Дорогие друзья, вы заказали материал о смирении, одной из важнейших для нас добродетелей. Мы надеемся, что эти материалы будут полезными и интересными для вас. Кто-то сказал — «Смирение — это лекарство, которое обычно прописывает Великий Врач для лечения духовных болезней, вызванных постоянными мыслями о себе». Макарий Великий говорил так – «Слово гордое и злое направляет к злу и добрых людей, а слово смиренное и благое обращает к добру и злых людей». Протоиерей Алексадр Шмеман писал – «Смирение – начало настоящего покаяния. Смирение – прежде и больше всего восстановление, возвращение к настоящему порядку вещей, правильных понятий. Корни настоящего порядка вещей питаются смирением, и смирение (прекрасное божественное смирение) – его плод и завершение».
Во время богослужения, совершаемого православной церковью на неделе о мытаре и фарисее (Лк 18:9-14; Ин 21:15-25) звучат слова – «…фарисейского избежим высокоглаголания (т.е. напыщенного многословия) и научимся высоте смиренных слов мытаря». Удивительные слова. Прислушайтесь – «научимся высоте смиренных слов»… Как это трудно для нас, людей «последнего времени». Апостол Павел пишет Тимофею: «Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны» (2 Тим 3:2). Когда читаешь эти слова, то кажется, что написал их наш современник. В наше время скорее можно увидеть примеры того, что привело к падению даже ангелов. Гордость отражает дух высокомерия или превосходства. Греческое слово, переводимое как гордость, означает «превозноситься, ставить себя выше других.
Смирение — отражает дух уважения, скромности и почтения. «Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном»(Мф 18:4).
Гордый человек:
Не допускает слабости.
Настаивает на своих правах.
Ищет отмщения любой ценой.
Ищет признания, восхваляет себя.
При оскорблении ищет возмездия.
Смиренный человек:
Радуется своей слабости. «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор 12:10).
Уступает свои права. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп 2: 5–8).
Ждет отмщения Божьего. «Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Пет 5:6).
Предпочитает, чтобы хвала исходила от других людей. «Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, — чужой, а не язык твой» (Притч 27:2).
Стремится не обращать внимания на обиды. «Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него — быть снисходительным к проступкам» (Притч 19:11).
Гордость в мирском значении
Ищет мирского знания (интеллектуальность).
Не спрашивает совета у других.
Постоянно сравнивает себя с другими.
Высоко думает о себе, создавая свой положительный воображаемый образ.
Ищет одобрения других людей.
Самоутверждается через власть над другими.
Считает смирение слабостью.
Смирение в Священном Писании
Ищет мудрости Божьей. «Начало мудрости — страх Господень, и познание Святого — разум» (Притч 9:10).
Просит советов у других. «Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр» (Притч 12:15).
Избегает бессмысленных сравнений. «Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно» (2 Кор 10:12).
Думает о себе честно и судит себя здраво. «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим 12:3).
Ищет одобрения Бога. «У людей ли я ныне ищу благоволение, или у Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал 1:10).
Утверждает себя, служа другим. «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф 20:25–26).
Считает смирение силой.
Причин горделивого характера может быть много, но прежде всего то, что особенно актуально в наши дни:
• уступки мирским представлениям об успехе, жажде признания и богатства. «Вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем» (Пс 51:9).
• стремление устранить низкую самооценку своими силами, путем восполнения внутренних потребностей без Бога. — «И они приходят к тебе, как на народное сходбище, и садится пред лицем твоим народ Мой, и слушают слова твои, но не исполняют их; ибо они в устах своих делают из этого забаву, сердце их увлекается за корыстью их. И вот, ты для них — как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их» (Иез 33:31–32). О каких внутренних потребностях идет речь? – о безусловной любви, значимости и безопасности. И часто мы тратим свою жизнь и приносим в жертву самих себя, своих близких, свои отношения с Богом, даже вечную жизнь, чтобы добиться своего – стать важными людьми, получить эту любовь. На этом пути неизменно одно – мы взращиваем свою гордыню. «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим 10:3).
• отказ от жертвы Христовой за грех.
• самодовольство и невежество; эгоизм и самоуверенность; потворство своим желаниям и почитание самого себя.
• повышенная требовательность к себе, что вроде бы также хорошо само по себе, но и это может привести к гордости. «Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф 18:4).
• чрезмерная сосредоточенность на себе тоже опасна — «Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны» (2 Тим 3:2).
Постарайтесь проверить свое состояние, испытать свое сердце. Но основная или корневая причина – наше убеждение. Именно в этом коренятся все другие причины, которые можно назвать поверхностными, т.к. все они вырастают из наших убеждений. Ложным убеждением, которое может стать причиной гордости может быть следующее: «Я тружусь изо всех сил, чтобы добиться успеха в жизни. Я имею право гордиться достигнутыми результатами. Считаю — вполне уместно ощущать свою значительность и гордиться собой». Убеждение, соответствующее учению Библии: «Успех дается не собственными усилиями, которые рождают чувство гордости, но благодаря тому, что в нас отображается образ Христов. Прочно лишь то, что совершается во мне силой Христовой». «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так как бы из огня» (1 Кор 3:11–15).
