Здравствуйте, дорогие друзья. Мы очень рады, что вы попросили прислать вам материал о цельности, о том, как остаться самим собой при любых обстоятельствах. Очень надеемся, что сможем хоть немного быть вам полезными.
Многие из нас совершают поступки, которым недостает зрелости и достоинства, когда, как нам кажется, никто нас не видит. «Человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце » (1 Цар 16:7). Почему мы говорим об этом? Потому, что отсутствие «стержня», четких внутренних ориентиров и самое главное правильных ориентиров неминуемо приведет человека к падению.
«Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан» (Притч 10:9). В Ветхом Завете понятие непорочности обозначается древнееврейским словом, что означает «завершить, закончить ». Оказывается непорочность и цельность это очень близкие понятия. И более того, из Библии мы видим, что непорочность и цельность — это не только вопрос нашей этики и морали, но и безопасности. «Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника » (Притч 13:6).
Древнегреческие слова обозначающие непорочность в Новом Завете переводятся, как «истина или истинное состояние ».Иисуса называют непорочным, потому что Он жил в полном согласии с совершенной Божьей истиной. «Они же пришедши говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь…» (Мк 12:14). Цельный, непорочный человек одинаков и в тайном, и в явном, он не двуличен, у него нет противоречивых мыслей, слов и действий. Он не делает вид, что обладает какими-то добродетелями или качествами, которых на самом деле у него нет (лицемерие). «Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:28).
Быть цельным и непорочным — значит умом, волей и чувствами четко и твердо придерживаться принципов различения добра и зла, но не секрет, что на вопрос что такое добро и зло люди отвечают не одинаково. Мы понимаем, что должны быть общие критерии понимания и оценки добра и зла. И они есть, мы называем их этикой или этическими нормами. Этика — совокупность стандартных нравственных принципов, определяющих, что правильно и что не правильно при индивидуальном и групповом поведении. В философии под этикой понимают изучение различных систем правильного и неправильного поведения с рассмотрением положительных и отрицательных мотивов, суждений и последствий. Существует пять этических систем:
Культурная этика — мораль в ней определяется общественным мнением.
Ситуационная этика — в ней мораль определяется тем, что кажется наиболее приятным.
Эмоциональная этика — никакой морали нет; суждения о добре и зле недействительны, потому что чувства не являются ни отрицательными, ни положительными.
Поведенческая этика — мораль не существует; все поведение человека – это результат генетической предрасположенности или воздействия окружающей среды.
Библейская этика — мораль определяется Библией, незыблемым Словом Божьим.
«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол 2:8).
Бог сотворил нас существами, наделенными моральными принципами. И соответственно дал нам Свой моральный закон. Все, что изобретают люди, отвергая Божьи законы или заповеди, неминуемо ведет к катастрофе, как индивидуума, так и человечество в целом. «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства» ( Рим 1:28). Что значит «предал превратному уму»? Это значит, Бог оставляет людей, которые не хотят сознательно следовать Его законам жизни, поступать так, как они считают нужным и нести всю ответственность за последствия и трагедии, вызываемые нарушением фундаментальных законов бытия.
Что же говорит нам Библия?
• Библия указывает на то, что у каждого человека есть моральная ответственность, поскольку каждый был создан по образу Божию (Быт 9:6 ).
• Библия объясняет, что даже у язычников дело закона Божьего написано в сердцах (Рим 2:14 –15 ).
• Библия описывает грех как источник нравственного падения (Иак 4:17 ).
• Библия утверждает нравственные принципы, которые Господь заповедал всем (Исх 20:1 –17 ).
• Библия ставит непорочность выше правил поведения (Мф 5:27 –28).
• Библия призывает христиан к тому, чтобы через них были явлены Божьи нравственные ценности (1 Пет 1:15 –16).
• Библия показывает, что преходящие (т.е. временные) нравственные решения имеют вечные последствия (2 Кор 5:10).
• Библия говорит, что Иисус Христос — это путь к нравственному возрождению (Еф 4:22 –24).
Каждый человек следует той или иной теории или системе нравственных ценностей, и его поведение определяется этими принципами. Постараемся разобраться и проанализировать, что представляет собой каждая из этих систем
Культурная этика
Наивысшая ценность: Мнение большинства
Чем определяются добро и зло? Нравственные нормы определяются мнением большинства в рамках данной культуры. Мы независимы, не имея особого откровения, т.е. Бог не открыл нам окончательной, всеобъемлющей истины, на которую мы должны ориентироваться в своих действиях. Примером может служить проблема абортов.
