Конфликты и этапы их развития. Взгляд аввы Дорофея

 

Примерно месяц назад, может быть чуть больше, я получила письмо от молодой девушки, студентки. Она написала о том, что боится потерять близкую подругу.

«… У меня есть проблема, мне разбила сердце лучшая подруга. Все было хорошо, где-то год, как мы дружим, и она стала тем человеком, которому я многое доверяла, один из самых близких людей. Но недавно между нами появилась трещина. Она сказала (точнее, написала, в соцсети), что ей тяжело со мной общаться, и что если сейчас она будет об этом говорить, то получится сильно. И еще, что считает, что мы переобщались. Общая знакомая позже написала мне, что моя подруга была зла на меня. Для меня это был удар ножом в спину. Я написала ей (подруге) письмо в соцсетях, на английском, т. к. мне сложно иногда говорить о внутреннем на русском. Она не ответила. На следующий день все как будто стало нормальным. Она общалась со мной и в соцсети, и в реальной жизни (мы вместе учимся). Я смогла вызвать ее на разговор, неохотно с ее стороны, о том, что же произошло тогда.

Оказалось, что всему виной мои шутки. Я слишком много шучу, и не всегда удачно. Мы очень часто шутим, подкалываем друг друга, но оказалось, я перегибаю. Это была основная проблема, кажется. И она, кстати, еще раз сказала, что мы переобщались (как это понимать?). Но я никогда не хотела принести боль! Это же мой лучший друг, я люблю ее! Я старалась поддерживать.

У меня так выходит часто, что я не умею выражать свои чувства. Ну, как сказать… По мне видно, когда я рада, я стараюсь других подбадривать и показывать заботу. Но когда я чувствую любовь к людям, я зачастую шучу много. Мне сложнее сказать, как я ценю человека, чем подшутить над ним. По крайней мере, с особо близкими людьми это бывает так. А когда мне плохо, мне сложно об этом говорить.

Вот и сейчас так. Мне больно, я боюсь потерять друга. Я боюсь, что отношения уже потеряны, потому что она воткнула нож мне в сердце и не знает об этом. А как я скажу? Я не хочу провоцировать сложный разговор, отношения нужно спасать.

Да и она человек достаточно гордый, она наверняка не признает за собой вину. Я постараюсь быть аккуратнее с шутками, но выживет ли дружба? Я хочу вновь любить человека, хочу вновь считать лучшим другом, но это сложно. Сердце помнит и слова, и это предательство. Я не отрицаю, что есть и моя вина. Я постараюсь ее исправить. Но ведь по-разному можно доносить правду! Да, и вот такая резкая реакция, как будто на пустом месте возникшая! Она сказала, что ей со мной тяжело общаться. Я любила человека, я старалась заботиться, за день до разговора все было просто прекрасно, и мы так хорошо общались, что случилось? Мне так больно! Как быть дальше? Как исцелить сердце, не разговаривая с ней о ситуации? А еще я христианка. Люди знают меня по жизнелюбию, радости. Моя подруга меня знала по этому. А теперь вот так все. Может, я преувеличиваю масштаб проблемы? Может, не все так плохо? Наверняка так и есть, коли подруга со мной общается. Вот только сердцу были нанесены огромные раны. Я знаю, что благодать Бога больше. Внутри меня иногда мелькает мысль, что все будет хорошо. Но мне сейчас просто нужен совет, подобная история, что угодно. Помогите мне, пожалуйста. Спасибо».

Этой ситуации мы с пастором Сергеем посвятили несколько передач. Но так совпало, что в это же примерно время я получила письмо от слушателя, который спрашивал — «зачем читать Отцов Церкви и других духовных учителей и писателей прошлых веков: «Они для своего времени писали, в наше время есть свои авторы. А Вы читаете их, говорите про них иногда. Мне просто интересно стало. Что Вам это дает? Зачем время свое тратите, можно ведь больше и быстрее прочитать современные. Это же понятнее, чем то, что писали 2000 лет назад. Пускай не 2000 лет, а 1000 лет, или хотя бы 200 лет.Все равно они уже не похожи на нас. Так зачем их читать?»

Я тогда решила «одним махом» ответить сразу на оба эти письма. Конечно, сначала подробно разобрала письмо о ссоре подруг, а потом предложила познакомиться с тем, как смотрит на конфликты и их разрешение Авва Дорофей, живший в конце VI — начале VII веков.

Василий прав, условия жизни людей того времени и сегодня очень разные. Ритм жизни и постоянное общение с людьми, пусть и поверхностное, но со значительно большим кругом людей, чем в прошлые века. Не только в первые века христианства, но даже и в прошлом веке, то есть всего несколько десятков лет назад. Но это вовсе не значит, что наставления духовных учителей прошлых веков для нас устарели.

