Дорогие друзья! Мы надеемся, что этот материал хоть в какой-то мере поможет вам разобраться с вопросом: правомерно ли выбрать смерть для страдающего любимого человека? Сейчас много говорят о том, что надо проявлять милость и дать возможность дорогому человеку умереть безболезненно, при этом речь идет об эвтаназии. Что же это такое?
Слово «эвтаназия» состоит из двух частей. По-гречески «eu» значит — «легкий» или «хороший»; а «thanatos» — «смерть». Буквально слово «эвтаназия» переводится как «легкая смерть». Можно дать такое определение — эвтаназией называют преднамеренные действия по достижению или допущению преждевременной, относительно безболезненной смерти человека, который, кажется, мучительно страдает без надежды на выздоровление. Если не предпринимать этих «преднамеренных действий», то жизнь человека будет развиваться естественным образом. Так правомерна или нет эвтаназия? Не играют ли в Бога те, кто принимает решение об эвтаназии? Видимо, да, поскольку при этом такой человек играет роль, отведенную только Богу. Посмотрите, в книге Второзаконие, в 39 стихе 32 главы написано: «Видите ныне, что это Я, Я — и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю…».
«Убийство из милосердия» — это распространенный синоним эвтаназии, подразумевающий, что преждевременная смерть — это акт милосердия. Многие из тех, кто по моральным соображениям выступает против эвтаназии, считают употребление этого синонима средством ее пропаганды.
Мы постараемся ответить на ряд наиболее часто возникающих в связи с эвтаназией вопросов:
• «Я очень люблю свою смертельно больную мать. Если эвтаназия основана на любви, разве она не оправдана?»
Ваша любовь, должно быть, является большим утешением для вашей матери. Однако любить человека — еще не значит иметь право убивать его. В Библии говорится, что любовь по своей природе всегда стремится защитить. Из любви к нашим близким мы должны хранить и защищать их от преждевременной смерти. Во Втор. 30:15 читаем: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло», в 19 стихе: «…Избери жизнь…», а в 1 Кор 13:4-8 написано: «Любовь долготерпит, милосердствует, … не мыслит зла, … все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…».
• «Если пациент все равно умирает, разве не правомерно отключить аппараты искусственного поддержания жизни?»
Иногда в пациенте поддерживают жизнь с помощью механических процедур или средств искусственного поддержания жизни. При этом приборы обеспечивают такие жизненно важные функции, как дыхание или сердцебиение. Иногда эти процедуры служат лишь для оттягивания момента смерти. В этом случае прекращение механического или искусственного поддержания жизни не является эвтаназией. Бог уже определил наши дни и положил нам предел, которого мы не перейдем. «Если дни ему определены, и число месяцев его у Тебя; если Ты положил ему предел, которого он не перейдет» (Иов 14:5). Пс 35:10 напоминает нам, что у Бога «… источник жизни», как сказано — источник не смерти, но жизни.
Сторонники эвтаназии ценят качество жизни. Познакомимся с их убеждениями и чувствами: потеряв здоровье, теряешь все; если нет здоровья, жизнь бессмысленна; без здоровья я жить не хочу; не надо тратить на меня средства семьи, если я умру, все станут богаче. Я ни на что уже не гожусь, стыдно быть в таком состоянии, я не заслуживаю никакого уважения. У меня должно быть право распоряжаться моим собственным телом. Неважно, как я умру, главное — чтобы не пришлось страдать; страдать страшно. Смерть — это долгожданное избавление от жизни, если эта жизнь превратилась в жалкое существование.
Сторонники Библейского учения ценят святость жизни. Наши убеждения и их основания таковы: У меня есть Отец Небесный, и Священное Писание говорит, что мне даровано Им все потребное для жизни, включая средства. «… от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия…» (2 Пет 1:3). У меня есть ценность, данная Богом, но не потому что я что-то делаю, а потому что Бог создал меня по образу Своему. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…» (Быт 1:26). Мое самоуважение основывается не на моем физическом состоянии, но на том, что во мне живет Христос, дарующий мне праведность и жизнь. Все христиане — не свои, и мое тело также принадлежит Господу. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор 6:19-20).
Для истинных христиан смерть означает избавление от вечного суда и переход к вечной жизни. Господь Иисус Христос сказал: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин 5:24).
