сам. По Своему замыслу предназначил для человека, но человек волен принять тот вариант, который предлагает Бог либо создавать свой собственный. И тогда становится понятно, что это не условная игра или песочница, что человек действительно создает свой мир свою реальность, она так же абсолютна, реальна, как и реальность мира Божьего, потому что мир Божий это ведь тоже целая система взаимодействующих между собой реальностей. Поэтому мир многомерен, поэтому он многокрасочный.

Братья Иосифа понимали, что они совершают зло. Понимали, но, тем не менее, сделали именно так. Тогда не было Священного Писания, но закон Божий был вложен в сердца человеческие. Об этом нам пишет апостол Павел. У нас сейчас есть Библия, где открыта воля Божья. Для этого Бог и дал нам Библию, чтобы любую конкретную ситуацию мы смогли оценить и понять. А окончательную точку в процессе над  жизнью  человека Он ставит Сам. Стоит только сказать человеку «ты ничтожество», «РАКА» знаменитая в Новом Завете, «пустое место» буквально. И  никакого милосердия для себя ожидать не приходиться. Потому что человек выпадает из Божьего мира, а значит и из Царства Божьего тоже.

И человек в этом смысле не судья. Судить может только Тот, кто знает всю реальность, Кроме Бога ее  не знает никто. И если я даю свою оценку любому человеку  или поступку, то понятно, что эта оценка для конкретной ситуации. Она  по определению не может быть абсолютной и окончательной. Но если она не абсолютна, то я не могу  поставить и последнюю точку в оценке человека.  Самое большее, что я могу — оценить этот конкретный поступок.  Но человек то всегда больше конкретной ситуации или поступка.  Каков человек и что он собой представляет, и какое его место в мире – можно оценить из знания всей реальности в полноте. А кроме Бога это никому не доступно. Только он может поставить последнюю точку, давая оценку человеку.  А Он не торопится этого делать и оттягивает до последней возможности. То есть пока сам человек не выявиться весь настолько, насколько он может выявиться. И вот когда человеку нечего больше сказать и нечего от него ждать, тогда Бог эту точку ставит. Но опять же, это знает только Он, когда нечего больше ждать.  С нашим восприятием мира этого не определить.  И  дело даже не в нашей греховности, а в нашем ограниченном видении мира. Это ограничение не из-за  падения, а  из-за природы, которую нам Бог дал. Он  нам дал эту природу, потому что не собирался делать нас судьями. Библия дается для конкретной оценки ситуации, а не для окончательного суда над человеком.  Если понимание этого есть,  то ты не станешь осуждать человека. Не судите, да не судимы будете. Если ты хочешь, чтобы тебя судили объективно, а это может сделать только Бог, тогда и других тоже суди объективно, откажись от того, чтобы ставить эту самую последнюю точку. Предоставь это дело Богу, оценивай не более чем конкретную ситуацию.

Давайте поведем итог. Итак, во-первых, никакого предопределения быть не может, потому что у Бога нет прошлого и будущего. Для Него весь Им созданный мир здесь и сейчас. В этом Божьем мире существует множество сценариев событий. Его воля будет исполнена, но вариантов для ее исполнения множество. И человеку предлагается вступить с Богом в союз. Человек оказывается  перед выбором: принять тот вариант, который ему Бог предлагает, и стать частью этой реальности, этого мира, либо создавать свою реальность, свой мир, но со всеми вытекающими последствиями.  И то, что мы называем обращением, является не только внутренним нашим изменением, но и вхождением в эту иную Божью реальность.  Обращение не только когда человек приходит ко Христу и приобщается к Царству Божьему. Я говорю о любом обращении, которое переживает человек, который открыл для себя Бога. Даже в этом случае человек все равно переживает некую новую реальность, которая входит в его жизнь. Мир раздвигается, пределы и границы мира расширяются .

Второе, чтобы понимать или хотя бы стремиться к тому, чтобы исполнять Божий план, для этого нам оставлена Библия, Церковь и Дух Святой. В Библии посредством Духа Святого, чаще всего через учителей Церкви, или через проповедников, или бывает напрямую без посредников, нам открывается истина. И человек стремящийся познать истину в полноте – прекрасно осознает, что он не имеет никакого морального права пройти мимо, когда семеро избивают одного. Нет никакого предопределения в том, чтобы его избили. Просто плохие дяди живут в своем маленьком греховном мире, и решают вопросы таким неблагородным образом. Радикальный кальвинистский  взгляд на реальность очень сходен с фатализмом. Фаталисты  считают смирением, когда не противятся всему тому, что происходит в нашем мире.  Фатализм и смирение это разные вещи, потому что в падшем мире не все происходит по воле Божьей. Очень многое по попущению Божьему. Это надо учитывать.  Слишком много «воль», которые с Божьей волей считаться не хотят. Уважая их свободу, Бог позволяет происходить многому, в чем Он сам не участвует. Это и называется попущение. Поэтому не все что случается вокруг нас, случается по воле Божьей. Вспомните, что ответил Иосиф братьям. Быт. Глава 50:20 стих «вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей;»  Да, часто так происходит, что Бог переворачивает ситуацию и зло человеческое обращает, в конце концов, в добро. Но ответственность с тех, кто творил свою злую волю не снимается.