Итак, как видит развитие конфликта преподобный Авва Дорофей? Этому посвящена первая часть его беседы «О злопамятности» из книги «Душеполезные поучения и послания». Авва Дорофей монах и пишет прежде всего для монашеской братии, то есть для людей разного происхождения, уровня образования, образа жизни, взглядов, привычек… Людей не связанных родственными узами, но живущих вместе, в одном монастыре, и в силу этого довольно тесно общающихся между собой. Сегодня это норма нашей жизни — и взрослые и дети большую часть дня проводят на работе, в школе, детских садах, т. е. в коллективе, где также собраны самые разные люди… Путь, указанный аввой Дорофеем одинаково подходит и для монахов, и для сотрудников по работе, и для студентов и школьников, и для членов одной семьи.

Этапы развития конфликта

Случается, что между братиями произойдет смущение или возникнет неудовольствие…”, — так обозначает авва Дорофей самое начало конфликта, не вдаваясь в детальное описание возможных внешних поводов к началу конфликта. И затем он называет четыре этапа развития конфликтной ситуации, начиная со случайной стычки и до глубоко затаенного в душе зла — злопамятства, если конфликт зашел слишком далеко. Эти этапы: 1) смущение; 2) раздражение; 3) гнев; 4) и собственно злопамятность.  

Первые два этапа — Смущение” и “раздражение”   

Смущение” — самое начало, завязка конфликта. Это естественная реакция на “слово брата, нанесшего обиду или оскорбление». “Смущение же есть то самое движение и возбуждение помыслов, которое воздвигает и раздражает сердце”, — в этом, согласно авве Дорофею, состоит начальный этап конфликтной ситуации. Смутившись, растерявшись в первый момент, неожиданно столкнувшись с недоброжелательным отношением, человек многократно “прокручивает” в памяти слова, поступки, собственно само происшествие. При этом он начинает особо остро ощущать несправедливость такого отношения к нему, несправедливость того, “как со мной поступили”. Начинает разгорячено перебирать в уме способы, которыми он “восстановит” справедливость, «постоит за себя».

Авва Дорофей поясняет: “Если же ты будешь продолжать раздражать и возбуждать сердце воспоминанием: «зачем он мне это сказал, а я ему скажу то и то»; то от сего самого стечения и столкновения помыслов разгорается сердце, и происходит воспламенение раздражительности…”. Он приводит слова другого писателя-аскета, Марка Подвижника: “как сказал блаженный авва Марк: «злоба, питаемая помышлениями, раздражает сердце»”.    

Итак, второй этап — раздражение; как его определяет авва Дорофей, — это“отомстительное восстание на опечалившего…”.

Переход от первого этапа ко второму чаще всего бывает очень стремительным. Нам важно помнить об этом, чтобы на самом первом этапе принять меры и как можно скорее справиться с конфликтом. Но об этом позже.  

Третий этап — гнев.

Во что же переходит раздражение? Когда я читала описание гнева у аввы Дорофея, было удивительно, что это описание довольно «бледное», т. е. не очень выразительное. Особенно по сравнению с весьма красочным описанием порывов гнева и ярости у других духовные учителей. Например описание состояния гнева свт. Григория Богослова, когда “законы отметались в сторону, врага, отца, жену и родных — всех сметал стремительный поток…”. А свт. Тихон Задонский рисует картину, когда человек “негодует и шумит, клянет и ругает сам себя, терзает и бьет, ударяет по голове и лицу своему, и весь трясется, как в лихорадке”

И вот описание аввой Дорофеем перехода от второго этапа к третьему — “Когда возгорится раздражительность, если он <то есть брат> и замолчит, но будет продолжать смущаться и возбуждать себя, то он делается, как мы сказали, подобным тому, кто подкладывает дрова на огонь, и они горят, пока наконец образуется много горящего уголья, и это есть гнев».

Я попыталась понять, в чем причина такого «скромного» описания гнева? Мне кажется, я поняла. Авва Дорофей пишет прежде всего для монахов, для людей стремящихся контролировать каждый свой помысел. Научиться в своем внешнем поведении держать себя в руках, — это самое первое, с чего начинал каждый из них еще в миру, до прихода в монастырь. Поэтому не было никакой нужды убеждать монахов в необходимости учиться контролировать свое внешнее поведение и учить их бороться с теми пороками, которых у них уже не было. Но, тем не менее, авва Дорофей пишет о гневе, и пишет о других его формах. Я отметила для себя, что ни у кого не находила ничего подобного.

Третий этап развития конфликта он обозначает, кроме “гнева”, еще другим словом: “Раздражение же <…> обращается в дерзость”. Напомню, раздражение по авве Дорофею — это «отомстительное восстание на опечалившего». Дерзость — следующий этап, это уже «созревшая внутренняя решимость удовлетворить свою мстительность (неважно, будет ли она осуществлена)». Авва Дорофей считает эту форму гнева намного более опасной, чем открытое проявление гнева. Я пыталась понять, почему он называет эту форму дерзостью? Он пишет о том, что это дерзость и пред Богом и пред людьми. Потому что человек в таком состоянии считает себя вполне благочестивым. Он не согрешает внешне, за что же его можно осудить? Как раз за это и можно — он лелеет свою мстительность, не раскаивается в этом пред Богом и перед людьми. Внутренне считает себя правым. В силу такого его внутреннего состояния это желание отомстить так или иначе проявляется в его отношении к конкретному человеку, вообще к людям, к церкви, к Богу, влияет на его духовную жизнь, но сам человек этого не чувствует и не видит. А значит и не предпринимает никаких мер к тому, чтобы освободиться от своего гнева. Не просит помощи у Бога. Затрагивает это его состояние и тех, кто находится рядом с ним.