Это особенно важно, если учесть, что практически всем людям в той или иной мере свойственна гордость. Если мы хотим быть ближе к Богу, то всем нам полезно выучить наизусть следующие слова Библии — “Бог гордым противится, а смиренным дает благодать” (Иак 4:6).
• Что же нам делать для того, чтобы продвигаться к смирению?
Мы предлагаем вам проверить себя – есть ли в нас истинное смирение?. «Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются» (Притч 27:12). Постарайтесь быть честными с собой:
Радуетесь ли вы, когда хвалят других?
Признаете ли вы свои грехи честно и открыто?
Принимаете ли вы правду о своих слабостях?
Благосклонно ли вы относитесь к критике?
Вверяете ли вы свои волнения, тревоги и заботы Господу?
Сохраняете ли вы смирение, когда вас заменяют другими?
Стремитесь ли вы к праведности во всем, что вы делаете?
Можете ли вы ответить утвердительно на большинство этих вопросов?
Человек, охваченный гордыней — уверен в собственной праведности, на других людей смотрим свысока. Такому человеку очень трудно признать свой личный грех, он скорее видит чужие прегрешения. Он старается возвысить себя и даже благочестивые дела совершает напоказ. Человек охваченный гордыней не может получить спасения.
Смиренный человек — не настаивает на своей праведности, он осознает свое недостоинство перед Богом и признает свой личный грех. Он в первую очередь видит свои прегрешения и испытывает острую нужду в прощении. Такой человек постоянно в молитве, просит Бога о милости. Он получает спасение, в глазах Божьих праведен именно смиренный человек. Бог сокрушает гордыню через смирение — «Погибели предшествует гордость, и падению надменность» (Притч 16:18).
В наши дни христиане чаще рассуждают о добродетелях, чем посвящают жизнь тому, чтобы достигать их. Давайте посмотрим на примеры смиренных людей в Библии. Таким примером для нас может быть Иов — «И отошел сатана от лица Господня, и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел. И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! Похули Бога, и умри. Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных; неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими» (Иов 2:7–10). Многие ли из нас способны так ответить? Другой пример — Апостол Павел смиренно принял отказ в ответ на свое молитвенное прошение — — «И чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня, но Господь сказал мне: “довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор 12: 7–9). В наши дни скорее можно услышать – «А что толку от такого Бога, который не исцеляет меня от моей болезни, не разгребает горы мусора, которые я наворотил в своей жизни? Зачем мне такой Бог?»
Если вы чувствуете, что смирение необходимо вам, вы можете молиться так:
«Господи, дай мне понять, что значит “облечься в смирение”, научи меня ненавидеть гордость так,
как Ты ненавидишь ее, открой мне гордыню, которая таится в моем сердце. Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня, и узнай помышления мои, и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный. Помоги мне следовать Твоему примеру, помоги увидеть Твою любящую руку во всех обстоятельствах моей жизни и принимать все, чему Ты допускаешь происходить, с благодарностью. Господи, помоги мне видеть нужды других людей и откликаться на них. Пусть другие увидят, как во мне отражается Твой образ и придут к Тебе. Аминь».
Противопоставим гордыне смирение Господа нашего Иисуса Христа.
Вспомним:
Его поведение и слова — «На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также» (Ин 5:19).
Его внешний вид — «Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис 53:2).
Настаивал ли Он на своем знании и авторитете?
Знание — «Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня» (Ин 7:16). Авторитет — «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (Ис 53:3). Стремился ли Он к популярности?
Популярность — «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел» (Ин 15:18). Жажда похвалы?- «Не принимаю славы от человеков» (Ин 5:41).
Волновало ли Его положение в этом мире, богатство, власть?
Богатство — «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10:45). — «…Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову» (Мф 8:20).
Власть — «…Впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф 26:39).
Дорогие друзья, чаще читайте эти стихи Св. Писания, они могут быть хорошим лекарством для излечения гордыни или мерой ее профилактики. В любом случае это полезно каждому из нас.
Надежда для души
Слушайте душепопечительскую программу «Надежда для души»
в эфире Радио Теос, на частоте 963 кГц АМ
ежедневно с понедельника по пятницу в 15:00.
Вы можете принять участие в нашей программе,
позвонив по телефонам 197-22-51 и 197-22-81.
Телефон доверия «Надежда для души»: 197-22-81
Время работы: с понедельника по пятницу – с 16:00 до 17:00;
в четверг – с 16:00 до 21:00