Дорогие друзья, мы понимаем, что если вы попросили прислать вам этот материал, значит или вы сами, или кто-то из ваших близких страдает хроническим заболеванием. Вы не одиноки, большинство людей нашего времени имеет целый ряд так называемых хронических заболеваний – т.е. заболеваний, которые длятся продолжительный период времени. Именно потому они и называются хроническими – от слова «chronos» — «время».
Может быть, у вас время от времени (особенно когда вы испытываете боль, недомогание, сильно страдаете) возникают вопросы — «Если Бог меня любит, зачем Он заставляет меня страдать?», «Может, Бог за что-то разгневался на меня?», «Может, Бог наказывает меня?», «Почему это случилось именно со мной?». В минуты отчаяния, безнадежности, когда наваливается сильнейшая усталость от болезни, от болей, у каждого человека возникают мысли — «За что мне такая доля?», «Знает ли Господь о моих страданиях?», «Исцелит ли меня Бог, если я буду по-настоящему верить?». Люди церковные обычно стараются найти какие-то объяснения, защитить Бога, оправдать Его. Почему-то такое поведение считается признаком духовности и культивируется как единственно правильное. Но в Библии мы видим пример людей Божьих, которые названы в ней друзьями Бога, людьми праведными, и они ведут себя «недуховно» с точки зрения таких «сверхдуховных» христиан. Так Иов, страдающий раб Божий, раскрыл свою измученную душу и выразил все те мучительные вопросы, которые постоянно смущают ум человека, страдающего от хронического заболевания, от сильной боли.
Очень часто появляется мысль — «Может быть, эту болезнь вызвал какой-то грех?» Многих интересует этот вопрос — «Является ли хроническое заболевание результатом греха?» Иногда хроническое заболевание является результатом греха, а иногда — нет. Как следует из Библии, страдания могут быть последствиями греха (например, все хорошо знают, что курение и злоупотребление алкоголем приводят к целому ряду хронических заболеваний). Но иногда Господь посылает их, чтобы достичь Своей цели. «И проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин 9:1–3). Но если сердце человека находится в руках Господа, то даже под напором бурных, суровых ветров его жизнь остается исполненной смысла и цели. «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак 1:12). И это очень важное открытие, которое может сделать человек. Это дает силы жить, а не существовать. Жить и учиться, и развиваться, и даже служить Богу и людям… Главное понять – где я могу быть полезен, что я могу уже сейчас…
«Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (Пс 118:71). Какое же благо мы можем обрести благодаря страданиям? — «Прежде страдания моего я заблуждал; а ныне слово Твое храню» (Пс 118:67). Оно раскрывает сердце, делая человека восприимчивее к учению. Страдание смягчает сердце, наделяя человека сочувствием по отношению к окружающим — «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтоб и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» (2 Кор 1:3–4). Страдание укрепляет сердце, делая человека более зрелым и совершенным. Поэтому в Библии сказано — «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак 1:2–4). Оно смиряет сердце, не давая человеку превозноситься — «…чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился» пишет апостол Павел (2 Кор 12:7). И нечто совершенно удивительное — страдание обнажает немощь души человека, но Бог не оставляет в унынии, а вселяет в него силу Христову — «Господь сказал мне: “довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”» (2 Кор 12:9). Обратите внимание на то, что большинство вдохновенных служителей Божьих, всех рангов и возрастов, будь то мужчины или женщины, не отличались крепким здоровьем и много страдали.
Скорбь — это естественная и адекватная реакция на хроническое заболевание, и отрицание печали может нанести гораздо больше вреда, чем физические страдания. Если вы честно и открыто проходите каждый этап печали, вы можете быть уверены в том, что Господь исцелит вашу душу — «Он исцеляет сокрушенных сердцем, и врачует скорби их» (Пс 146:3). О каких этапах идет речь?
• Первый этап – это отрицание (человек стремится избежать мучительной реальности). «Может быть, результаты анализов ошибочны; надо сходить к другому врачу.
• Следующий этап – гнев (искреннее выражение чувств). Здесь и недоумение, и обида, и зависть… «Ну почему это случилось именно со мной?», «Другим не приходится так страдать». «Как Бог несправедлив!» «Опротивела душе моей жизнь моя» (Иов 10:1).