Актуально это для нас? Уверена, что да. Нам, живущим в обществе, где также (правда, по другим причинам) слишком прямые проявления гнева считаются неприличными, важно узнать об этом, обдумать и постараться присмотреться к себе. Думаю, что каждый сможет обнаружить справедливость слов аввы Дорофея, вспомнив какой-нибудь эпизод из своей жизни, когда он был переполнен обидой и раздражением, переходящим в гнев. С внешней стороной вопроса мы стараемся справляться. Ярость и гнев в нынешнем “цивилизованном” обществе осуждаются. Но совсем не потому, что они по сути — покушения на заповеди не убивать, не клеветать и не произносить ложного свидетельства на кого-либо, любить ближних…, а потому что открывают постыдную слабость характера и недостаток воспитания. При этом «дерзость» в терминологии аввы Дорофея, то есть внутренне контролируемый гнев, в наше время почитается прямо-таки доблестью.

Мы видим глубокое понимание вопроса. Авва Дорофей подчеркивает, что человек, одержимый любой формой гнева, претерпевает тяжелые мучения духа. Такой человек не свободен, он «побеждается этой страстию…».

Четвертый этап — злопамятность. В чем состоит “злопамятность”?

    “Случается, что, когда между братиями произойдет смущение или возникнет неудовольствие, — показывает развитие конфликтной ситуации авва Дорофей, — один из них поклонится другому прося прощения, но и после сего продолжает скорбеть и иметь помыслы против брата. Таковой не должен пренебрегать сим, но пресечь оные вскоре, ибо это есть злопамятность!”.

Итак, злопамятность, — это неизжитое, затаившееся и укоренившееся в душе зло на человека. Злопамятность мучает и изматывает прежде всего самого человека, в чьей душе она поселилась. Все взаимоотношения с “предметом” мстительной памяти отравлены немирным состоянием духа. Человек и хотел бы освободиться от этого огорчающего его чувства, да не так-то это просто! Обратите внимания на описание того как и в чем может проявляться злопамятность:

«Воздать же злом за зло можно не только делом, но и словом, и видом <…> случается, что кто-либо одним видом, или движением, или взором смущает брата своего; ибо можно и одним взглядом или телодвижением оскорбить брата своего <…> Другой <…> в сердце своем имеет неудовольствие на брата своего и скорбит на него».

«Другой <…> если услышит, что кто-нибудь оскорбил того в чем-либо, или его побранили, или уничижили, и он радуется, слыша это <…>»

«Другой <…> не радуется и благополучию его; но если видит, что того прославляют и тому угождают, то он скорбит…».

«Иной <…> через несколько времени <после примирения, если> тому опять случится сказать что-либо оскорбительное для него, то он начинает вспоминать и прежнее, и смущаться не только о втором, но и о прежнем».
Знакомо? Думаю, трудно не заметить некоторого сходства меж у “той” и нашей ситуацией. Но при этом между начинающими учениками аввы Дорофея и средним “воспитанным” человеком нашего времени есть и принципиальное различие. Те пришли в монастырь, чтобы освободиться от обуревающих их страстей, сегодняшний человек едва ли задумывается об этом. Еще меньше он задумывается о том, что прежде всего сам глубоко страдает от собственной мстительности и злопамятности. К подобным страстям современные люди относятся в большинстве своем как к одной из своих естественных потребностей: возникло чувство голода — надо поесть; появилось мстительное желание — надо отомстить… Это будет справедливо… Много раз мы сталкивались с этим, пытаясь помочь тем, кто обратился к нам на передачу. Совсем не так воспринимали страсти тогда. Новоначальные приходили к опытным старцам с вопросом жизни и смерти: как освободиться от этих пагубных для души страстей, от этой муки ада, постигшей душу еще в земной жизни… Ответ не был “легким рецептом успеха”, какие нам повсюду навязывают сегодня.

Посему и говорю вам: всегда отсекайте страсти, пока они еще молоды <…> потому что иное дело вырвать малую былинку, и иное — искоренить большое дерево”, — так поучал авва Дорофей.

