Грешники, спасенные Христом

 «1 И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, 2 В которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, 3 Между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, 4Но, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, 5 И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил с Христом, — благодатью вы спасены, — 6 И воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, 7 Дабы явить в грядущих веках преизобильное (неизмеримое РБО) богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. 8 Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и это не от вас, Божий дар: 9 Не от дел, чтобы никто не хвалился. 10 Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».[1]

В этом тексте Павел говорит о двух истинах:  О состоянии падшего человека, не знающего Бога (1-3ст) и о спасении человека по благодати (4-10ст.)

А. Состояние падшего человека, не знающего Бога

Апостол Павел в первых трех предложениях напоминает христианам про их безбожную жизнь. Я думаю, что всегда полезно помнить том, какими мы были без Христа. Это своего рода библейский диагноз человека, который не знает Бога, его обычное земное состояние. В этом тексте Павел выделяет три истины о грешном человеке.  Давайте кратко  рассмотрим их.

  1. Невозрожденный человек духовно мертв

«И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили» (ст. 1—2а). Смерть, о которой говорит Павел, означает духовное состояние каждого человека вне Христа. Как его можно определить? Очень просто, «по преступлениям и грехам», которые человек делает. Эти два слова передают суть испорченной человеческой природы. «Преступление» — это неверный шаг, нарушение известной границы или уклонение от правильного пути, которые установил Господь.  «Грех» — это непопадание в цель, невыполнение Божественной заповеди. Эти два слова Павел использует для того, чтобы показать размах греховности вследствие духовной смерти человека. Неверующие люди по своей греховной природе являются грешниками и бунтарями, поэтому они «духовно мертвы» или «отчуждены от жизни Божьей» (4:18). Именно эту истину, пророк Исаия провозглашает: «Но, беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать» (Ис. 59:2). Истинная жизнь, «жизнь вечная», возможна только с живым Богом, а без Бога люди духовно мертвы, потому что они не видят славы Иисуса Христа и не слышат голоса Святого Духа, у них нет ни любви к Богу, и осознания Его существования, они не испытывают стремления к общению с Его народом. Глубокие взаимоотношения верующего человека с Богом, им чужды и непонятны. Поэтому мы вместе с апостолом Павлом можем утверждать, что жизнь человека без Бога — это пребывание в духовной смерти.

  1. Мы были в порабощении мира, дьявола и собственной похоти

Давайте прочитаем 2 и 3 стихи: «2 В которых, вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, 3 Между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие»

В этих двух стихах Павел обращает внимание на три силы, которые контролируют жизнь человека  до принятия им Христа.

Во-первых, Апостол описывает нас как живших по обычаю этого мира. Под этим миром понимается сатанински организованная система, в которой лежит ненависть ко всему, что исходит от Бога и противостоит Ему. Эта истина подтверждается словами  Иисуса Христа: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Ненавидящий Меня, ненавидит и Отца Моего» Иоан.15:18,23. Что значит жить по обычаю мира? Это значит жить в обществе и иметь мировоззрение, построенное без Бога, без Его ценностей, без Его морали, без подчинения Ему. Именно такое мировоззрение преобладает в нехристианском обществе, оказывая огромное влияние на людей, делая их её пленниками. Каждый из нас был под таким влиянием, пока Иисус не освободил нас. Во-вторых, мы были в порабощении у дьявола, который называется здесь князем, господствующим в воздухе. Далее апостол пишет: духа, действующего ныне в сынах противления. Это дополнительная характеристика сатаны подразумевает, что он лично действует в каждом из них.  Дух сатаны, его идеология проявляется в людях, которые сознательно и активно противостоят Богу. В-третьих, сильнейшее воздействие оказывают на нас наши плотские похоти (ст.3). Они включают в себя, пожелания, как плоти, так и души. Слово плоть относится к  разгульному образу жизни, который ведет человек. Давайте я напомню о делах плоти из Послания к Галатам: «Дела плоти известны: это прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предупреждаю вас, как и прежде предупреждал, что поступающие так, Царства Божьего не наследуют» (Гал.5:19-21). Помыслы указывают на умышленное противление воле Божьей. Это такие грехи, как тщеславие, гордость, сребролюбие, ложные амбиции, отвержение известной истины и многое другое. Плоть может проявлять себя, как в приличных, с точки зрения людей, так и в постыдных формах, но с точки зрения Божьей заповеди и те, и другие проявления плоти являются грехом. Я приведу пример только первых двух грехов из перечисленного списка, которые, с точки зрения людей, являются нормой в современном мире. Сегодня считается нормой быть семейным мужчиной, у которого на стороне есть одна или несколько женщин. Нормой является неверность супруги или супруга, развод, жизнь мужчины и женщины в гражданском браке, беспорядочные половые связи между молодыми людьми. Мы говорим о том, что происходит в мире, но, к сожалению, такие нормы мира, находят свое место и среди верующих людей.  Поступая так, мы противимся заповеди Божьей, становимся нарушителями Божьего закона и игнорируем Божье предупреждение, что поступающие «такЦарства Божьего не наследуют».

