Многие люди имеют склонность откладывать на потом какие-то дела, принятие важных решений и т.д. Часто это начинается с детства. Наверное, все мы понимаем, что такое склонность к промедлению — это означает мешкать, откладывать какие-либо действия или медлить с исполнением чего-либо необходимого. Привычка откладывать на потом далеко не так безобидна, как думают многие. Она имеет внешние и внутренние последствия. Внешние последствия могут быть очень разными: от несделанного в указанное время задания — до увольнения с работы и прерванных отношений. Внутренние последствия имеют эмоциональный характер; они тоже достаточно разнообразны: от легкой досады и сожалений — до мучительных угрызений совести, серьезного расстройства, депрессии и отчаяния «Нерадивый в работе своей — брат расточителю» (Пр 18:9).
В Ветхом Завете встречается древнееврейское слово, которое означает «ленивый», «праздный», или «нерадивый» «Доколе ты, ленивец, будешь спать, когда ты встанешь от сна твоего» (Пр 6:9). В Новом Завете употребляется древнегреческое слово, которое означает «медлительный», «ленивый» и «утомительный» — «Дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования» (Евр 6:12).
Сталкиваясь с ответственностью, склонные к промедлению люди, как правило, идут по пути предсказуемых мыслей, чувств и действий. Все начинается с больших надежд и оптимизма, но затем процесс начинают тормозить ловушки страха и опасений. Человек начинает тратить время на посторонние дела (более приятные для него), он привычно ищет оправдания такому своему поведению (оправдываясь перед собой и другими). В конце концов, такое поведение переходит в систему действий, итог которых — стыд и самобичевание. «Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных гладкий» (Пр 15:19).
Чтобы преодолеть склонность к промедлению необходимо иметь внутреннюю мотивацию к действию. Мотивация — это внутреннее желание или необходимость, которая побуждает к действию или достижению какой-либо цели. Человек, склонный к промедлению, понимая, что и как надо делать, тем не менее, предпочитает заняться тем, что ему приятнее. Апостол Павел пишет: «… желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Рим 7:18).
Наивысшей формой мотивации является любовь, и Господь Иисус Христос дает нам образец того, как побуждать окружающих к действиям с помощью ровной, постоянной, бескорыстной любви (неизменного стремления к наивысшему благу других). В Евангелии от Иоанна (гл.13 –16) звучат Его последние слова, обращенные к ученикам, и слова эти обладают такой побудительной силой, что вот уже две тысячи лет поддерживают христиан.
Нам очень важно отличать мотивацию от манипулирования. Особенно, если мы хотим помочь другому человеку – например, человеку, склонному к промедлению, преодолеть эту его склонность. Тот, кто успешно побуждает других, вдохновляет их любовью и поддержкой, а тот, кто манипулирует другими, контролирует их с помощью различных уловок, обманов и ухищрений. Это особенно характерно в том случае, когда человек ищет личной выгоды. «Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души» (Пр 16:2).
Давайте посмотрим на различия мотивации и манипулирования:
МОТИВАЦИЯ МАНИПУЛИРОВАНИЕ
•Стремится к наивысшему благу для другого.
•Стремится к личной выгоде.
•Создает отношения, которые побуждают другого человека действовать на основе любви и уважения.
• Создает отношения, которые побуждают другого человека действовать на основе чувства вины и неодобрения.
• Использует поощрения, чтобы ободрить.
•Поощряет, чтобы соблазнить
•Говорит о последствиях, чтобы сообщить волю Божью.
• Говорит о последствиях, чтобы контролировать с помощью страха.
Чтобы проверить, нет ли у вас склонности к промедлению, постарайтесь честно ответить себе на приведенные ниже вопросы:
— Откладываете ли вы до последней минуты начало какого-либо дела?
— Доводилось ли вам собирать материалы для какой-либо работы, так и не завершив ее?
— Мешаете ли вы работать другим, не делая вовремя свою часть работы?
— Приходилось ли вам по собственной воле работать медленно или неэффективно?
— Раздражают ли вас советы окружающих относительно того, как повысить эффективность вашего труда?
— Избегаете ли вы соревнования и прочих ситуаций, чреватых для вас неудачей?
— Можно ли сказать, что вы действуете нерешительно и перекладываете ответственность за принятие решений на других?
— Избегаете ли вы ответственности, заставляя окружающих испытывать чувство вины?
— Стараетесь ли вы не брать на себя обязательств?
— Раздражают ли вас просьбы сделать что-либо, что вам неприятно?
— Можно ли сказать, что вы постоянно опаздываете на встречи?
— Уклоняетесь ли вы от обязательств, «забывая» о них?
— Приходилось ли вам с опозданием оплачивать счета и квитанции?
— Доводилось ли вам не отвечать на телефонные звонки?
— Доводилось ли вам медлить с отправкой писем до тех пор, пока не становилось слишком поздно?
— Считаете ли вы себя неорганизованным человеком?
— Вошло ли у вас в привычку тратить время на пустые занятия (смотреть телевизор, ходить по магазинам)?
— Ощущаете ли вы свой духовный крах, при этом ничего не делая для «восстановления радости вашего спасения »?
— Достаточно ли времени вы уделяете молитвам, церкви или вашей связи с Богом?
— Можно ли сказать, что вам недостает убежденности в Божьем требовании личной ответственности?