Самой опасной и трудно поддающейся искоренению он считает злопамятность. Он также считает её самой крайней фазой конфликта, причем такой, которая может длится годами и даже десятилетиями. Очень вредоносной и отравляющей душу и жизнь человека, искажающей его взгляд на мир, на жизнь (в том числе и духовную жизнь), на самого себя и на других людей. Как это непохоже на наше представления о конфликте и самой тяжелой его фазе. Мы ведь считаем, что самое тяжелое — это когда человек в ярости, в состоянии сильного гнева, переполнен болью и гневом… А авва Дорофей пишет, что это не продолжается долго, переходит в злопамятность. Именно она и будет потом отправлять всё. Исподволь, не очень заметно внешне, но очень губительно и мучительно. Не желая никому погибели души, авва Дорофей призывает и учит не доводить до этой стадии, стараться справиться со страстями и погасить конфликт уже на самых первых этапах.

Легче всего со страстью злопамятности бороться в самом начале: остановить себя на уровне “смущения”. Как это можно сделать? Самый простой способ, как говорит авва Дорофей, «когда между братиями произойдет смущение или возникнет неудовольствие, — попросить прощения».

При этом он даже и не собирается уточнять, кто именно должен это сделать — тот ли, кто оказался причиной этого “неудовольствия”, или “пострадавший”. Ясно, что искать виноватого — тупиковый путь, пострадавшим считает себя каждый. “Один из них, — просто говорит авва, — поклонится другому, прося прощения…”. То есть тот, кто первый заметил в своем сердце смущение, тот и должен поспешить первым от него освободиться.

Обобщая еще раз, как преодолеть конфликт на первом этапе, авва Дорофей заключает: смущение, “если хочешь, можешь удобно погасить смущение, пока оно еще не велико — молчанием, молитвою, одним поклоном от сердца”. “Ибо если кто-либо в начале смущения <…> поспешит укорить себя и поклониться <ближнему, прося прощения>, прежде нежели разгорится раздражительность, то он сохранит мир”.

Сколько раз нам с пастором Сергеем приходилось слышать, что такими советами делают людей «терпилами», и люди возмущались этим, негодовали. И говорить им, что это не так, что они не так понимают… почти бесполезно. Хотя мы говорили и говорим. Мы стараемся объяснить им, что понимаем их реакцию и их возмущение, их чувства. Они ведь не обманывают, они действительно так чувствуют и страдают от этого. Не хотят быть «терпилами». Но ведь авва Дорофей, Господь, апостолы, Отцы и Учителя Церкви, множество христиан из разных стран, живших в разные века и даже тысячелетия тоже не обманывали и не обманывают. Они тоже говорят и пишут о том, что знают и чувствуют. Как это можно совместить? Очень просто — это зависит от внутреннего состояния человека, от его взгляда на мир, его мировоззрения, его понимания христианской жизни, духовного роста, процесса преображения и возрастания во Христе… Но даже если человек далек от веры в Бога, мы можем сказать ему — не спеши отвечать на грубость и оскорбительные слова, на обиду. Просто отложи разговор, выяснение. Замолчи. Скажи, что теперь тебе необходимо обдумать то, что произошло. Вреда это не принесет, а пользу — да.

Подробнее о том, какой смысл вкладывает авва Дорофей в слова о молчании, молитве… он рассказывает дальше. Часто бывает так, что самый начальный момент упущен. “Былинка” смущения (то есть момент, когда мучительная впоследствии страсть только зарождается) все же успела вырасти прежде чем была замечена, и теперь грозит превратиться в укоренившееся дерево злой страсти! Что делать в таком случае, остаются ли еще средства освободиться? Наука о духовной жизни аввы Дорофея помогает определить, на каком этапе и какими средствами следует противостоять развивающейся страсти.

Итак, какие усилия потребуются, чтобы побороть эту страсть на этапе “раздражения”? Это совсем не простой вопрос. Это вопрос о том как можно на самом деле вдруг остановиться, когда все в тебе “закипает”, когда тебя все раздражает в человеке, повергшем тебя в смущение? Каких-то специальных рецептов на этот счет авва Дорофей не дает, скорее повторяет то, что уже рекомендовал — молчать и молиться. Но одно слово, сказанное даже как бы вскользь, очень точно выражает смысл усилия над собой. “Когда возгорится раздражительность”, человек должен «замолчать», то есть «усмирить бурю внутри себя», найти силы вернуться к внутреннему миру в душе.

Казалось бы ничего нового, только что говорил об этом. Но давайте подумаем об этом «замолчать… усмирить бурю внутри себя». Это значит не просто замолчать и не отвечать на грубость грубостью, не произносить злые гневные слова… Это значит замолчать и внутренне. Не думать о несправедливости того «как со мной обошлись», не подыскивать ответные слова, не «воспламеняться» мыслями об отмщении… Но как это сделать? Как внутренне «замолчать»? Авва Дорофей потому и говорит о молитве — молчать, молиться… Помню как поразила меня когда-то мысль о том, как просто можно прекратить поток гневных, обиженных мыслей, или каких-то других. Нужно просто начать думать Божьи мысли — открыть Писание или вспомнить какие-то стихи из него и начать обдумывать их, вникать в эти слова и примерять, прикладывать их к себе, при этом прислушиваясь к тому, что рождается в душе, какой отклик. Мне это очень помогает в самых разных ситуациях.

