Детская проповедь о единстве по мотивам сказки «Репка»

Сегодня детки, я расскажу вам сказку. Но сначала хочу спросить. Что значит сказывать? Сказывать это значит разговаривать. Это значит устно передавать образ увиденной действительности. Сказки передавались устно, записывать их стали только в 18 веке. И поэтому мы имеем поздние записи, поздние редакции сказок. Поэтому в них, естественно, отражается мировоззрение более позднего времени. В частности христианского. Некоторые сказки могли быть придуманы еще в дохристианский период. Веками старшие передавали их младшим – своим детям, внукам… Если СКАЗИТЕЛЬ был верующим, христианином, то он что-то добавлял, или старался на чем-то сделать особое ударение, что-то выделял. Придавал сказке особый дух, смысл. И поэтому дошедшие до нас русские народные сказки содержат в себе христианскую идею. Вообще в любой сказке есть два смысла. Один, на поверхности лежит. Это и есть сюжет, краткое повествование. И другой более глубокий смысл, и он раскрывается уже при определенном духовном уровне развития человека. Сказка чем-то напоминает притчу. Наш Господь Иисус Христос часто в евангелии говорил притчами. Иногда Он Сам разъяснял смысл, но чаще смысл не сразу раскрывался человеку. Нужно было поносить притчу в голове, приходило время, когда смысл той или иной притчи выявлялся. Также и в сказках, когда приходит время смысл сказки открывается. И сегодня мы раскроем смысл одной всем вам известной сказки.

Я сегодня расскажу вам сказку о репке. Итак, посадил дед репку. Потрудился, правильно. Что такое репа до Петра I на Руси? Это основной продукт питания крестьянина. Картошки еще не знали. Хлеб, да репа. Можно было готовить из неё много блюд. Это основное кушанье. Посадил дед репку, потрудился. А для себя ли он ее посадил? Как вы думаете? Мы знаем, что нет. Но глава семейства он, и поэтому он сажает для всех. Теперь замечательная вторая фраза. Выросла репка большая — пребольшая. Сразу возникает вопрос, он ее окучивал, поливал. Не написано, но скорее всего, да. Она выросла большая пребольшая. О чем это нам говорит. Бог дал. Дед свой вклад внес, а Бог благословил его. Бог дал по потребности. Если бы дед жил один, то и репка была бы соответствующих размеров. А поскольку у него еще ого-го сколько домочадцев, то и репка выросла большая. Бог по трудам вознаградил деда. В евангелии звучит такой принцип. Кто не работает, тот и не ешь. Репка не для одного старика, значит должны потрудиться и другие. Хотя бы достать, приготовить и на стол поставить.

Старик кличет старуху, вторую половинку. Они же единое целое. Муж и жена да будут одна плоть. Они вдвоем должны потрудиться. Тянут, потянут вытянуть не могут. Старик инициатор всего мероприятия, жена его вторая половинка безропотно идет ему помогать. Но не получается у них, ведь репка не только для них двоих. Должна еще потрудиться внучка. Но не старик внучку зовет, а бабка. Почему? Потому что в Домострое было четкое указание, кто кого воспитывает. Отец или дед сына или внука. А мать и бабушка дочку или внучку. Совершенно четкая линия.

Знаете что такое Домострой? Нет, конечно, не знаете. И я не знал в детстве. Хотя от своей бабушки я неоднократно слышал: «Так написано в Домострое». Откуда-то она знала указания из этого свода правил? А у нас в городе, где я провел детство, был район названный самостроем. То есть люди сами без разрешения, после войны и позже понастроили себе домом, сараев, и жили там. И я путал эти слова. ДОМОСТРОЙ и САМОСТРОЙ. А потом я узнал, что такое Домострой. Это книга, написанная в 16 веке. Составителем этой книги был протопоп Благовещенского собора в Кремле Сильвестр.

Итак, Домострой – это свод правил духовной, мирской и семейной жизни. В ней говорилось, что Семья – единый организм, в котором в любви и взаимопомощи живут и стар, и млад, а все домочадцы всё делают сообща, нужно ли «есть и пить, или яства варить, или печь что, и всякие приспехи делать, и всякое рукоделие, и всякое мастерство». Объединяющим началом в доме является общая молитва, а вы молитесь дома с родителями? В Домострое было написано «Каждый день вечером мужу с женой, с детьми и с домочадцами, кто знает грамоту — отпеть вечерню, повечерницу, полунощницу в тишине, с вниманием и смирением, с молитвою и с поклонами, петь внятно и согласно…» В домостроевской семье кроме её отца хозяина дома, всегда чувствуется незримое присутствие другого, высшего Отца. В стремлении выполнять Его заветы все члены семьи объединялись между собою. Все отношения в семье были упорядочены, определены, всё было на своих местах. Устроенный дом «Домострой» не случайно называет раем: это место, где человек отдыхает душой, где нет места злу. Я забегу вперед и сказка наша именно об этом. Вы сейчас увидите.

