В 1912 г. произошло событие, которое оставило свой след в истории, — затонул роскошный английский лайнер «Титаник». В ходе этой ужасной трагедии погибло более 1500 человек. Перед тем как «Титаник» спустили на воду, специалисты считали, что 16 водонепроницаемых отделений корабля будут держать его на плаву в любых обстоятельствах. Полагали, что он непотопляем.
Дэвид Дж. Браун — ученый, занимавшийся проблемой «Титаника», — говорит, что корабль мог быть собственной спасательной шлюпкой. Даже после того как он столкнулся с айсбергом, 46 000-тонный лайнер «мог бы спасти всех, кто был на его борту, продержавшись на плаву до тех пор, пока не подошел спасательный корабль “Карпатиа”». Но владелец «Титаника» считал, что повреждение небольшое (дыра в корпусе составляла лишь около 12 квадратных футов) и что насосы корабля успешно откачивают поступающую воду, поэтому он скомандовал: «Вперед! Двигатели на половинную скорость!» Через несколько минут хрупкое равновесие было утрачено и корабль начал погружаться в воду. Браун говорит: «Насосы “Титаника” были залиты водой, захлестывавшей корабль из-за его собственного движения вперед. “Титаник” сам на всех парах шел к своей смерти, к своей могиле в Северной Атлантике». Тем временем тысячи людей спокойно спали в своих каютах. Трагическая гибель одного из лучших кораблей не могла не привлечь к себе внимания специалистов. Одним из результатов этой трагедии было требование, чтобы на всех океанских лайнерах было достаточное количество спасательных шлюпок. На борту «Титаника» спасательные шлюпки были рассчитаны лишь на половину пассажиров. Браун пишет, что, когда корабль тонул, «…прежде всего, нужно было предотвратить панику. Если бы удалось погрузить хотя бы тех, кому посчастливилось добраться до палубы, спаслось бы значительно большее число людей. Те, кто остался бы, после того как спасательные шлюпки отплыли, должны были бы позаботиться о себе сами, но у них был реальный шанс остаться в живых».
Не так ли и с нами? Разве мы не «спим», пока не приходит беда? Разве мы не впадаем в панику, когда эта беда случилась и нам грозит погибель? К счастью, Бог не заставляет нас заботиться о себе. Он уже позаботился о нашем спасении, послав на землю Своего Сына, Господа Иисуса Христа — «Потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения чрез Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес 5:9).
Что же такое спасение?
— В Библии неоднократно употребляется греческое слово «soteria». Значение этого слова — «спасение, избавление, предохранение, сохранение, благо, счастье».
— Словарь Ожегова и Шведовой дает нам следующее определение: «Спасение — это избавление от опасности и несчастья. Спасти — сохранить в целости, уберечь».
— Владимир Иванович Даль в своем словаре приводит следующие значения слов «спасать» — освобождать, выручать, оборонять, заступаться, подавать помощь, избавлять от беды, помогать в достижении Небесного Царства…
Спасение от чего нам необходимо? — От греха и от возмездия за него, потому что Библия говорит нам, что «все согрешили» (Рим 3:23) и, что «возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23), и речь идет о «вечной погибели» (2 Фес1:9). Значит, нам необходимо спасение от смерти, от погибели. И Бог предлагает нам такое спасение. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16–17).
Как это происходит? — Библия говорит, что Бог « возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин 4:10). И этот Сын, «… будучи сияние славы и образ ипостаси Его…» (Евр 1:3), «принеся в жертву Себя Самого» (Евр 7:27), «умер за грехи наши» (1 Кор 15:3) на кресте. «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды…» (1 Пет 2:24). Он, «совершив Собою очищение грехов наших» (Евр 1:3), взял на Себя наши грехи, наше преступление (1Ин. 3:5) и понес причитающееся нам наказание, возмездие; «… Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем…» (Ис 53:5); «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин 2:2). В результате этого мы были оправданы Им, « во всем… оправдывается Им всякий верующий» (Деян 13:39).
Почему в Библии говорится об освящении? Разве спасения не достаточно?
Мы все еще живем на этой земле, и грех продолжает действовать в нас — «ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7:15-17). Что же делать? Бог позаботился об этом, предусмотрев процесс освящения для тех, кто уверовал во Христа — «если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. … Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:7,9).
Освящение означает, что теперь мы «отделены для Бога, отделены от греха». Освящение — это процесс, происходящий в настоящее время и продолжающийся до конца наших дней. Освящение означает, что человеку дается новое сердце, новый дух, новый ум и новый способ поведения. В книге пророка Иезекииля читаем обетование Божие: «И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (36:26–27). Слово это исполнилось на уверовавших во Христа, так что «…мы имеем ум Христов» (1 Кор 2:16) и можем жить «соображая духовное с духовным» (1 Кор 2:13).