  1. Мы были чадами гнева

Павел открывает нам еще одну горькую истину: мы были по природе чадами гнева, как и прочие (ст. 36). Я думаю, что лучшим объяснением этой истины будет текст апостола Павла из 5 главы послания к Римлянам 5:12-21. Я напомню и остановлюсь только на 12 стихе, где Павел говорит: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех людей, потому что, в нем все согрешили»12ст. В этом стихе Павел говорит о грехе, который вошел в мир, вследствие непослушания Адама. Апостол упоминает в этом стихе Адама, потому что на момент грехопадения, он являлся представителем всего человечества. Этот «грех Адама», как говорили древние отцы Церкви, «является основным корнем греха, законом плоти, законом членов, слабостью нашей природы».  Именно, этот грех лишил человека  честности и силы, лишил его всех способностей тела и души. В результате греха, совершенного Адамом, он стал смертным, и как грех стал общей принадлежностью для всего человечества, так и смерть перешла во всех людейСледовательно, в каждом человеке, рожденном в этом мире, грех заслуживает гнева и осуждения Божьего. Поэтому, мы с вами  до примирения с Богом, через Иисуса Христа, были по природе чадами гнева. Об этой истине говорит также апостол Иоанн в своем Евангелии: «…не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём» Ин.3:36. Братья и сестры, вы верите, что справедливый Бог изливает Свой гнев на людей, которые не верят в Сына Божьего и отвергают Его любовь? Это не провокационный вопрос, и как бы вы не отвечали на него, история Израиля и христианства полна такими примерами. Об этом очень  ясно и однозначно говорит Писание и Ветхого, и Нового завета. Я хочу напомнить текст, написанный  в Евангелии от Луки 19:41-44.  Иисус приблизился к Иерусалиму и, смотря на него, заплакал о нем.  Сердце Иисуса Христа было наполнено скорбью и любовью к этому народу. В течение многих дней Иисус говорил им правду о том, что ожидает их, если они пройдут мимо Него и не последуют за Ним. Но они не вняли Его словам, не захотели принять спасительное Евангелие, которое могло дать им настоящую жизнь и избавление от праведного Божьего гнева. Они не захотели выбрать волю Божью, которая возвещалась через пророков, через Иисуса Христа. Поэтому, был провозглашен очень жесткий, но справедливый Божий приговор, на основании их выбора: «Ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не останется в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего».  Братья и сестры,  вы понимаете серьезность положения наших детей, внуков, родственников, братьев и сестер, дедушек и бабушек, которые не уверовали в Сына Божьего? Я не один раз слышал ответ матерей и отцов, когда задавал вопрос: ну как ваши дети? Не все, но некоторые прямо говорили: «пустились во все тяжкие грехи». Братья и сестры, это те, которые ходили в Воскресную школу, посещали иногда церковь, но никогда не услышали Евангелия, или, услышав, отвергли его. Что нам делать для них, чтобы они услышали и приняли Евангелие? Я приведу слова Иисуса Христа, которые станут действенным советом для нас и наших детей, и родных.  Об этом пишет Евангелист Лука в 23 главе с 25 по 31 стихи. Когда Пилат предал Иисуса на распятье, его повели на место казни, а «за Ним шло великое множество народа и женщины, которые плакали и рыдали о Нем». Иисус обращается к ним и говорит: «Дочери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших».  Иисус предлагает им единственный выход для сохранения своих детей от Божьего гнева, который грядет на Иерусалим – это плач и рыдания, и молитва и за себя, и за своих родных. Для нас с вами нет другого выхода, кроме как, начать плакать, молится за себя,  за своих детей и родных. Молитесь за детей до зачатия и после их рождения, посвящайте их Господу с их появления в чреве, воспитывайте их в здравом учении Господнем.  Послушайте заключительные строки стихотворения Николая Шалатовского «Молитва матери». Он призывает матерей молиться Богу за своих сыновей,  а сыновей склониться перед Ним в искреннем, сердечном  покаяние. Послушайте этот отрывок:

Вы матери, имеющие сына,

Прострите ваши руки к небесам —

И верьте, что молитвы ваши сильны

Творить и после смерти чудеса.