Так вот в Домострое сказано, кто за чье воспитание отвечает. И внучка с готовностью на этот зов откликается. Спрашивается, а где родители? Наверное, на заработках в городе. В Москву уехали, или в Америку на заработки. Опять же в древней Руси, как говорили? Не хвались детьми своими, а хвались внуками. Почему? Потому что

именно во внуках реализовывается процесс воспитания. В детях допускаются многие ошибки. Понятно, родители еще молодые, а во внуках они исправляются. И я вам скажу на своем опыте это так. Бабушка лучше находит язык с моими дочками. Они ее больше слушаются. Она более мудро ведет себя с ними. У бабушек есть уже опыт воспитания. Это, во-первых. А во-вторых, современные ученые заметили, что физиологически внуки часто бывают ближе дедушкам и бабушкам, нежели родителям. И часто внуки похожи более на дедушку и бабушку, чем на родителей. Во внуках отображается дед и баба. Внучка это отражение бабушки, только маленькая. Она тоже пришла потрудиться. Тянут, потянут, вытянуть не могут. Почему? Что неужели Жучка, кошка и мышка, большие помощники. Нет, вопрос не в этом. Смысл сказки в другом. Продолжим. Смотрите, дед, баба и внучка живут в одном доме. Это один мир. Жучка, она, где живет? Во дворе. Хотя сейчас в квартирах Жучки живут и спят на кроватях вместе с людьми. Но изначально собака не для этого приручалась человеком. А для того чтобы служить и охранять дом. Жучку зовет внучка, и она сразу прибегает на зов людей. Она их друг. Тянут, потянут, вытянуть не могут. Еще нужна дополнительная сила. И Жучка зовет кошку. А как живут кошка с собакой? Плохо, как кошка с собакой. Это уже устоявшееся выражение в нашем языке. Понимаете, вот в этом все и дело. Чтобы сделать общее дело они должны примириться. С одной стороны Жучка должна примириться с кошкой, а с другой кошка должна поверить, что Жучка не укусит, не наброситься и не покусает ее. Здесь есть смирение, послушание и доверие. Без этого невозможно сделать общее дело. Ну а дальше вообще потрясающее происходит. Получается, что мышка самая сильная. В чем сила мышки? В том, что кошка зовет не просто мышку, а зовет свою еду. И мышка проявляет удивительное еще большее смирение и доверие, чем кошка по отношению к собаке. Она с готовностью идет, и вот все вместе потянули и вытащили.

Что здесь самое главное? Сила в единстве. Общее дело исполниться только тогда, когда есть единство, и более того, оно основано на любви к своему ближнему. Этому надо учиться. И даже любви к врагу своему. Ведь мы не со всеми дружим. Кто-то нам не нравиться, или обижает, дразнит нас. Но ради общего дела, нужно смиряться, переступать через свою гордость и идти на примирение. Возьмем для начала семью. Семья самое главное, особенно в жизни маленького ребенка. В каждой семье есть одно общее дело.

Знаете, как еще называется семья? МАЛАЯ ЦЕРКОВЬ. Не путать с маленькой церковью. Маленькая церковь это что? Это, к примеру, церковь в Железнодорожном, или

даже наша, по сравнению с Центральной церковью, в Трехсвятительском переулке. Или Храм Христа Спасителя это большая церковь, а церковь в Новогирееве маленькая. Малая церковь это другое. Это устроение внутри организма, Тела Христа. Как в любой церкви есть священник, есть диакон и есть члены церкви, так и в семье. Папа это священник, мама совершает диаконию, то есть помощница священнику, а детки это прихожане. А для чего собраны все воедино? Для того чтобы спастись. Это общее дело. Помогать друг другу в спасении. Носить бремена друг друга и возрастать в любви.

Как вы можете это сделать? Надо слушаться родителей. Стараться хорошо учиться. Помогать по дому и т д. Вносить свой вклад в общее дело малой церкви. К примеру, вы молитесь за родителей. Ведь папе нужно и денежки заработать, и о духовном воспитании не забыть. Мамочке необходимо быт обустроить. Еду приготовить, с вами уроки сделать, в школу отвести. Они нуждаются в вашей молитве. И Богу это приятно, когда маленькие и не очень маленькие дети молятся.

Что дальше? Кроме семьи есть и другой мир. Это поместная церковь. Куда вы приходите по воскресеньям. И здесь вы тоже можете проявить и смирение и послушание и помогать друг другу. Жучка позвала кошку. Она рисковала, но пошла. И вы можете с кем-то быть в ссоре. Но необходимо вам понять, что в таком случае нужно примириться, потому что в церкви должна царить любовь. И ради этого можно наступить на свое «Я». У вас есть также и школа, или спортивная секция, а тут уже могут быть не просто неприятели, но и враги. И, к примеру, если вы занимаетесь командным видом спорта, ради победы команды, вы можете последний пас своему недругу отдать. Не самому забить гол, не самому прославиться, а все сделать для победы команды.

Вот смысл основной, который заложен в этой сказке. Сила в единстве. Для блага общего дела, можно положить на алтарь, пожертвовать, своими личными амбициями. Нам в школе в детстве часто приводили учителя один пример. Они брали веник, а вы знаете, он состоит из множества колосьев или веточек. Одно можно сломать легко. Два тоже несложно. Три уже необходимо приложить силу. А целиком веник вы никогда не сломаете. Попробуйте дома, если родители разрешат.

Сказка заканчивается, на том, что они вытащили репку. А ничего не сказано. Дальше, вкусная она была или невкусная. Понятно, что у них все будет хорошо. Дело сделано, доброе начало положено и все будет отлично. Потому что каждый на своем месте проявил себя как должно. И помните, что вы можете оказаться на любом месте. И на месте

главы семьи – дедушки. И на месте бабы, и на месте Жучки и внучки. Кошки и мышки. И чтобы поступит верно, вы должны учиться и в обычной школе, и в воскресной школе и книжечки читать, и молиться Богу, чтобы иметь мудрость.

В заключении прочтем несколько стихов из Библии говорящих о единстве. Рим.12:16-17. «Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; 17 никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками». Или в молитве, как ее принято называть в Первосвященической молитве нашего Господа Иисуса Христа, главная просьба к Отцу о единстве. Четырежды упоминается там о единстве. Ин. 17:11 и 21-22 стихи. Прочту в заключении и будем молиться. «Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, [тех], которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы». И еще «21 да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. 22 И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино».

Автор: Юрий Карданов

Об авторе:

Оставить комментарий