Размышление о смерти

У меня был период в жизни, когда я девять лет работал в христианском коллективе. Более ста человек верующих людей. За эти годы разные разговоры были. И молились о разных нуждах. Бывало, что просили молиться о тех, кто попал в аварию. Молились о тех, кто заболел раком. У кого-то трагически дети погибали. У кого-то, по возрасту отходили в мир иной родственники. По-разному умирали люди. Я спрашивал у многих: « а ты как бы хотел умереть»? Кто-то отвечал: мне нет разницы. Другие, лучше бы вот так быстро, как в аварии. Раз — и ты уже готов. Некоторые меня упрекали. Что ты! тебе только сорок лет, а ты об этом разговоры заводишь. Один парень чуть ли не за грудки меня хватал. Зачем ты об этом думаешь? Мы призваны только к радости и процветанию! (Есть такое направление в протестантизме, они считают, что Христос принес им материальное процветание и физическое благополучие). Я про себя тогда подумал. Знал бы ты, с какого возраста я об этом размышляю.

Мне было восемнадцать лет, я устроился работать на завод. Так принято было в те годы, чтобы за время прохождения воинской службы не прерывался трудовой стаж. И вот я остался во вторую смену и возвращался пешком около часа ночи. Городские автобусы уже не ходили. Да и что такое для восемнадцатилетнего парня пройти пару тройку километров. И вот на моих глазах произошла жуткая авария. Мотоцикл выезжал со двора. На нем сидел парень лет семнадцати, а сзади две девушки примерно такого же возраста. Они врезались в пустой автобус «ПАЗ». Их тела и запчасти от мотоцикла были разбросаны по дороге. Я подбежал и мы вместе с водителем автобуса и молодым парнем, который был с ним, бросились осматривать трех молодых людей. Но, к сожалению, все они были мертвы. Картина была, мягко говоря, не для слабонервных. Открытые переломы. Сломанные кости торчали из порванных джинсов. Я не боялся вида крови, в те годы я хотел стать врачом, и даже поступал в медицинское училище, но не прошел по баллам. Поэтому для меня не было большим потрясением вид мертвых тел, крови и рваных ран. Потрясло меня другое. Когда я уже шел домой, то думал. «Не дай Бог так умереть». Не хочу я так. Я представил, как сейчас звонят их родителям и приглашают приехать в морг для опознания. Тогда еще я не был христианином, и меня больше тревожило, как смерть скажется на близких людях. Я представил слезы, крики, причитания и мурашки побежали по коже от этих мыслей.

Жизнь продолжалась, мне пришлось увидеть кончину нескольких близких мне людей. Их смерти оставляли раны в сердце, и возвращали к той ночи и мыслям, которые запали в душу тогда. Имеет ли значение, как ты умрешь?

Прошло одиннадцать лет после той трагедии, я стал верующим. Но как-то не принято в нашей среде говорить о физической смерти. Существует ли связь между нравственным и духовным состоянием человека и тем способом, которым душа отделяется от тела. Меня посещали сомнения, а может и правда, не стоит думать о смерти, о том как придет этот последний час. Но затем я прочел в Священном Писании такие слова. Экл. 7: 1-4 «Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти — дня рождения. 2 Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит [это] к своему сердцу. 3 Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше. 4 Сердце мудрых — в доме плача, а сердце глупых — в доме веселья».

Я вспоминаю рассказ одного англичанина. В Англии не принято прощаться с умершими. Они считают, что это может негативно повлиять на человека. Зачем задумываться о смерти, когда жизнь прекрасна. Все делается для того, чтобы отвлечь людей от этой темы. И вот как-то автор рассказа гулял по Лондону, и проходил мимо русского храма. А там в это время прощались с усопшим. Ради любопытства он вошел, и впервые за свои тридцать пять лет увидел лицо мертвого человека. Это событие настолько поразило его, что он в те минуты переосмыслил всю свою жизнь. Задумался над бренностью своего бытия и впоследствии стал христианином. Слова Соломона: «Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира», сбылись в его жизни.

А потом я прочел отрывок из покаянного канона. Я живу в России, и поэтому мне интересно понять, как и чем живут окружающие меня люди. Я сам стараюсь читать и вам кое-что о прочитанном мною, доносить. Нам необходимо знать как можно больше о традициях своего народа. Так вот перед причастием православные читают ряд правил и покаянные каноны. В идеале три дня перед причастием еще пост. Но это для тех, кто редко причащается.