Вы сыновья, забывшие о Боге,

Взгляните на молящуюся мать

И встаньте рядом, чтоб в своей дороге

Вам эти слезы не пришлось пожать.

Прежде, чем переходить к следующим стихам, мне хотелось спросить, насколько серьезно ваше отношение к греху? Было ли для вас такое время, когда Дух Святой обличал вас в грехе, открывая вашу греховность, и вы призывали суд Божий на свою голову, говоря «горе мне, потому что я человек грешный»? Обращались ли вы к Господу с таким осознанием своего греха, как Давид: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем…  Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» (Пс.50:3-6;12-14). Если в вашей жизни вы не печалились и стенали о своих грехах, если вы не осознали пагубность своего греховного состояния, вам трудно осознать Благую весть и принять её сердцем. Знаете почему? Потому что, вы не поняли своего гибельного состояния и поэтому, вам не нужен Спаситель, Который хочет избавить вас от греха и дать спасение. Вот почему, провозглашая Евангелие, мы проповедники призваны проповедовать о греховности человека, чтобы Дух Святой открывал наше греховное состояние, которое помогает нам увидеть нужду в Спасителе. Давайте перейдем к следующему отрывку, в котором Павел объясняет, каким образом Бог спасает грешного человека.

В.  Спасение человека по благодати (4—10).

  1. Бог, богатый милостью и любовью.

4«Но Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас».  Эту фразу Павел начинает со слова: «…Бог», этим он показывает, от кого исходит инициатива нашего спасения. Братья, Евангелие, которое проповедует Павел, всегда начинается со свидетельства о Боге. 3 стих 1 главы Павел начинает со слов: «Благословен Бог». Павел благословляет Бога, признавая Его величие и совершенство. Начиная этот текст, он снова делает акцент на Бога, показывая все, что у нас есть, и все, кто мы есть во Христе, приходит от Бога и возвращается к Нему.  Бог богатый милостью, по Своей великой любви. Давайте остановимся на этом стихе. Как – то, на группе по изучению Писания, я предложил тему по атрибутам Бога, кто-то сказал, что это скучное занятие. Братья, познавать и открывать для себя Бога, это скучное занятие? Я хочу показать всем, что это благословенное дело.  В этом стихе Павел открывает нам два качества Бога. Он богат милостью и наполнен великой, безусловной любовью. Мы можем, как христиане, не всегда проявлять милость и любовь к грешникам. Но, посмотрите, что делает Бог, движимый любовью к людям. Он отдает Своего Сына, и Он становится «агнцем Божьим, который берет на Себя грехи всего мира».  Он отдает своего Сына на смерть за кого?  За грешных людей, за нас с вами. Апостол называет нас чадами гнева, именно мы по грехам нашим и преступлениям в полноте заслужили осуждение и гнев Божий. По  Божьему справедливому суду гнев Его должен был, в полной мере, излиться на грешное человечество. Но этот гнев Бог изливает в полной мере не на нас, а на Иисуса Христа во время крестных страданий. Братья, это не теория, это историческая реальность нашего спасения в Иисусе Христе. Осознаем ли мы, что сделал для нас Бог, Который отдал Своего единственного Сына за людей, которые отвергли Его и не хотели знать, приговорили  Его, как злодея к смертной казни.  У многих из нас есть сыновья, которых мы любим. И вопрос к нам: кто из вас мог бы отдать своего сына даже не на смерть, а просто отбыть определенное наказание в колонии вместо закоренелого преступника? Конечно, это провокационный вопрос, но я задавал его себе, и мой ответ: я бы не отдал своего единственного сына не только за преступника, даже не за кого из вас. Но, посмотрите, Бог богатый милостью по Своей великой любви отдает Своего Единственного Сына за нас, мертвых по грехам и преступлениям. Давайте посмотрим, для чего Он делает это?  Если кратко ответить на этот вопрос, то наш ответ: чтобы вернуть нас к Богу и спасти от греха и ада. Именно в этом проявилось богатство Его милости и великой любви, к падшему человечеству, к каждому из нас. Давайте прочитаем с 5-9 стихи.

  1. Спасение Божий дар.

