Дорогие друзья, вас интересует вопрос, связанный с состоянием страха, паники и тревоги, при которых человек чувствует себя некомфортно и становится не вполне адекватным. Большинству людей в той или иной мере знакомы эти чувства, и мы помним, как они неприятны. Речь идет не об обычной реакции, которая естественным образом возникает у нормального, здорового человека в ответ на изменение в окружающем его пространстве и проявляется в повышении внимания, осторожности и готовности действовать при необходимости. Такая реакция не причиняет нам неудобств, а наоборот, бывает полезна и даже спасает нам жизнь. Предметом нашего внимания будут состояния чрезмерные.
Страхи сказываются на состоянии всего человека в целом – его физического тела и психики, разрушают его взаимоотношения с людьми и Богом. Что же это такое – страх, фобия, тревога, паника?
Страх – это повышенная эмоциональная реакция на предстоящую боль или опасность, реальную или воображаемую. Страх может быть обоснованным или иррациональным, кратковременным или длительным, и человек всегда знает — чего он страшится. « … в страхе есть мучение» (1 Иоанна 4:18). Признаками обычного страха являются: опасение, нервозность, беспокойство, повышенная чувствительность, чрезмерная настороженность. Фобия – это болезненная форма страха. Слово фобия происходит от греческого слова «foboj» – страх, ужас, боязнь, бегство. Фобия – это постоянный, иррациональный страх перед кем-то или чем-то, разрушающий личность и жизнедеятельность человека. Люди боятся, например, собак, автомобилей, темноты, маленьких помещений, насекомых, высоты, воды, самолетов, лифта… Это — «простые фобии». А есть еще фобии социально обусловленные, когда люди боятся публичных выступлений, толпы, боятся показаться смешным или неловким… Страхи могут быть настолько сильными, что человек даже отказывается от своей профессии, от общения с друзьями и родственниками, отказывается покидать свой дом или комнату, может развиться алкоголизм или наркомания, жизнь человека может оказаться совершенно разрушенной. Тревога – это беспокойство, волненье, суета, смятенье, испуг, суматоха, опаска. Тревога беспредметна, и она держит человека в напряжении. Часто тревога – это страх страха, боязнь испугаться чего-нибудь. Если фобия или тревога длится долго, она «выматывает» человека до отвращения к жизни, до самоубийства. «Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня; страх и трепет нашел на меня, и ужас объял меня. И я сказал: ‘кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы; далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне; поспешил бы укрыться от вихря, от бури’» (Пс 54:5-9). «… Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева?… Теперь бы лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно … или, как выкидыш сокрытый, я не существовал бы, как младенцы, не увидевшие света» (Иов 3:11,13,16). И, наконец, паника (панический страх). Панике присущи следующие признаки: дрожь, учащенное сердцебиение, частое дыхание и жар, или наоборот – озноб и холодные руки, головокружение, звон в ушах, боль в груди и удушье, потливость и тошнота, понос и слабость.
Отчаяние и уныние сопровождают жизнь людей страдающих фобиями или тревожностью. Ситуация кажется им полностью безнадежной. «Дни мои бегут скорее челнока и кончаются без надежды» (Иов 7:6). Так происходит потому, что эти страдальцы осознают тщетность своих попыток контролировать ситуацию вокруг себя и окружающих людей. Наоборот, чувства бессилия и беспомощности обладают ими, контролируют их. Мы и в Библии видим примеры крайнего проявления таких чувств: вспомним Ахитофела (2 Цар.17:23), Илию (3 Цар. 19:4), Иова (Иов 3), Иуды (Мф. 27:5). Участь таких людей печальна, если они скрывают свои чувства и не ищут поддержки со стороны своих ближних, не доверяют Богу и людям, через которых Он действует в этом мире.