Что означает прославление верующих? Какое отношение это имеет к вопросу спасения?
Прославление — это последний этап для всех верующих, когда они обретут новые нетленные тела, и будут жить в ослепительном присутствии Божьем. Это то, что ожидает нас в будущем. А ныне, как писал апостол Павел — «…имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо, если кто видит, то чего ему и надеяться?» (Рим 8:23–24). «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор 10:12).
В своей гордости владелец «Титаника» не поверил, что его корабль может утонуть, не внял предупреждениям, и, вопреки всякой логике после столкновения с айсбергом, дал приказ идти дальше. Браун говорит: «“Титаник” утонул не из-за айсберга, а из-за неправильных действий капитана и владельца». Точно так же неверие — главная характеристика человека, который отворачивается от Бога. Люди неверующие часто считают, что:
— Люди не могут точно знать, попадут ли они в рай, но апостол Иоанн, любимый ученик Христа, писал — «… вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную» (1Ин 5:13);
— что Иисус никогда не говорил, что Он – Бог, но в Евангелии От Иоанна мы можем прочитать: «Иисус сказал … Видевший Меня видел Отца; … Я в Отце, и Отец во Мне…» (Ин 14:9–10), «Я и Отец — одно» (Ин 10:30).
— что к Богу ведет много путей, но апостол Иоанн передал нам слова Господа – «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин 14:6).
— что в церкви слишком много лицемеров. Да, в церкви есть лицемеры, но есть они и в бизнесе, и в школах, и во всех остальных сферах жизни. Иисус хочет исцелить от лицемерия всех нас. И мы помним, что сказал Христос «…Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите, научитесь, что значит: “милости хочу, а не жертвы”? ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9:12–13). И будем помнить, что — «… каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим 14:12).
Многие люди не верят, что и для них открыт путь к спасению, поскольку они хорошо сознают свои грехи и недостатки, они говорят:
— «Бог никогда меня не примет… вы не знаете, что я натворил», но все дело не в том, что натворили вы, а в том, что Христос сделал для нас. «Верно, и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, …» пишет апостол Павел (1 Тим 1:15). А в книге пророка Исайи читаем: «Тогда придите, и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Ис 1:18).
— «Бог никогда не сможет простить все мои грехи», а Бог не только прощает ваши грехи, но и забывает их. «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну» (Ис 43:25), и в послании к Евреям: «Потому что Я буду милостив к неправдам их и грехов их и беззаконий их не воспомяну более» (Евр 8:12).
— «Но сначала я должен очиститься». Люди, оторванные от Христа, названы в Библии «мертвыми по преступлениям и грехам» (Еф 2:1). Мертвые не нуждаются в очищении — мертвым нужна жизнь! Христос говорит: «…Я пришел для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком» (Ин 10:10) и еще, «… Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим 5:8).
— «У меня нет сил, чтобы быть последовательным и постоянным». Когда Христос живет в вас, Он открывает вам путь и дает силу, Он — ваша силой и «… не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор 10:13).
— «Но тогда мне придется отказаться от многого в моей жизни. Что же мне останется?» На самом деле вы отказываетесь лишь от стремления контролировать свою собственную жизнь. Премудрый царь Соломон говорит: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Притч 3:5–6), а апостол Павел пишет: «…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор 2:9).
— «Я хочу стать христианином, но не хочу принимать решения сейчас». — Нежелание принять решение — это все-таки решение, и это решение против Христа. Господь говорил: «Кто не со Мною, тот против Меня …» (Мф 12:30). «Не медли обратиться к Господу, и не откладывай со дня на день: ибо внезапно найдет гнев Господа, и ты погибнешь во время отмщения» (Иисус, сын Сирахов 5:8,9)
— «Меня могут возненавидеть». Да, каждый настоящий христианин встречает сопротивление или противодействие в этом мире. «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел» (Ин 15:18). «…Если Меня гнали, будут гнать и вас; …» (Ин 15:20). Но беды не одолеют вас. «… В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин 16:33).
— «Для меня уже слишком поздно». Для сердца никогда не поздно смириться перед Богом. «…“Во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе”. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор 6:2). «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет 3:9).
Библия говорит — «Погибели предшествует гордость, и падению надменность» (Пр 16:18). Гордым людям свойственно такое, ложное на наш взгляд, убеждение: «Я сам знаю, как жить, и полная зависимость от Бога для меня совсем не обязательна». Исходя из такого убеждения, большинство неверующих людей ищут удовлетворения своих потребностей через временные блага: популярность, собственность, положение или власть. Помните — «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти» (Пр 14:2).