Несмотря на боль и немощь, у любого неверующего человека, пока он жив, есть надежда на вечное спасение. Во 2 Пет 3:9 сказано: «… Господь …долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию», потому что «… Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного» (2 Цар 14:14), «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).
• Почему же некоторые люди охотно принимают эвтаназию в качестве допустимого метода? Почему они склонны к этим преждевременным и непоправимым действиям?
Коротко на это можно ответить так: они воспринимают человеческую жизнь с гуманистической, атеистической — но не божественной — точки зрения «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти» (Притч 14:12).
Глубинная причина споров вокруг эвтаназии заключается в отходе от библейских принципов жизни. И наиболее важными являются, на наш взгляд, два момента:
1. Акцент сделан на качестве жизни, а не на святости жизни. Однако Бог подчеркнул святость жизни, когда сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…» (Быт 1:26).
2. Утрачено понимание смысла боли и страданий в жизни человека. Однако в Библии подчеркивается, что истинные ценности познаются в период физических потерь. Апостол Павел сказал: «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2Кор 4:16-18).
Значительную роль играет и такое ложное убеждение: «У меня есть личное право на смерть в том случае, если мое физическое состояние ухудшится до определенных пределов». Истина же состоит в том, что «Жизнь дается Богом, и только Он имеет право забрать ее. До тех пор, пока Бог не захочет забрать мою жизнь, мне следует ценить то, что во мне живет Христос, который будет через меня влиять на жизни других людей. Затем, когда Бог захочет забрать мою душу на небо, мое тело умрет». «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его». Эти слова записаны в книге Екклесиаста в 7 стихе 12 главы.
Вы можете обстоятельно продумать и постараться навсегда запомнить следующие слова: «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс 138:16).
• «Если в месте моего проживания эвтаназия узаконена, разве я не могу свободно пользоваться своими юридическими правами?»
Ответ на это может быть только один: — У вас может быть юридическое право в соответствии с законами страны, но у вас нет библейского права нарушать закон Господа. В книге Деяний Апостолов, в 29 стихе 5 главы написано: «…Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян 5:29).
• «Разве у смертельно больного человека не должно быть права избавиться от боли и страданий?»
Использование медикаментов для избавления от боли соответствует Библии; однако убийство пациента не может служить средством его избавления от боли. Еще на самых ранних этапах развития человечества болеутоляющие средства приготовлялись из растений. В Библии даже указано, что Бог создал «… листья на врачевание» (Иез 47:12).
• Нередко сторонники эвтаназии задают вопрос: «Как выдержать, видя мучения близкого человека?»
Сегодня, благодаря применению современных болеутоляющих средств, пациенты избавлены от длительных страданий. Родным и близким следует консультироваться с различными медиками, особенно со специалистами по избавлению от боли. Но давайте подумаем — «Хорошо ли для разрешения своих проблем, для облегчения своих собственных страданий убивать другого человека?» И постарайтесь честно ответить себе на вопрос – «А Вы сами хотели бы, чтобы ваши близкие убили Вас, только бы не видеть Вас в таком положении?»
Цените святость жизни, и при необходимости рассмотрите вариант, помещения больного в хоспис. Хосписы стремятся к максимальному продлению срока жизни пациента и созданию максимального комфорта в последние недели и дни его жизни. Персонал хосписов имеет специальную квалификацию и способен обеспечить пациентов необходимым количеством обезболивающих средств. Обратитесь к специалистам по обезболиванию. Если пациент испытывает боль, попросите увеличить дозу обезболивающих препаратов. (Многие пациенты стесняются попросить об этом сами.) Если справиться с болью не удалось, проконсультируйтесь с другим специалистом по обезболиванию.
Следите за тем, не играете ли вы роль Бога, ускоряя или затягивая смерть. «Видите ныне, что это Я, Я — и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю; и никто не избавит от руки Моей» (Втор 32:39). Прислушайтесь к голосу Бога в вашем сердце, направляющему вас в принятии решений. «И даст вам Господь хлеб в горести и воду в нужде; и учители твои уже не будут скрываться, и глаза твои будут видеть учителей твоих; и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: “вот путь, идите по нему”» (Ис 30:20–21).
Уповайте на Божью власть над обстоятельствами.
«Господи, в руки Твои вверяю все решения, касающиеся жизни и смерти.
В руки Твои вверяю жизнь и смерть свою».
«Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле,
на морях и во всех безднах» (Пс 134:6).