Основа представлений: Уверенность в том, что нравственная позиция определяется исключительно родительским воспитанием, давлением сверстников и общественными нравами.
Моральная ответственность: Люди самостоятельны в выборе, но морально ответственны перед обществом.
Критика христианства: Христиане невосприимчивы к различиям между культурами.
Ошибочность предпосылки: Нет универсальных нравственных истин. В любой период времени любая культура может представить что-либо как добро или зло.
Пример: Истребление евреев при Гитлере получило официальное одобрение, потому что сторонники культурного релятивизма определили, что является «общественным благом ».
Заключение: Общество может ошибаться. Истина определяется только Божьими нравственными законами.
Священное Писание: Рим 12:2;Деян 5:29
Ситуационная этика
Наивысшая ценность: Принцип любви
Чем определяются добро и зло? Нравственные нормы определяются тем, что считается наивысшим благом или наиболее приятным в данной ситуации.
Основа представлений: Уверенность в важности свободы индивидуального выбора для принятия решений нравственного порядка.
Моральная ответственность: Люди самостоятельны в выборе и морально независимы.
Критика христианства: Христиане слепо, бездумно подчиняются безликим законам. Христиане больше заботятся о соблюдении Божьих законов, чем о людях. Закон и любовь часто противоречат друг другу.
Ошибочность предпосылки: Никаких абсолютных нравственных истин нет. Решения принимаются с учетом предполагаемых последствий, а не вечных принципов. Для определения любви нет никаких критериев .
Пример: Если еще не родившийся ребенок может иметь врожденные уродства, то допустимо сделать аборт.
Заключение: Пути Господни не наши пути. Мы проявляем любовь главным образом тем, что следуем воле Божьей.
Священное Писание: Ис 55:8;1 Ин 5:2
Эмоциональная этика
Наивысшая ценность: Сосредоточенность на чувствах
Чем определяются добро и зло? Поступки определяются личными предпочтениями: допустимо все, что «приятно ».
Основа представлений: Уверенность в том, что решения нравственного порядка —это всего лишь выражение личных чувств, которые не являются ни хорошими, ни плохими.
Моральная ответственность: Люди свободны в своем выборе, потому что не существует критериев оценки ответственности.
Критика христианства: Христиане не могут выносить нравственные суждения о каких-либо фактах, поскольку нравственность основана на индивидуальных чувствах.
Ошибочность предпосылки: Пышным цветом расцветает эгоизм, ибо разум становится невосприимчивым к голосу совести. Для вынесения суждения о каком-либо действии или факте нет никаких критериев.
Пример: Фраза «Изнасилование — это зло» неправомерна. Говорится лишь что-нибудь вроде: «Мне не нравится изнасилование».
Заключение: В наших действиях мы не должны ориентироваться на эмоции. Господь накладывает определенные ограничения на поведение людей.
Священное Писание: Иер 17:9;Кол 3:8 –10
Поведенческая этика
Наивысшая ценность: Животный инстинкт
Чем определяются добро и зло? Поведение полностью определяется наследственностью, либо окружающей средой, либо тем, что диктуют гены (социобиология).
Основа представлений: Уверенность в том, что человек —всего лишь физическая субстанция, лишенная духовных способностей различать добро и зло. Бога нет. Есть только материя.
Моральная ответственность: Люди — это запрограммированные механизмы, лишенные способности индивидуально мыслить.
Критика христианства: Христиане требуют моральной ответственности, хотя люди не отвечают за свое поведение. Христиане не правы, указывая людям на необходимость выбора, в то время как у людей нет самой способности выбирать.
Ошибочность предпосылки: Без нравственности нет критериев для осуждения жестокости. Всем правит «закон джунглей ».
Пример: Ли Харви Освальд не совершил ничего дурного, убив президента Кеннеди, потому что он был «запрограммирован» на убийство.
Заключение: Господь открыл Свои законы для всех людей и дал нам свободную волю самим определять наше поведение.
Священное Писание: Рим 2:14 –15;Нав 24:15
Библейская этика (Христианство)
Наивысшая ценность: Божья природа
Чем определяются добро и зло? Нравственные абсолютные истины универсальны, неизменны и определяются явленной нам волей Божьей.
Основа представлений: Уверенность в том, что доводы нравственного характера должны основываться на Божьих нравственных принципах, раскрытых в Священном Писании.