Необходимо научиться различать два понятия «бессилие» — когда человек «не в силах» что-то сделать, и «беспомощность» — когда нет помощника, помощи и поддержки извне. Нужно научиться просить о помощи. Ведь, если человек, например, тонет в реке и ему не хватает сил, чтобы выплыть, он взывает о помощи. Утопающий может не видеть никого рядом с собой или на берегу, но он надеется на то, что кто-нибудь да услышит, и не оставит его в беде. И помощь приходит… В результате – не погибель, а спасение. Когда мы бессильны преодолеть свой страх, у нас есть основание с верой и надеждой взывать о помощи и к людям. Библия учит — «… если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него…» (Еккл 4:12), «Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня» (Псалтирь 33:5).
Все мы происходим из разных семей — мы жили и воспитывались в различных условиях, имеем разный жизненный опыт: по-разному чувствуем, думаем, реагируем на жизненные обстоятельства и по-своему справляемся со своими переживаниями. Джун Хант выделяет четыре группы «поверхностных причин страха»: прошлый опыт, эмоциональные перегрузки, стремление избежать ситуаций, таящих угрозу и неконтролируемое воображение.
В группу «прошлый опыт» включены 1) травмирующие переживания; 2) пример родителей, проявлявших чрезмерный страх; 3) паническое поведение других людей; 4) недостаточно развитое чувство собственного достоинства.
В группу «эмоциональные перегрузки» вошли 1) отрицание собственных чувств; 2) стресс (тревога), загнанные внутрь; 3) угодливость и 4) строгость или чрезмерная требовательность в семье. Говоря об «эмоциональных перегрузках», необходимо отметить ту роль, которую в этом деле играет психологическое насилие в разных его проявлениях. Взрослые часто не принимают истинные чувства ребенка: одни чувства — поощряют, а другие (гнев, злость, раздражение, обида, печаль, страх) -критикуют и даже запрещают. Ребенок начинает думать, что одни чувства – хорошие, а другие – плохие. Что переживать «плохие» чувства – плохо и стыдно. Что от таких чувств надо избавляться, а если он чувствует именно так, то он сам – плохой. И чтобы избавиться от этой «плохости», он будет отрицать свои чувства (страх, гнев…), подавлять и загонять внутрь свои чувства, угождать родителям и значимым для него людям, а чрезмерная требовательность в семье превратит его жизнь в сущий ад, лишая его права на ошибку.
Между жизненным опытом и психоэмоциональными перегрузками с одной стороны, и, страхом с другой стороны, есть еще стремление избежать ситуаций, таящих угрозу. В нашем случае речь идет не о данном нам Богом инстинкте самосохранения, а о стремлении избежать ситуаций, таящих угрозу, когда опасности нет, есть лишь представление о возможном появлении угрозы и стремление избежать этой мнимой, маловероятной угрозы. Размышления о том, где бы «подстелить соломки» на случай падения, занимают человека все полнее, мир представляется все более опасным, враждебным, радостного в мыслях становится все меньше, а грустного, печального, страшного, — негативного все больше и больше.
Обратимся к проблеме неконтролируемого воображения. Творческие способности человека дают ему возможность создавать виртуальную (воображаемую) реальность. Его чувства и мысли вполне реально реагируют на нереальные, выдуманные объекты и процессы. Например – уже ночь, сына нет дома… воображение матери рисует ей ужасные картины, и вот уже болит сердце, повысилось давление, она рыдает…
Есть такая духовная болезнь – одержимость страхом. Нечистый дух поселяется в душе и запугивает человека, лишая его разума, радости и надежды, любви и дружбы, покоя, остатков (или начатков) веры. Неверие в Бога, в Его всемогущество и всесилие, благость, милосердие и человеколюбие делают жизнь боязливого человека невыносимо мучительной. Нередко страдающие этой бедой люди задают вопрос: «Где же выход, что нам делать, как преодолеть страх?».
