Дорогие друзья, вы хотите больше и лучше узнать о том — справедлив ли Бог? Почему Его справедливость так непонятна, непостижима для нас? Временами жизнь представляется такой несправедливой… Нигде в Писании не говорится об этом с такой мучительной силой, как в Книге Иова. Во мгновение ока Иов и его жена потеряли решительно все, что у них было: сыновей и дочерей, состояние и имущество. Что бы почувствовали вы, если бы потеряли все самое ценное в жизни? Какой была бы ваша реакция? Считали бы вы Бога справедливым? Или подобно жене Иова, поддались бы искушению и сказали… — «Ты все еще тверд в непорочности твоей! Похули Бога, и умри» (Иов 2:9).
Что такое «справедливость»? — Справедливость, согласно словарю Ожегова, означает – «беспристрастное действие, на законных основаниях, в строгом соответствии с истиной».
Греческое слово, использованное в Библии, в те времена имело значение «прекрасный наружностью» или «по природе хороший», а значит и «справедливый». Со временем значение этого слова претерпело изменения, вот как это происходило: первоначальное значение этого слова – «прекрасный, безукоризненный, хороший по природе и, следовательно, справедливый» позднее изменилось, – «нравственно безупречный, честный». В наши дни мы понимаем под «справедливостью» — беспристрастность и непредубежденность, но даже эта беспристрастность так мало свойственна нам, людям, стала такой редкостью. Но давайте будем помнить первоначальное значение этого слова, и что когда речь идет о Боге, то это означает, что Его справедливость исходит из самой Его сущности, из Его природы, из Его абсолютного совершенства. Поэтому Библия утверждает, что Бог нелицеприятен. — «Ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, который не смотрит на лица и не берет даров». (Втор 10:17). «Ибо нет лицеприятия у Бога». (Рим 2:11).
Вопрос, который возникает достаточно часто — «Всегда ли Бог справедлив?», особенно тревожит нас, когда мы проходим через серьезные испытания, и так хочется, чтобы все закончилось «хорошо и по справедливости». То есть мы хотим справедливости такой, чтобы нам было хорошо, а значит это наша субъективная справедливость. А ведь слово «справедливость» подразумевает объективность. Справедливость – это неотъемлемая часть природы Божьей, и Библия говорит — «Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих» (Пс 144:17).
Вопрос: «Если все так, и при этом Бог еще и всеблагой и всемогущий, почему Он допускает зло?» — Этот классический вопрос содержит три компонента:
1) Бог всеблагой.
2) Бог всемогущий.
3) В мире существует зло.
Если хотя бы один из этих трех компонентов отсутствует, то проблема исчезает. Например:
1) если Бог не «всеблагой» — проблема исчезает, тогда Бог – “космическая сила”, причиняющий зло (как демон).
2) если Бог не “всемогущий”, проблема исчезает. В таком случае Бог слишком слаб, и не в силах пресечь зло.
3) если в мире “нет зла”, проблема отпадает. А зло (грех и страдание) – просто иллюзия.
Но мы знаем, что все три компонента присутствуют. И мы знаем, что Бог – благ — «Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен». (Втор 32:4). Бог всемогущ. — «Я возвещаю от начала, что будет в конце … Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю. … Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю». (Ис 46:10 – 11). Зло и его следствие (грех и страдание) присутствуют в мире — «Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас». (Ис 53:6). Кроме того, Бог иногда допускает и посылает страдания ради благого результата. — «Видите ныне, что это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю; и никто не избавит от руки Моей». (Ис 32:39)
Это пример теодицеи – логической защиты справедливости Божьей в вопросе о существовании зла в этом мире. Логическое обоснование оправдывает Бога при обвинениях в существовании зла. Но, рассуждая о существовании зла, не надо забывать о том, что каждый человек имеет свободную волю и делает свой выбор. Разве мы всегда делаем верный выбор, результатом которого будет только благо для всех?
Вопрос – Библия учит «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим 8:28). Как же это, допущенное Богом зло, может принести нам благо? — Бог допускает зло для того, чтобы — Сформировать наш характер — «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, От терпения опытность, от опытности надежда. А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». (Рим 5:3 – 5). Выявить грех — «Прежде страдания моего я заблуждал; а ныне слово Твое храню» (Пс 118:67). Обратить нас к Себе.
Вопрос — «Разве это справедливо, что Бог допускает, чтобы хорошие люди страдали? Если бы Бог был абсолютно справедлив, разве моя жизнь не была бы намного лучше?» — Прежде всего, давайте вспомним, что Сын Божий страдал за всех нас, чтобы мы могли получить спасение и жизнь вечную. И было это тогда, когда все мы были врагами Бога, когда мы отрицали Его, не верили в Него и следовали по своим путям, по своей воле. И более того, если бы Бог был абсолютно справедлив и воздал бы нам по заслугам, нас уже не было бы в живых. «…душа согрешающая, та умрет» (Иез 18:4).
Вопрос — Как же нам поступать, когда мы переживаем скорбь, страдаем и начинаем сомневаться в справедливости Бога? – Прежде всего, ищите Бога в молитве и просите Его помочь вам разобраться в ваших обстоятельствах. «Господи, мне нужна Твоя мудрость, Твое умение различать духов, Твое разумение. — «Я взыскал Господа, и Он услышал меня и от всех опасностей моих избавил меня» (Пс 33:5). Распахните свое сердце для Бога и будьте честны в своих чувствах. — «Я просто растерян – настроение то подскакивает, то падает». — «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику» (Пс 54:23). Убедитесь в Божьей любви к вам лично. — «Благодарю Тебя за то, что ты любишь меня, не важно как.» — «Но послал горе, и помилует по великой благости Своей» (Плач 3:32). «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (Пс 118:67). Осознайте, что Бог полностью контролирует все ваши обстоятельства. «Я сознаю, что вся власть – в Твоих руках». «Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин 19:11). Постарайтесь с точки зрения вечности посмотреть на Божий замысел (Его план и цели) для вашей жизни — «Я хочу видеть дальше сиюминутных обстоятельств». «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин 9:3). Никогда не позволяйте обиде укрепиться в вашем сознании. «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах…Но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» (Авв 3:17 – 18).
Покоритесь верховной власти Бога. Вы можете не понять смысла своих страданий или не получить ответа об этом при жизни здесь, на земле. Но на небе вы узнаете все.
«Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь» (Ис 55:8).