• Третий этап – торг (попытка как-то изменить существующую реальность). Примеры возможных мыслей, которые могут быть у человека в это время — «Я буду вести здоровый образ жизни и, возможно, поправлюсь». «Мне довелось совершить немало дурного, но я изменюсь, и Бог простит меня». «Я буду истово верить, и тогда Бог чудесным образом исцелит меня».
• Четвертый этап — подавленность (депрессия), отчаяние, вызванное скорбью и утратами.
Человек, страдающий хроническим заболеванием, также переживает боль утраты – ведь он утратил былое здоровье, теперь его жизнь в большей или меньшей мере подчинена болезни… И возникают мысли — «Моя жизнь уже никогда не будет такой, как прежде». «Ненавижу свою беспомощность и зависимость от других». «Жизнь кончилась. Так жить невозможно. Я не хочу больше жить». «Опротивела мне жизнь. Не вечно жить мне. Отступи от меня, ибо дни мои суета» (Иов 7:16).
• И наконец последняя, пятая стадия – принятие. Принятие не означает пассивного согласия с ситуацией. Наоборот – это обретение позитивного, положительного взгляда на жизнь. Принятие ситуации (но не пассивное безразличие) дает Божью благодать для каждодневной жизни. Оно позволяет человеку превратиться из «жертвы» заболевания в победоносное свидетельство полноты Божьего присутствия в мире. «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя» (Иов 42:5).
Вопрос «Можно ли вообще молиться о чудесном исцелении, ведь часто этого чуда физического исцеления не происходит?» – Да, можно молиться, но помните, что Бог не обязан дать вам физическое исцеление. Он знает все и Он решает, что для вас самое нужное и самое полезное. Если это – ваше физическое исцеление, то Бог может даровать вам его. Гораздо важнее эмоциональное и духовное исцеление. Поэтому, прежде всего, следует стремиться к эмоциональному исцелению и ожидать проявлений Божьей воли, ибо Он способен дать больше, чем можно себе представить. «А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь» (Еф 3:20–21). Такое эмоциональное исцеление означает во многом справиться и с хроническим заболеванием. «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа» (Флп 3:7–8).
Многие из нас склонны подавлять истинные чувства и отвергать помощь окружающих. Мы повторяем вновь и вновь одни и те же жалобы и выпрашиваем (или добиваемся) сочувствия у людей, впадаем в пассивную безнадежность и отказываемся от лечения и рекомендаций медиков; и даже обвиняем Бога, считая Его несправедливым – все это реакции, которые лишь усиливают горечь. И если вы узнали в этом что-то, свойственное вам или вашим близким – обратите на это внимание. А если все-таки у вас опять возникнет вопрос — «Почему это случилось именно со мной?», то лучше измените его и спросите себя: «А почему бы и не со мной? Разве мне гарантировано избавление от всех земных проблем, присущих роду человеческому?» — Отнюдь, ведь Иисус предупреждал: «В мире будете иметь скорбь…» (Ин 16:33)
Конечно, человеку нелегко примириться с тем, что жизнь его изменилась и он уже «не тот, что прежде». Сама эта мысль несет в себе горечь. В основе этой горечи лежит ошибочное представление: «Я уже никогда не смогу делать то, что было так легко делать прежде. Жизнь потеряла всякий смысл, и я — просто обуза для окружающих». Надо заменить это ошибочное представление правильным — «Я не буду поддаваться чувству горечи, потому что Господь послал мне это испытание для Своих целей. Поскольку мое тело принадлежит Христу, я буду молиться о том, чтобы моя жизнь прославляла Его и стала благословением для окружающих». «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор 6:19–20). Не будем забывать об этом. Каким бы больным ни было наше тело – оно принадлежит Богу.
Как вести себя самому больному и его близким?