Первое – не замыкаться в себе, не скрывать проблему, открыться другу, человеку близкому, которому можно доверять, который не разболтает другим то, что ему доверено, не поставит под удар вашу репутацию. Иногда и этого бывает достаточно для серьезного продвижения. Можно обратиться за советом к психологу-консультанту, или к психотерапевту, который может предложить программу тренингов. Такие тренинги помогают изменить порог чувствительности, приобрести жизненно важные навыки (недополученные в детстве), навыки жизнестойкости. Хорошо, также, обратиться за поддержкой к душепопечителю в церкви. Очень важно, чтобы нас выслушали — терпеливо, благожелательно, без эмоций и скоропалительных выводов и советов. Для человека страдающего страхом одним из самых важных умений является умение доверять.
Психолог-консультант не только выслушает пациента, но и поможет вспомнить и рассказать все важное о своей болезни, точно определить существо беспокоящей проблемы. Он постарается ясно и доходчиво изложить представление о причинах, приведших к имеющимся расстройствам, о тех патологических процессах, которые имеют место при подобных состояниях, поможет связаться с психотерапевтом, для оказания наиболее эффективной помощи пациенту. Психотерапевт проведет глубокую подробную диагностику состояния пациента, постарается выяснить, что привело к сбоям в психике, развитию страхов, что способствовало возникновению столь тяжелого состояния. Он также определит план действий, тренингов, направленных на оздоровление. Это могут быть программы изменения порога чувствительности, когда пациент постепенно ближе знакомится с предметом своего страха и убеждается в необоснованности или преувеличенности своих опасений. Другие тренинги помогают освоению навыков жизнестойкости. Это и доверие; и принятие и оказание помощи и поддержки; и умение прощать и принимать прощение; и умение устанавливать и защищать свои границы при общении с другими людьми. Умение уважать и соблюдать чужие границы; умение анализировать и контролировать свои чувства, мысли, желания, поступки. Умение принимать на себя ответственность; умение принимать самого себя и других людей; безусловная любовь; гигиена и физическая активность; умение осознавать и адекватно удовлетворять свои жизненные потребности; навыки общения; умение проявлять свои чувства и выражать свои мысли; терпение; умение здраво оценивать происходящее …
Все перечисленное касается по большей части физической, психологической и социальной сфер жизнедеятельности человека. В некоторой степени это связано и с духовностью, но основную помощь в духовной сфере может оказать специально подготовленный христианский душепопечитель. Даже человек, прошедший самую лучшую тренинговую подготовку и научившийся всему, может оказаться в ситуации, когда этого окажется недостаточно. Когда у него просто не будет сил для сохранения «разума и душевного покоя, чтобы принять то, что мы не в силах изменить, мужества, чтобы изменить то, что возможно, и мудрости, чтобы отличить одно от другого» (из молитвы Оптинских старцев). Христианский душепопечитель поможет встать на путь духовного роста, приближающий каждого из нас к тому образу, который нам столь желанен, к образу зрелой, сильной, самостоятельной разумной и мужественной личности, живущей широко, открыто, честно, великодушно, бесстрашно. Такова личность Иисуса Христа. Путь этот давно известен, однако, порой, оказывается забытым. Этот путь ведет к Богу. Но именно Бог и нужен нам, потому что именно Ему возможно то, что невозможно людям. Путь этот описан в Библии. Он прям и прост. Идущий этим путем не ошибется и не постыдится. В общих чертах, это путь перемены представлений о мире, в котором мы живем, о самих себе, о своем месте во вселенной, о том — чем и какими нам должно быть, какими должны быть наши отношения с самими собой, Богом и людьми.
Страхов много, они разные, но путь освобождения только один – не воевать с ними в одиночку, а обратиться за помощью к своим близким, может быть к профессионалам (душепопечителям, психологам) и, самое главное, к нашему любящему, всемогущему, всесильному Господу Иисусу Христу! Почаще напоминайте себе — «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (К Флп 4:13).
Надежда для души