«5 И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — 6 И воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, 7Дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. 8 Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар. 9 Не от дел, чтобы никто не хвалился». В стихах 5 и 8 Павел делает очень важное повторение, благодатью вы спасены. Один из пяти принципов Реформации на латинском языке звучит как: «sola gratia», — только благодатью.  Благодать это незаслуженная милость. Бог богатый милостью дает нам спасение через веру  в Иисуса Христа, по Своей великой любви, незаслуженно. Это значит, что мы с вами никогда и ничем не смогли бы заслужить спасение у Бога. Некоторые считают, что спасение можно заработать добрыми делами, но апостол ясно утверждает, что спасение Божий дар, и оно не может быть связано с нашими делами и заслугами. Далее  Апостол показывает нам, насколько велика милость и любовь Господа к нам. Он не только спас нас, но и сделал для нас то, что сделал для Своего Сына. Давайте вспомним, что Бог сделал для Иисуса Христа? Он воскресил Его из мертвых, Он вознес Его на небо и посадил Его рядом с Собой. То же самое Бог сделал для нас, спасенных грешников. Бог нас оживотворил с Христом (ст. 5), воскресил с Ним (ст. 6а) и посадил на небесах во Христе Иисусе (ст. 66). Вы представляете, какую честь оказал нам Бог? Братья и сестры нам необходимо изучать и открывать для себя качества Бога, потому что когда хотя бы чуть-чуть открывается для нас величие Бога, Его милосердие и любовь, как в данном случае,  наши сердца не остаются равнодушными. Мы с трепетом и благоговением склоняемся перед Ним в смирении, и наши сердца наполняются благодарением и славословием Ему. Павел, говоря о спасение, использует четыре слова: милость, любовь, благодать и благость. Мы были духовно мертвы, а потому не могли спастись — только «Божья милость» оживила нас духовно. Мы жили под гневом Божьим — только «любовь Божья во Христе» погасила этот гнев. Мы не заслуживали ничего, кроме осуждения за наши грехи и преступления — только «Божья благодать» могла оправдать избавить нас от Божьего возмездия. Более того — Он спас нас, дабы явить в грядущих веках преизобильное (неизмеримое РБО) богатство благодати Своей во Христе Иисусе (ст. 7). В воскресении и вознесении Христа Бог показал «безмерное величие Своего могущества» (1:19—20). Воскресив и посадив нас верующих на небесах, Он явил «в грядущих веках неизмеримое богатство благодати Своей». Здесь апостол говорит о нашем будущем. Все, что сделано Богом для нас до сих пор, сделано для того, чтобы мы в будущей жизни получили неизмеримое богатство благодати Божьей.  Церковь Христа является живым доказательством Его благости, проявленной к грешникам. Стихи с 8 по 10 продолжают тему Божьей благодати и объясняют, почему в грядущих веках Бог явит нам Свою милость и благость во Христе Иисусе? Бог явит нам Свою благодать, потому что Он спас нас ею: Благодатью вы спасены чрез веру. В этой фразе есть три слова, относящихся к Благой вести: спасение, благодать и вера. Спасение — это не просто прощение. Это наше освобождение от смерти, рабства и гнева. (1—3ст.). Оно также означает всю полноту нашей новой жизни во Христе, потому что мы  вместе с Ним были оживотворены, вознесены и посажены на небесах. Благодать — это Божья милость, оказанная нам по благости Его, а вера это смиренное доверие, с которым мы принимаем эту благодать. Утверждая, что мы спасены только по Божьей благодати через веру во Христа, Павел прибавляет еще два уточнения: «сие не от вас, Божий дар» (ст. 8а) и «не от дел, чтобы никто не хвалился» (ст.9). В нашем спасении речь идет не о человеческих заслугах, а о заслугах Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Спасение стало доступным для человека, благодаря Божьей любви и милости, и это не от человека, поэтому ему нечем хвалиться.  Вся слава нашего спасения принадлежит только Богу.  В 10 стихе Павел объясняет, на каком месте стоят наши добрые дела. «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе, на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». Добрые дела неотделимы от спасения, но они являются следствием и доказательством нашего спасения. Мы спасены не от дел (ст. 8—9), но сотворены во Христе Иисусе на добрые дела (ст. 10). Добрые дела Бог предназначил нам еще от вечности, и для них Он и сотворил нас, чтобы мы могли постоянно делать их. Текст, который мы рассматриваем, начинался с того, кем мы были. Мы жили в грехах и преступлениях, исполняя желания плоти, дьявола и мира. Но теперь во Христе мы стали новым творением и  призываемся жить для добрых дел, которые Бог предназначил нам исполнять. Аминь!

[1] Для объяснения  этого текста были использованы комментарии Джона Стотта на Послание к Ефесянам 2глава.

Автор проповеди: Александр Федорович Лемещенко

Об авторе:

Оставить комментарий