И нет предопределения, чтобы какие-то люди спаслись, а какие-то погибли. Бог желает, чтобы все спаслись и  пришли к познанию истины. И у Него есть для каждого человека множество вариантов. А вот выберет человек Его путь или останется упрям в своем неведении и гордыни – это уже дело самого человека. Бог будет судить всякого человека, основываясь на том, что и сколько ему  было открыто. Язычники, для которых не просиял еще Новый Завет в жизни, будут судиться по закону совести.  Знающие закон будут судиться по Закону. Мы же, имеющие Евангелие, и принявшие его, несем куда большую ответственность. Нам дана великая привилегия, но и спрос с нас будет строже.

Но судить мы никого не имеем права. Мне кажется, что радикальные кальвинисты похожи на людей, которые живут в одномерном или, максимум, в двумерном пространстве. Вот для них есть только прямая. И они не видят плоскости, не могут видеть как события или люди располагаются в пространстве и времени. Это происходит от того, что они концепцию предопределения и избрания сделали основой своей веры. Она для них уже даже не доктрина, а догмат, в который верить нужно беспрекословно. Образно я это так представляю. Я смотрю на портрет, где нарисован человек. Он красив, потому что пропорционален. Но если у него нос в 10 раз больше чем должен быть, то этот портрет становится уродливой карикатурой. Также поступают крайние кальвинисты, полагая концепцию предопределения и избранности в основание своей веры. Подобным образом поступают и харизматы, уделяя 80% своего времени и сил на изучение и практическое применение учения о языках и пророчествах, они забывают о многом другом. Еще более важном.

Провозглашая идею, что Бог у меня в сердце, не стоит исключать Его из Космоса из Вселенной, которую Он же и сотворил. Бог любит тебя, и Духом Святым пребывает в твоем сердце. Но Дух дышит, где хочет, и у Бога есть отношения и с Иваном из Российской глубинки, и с Мигелем из Мексики. Он заботится обо всем творении. А если он действительно у тебя в сердце, то дай Богу наполнить свое сердце любовью к людям, и проси чтобы Его истина, Его замысел открывался тебе каждый день. А то может получиться так, что Бог станет твоим «карманным Богом», которого ты захочешь использовать для оправдания и поддержки своих идей и взглядов. Упаси Господи.

Автор: Юрий К.

Об авторе:
  1. Андрей Reply

    Хорошая статья. Мне понравилас своим спокойным подходом, без ненужной горячности и категоричности как бывает. Для меня вполне убедительно, хотя я и так не кальвинист и не сторонник теории жесткого предопределения.
    Спасибо.

  2. Алекс Reply

    Статья ни о чём..
    Автор смешал разные понятия и притянул его к своей теме. Так он начал о предопределении к спасению, добавил МакАртура, который кстати не относится к кальвинистам, далее приплёл к предопределению в поступках, а далее вообще смешал всё с радикальными кальвинистскими взглядами.

    Глава 50:20 стих «вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей;»

    Данный текст как раз и показывает, что существует две параллельно существующих реалий: с одной стороны человек поступает в соответствии со своей волей(не как марионетка) и будет отвечать за свои поступки, но в то же время Бог творит свой план «Бог обратил это в добро».

    Библия хорошо показывает всю реальность и плачевность нашего положения по отношению к Богу: «потому что все согрешили и лишены славы Божией» Послание к Римлянам 3 :23
    Никому из нас нечем гордиться.. Мы все уже осуждены на смерть.. Было бы абсолютно справедливо, если бы Бог всех людей отправил в ад.
    Но Бог проявляет милость к тем поверит! «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.» Евангелие от Иоанна 3:16
    Для этой благой вести Иисус Христос и пришёл, и умер и воскрес! И теперь верующий в Него получает, новое рождение и спасается вменённой праведностью Сына Божьего, а не своей.
    А как мы понимаем, человек может либо родиться от Духа Святого, либо нет. (Исаия гл. 53, Иоанна 3:3,5) Родиться наполовину, или сначала родиться, а потом не родиться не возможно.

Оставить комментарий