Это чаще всего сопровождается молитвой, просьбой к Отцу Небесному выслушать меня, показать мне меня, помочь мне понять себя, понять Его слова, подсказать мне то, что ускользает от моего внимания, направлять меня по пути необходимых мне изменений… Если это связано с какой-то неприятной ситуацией — показать мне эту ситуацию так, как видит её Он, помочь мне увидеть и услышать других людей. Понять их позицию — почему она такая? Почувствовать их переживания, их боль, может быть их страх… Для этого — молиться об этом человеке, может быть об этих людях, если их было несколько. Причем молиться не о том, чтобы Бог изменил их так, чтобы нам было с ними легко и удобно. А чаще всего мы молимся именно так. Дело в том, что вполне возможно, надо менять не столько их, сколько нас самих. Господь и вслед за Ним апостолы говорят нам, чтобы мы молились и благословляли тех, кто нас обижает, с кем нам бывает тяжело…

Авва Дорофей понимает и опасности формального выполнения его рекомендаций. Например его совета «замолчать». Поэтому он, рассматривая дальнейшее развитие страсти, пишет — «Однако возможна и такая ситуация: охваченный обидой человек замолчит, но будет продолжать смущаться и возбуждать себя…». То есть, обиженный действительно внешне держит себя в руках, чтобы не наговорить лишнего, но душа не обрела мира и покоя. Это значит, что человек уже находится на третьем этапе, в состоянии гнева. Причем гнева скрытого внутри, значительно более опасного, чем открыто выражаемый гнев.

Как бороться с “гневом”, выросшим из раздражения и укрепившимся в душе?

Увы, каких-то “чудодейственных” средств, “снимающих” гнев механически, без тяжело дающихся внутренних усилий, здесь нет. Куда должна направляться внутренняя борьба с гневом? То, что в этом случае советует авва Дорофей, также не ново и уже знакомо. Он говорит — надо примириться. Но не чисто формально пожать руку, а действительно, на самом деле принять в свое сердце человека, который вызвал в душе бурю негодования. Ох как это непросто…

Потрясающий совет дает авва Дорофей. Никакого высокомудрствования, это просто и при этом кардинально меняет всё. Он говорит о том, что общение личности человека с другой, иной личностью должно происходить не поверхностно, а на глубине. Это возможно, если человек ощущает в себе образ Божий и его неисчерпаемую красоту и величие. Удивительно то, что на каком-то интуитивном уровне свое «величие» чувствуют все, даже далекие от веры в Бога люди. Так вот, если мы ощущаем в себе красоту и потенциал, заложенный в образе Божьем в нас, мы должны признать такую же личностную глубину, красоту и потенциал в другом человеке. Признать в нем такую же богоподобную личность. Признать, что Господь умер и за него, за этого другого человека. Признать, что «Бог любит и его крестной голгофской любовью как всякого человека…» И потом подумать о своей обиде, о своем гневе… и «почувствовать насколько не соответствует наш мелочный гнев величию того, против кого он направлен». Потрясающе, правда? Особенно слова о нашем «мелочном гневе», который не соответствует величию этого другого человека, другой богоподобной личности, за кого умер Господь.

И дальше авва Дорофей говорит, что почувствовав это несоответствие человек должен «отдать искренний поклон прощения…». «Тогда, — продолжает он, — кровоточащая рана страсти, образовавшаяся в его собственной душе, будет уврачевана».

 

Об авторе:
  1. Алекс Reply

    Благодарим за прекрасный материал. Давно ждали его, так как ведущая Наталия Аркадьевна обещала. Уже около двух лет как нашли эти передачи и слушаем их с женой и детей тоже подключаем. Подростки, не всегда получается. Трудно с ними. Взрывные. У нас сыновья. Этот материал и многие передачи и что пишет сестра Наталия в своем блоге помогают. Надеемся, что здесь она тоже будет продолжать выкладывать свои размышления.
    Понравился сайт. Красивая церковь. Рады что в России теперь такие церкви.
    Благодарим за труды. Пусть Бог обильно благословит и вашу церковь, и всех верующих и служителей, кто работает над сайтом и всех кто делает полезные материалы для него. Алекс и Эмма.

  2. Алекс Reply

    Простите, я не понял. Я только что написал отзыв на материал и про ваш сайт. Но мой комментарий почему то куда то пропал
    Комментарии работают или нет?

    • Сергей Reply

      Здравствуйте Алекс! Комментарии работают, но сайт ещё настраивается и оптимизируется отсюда и некоторые проблемы. Мы стараемся всё улучшить. Спасибо Вам за добрый отзыв. Мы хотим, чтобы материалы были полезны и все драгоценные мысли, которые мы находим с нашими слушателями не потерялись.
      С комментариями есть некоторая задержка, так как нам приходится их проверять перед публикацией из-за того, что появилась ненужная реклама или безобразные сообщения.
      Мира Вашему дому!