Моральная ответственность: Люди созданы по образу Божьему и отвечают перед Создателем за нравственную сторону своих поступков.
Критика христианства: Поскольку христианство идеально уравновешивает закон и любовь, существует тенденция нарушить это равновесие.
Ошибочность предпосылки: Вопрос о различиях между законничеством и покорностью вызывает замешательство. Законничество сосредотачивается на личных усилиях для достижения послушания. Покорность — это подчинение верующего живущему в нем Христу —силе, дающей возможность жить по образу Христову.
Пример: Христианин не лжет, даже если его или ее за это ожидает личное осуждение или преследование.
Заключение: Христианство — это Христос, живущий в человеке, чтобы раскрыть природу Бога и сохранить Его нравственные законы.
Священное Писание: Гал 2:20;Кол 1:27
Призвание христиан: Христиане призваны отображать Бога перед лицом неверующего мира.
Если ваши решения нравственного порядка основаны лишь на доводах человеческого разума, то вас непременно ожидает авария. Господь милостиво дает вам возможность выбора в принятии решений, и Ему угодно, чтобы вы избрали высокий путь к добродетели. «Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи »(Пс 118:104). Мы говорили о пяти нравственных, этических системах, используя которые люди оценивают добро и зло. Давайте посмотрим, как люди принимают решения, исходя из той этической системы ценностей, в которой они живут, а заодно и проверим – не пользуемся ли и мы этими системами в повседневной жизни?
Культурная этика — принятие решений на основе общественного мнения
• Пошатнулись ли ваши моральные устои из-за уверенности в том, что «все так делают »?
Пример: склонность к половой распущенности
• Доводилось ли вам следовать за толпой, делая нечто противное вашей морали, чего вы никогда бы не сделали в одиночку?
Пример: ущемление прав человека с иным социальным статусом.
• Доводилось ли вам искать лазейки в законе или лукавить на работе, чтобы оправдать личную финансовую выгоду?
Пример: организовать за казенный счет «рабочий завтрак »,во время которого вы лишь упомянете свою работу, в то время как причины для встречи были сугубо личные.
• Доводилось ли вам тратить слишком много денег или времени, добиваясь того, чтобы вас признали и приняли?
Пример: тратить слишком много времени на работу и расходовать деньги на атрибуты «престижности», что приводит к ущемлению интересов близких людей.
Ситуационная этика — принятие решений на основе того, что кажется правильным на данный момент
• Доводилось ли вам лгать, чтобы учесть желания или пощадить чувства другого человека?
Пример: отвечая на телефонный звонок, говорить, что кого-то нет дома, в то время как на самом деле этот человек находится дома.
• Доводилось ли вам оставлять без изменений неприятную для вас ситуацию из-за того, что вы не хотели раздражать кого-то властного или неуравновешенного?
Пример: отказываться от открытого выяснения отношений с нечестно поступившим другом из-за боязни гнева или мести.
• Доводилось ли вам считать себя вправе брать что-либо без разрешения, потому что, как вам казалось, эти вещи вам действительно нужны?
Пример: уносить домой с работы почтовые марки и канцелярские принадлежности или брать продукты питания у родственников.
• Доводилось ли вам поощрять кого-либо совершить поступок, противоречащий Слову Божьему, потому что это якобы продиктовано исключительно любовью?
Пример: поощрять месть, аборты, эвтаназию или разводы, когда для этого нет библейского оправдания.
Эмоциональная этика — принятие решений исключительно на основе собственных чувств
• Доводилось ли вам думать, что вы поступаете правильно, поскольку «чувствуете», что так поступать можно?
Пример: идти на компромиссы в сфере секса, потому что не можете сопротивляться своему сильному желанию.
• Доводилось ли вам ощущать необходимость выплеснуть наружу все свои чувства?
Пример: оправдывать свой гнев на окружающих тем, что, высказав накипевшее, успокаиваешься.
• Доводилось ли вам потакать собственным прихотям с ущербом для себя?
Пример: приобретать большое число дорогих вещей, превышая возможности семейного бюджета.
• Доводилось ли вам чувствовать, что вы можете говорить окружающим все, что вздумается, как бы ваши слова ни ранили их при этом?
Пример: говорить людям, что они вам не нравятся, и мотивировать это тем, что вы просто не хотите кривить душой.
Поведенческая этика — принятие решений исключительно на основе природных склонностей
• Доводилось ли вам оправдывать свое дурное поведение тем, что «с этим уже ничего не поделаешь»?