Есть несколько покаянных канонов. Самый большой назван великим — это канон Андрея Критского. Многие протестанты боятся читать Отцов Церкви или великих учителей Церкви. Так вот этот канон был написан в седьмом веке от Р.Х. Еще тогда, когда Церковь была едина. По своему содержанию канон — сокровенная беседа с собственной душой. Он изобилует примерами из Ветхого и Нового Заветов. В нем говорится о губительных последствиях греха. И о бесконечном милосердии Божьем. Канон Андрея Критского очень большой. Его непросто внимательно, вдумчиво молитвенно сразу воспринять. Но, к примеру, Александр Васильевич Суворов настолько был потрясен этим каноном, что сам решил написать молитвенный канон. И за несколько месяцев до своей смерти составил свой молитвенный «Канон Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу». Но помимо канона Андрея Критского есть и небольшие покаянные каноны. Так вот в одном из таких относительно небольших канонов есть такая просьба-молитва: Два раза она повторяется. «приими́ недосто́йную моли́тву мою́ и сохрани́ мя́ от на́глыя сме́рти, и да́руй ми́ пре́жде конца́ покая́ние». Это на старославянском языке. «поми́луй мя́ гре́шнаго, и в доброде́тели укрепи́, и соблюди́ мя́, да на́глая сме́рть не похи́тит мя́ негото́ваго, и доведи́ мя́, Ца́рствия Бо́жия». Когда я прочитал это, я понял, что не я один думаю об этом. И это нормально думать о своей физической смерти, и готовиться к ней. Люди просят, чтобы не постигла их смерть наглая.

Наглой она названа тогда, когда приходит к нам, как наглый захватчик. Захватывает нас — неготовых, нераскаянных. Один человек сказал такие слова. Я бы желал себе такой кончины. Непродолжительной болезни, чтобы не обременять родных и близких, но чтобы и успеть покаяться, подготовиться к переходу. Еще один христианин писал то, что многим современным, да и не только современным людям может показаться даже насмешкой какой-то над человеческим горем, бедой: раковое заболевание — это удивительная милость Божья к человеку. Почему? Потому что человек понимает, что он уже приговорен к смерти, ему осталось, может быть, полгода, и он имеет возможность к этой смерти подготовиться, не рассеиваясь и не отвлекаясь на массу житейских нужд и проблем.

Смерть наглая — это смерть, к которой человек может оказаться неготовым. А ведь многим кажется это хорошим вариантом. Не мучился человек, не угасал медленно, не содрогался от ужаса, сознавая наступление конца. Просто шел по улице — и вдруг упал. Сам упал или машина сбила — не так уж и важно, главное — раз, и все. Только ведь совсем не всё на самом деле. Всё — только в том смысле, что не поправит уже этот человек ничего в земном своем житии. Поэтому все не так радужно в таком варианте. Яркий пример такой наглой смерти, внезапной неожиданной находится в Евангелии. Помните человека, который собрал богатый урожай, построил хранилища. Он думал жить долго и в достатке, и не помышлял о Боге и вечности. Христос говорит про такого человека, что он глупец. Собирает сокровища на земле, а в Бога не богатеет. Согласитесь, мы часто находимся в подобном состоянии. Может не все, конечно. Я про себя говорю. Порой мы увлечены погоней за достатком. Повышением социального статуса, занимаемся карьерой, ищем развлечений и т. д. Бывает, что на этом пути лукавим, обманываем, не говорим всей правды, иногда воруем. Подсиживаем кого-то, сплетничаем и т. д. Этот список можно продолжать. Не хотелось бы в один миг погибнуть, мчась на машине в таком состоянии. Но еще лучше бы, по крайней мере, для меня, чтобы было время покоя, тишины и покаяния. Чтобы покается перед Богом, извиниться перед людьми, если есть такая возможность. Попрощаться с близкими. И много, много молиться. Лев Николаевич Толстой писал с завистью в своих дневниках о том, как просто и легко уходили русские крестьяне. Мужикам Бог открывал порой даже день смерти. Они прощались с детьми, внуками, раздавали все долги свои, переодевались в белое и умирали. Так просто переходили в иной мир. Он так именно хотел умереть. Но у него произошло по-другому. Интересно как он провел последние недели своей жизни. Хотел к старцам пойти в Оптину Пустынь, но гордыня не позволила. Стоял и смотрел издалека, но не пересилил себя. Мечтал, вот если бы они его позвали поговорить, он ведь величина. А покаяние то, и мудрые советы ему нужны были, а не им. Дочь не позволила и на смертном одре прийти священнику. Почему? Долго рассказывать. Можете сами прочесть об этом. Но это показательно. Великие писатели и многие другие люди желали бы не наглой, преждевременной и неожиданной кончины.

Бояться физической смерти не надо. Это смерть первая. Страшна смерть вторая, духовная. Когда произойдет окончательный разрыв человека и Бога. После всеобщего воскресения и последнего суда. Это можно утверждать точно, на основании Священного Писания.