  3. Андрей Reply

    Добрый день Алекс и Эмма, спасибо за ваши пожелания, пусть Бог благословит вас. Коментарии появляются с задержкой.

  4. Антонина Reply

    Слава Богу за прекрасных Его детей! Неважно в каком веке они жили на этой земле. Важно, что они были, во все века. И есть сейчас. Благословений всем, трудящимся на ниве Божьей. Очень ждала этот материал. Очень актуален для меня. Поделюсь им с другими. Спасибо тем, кто трудится над этим сайтом, спасибо ведущим отличной передачи где всех внимательно выслушают и поддержат. Стараются помочь. Спасибо за материалы. Очень нужные. Благословений всем. И благословенна пусть будет ваша церковь и те, кто проповедует в ней Слово Божье и кто поддерживает вашу прекрасную церковь в таком прекрсном состоянии и вся вашаобщина. Слава Богу за все. Сестра в Господе Антонина.

  5. Анастас и Елизавета Reply

    Спасибо. Прекрасный материал. Прекрасная передача. Отличный сайт и красивая церковь. Всем благословений.

  6. Николай Reply

    Спасибо. Будьте благословенны.

  7. Агнешка Reply

    Агнешка. Благодарим вас с мамой за эти материалы, за передачи, и за этот сайт. Очень нравится.

    • Сергей Хохловский Reply

      Спасибо! Пользуйтесь на здоровье.

  8. Роман Reply

    Спасибо. Полезно. Нужно. Практично. Понятно. Делать теперь надо. Будем делать.
    Надеюсь это не последняя статья, будут еще. Мама любит перечитывать блог Натальи Четвериной. Мне говорит читай прошлые записи. Рад бы как грится, но работа, время нет. Но текущие читаю.

    Красиво у вас. Здание, двор, ограда. Хоррошо. Понравилось. Рад что в России такие перемены. Бог вам в помощь и так держать!

    Посмотрю и другие материалы и вообще что есть на сайте.

  9. Полина Reply

    Благодарю за материал по авве Дорофею. А также и за другие материалы. Про духовный рост и изменения, про отношения родителей-детей, материалы для решения трудных проблем.
    Благословений.

    • Сергей Хохловский Reply

      Спасибо всем за добрые отклики! Вот так все вместе мы помогаем жить.

  10. Юрген Reply

    Юрген — Полезный материал. Вообще то сам я из протестантов, потому православных книг не читал. Но тут ничего такого что против нашей веры не нашел. Еще бы хотелось материалы по Антонию Сурожскому, часто Наталья Аркадьевна про него вспоминает. И вообще побольше бы полезных материалов. Она очень хорошие находит и в передачах зачитывает или рассказывает. Спасибо.

    • Сергей Хохловский Reply

      Здравствуйте, Юрген. Это распространённая ошибка у христиан разных конфессий. Дело в том, что истинная духовность не имеет конфессиональных или иных рамок. «Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян.10:34,35). У нас один Господь, в которого мы верим и, приближаясь к Нему (как к центру), мы приближаемся друг к другу. Истина простая, но как трудно нами воспринимается. Грех тем и страшен, что он разрушает связи и не только с Богом, а вообще всякие взаимоскрепляющие связи. На всех уровнях жизни от физического до духовного. Поэтому вы и не нашли «ничего такого против нашей веры», потому что вера одна в триединого милующего Бога, а практическая реализация этой веры может быть разной. С похожей проблемой столкнулась церковь первого века, когда кроме евреев там появились язычники.
      Материалы митрополита Антония можно легко найти в сети и книг много продается. Ну, а в остальном будем стараться выкладывать новые материалы побыстрее. Будьте благословенны!

  11. Евгения Reply

    Рада что здесь можно оставить отзыв. На радио почему-то такой возможности нет. Когда услышала в передаче об этом, о древнем этом Авве и что он учил про конфликты, хотела почитать. Рада что Наталья Аркадьевна сделала этот материал. Благодарность большая.
    Благодарность и вашему сайту. Приятно удивлена что такая красивая церковь. Рада за верующих в России, что теперь так. Хороший сайт.
    Благословений всем вам.

  12. Мара Reply

    Спасибо

  13. Елена Reply

    Спасибо большое.

  14. Большой Боб Reply

    Большой Боб — Отлично что еще нашел ваши заметки помимо сайта радио. Много вы и пастор мне открыли. С отношениями дома значительно улучшилось дело. Вот и этот материал тоже в помощь. Я вообще давно с вами. Может и вспомните.Спасибо.

    • Сергей Хохловский Reply

      Доброго всем времени суток! Конечно, мы помним Вас уважаемый Боб. Очень рады за Вас. Материалы будем выкладывать, только со временем всегда трудно. Спасибо всем за обратную связь! А передачи это наше с вами общее творчество, благодаря вашим письмам и вопросам. Благословений вам дорогие и мира близким!