Убеждение, основанное на Библии, таково: «Полная зависимость от Иисуса Христа, Который есть путь, истина и жизнь, — единственный путь к настоящему благополучию и вечной жизни». Верующие могут обрести настоящую свободу и прочное счастье не в деньгах, популярности, собственности, положении, власти…, но в жизни вечной во Христе Иисусе. Вот что сказано в Священном Писании: «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин 8:36) и «Иисус сказал …: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин 14:6).
К сожалению, и в жизни людей верующих порой проявляются остатки «ветхой природы». Для этого-то и предназначен процесс освящения, о котором мы уже говорили. Что же нам делать?
— Прежде всего, следует признать тот факт, что, даже будучи христианами, мы не можем сами надежно контролировать свою жизнь, и она порой становится неуправляемой.
— Помнить, что только любящий Бог может помочь нам и всегда вверять Ему свою волю и жизнь.
— Глубоко и бесстрашно, основываясь на Библии, производить нравственную оценку своей жизни.
— Признаваться пред Богом и кем-либо из людей в истинной природе наших заблуждений.
— Подготавливать себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков, и смиренно просить Его исправить наши изъяны.
— Вспомнить всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполниться желанием загладить свою вину перед ними.
— Лично возместить причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это может повредить им или кому-либо другому.
— Продолжать самоанализ и, совершая ошибки, сразу признавать это.
— Стремиться путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого.
— Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, стараться донести смысл наших идей до других людей и применять эти принципы во всех наших делах.
Мы думаем, этот путь подходит и для людей пока неверующих, но стремящихся к духовному развитию и росту. Очень часто мы сильно беспокоимся о духовном состоянии наших родных, друзей, близких, которые не веруют в Бога, не приняли спасение. Ведь мы понимаем, какая судьба ждет их в вечности. И мы говорим им об Иисусе Христе, о Царстве Небесном, о вечной погибели, о необходимости принятия Крещения. Мы говорим им о важности воцерковления, посещения богослужений и участия в них, о евхаристии и других таинствах, и так далее, и так далее.… Но почему-то наши слова не принимаются ими, в нашу церковь они с нами не идут, …, живут, как жили. Может быть, мы что-то не так делаем, допускаем какие-то ошибки? Давайте подумаем об этом, проверим самих себя.
Возможно, самая большая наша ошибка состоит в том, что мы не стараемся донести смысл наших идей, нашей веры, а занимаемся пропагандой своей поместной общины? Может быть, другая ошибка в том, что мы рано начинаем «учить», еще «будучи младенцами во Христе», оставаясь «во тьме»? Бывает, что мы даем советы, поверхностно взглянув на проблему, не «докопавшись» до ее сути. Мы часто предполагаем, что человек уже спасен, или понимает, что такое библейское спасение, а на деле это не так. Может быть, мы говорим с ним на каком-то специфическом «церковном» языке, которого он не понимает? Возможно, мы говорим с «высоты» своих знаний, как-бы «свысока», или не отвечаем на вопросы, которые нам задают, а даем ответы на те вопросы, которые нам никто не задавал? Не пытаемся ли мы затолкать наших близких в спасение «железной метлой»? Не уходим ли «в сторону» от главных вопросов, не предлагаем лишь «билет в рай», не говоря им о «цене» спасения, «…которое совершается перенесением … страданий» (2 Кор. 1:6)? Может быть, мы не Господа Христа, а себя лично считаем ответственными за спасение другого человека? Что на самом деле побуждает нас говорить о спасении — любовь к ближнему или какие-то иные побуждения?
В таких случаях, конечно, скорее всего, наши усилия не принесут успеха. Можно ли избежать указанных ошибок? Конечно. Лучше всего просто быть свидетелями и рассказывать о том, что Бог сделал в нашей жизни:
— Как Он изменил наш характер (какие черты исчезли и какие привились к нам).
— Какие новые чувства стали нам свойственны, какие из дурных форм поведения перестали властвовать над нами, оставшись в нашем прошлом.
— Какие прежние убеждения осознаны нами как ложные, и мы расстались с ними.
— Какие новые убеждения у нас появились: что мы теперь думаем о Боге, о себе и о других людях, как строим свои взаимоотношения и с Господом, и с людьми.
— Можно сказать им о наших желаниях, о перенесении страданий, о терпении, о наших молитвах, о нашей новой жизни…
Тогда, может статься, и толку будет больше. Мы также хотим напомнить вам, друзья, что вы можете найти и почитать немало хороших книг, написанных Отцами Церкви и другими замечательными духовными писателями. Если у вас будут появляться вопросы, звоните и пишите нам, мы всегда будем рады искать ответы вместе с вами.
Надежда для души.