Склонность к промедлению, как любая дурная привычка, дает временное ощущение комфорта. Поэтому-то так трудно отказаться от нее. Возможно, обнаружив среди типов личности, о которых написано ниже, свой, вы почувствуете себя неловко, однако честное признание — это первый шаг к пониманию своего поведения. «И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел, и получил урок» (Пр 24:32). «Мудрость разумного — знание пути своего, глупость же безрассудных -заблуждение» (Пр 14:8).
«КОПУША» — Люди этого типа так сильно обманывают себя, что сохраняют оптимизм и упорно не хотят признавать, что у них не все благополучно. «Копуша» убеждает себя, что вот это неприятное задание она сделает завтра или в самом ближайшем будущем, тем самым отрицая свою склонность к промедлению. Принцип «завтра, завтра, не сегодня» может действовать бесконечно, и люди этого типа искусно подкрепляют его всевозможными доводами, расставляя нужные им акценты. «Я не готова начать прямо сейчас». «Я это сделаю лучше, когда у меня улучшится настроение». «Начну на этой неделе — время еще есть». «У меня пока недостаточно информации». «Я так много работал, что вполне заслуживаю перерыва».
«ХИТРЕЦ» — У «хитрецов» возникает постоянное стремление к всевозможным посторонним занятиям или даже зависимость от них. Замена доставляет больше удовольствия и на время заглушает чувство тревоги, разочарования, досады или растерянности; таким образом, можно отгородиться от какой-либо проблемы, дела или срочного и ответственного задания.
«ЖЕРТВА» — Каждый из этих несчастных считает себя жертвой ужасных обстоятельств или же просто невезучим человеком. Поскольку успеха им все равно никогда не добиться, они лишь символически пытаются сделать все в срок или выполнить трудное и неприятное задание, а то и вовсе отказываются от подобных попыток. Представители этого типа личности легко сдаются, испытывая при этом нечто вроде гордости, ибо они, как им кажется, стойко держатся в таких кошмарных условиях.
Причиной того или иного поведения могут быть ситуационные установки для склонности к промедлению, заложенные еще в родительской семье. Если вы наблюдаете у себя склонность к промедлению, то начните решать проблему с того, что выпишите фразы, которые вы слышали от родителей и других членов семьи. Затем выпишите предположения, которые вы приняли в качестве выводов (сделанных вами на основе этих фраз) и которые, возможно, до сих пор влияют на ваше поведение. Мы приведем несколько примеров:
•Унижение. Постарайтесь вспомнить, было ли у вас ощущение, что вас оскорбляют и унижают?
Фразы, которые я слышал/а в детстве: «Братья у тебя такие аккуратные, вот и бери с них пример!»; «Надо было меня слушать, если своей головы нет!»
Предположение, которое я принял/а в качестве вывода: «У меня нет способностей, и я никогда не смогу добиться успеха».
Результат: страх неудачи
• Давление. Постарайтесь вспомнить — было ли у вас ощущение, что вас заставляют рваться к успеху?
Фразы: «Если не можешь сделать как надо, лучше вообще не берись»; «Захочешь — все сделаешь как надо».
Предположение: «Если что-то сделано не идеально, это никому ненужно».
Результат: пагубная страсть к совершенству.
• Подчинение. Постарайтесь вспомнить — было ли у вас ощущение, что вами командуют другие?
Фразы: «Нет, в этом ты не пойдешь. Одень то, что я тебе купила, иначе останешься дома».
Предположение: «Я вообще не человек, мое мнение и мои желания ничего не значат».
Результат: потребность все контролировать
• Зависимость. Вспомните — было ли у вас ощущение, что вас слишком опекают и всегда от чего-то спасают?
Фразы: «Принеси домашнее задание, я проверю, а то опять наверное наделал ошибок», «Ты как всегда все напутаешь, бери учебник и тетрадь и я помогу тебе».
Предположение: «Мне не выжить без “спасательного троса ”».
Результат: зависимость
Поскольку на карту поставлена данная Богом коренная потребность в значимости, склонность к промедлению превращается в способ скрыть наши главные страхи — страх оказаться неудачником или быть у кого-то в подчинении. Обратите внимание на следующее место Писания, запомните эти слова: «У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал 1:10).
В современном обществе никто не будет возиться с работником склонным к промедлению. Сменив несколько работ, подобный человек легко впадает в депрессию, чувствуя себя законченным неудачником, никому не нужным в этом стремительном мире. Помощь друга, близкого человека имеет в подобной ситуации решающее значение. «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их. Ибо, если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его» (Еккл 4:9 –10).
Каждому из нас на определенном этапе жизни нужна была чья-то помощь. Если кого-то из ваших знакомых необходимо вывести из тупика склонности к промедлению, молитесь об этом человеке. Вы можете молиться так: «Господи, молюсь о том, чтобы склонность этого человека к промедлению доставила ему столько неприятностей, что он понял бы необходимость измениться и, с помощью Духа Твоего, укрепился бы в новом качестве». Помогите ему расположить дела в порядке важности — «Составьте список самых неотложных дел и пронумеруйте их по степени важности. Каждый день вносите в график только самые срочные дела, а прочие наметьте на более позднее время в текущем месяце». Часто очень помогает, если мы объединяем однотипные дела — для этого надо составить отдельные списки необходимых звонков, писем, поручений и домашних дел. Предложите человеку сделать это. Затем попробуйте отвести в календаре как минимум час в день на выполнение самых важных дел из каждого списка. Например: понедельник — звонки, вторник — письма, суббота — поручения и домашние дела. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом» (Еккл 3:1).