  15. Ирина Reply

    Спасибо.

  16. Мишель Reply

    Благодарю за эти материалы, за материалы в Вашем блоге, за ваши передачи на радио. На Теос много разных передач. Конечно есть еще и другие полезные и интересные передачи. Ваша для меня и моих родных особенная. Так как вы, как близкие и заинтересованные люди нет никого. Мы не слышали и не видели по ТВ. Больше даже не смотрим его. Вы готовы не просто быстро ответить и побежать дальше, почти сразу забыв о том, кому только что отвечали. Вы стараетесь действительно помочь. Можете вернуться к вопросу в следущей передаче и даже потом. То есть много свидетельств того что вам дороги те, кто просит совета, помощи вашей и поддержки. Когда беда к кому бежим? К самым близким. Только если их нет идем к посторонним. Потому именно к вам и пишут о том что болит. Очень хотелось написать это на сайте радио, но там комментарии не предусмотрены. В сообщениях тоже не хотелось дразнить других. Чтобы не сделать вам хуже. Сообщения ведь читают на общем мониторе в студии. Хорошо что есть возможность здесь. И безопасно для вас, не подставлю вас своими рассужденьями. С большим уважением и любовью к вам обоим. Мишель.

    • Сергей Хохловский Reply

      Разве не этому учит нас Господь, Сам являясь вечным примером для нас. Молитесь за нас, чтобы Господь давал мудрости и силы. Посмотрите ещё раздел «Пути решения жизненных проблем». Может быть пригодиться что-нибудь Вам или кому-то ещё. Храни Господь!

  17. Анастасия Reply

    Спасибо. Сын считает для себя самым важным следующую запись Вашу про злопамятность. Я считаю что важны обе записи. Я лично для себя многое подчерпнула с первой, а потом и со второй записей.
    Слушаю все Ваши передачи уже пятый год.Дети говорят что становлюсь идеальной мамой и бабушкой. Очень благодарна Вам за все. Очень нравится и пастор Сергей. Желаю ему здоровья, сил, помощи Божьей в его служении. Церковь вон какая большая. Сколько всего надо усмотреть. Благословений Вам с пастором Сергеем и всем служителям и членам церкви.

    • Сергей Хохловский Reply

      Спасибо большое! Храни Вас Бог!

  18. Крис Reply

    Может надо указать что это часть 1, а про злопамятность это часть 2, или продолжение? Я лично сначала не понял. Сами заметки отличные. Считаю полезные. Очень даже. Можно брать проводить занятия в группе или встречи с верущими и неверущими.Я кстати подумываю об этом. Прям готовые темы. С примерами. Я про все. Про блог тоже. Еще эти материалы «Пржп», пути решения жизненных проблем. Тоже вполне можно. Для себя полезно и с другими поделиться, подумать, обсудить. Класс. Мне нравится.

  19. Светлана Reply

    Спасибо, рада что нашла этот ресурс. Надо бы в блоге давать ссылку на него, потому что не все будут смотреть материалы по прошлым передачам. Простите, вам с Натальей Аркадьевной виднее. Это просто совет, хочется чтобы больше людей могли читать эти материалы.

  20. Инга Reply

    Благодарю за дополнительные материалы, отличное дополнение к вашему блогу и передачам. Сохранила для себя, современные гаджеты позволяют поделиться в любой момент

    • Сергей Хохловский Reply

      Пользуйтесь на здоровье.

  21. Инга Reply

    Спасибо.

  22. Ростислав и Ко Reply

    Тоже решил отметиться. Понимаю, это дополнительный труд. Самое малое что мы можем сделать это высказать слова благодарности. Мы ценим ваше служение. Вы стали для нас добрыми друзьями и духовными наставниками. Причем вы настолько мягко и деликатно это делаете, очень нравится что вы в основном просто предлагаете свои свидетельства, думаете вслух открывая свою «Внутреннюю кухну» как говорится. Это действует как мягкая сила, постепенно производит изменения. Ощутил на себе и своих прекрасных и любимых женщинах: матери, сестре, жене и дочерях. Все мы выражаем вам благодарность. Искренне и от сердца.

    • Сергей Хохловский Reply

      Спасибо за добрые слова! Будьте благословенны. Мы постараемся продолжать в том же духе, если не ослабеем. 🙂

  23. Ольга Reply

    Большое списибо, дорогая сестра Наталья Аркадьевна за все материалы и заметки что вы пишете. Спасибо вам и пастору Сергею за передачи. Поздравляю вас с праздниками и церковь брата Сергея тоже. Всем благословений Божьих.

    • Сергей Хохловский Reply

      Спасибо! Благословений ВАм в грядущем году!

  24. Натэлла Reply

    Спасибо. С Новым годом и Рождеством! Всех благ во всех смыслах.