Необходимо понять, что когда мы говорим о жизни вечной, мы подразумеваем новое существование, как качественно иное бытие. Для христианина вообще неважно бессмертие, как бесконечно многолетнее существование само по себе. А как качественно иное бытие. Жизнь с Богом, вечная жизнь — это жизнь иного века. Иные взаимоотношение с Богом и с Его творением, а не то, что бесконечно много лет.

Да, это правда, смерть тела — это не конец. Это только начало. Жизнь вечная с Богом, или вне Бога в вечности зависит от нашего состояния на момент физической смерти. Чего мы достигли, живя на земле? Куда был направлен вектор наших стремлений? Я поделился с вами лишь маленькой частью своих наблюдений, и открыл желание свое, как открываю его и перед Богом, почти каждый день. В соответствии со словами Священного Писания: «Открывайте желания свои перед Богом…» Я прошу Его не посылать мне смерти внезапной, тогда когда я буду не готов. Вы можете считать это несущественным, можете иметь свою точку зрения. Никто не вправе навязывать свое мнение. И желания могут также быть разными. И тем более я не знаю, когда и как уйду из этой жизни. Но хотелось бы как Иов. Помните, Иов.42:17 и умер Иов в старости, насыщенный днями. И еще скажу, не стоит бояться старости, — это благословение. Ольга Аросева актриса театра и кино как-то высказала очень интересную мысль. Не жалейте о том, что стареете – многим в этом отказано. Жизнь дается всем, старость – избранным. Сама она почти девяносто лет прожила, и знала, о чем говорила.

Великие просветители Русо и Вольтер являются корифеями просвещения. Они на Русь принесли свет, так тогда считали некоторые. Считали великой привилегией, если кто-то имел с ними личное общение. Императрица Екатерина была с ними в переписке, и это было очень почетно. Но они были безбожниками. И как они закончили? Вы знаете?

ВОЛЬТЕР — французский философ, писатель и острослов, посвятил все свое литературное творчество борьбе с христианством и Христом. Однако борьба Вольтера против Христа закончилась для француза полным поражением. Известно, что его последняя ночь была ужасной: он корчился от боли, кричал. Он призывал на помощь именно Того, Кого всю жизнь преследовал. Сильные боли, происхождение которых поначалу было неясно, вынуждали Вольтера принимать большие дозы опия. Он хотел пригласить священника, чтобы облегчить душу, но его свободомыслящие друзья не позволили ему этого. Сестра милосердия, француженка, провела несколько часов при смертном одре Вольтера. Вот ее свидетельство, которым она поделилась с одним человеком. «Сударь, я служила медсестрой у смертного одра Вольтера, и я вам говорю, что за все богатства Европы я не хочу видеть другого умирающего безбожника. Это было нечто ужасное». Руссо произвел на свет кучу детей и отдал в приют, а сам воспитывал детей короля. Он женился на женщине Терезе, которая не умела читать и даже не умела определять время по часам. Он ее учил. Последние месяцы он жил у одного помещика, который читал его труды и приютил его. Его находят с пробитой головой. Есть разные версии. Она из них такая. Жена его заводит роман с английским конюхом Николасом, и этот конюх в припадке гнева каминными щипцами убивает великого просветителя.

Конец – делу венец, надо всегда помнить эту пословицу.

А тот же Пушкин уходил совсем иначе. Да, дуэль — это глупость в большинстве случаев, это непослушание Богу, и преступление против человека. Как сам Пушкин говорил, я невольник чести. Не мог он иначе поступить. Но Бог оказал ему милость, и оставил возможность для покаяния. Он, будучи смертельно ранен, призвал сельского священника. Хотя бы мог для себя приказать позвать какого-нибудь митрополита или епископа. Но сказал, позовите священника из ближайшей церкви. И когда священник вышел после исповеди, причастив Александра Сергеевича, со слезами, то сказал: « я и для себя хотел бы такой исповеди и кончины». Он был поражен искренностью и тем, что Пушкин глубоко понимал свое положение пред Богом.

Все-таки друзья, жизнь с Богом, как правило, предполагает и смерть более спокойную и нестрашную. (Хотя бывают и исключения). Конечно, если не брать мученическую кончину. Это тяжело, но в то же время почетно. Сейчас у нас другие времена в России, никто пока не убивает за имя Христа. Что будет дальше — мы не знаем. Вам решать, дорогие друзья, просить у Бога, чтобы ваша смерть не была внезапной. Может быть, вам нет до этого никакого дела. Я поделился своими размышлениями, не преследуя цели вас к чему-то призывать. Так, мысли вслух, можно сказать.