Выучите наизусть библейский стих — «Но Господь сказал мне: “довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор 12:9). И чаще читайте этот отрывок, начиная с 7 стиха и до 10 стиха. Как только у вас возникнут мысли о своей беспомощности, о том, что вы – обуза… – вспоминайте 9 стих, это ключевой стих для нас. Если мы верим в это (а это означает, что мы верим в Бога, в то, что Библия – Его Слово, и что все в ней – правда), то мы понимаем, что наша немощь – в которой действует сила Божья, сильнее самой большой человеческой силы! И то, что Бог делает через нее, через эту нашу немощь – очень важно и для нас самих, и для окружающих нас людей, и, возможно, еще для многих, кого мы даже не знаем…
И еще надо сказать, что типичным «врагом» человека при любом хроническом заболевании является стресс. Этот стресс, напряжение, как правило, усиливает и физическую, и душевную боль. Для того чтобы научиться жить с каким-либо хроническим заболеванием, необходимо внести изменения в стиль жизни. Эти изменения подразумевают необходимость ориентировать жизнь на то, что угодно Господу, и тем самым избавиться от излишнего стресса. «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном» (Рим 8:5). Да, мы не можем делать все то, что могли когда-то, но… – может быть это к лучшему? Поднимитесь над собой, над ситуацией, попробуйте взвесить и оценить ваше прошлое и настоящее с точки зрения вечности. — «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Притч 3:5–6). И еще — научитесь уступать. Что это значит? — Скорректируйте свои планы и занятия в соответствии со своими потребностями. Откажитесь от того, что не обязательно, без чего можно обойтись. — «Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость» (Ис 40:29). Очень трудно смириться с тем, что тебе не хватает сил сделать то, что раньше ты делал легко. Учитесь отдыхать и отдыхайте, как только представится возможность. Вам это необходимо. Как впрочем, и всем остальным, но они пока еще движутся как заведенные и бегут по замкнутому кругу суетных дел, которые невозможно переделать… Обретите покой в уповании на Господа. — «Остановитесь и познайте, что Я Бог» (Пс 45:11). И есть еще одно, чему вам надо научиться обязательно — учитесь смеяться. Радуйтесь всему хорошему, что происходит в жизни. — «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Притч 17:22). Всем нам полезно учиться дисциплине, а тем, у кого хронические заболевания это просто необходимо. Следуйте советам врача и регулярно делайте физические упражнения. Подумайте о вашем питании. Учитесь благодарить — благодарите своих родных и друзей, которые помогают вам и поддерживают вас; ежедневно благодарите Господа за то, что Он есть, за Его любовь к вам и заботу о вас. «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес 5:18). Когда у вас, или того, кто вам близок и дорог возникает вопрос — «Разве может иметь хоть какой-то смысл жизнь, состоящая из одних ограничений?» — напомните ему, что жизнь каждого, в ком живет Христос, имеет ценность, смысл и цель. «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал 2:20).
Помните — любовь познается в беде. «Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья» (Притч 17:17). Нам всем надо учиться любить. Нам, тем, кто рядом с больным – тоже надо учиться новой жизни, и эта наука нам полезна, она поможет нам в общении со всеми людьми, не только с тем, кто болен. И первое, это научиться слушать. Лишь очень немногие люди действительно обладают этим даром – слушать другого человека. Итак, слушайте и еще раз слушайте, избегая давать непрошеные советы. Поощряйте откровенные разговоры о чувстве страха и тревоги. Будьте готовы к выражению гнева. Не давите на человека, если тому не хочется разговаривать. И, внимание!!! — ИЗБЕГАЙТЕ слишком подробных разговоров о себе и о своих делах. Помните — «…время молчать, и время говорить» (Еккл 3:7). Научитесь наблюдать, это поможет вам сделать что-либо необходимое до того, как вас об этом попросят. Старайтесь замечать перепады настроения и отвечать на них с любовью. Старайтесь подбадривать нуждающихся в этом родных и помощников. Не пропустите признаки опасной депрессии. ИЗБЕГАЙТЕ любых намеков на то, что христиане не должны поддаваться депрессии. Будьте готовы помогать в качестве водителя или выполнять поручения. Приводите с собой друзей, чтобы расширить круг общения больного. «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал 6:2). «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Флп 2:4). Будьте дружелюбны и веселы. Дарите открытки, книги и магнитофонные записи, дающие духовную поддержку и утешение. Проявляйте теплые чувства физически (ласка, объятие, поцелуи). Предлагайте вместе помолиться и спрашивайте, о чем конкретно необходимо помолиться. ИЗБЕГАЙТЕ критиковать врачей и методы лечения. Обращаясь к тем, кто живет рядом с хроническим больным, я хочу сказать – будьте внимательны, дружелюбны, и – милосердны. От вас не требуется чего-то сверхъестественного. Просто поставьте себя на его место и подумайте, какого отношения к себе хотели бы вы? Пусть ваша вера в Бога обретет плоть в вашем отношении к нему, вашей заботе, милости, в том, что вы дадите ему надежду на будущее, будете свидетельством о любви Божьей. И помните самое главное, что необходимо выразить, — это любовь!
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит…
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше»
(1 Кор 13:1-13).