  25. Диана Reply

    Ух ты, выходит в этом году я первая тут отзыв оставляю. Ну что же, опять я согласна со всеми кто уже написал свои отзывы. Все правильно как я думаю написали. И про этот материал и про рессурс дополнительный. Про передачу тоже.
    Про то чтобы видеть в другом человеке образ Божий, даже если это очень трудно. В этом все дело. Бывает так трудно, что просто хоть сквозь микроспоп ищи, не увидишь. Иногда получается, а иногда никак невыходит. Но все равно теперь еще больше буду стараться.

    • Сергей Хохловский Reply

      Бог Вам в помощь! Иногда этот образ Божий мы так грехами искорежим, что действительно не разглядишь.

  26. Гюнтер Reply

    Еще про Дорофею.Очень хорошо. Спасибо.

    • Сергей Хохловский Reply

      Пользуйтесь на здоровье!

  27. Яков Reply

    У вас тут оказывается очень много интересного и полезного. Чесно говоря не ожидал. Сильный материал. К тому еще и простой. Я никогда даже не думал, что эти древние писатели могут пригодиться сейчас в 21 веке. Ошибался. Благодарю.

  28. Яков Reply

    Не помню, поблагодарил за труды ваши и этот материал или нет. В общем примите от меня благодарность. От души. Скопировал для себя. Кому надо из родных пошлю.
    Подумал и решил, про сайт ваш расскажу. Хорошее ведь дело. Может и в нашей церкви тоже подумают над этим. И для своих полезно и людям другим помощь. Если вашим материалом воспользуемся, обязательно укажем ссылку на ваш этот сайт и передачу на радио.

  29. Роман Reply

    Спасибо за знакомство с мудрым старцем. У нас о них вообще не говорят. Оказывается напрасно. Буду знать.

  30. С.Г. Reply

    Благодарю за эти материалы. Большой отзыв написал к следующему материалу по авве Дорофею. Благословений.

  31. Савва Reply

    Первым прочитал второй материал про этого старца Дорофея. Там написал подробно. Спасибо, что познакомили с ним и его учением по решению конфликтов. Действительно душеполезно и эффективно.

  32. Марина и Тамара Reply

    Очень полезный, ценный материал для духовного роста и христианской жизни. Благодарим.

  33. Арсений Reply

    Отлично этот старец все исследовал. А то говорят — гнев, раздражение… и все. А он показал как это зарождается, с чего берет начало и как потом накапливается и во что вызревает и дозревает до плохого и опасного. Очень полезно для всех, и нас. Что с того что мы в 21 веке, разве перестали быть людьми?
    Материал полезный и нужный. Это нужно уже молодым говорить, даже подросткам. Чтоб поняли и задумались, научились. Благодарю.

  34. Вячеслав Reply

    Полезно своей высокой духовностью и гениальной простотой.

  35. Остап и Келина Reply

    Опять вернулись к этой статье по учению старца Дорофея. Вот уж и правда премудрость Божья. Вроде так просто, а и очень глубоко. Уж столько книг в мире написано и тонких и толстых, а вот так чтобы глубоко, просто и доступно и для понимания и для применения, теперь понимаем, что не было. Решили написать об этом. Раньше не писали потому что и так много отзывов. А сегодня опять перечитали и опять чувство любви к Богу и радости за таких Его святых детей.

  36. Юля и Степан Reply

    Старец Дорофей очень благословенный, высокодуховный и мудрый человек. Наполненный Святым Духом. Именно в Духе он и нашел примеры и такие советы, которые на 100% действуют. Надо только честно как перед Богом стараться их исполнить. Спасибо, что рассказали о нем.

  37. Нина Reply

    Мне сейчас очень тяжело. Читаю ваши статьи посвященные теме конфликтных ситуаций, обиды, прощения, и почему Бог не отвечает. Очень мне сечас они нужны и помогают. Спасибо за этот материал по старцу Дорофею. Читаю и буду читать еще. Видимо много раз.

  38. Роман и Алла Reply

    Метод старца Дорофея испытали на себе и в церкви уже несколько человек свидетельстввали о том, что он им помог. Муж и я ведем группы, а муж еще проповедует. По этим двум частям про метод старца Дорофея специально проводили встречи. Все были довольны. Подробно говорили, высказывались, кто что думает и как понимает. Простите, что пишу с запозданием. Вот решили с Романом, что напишем к тем статьям что особо помогли. Часть писал он, а теперь я. Благодарим за ваш с пастором труд.

  39. Сева Reply

    Как погляжу нас таких немало. Кто читает, а написать некогда. Улучил часок, чтобы прочитать новые статьи. Заодно решил написать к тем, что особо запали в душу. Этот очень запал. Простотой, доступностью и эффективностью. Если делать как старец учит. Уже проверил на себе. Вам благодарность, пастору не хворать и нас не бросать, хоть иногда появляться в отзывах. Всей церкви и служителям, и вам конечно, благословений!

  40. Михей Reply

    Отличная статья. Мудрый человек и мудрый подход к разрешению конфликтов и обретению мира в душе.

Оставить комментарий