 

Автор: Юрий К.

Об авторе:
  1. Мила Reply

    Спасибо. Думаю многих это должно побудить задуматься. Мне это знакомо, потому что мои родные православные христиане. У нас дома много хороших и глубоких книг. Благодаря этому я хорошо знаю и историю христианства от самого начала. А также книги по богословию, труды Отцов Церкви, деяния Вселенских Соборов и многое другое. Также и книги по нравственному богословию, практической христианской жизни, об исихазме, молитве, исповеди, покаянии и многом другом.Обширна библиотека.Есть в ней и старинные книги. Ее собирали несколько поколений. Мне часто не хватает этой глубины в наших пропведях в наших баптистских церквях. О других даже не говорю, т.к. считаю именно баптистов самыми глубокими из всех протестантов. Это я не в укор кому-то, просто такое мое мнение, поэтому я и в баптистской церкви, хотя есть знакомые кто в других протектснских церквях еще с 90-х. Просто вы так искренне написалли, что и мне захотелось поделиться своими мыслями. Спасибо вам большое.

  2. Мила Reply

    Вы ведь много больше знаете о православии чем брат Николай Корнилов. Почему бы вам не написать об иконах? И о многом другом, что совершенно извращенно преподносят протестантам в церквях такие горе-знатоки как Юрий Сипко, о статье которого вы тоже написали. Нельзя жить в православной стране и настолько извращать смысл того, что уважают и почитают большая часть христиан России и других православных стран. Или это делают из страха, что люди узнают правду и истинный смысл православной веры и бросят свои церкви и перейдут в православие? Лично я знаю это, но я баптистка. А мысли о возможном переходе появляются только в связи с подобными высказываниями и статьями или проповедями по типа Сипко, и в связи с недостаточно глубоким пониманием и проповедью христианской веры. Насколько я знаю из общения с другими верующими, приммерно такие же мысли и по тем же причинам и у них. Но ведь это можно довольно легко и быстро исправить. Просто об этом не говорят. Но разве такое молчание на пользу нашим церквям?

  3. Аноним Reply

    Спасибо вам за добрый отзыв, я с вами полностью согласен, и насчёт того что самые здравые из протестантских конфессий это баптисты. Поэтому и я как и вы баптист. И я вам скажу больше многих из нас, это я делаю вывод из личного опыта, скорее можно назвать российскими баптистами нежели западными протестантами. Из разговоров с братьями я понял что на многие вещи мы смотрим иначе чем те же Американские баптисты. Это и вопрос о причастии. Многие воспринимают его не просто как символ или воспоминание. И в вопросе храмового пространства. То есть для нас иметь свой дом молитвы очень важно. На западе спокойно могут арендовать клуб и десятилетиями приходить туда для молитвы. Не обращая внимания на то что вечером там проходят дискотеки. И еще много, можно таких сравнений привести. Это тема целой статьи. К чему я это все пишу. Скорее всего я не смог бы быть членом какой-нибудь церкви в США, но я спокойно уживаюсь с моими братьями и сестрами в нашей стране, хотя я реально понимаю что со мной многие могут быть несогласными. Поэтому никуда переходить я никого не призываю, я просто хочу сказать, что можно быть баптистом и любить свою страну и свой народ. Что касается ответа Ю.К.Сипко на его статью и интервью, то я долго думал, а имею ли я право критиковать его. Лет десять назад когда он был главою братства, а я еще так мало знал о христианстве, наверное я бы к нему с дрожащими коленями подходил бы. Но молясь и спрашивая Бога, все-таки посчитал что это не есть дерзость. Просто это он себе много позволяет. Патриарх Кирилл человек куда более грамотный и исполненный Духом Божьим не позволил себе ни одного осуждающего слова в отношении нас. Поэтому я решил не молчать, хотя с огромным уважением отношусь и к Ю.К.Сипко. Может он переменит свою точку зрения. (Очень хочется верить) Будем баптистами, но не будем никого осуждать и клеймить. Мне баптизм дал очень много. И Братья из Америки очень повлияли положительно в начале христианского пути. Я лет восемь читал только западных авторов, так нас учили. А потом настал период у меня в жизни, когда я просто спросил сам себя. «А что до Пятнадцатого века христианства не существовало. Не было никаких трудов. Где тот пласт знаний и опыта, который церковь накопила за пятнадцать веков». И оказалось что столько интересного и глубокого сотворили и Отцы Церкви и многие другие. Да и наша Россия богата на таланты и людей святой жизни. Хотя надо признаться в РПЦ также не мало проблем. Придет время и об этом поговорим.

  4. Андрей Reply

    Спасибо. Тема важная и статья на мой взгляд правильная.

Оставить комментарий