Пример: не пытаться отказаться от дурной привычки (например, курить или воровать).
• Доводилось ли вам оправдывать свои дурные поступки неправильным воспитанием, полученным в семье?
Пример: утверждать, что грубые выражения и поступки у вас от родителей.
• Доводилось ли вам оправдывать свое неподобающее поведение доводами о том, что «это у меня врожденное»?
Пример: полагать, что вы не можете избавиться от гомосексуализма или алкогольной зависимости.
• Доводилось ли вам оправдывать продвижение вперед за счет ущемления окружающих с помощью довода о том, что «побеждать должен сильнейший»?
Пример: оправдывать язвительные замечания и злословие.
В Книге Судей говорится о том, как народ Израиля впал в грех, потому что,
«В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым »
(Суд 21:25). Сегодня происходит подобное. Люди поступают, исходя из системы своих взглядов (своей этической системы) и это кажется им справедливым.
Мы уже говорили, что каждый человек рожден с данными ему Богом потребностями в любви, значимости и безопасности. Если вы ради удовлетворения этих потребностей опираетесь на собственные суждения, а не на Божье обещание восполнить ваши нужды, то вы принимаете систему ложных моральных ценностей и компрометируете свою непорочность. Это и есть глубинная или внутренняя причина, указывающая на то, почему мы так себя ведем.
Ложное представление: «Следовать ветхому своду правил — это интеллектуальная нечестность. Бог дал мне разум, и Он хочет, чтобы я пользовался им, принимая собственные нравственные решения». «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти»
(Притч 14:12).
Представление, основанное на Библии: «Бог создал мир с научными и нравственными законами. Устанавливать иные нравственные нормы, посредством которых можно оправдывать грех,— вот интеллектуальная нечестность. Бог дал мне Свой Дух, чтобы отличать зло и творить добро, основываясь на Его вечных законах» (Пс 118:89 –93 ).
Если во время сна вы лежали неудобно, то, проснувшись, можете обнаружить, что ваша рука онемела. Когда приток крови ограничен, рука теряет чувствительность. Точно так же, когда ограничен приток истины, сознание человека утрачивает духовную чувствительность, оно немеет или вовсе умирает! Мир и те, кто следуют морали, основанной не на Божьих нравственных законах, усыпили свое сознание. Они перестали чувствовать прикосновение Господа!
Давайте проверим себя, не потеряли ли мы чувствительность в опросах морали и непорочности.
Испытание морали
«Испытывайте самих себя ,в вере ли вы?»(2 Кор 13:5)
Прежде чем решить, что правильно или неправильно с этической точки зрения, задайте себе следующие вопросы:
• Что об этом говорит Слово Божье?(2 Кор 4:1 –2 )
• Полезно ли это?(1 Кор 10:23 )
• Не является ли это служением самому себе за счет других?(1 Кор 10:24 )
• Является ли это, по-вашему, примером для всех остальных?(1 Кор 11:1 )
Проверка на цельность
«Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души »(Притч 16:2).
Прежде чем реализовать свои решения, исследуйте свои побуждения, задав себе следующие вопросы:
• Не стараюсь ли я своим поступком просто угодить окружающим?(Гал 1:10 )
• Пытаюсь ли я таким образом получить материальную выгоду?(Прит 15:16 )
• Хочу ли я сделать это даже без какой-либо благодарности?(Лк 14:11 )
• Не совершаю ли я нечто безнравственное, зная, что никто меня не разоблачит?(Евр 4:13 )
Мы надеемся, что эти небольшие тесты помогут вам заглянуть в себя глубже, чем обычно, если конечно мы честны перед собой. К сожалению, многие сегодня живут, соблюдая одно-единственное правило: «Победа — любой ценой! Если надо обманывать — обманывай, но не попадайся ». В самых разных сферах жизни люди руководствуются подобной нравственной установкой. Действительно, иногда единственный, как кажется, выход — это принести в жертву свои убеждения. Если от вас потребуется ложь во спасение или убийство за правое дело, не отказывайтесь от своей непорочности. Научитесь говорить правду, но говорить с любовью. «Ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему » (2 Пар 16:9).
Чем больше вы возрастаете во Христе, тем больше у вас будет сил, чтобы сделать правильный выбор и противостоять злу.(Прочтите 2 Пет 1:3 –10 ).
«Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, чрез познание Призвавшего нас славою и благостию »(2 Пет 1:3).