Многие люди имеют склонность откладывать на потом какие-то дела, принятие важных решений и т.д. Часто это начинается с детства. Наверное, все мы понимаем, что такое склонность к промедлению — это означает мешкать, откладывать какие-либо действия или медлить с исполнением чего-либо необходимого. Привычка откладывать на потом далеко не так безобидна, как думают многие. Она имеет внешние и внутренние последствия. Внешние последствия могут быть очень разными: от несделанного в указанное время задания — до увольнения с работы и прерванных отношений. Внутренние последствия имеют эмоциональный характер; они тоже достаточно разнообразны: от легкой досады и сожалений — до мучительных угрызений совести, серьезного расстройства, депрессии и отчаяния «Нерадивый в работе своей — брат расточителю» (Пр 18:9).
В Ветхом Завете встречается древнееврейское слово, которое означает «ленивый», «праздный», или «нерадивый» «Доколе ты, ленивец, будешь спать, когда ты встанешь от сна твоего» (Пр 6:9). В Новом Завете употребляется древнегреческое слово, которое означает «медлительный», «ленивый» и «утомительный» — «Дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования» (Евр 6:12).
Сталкиваясь с ответственностью, склонные к промедлению люди, как правило, идут по пути предсказуемых мыслей, чувств и действий. Все начинается с больших надежд и оптимизма, но затем процесс начинают тормозить ловушки страха и опасений. Человек начинает тратить время на посторонние дела (более приятные для него), он привычно ищет оправдания такому своему поведению (оправдываясь перед собой и другими). В конце концов, такое поведение переходит в систему действий, итог которых — стыд и самобичевание. «Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных гладкий» (Пр 15:19).
Чтобы преодолеть склонность к промедлению необходимо иметь внутреннюю мотивацию к действию. Мотивация — это внутреннее желание или необходимость, которая побуждает к действию или достижению какой-либо цели. Человек, склонный к промедлению, понимая, что и как надо делать, тем не менее, предпочитает заняться тем, что ему приятнее. Апостол Павел пишет: «… желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Рим 7:18).
Наивысшей формой мотивации является любовь, и Господь Иисус Христос дает нам образец того, как побуждать окружающих к действиям с помощью ровной, постоянной, бескорыстной любви (неизменного стремления к наивысшему благу других). В Евангелии от Иоанна (гл.13 –16) звучат Его последние слова, обращенные к ученикам, и слова эти обладают такой побудительной силой, что вот уже две тысячи лет поддерживают христиан.

Нам очень важно отличать мотивацию от манипулирования. Особенно, если мы хотим помочь другому человеку – например, человеку, склонному к промедлению, преодолеть эту его склонность. Тот, кто успешно побуждает других, вдохновляет их любовью и поддержкой, а тот, кто манипулирует другими, контролирует их с помощью различных уловок, обманов и ухищрений. Это особенно характерно в том случае, когда человек ищет личной выгоды. «Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души» (Пр 16:2).

Давайте посмотрим на различия мотивации и манипулирования:
МОТИВАЦИЯ МАНИПУЛИРОВАНИЕ
•Стремится к наивысшему благу для другого.
•Стремится к личной выгоде.
•Создает отношения, которые побуждают другого человека действовать на основе любви и уважения.
• Создает отношения, которые побуждают другого человека действовать на основе чувства вины и неодобрения.
• Использует поощрения, чтобы ободрить.
•Поощряет, чтобы соблазнить
•Говорит о последствиях, чтобы сообщить волю Божью.
• Говорит о последствиях, чтобы контролировать с помощью страха.
Чтобы проверить, нет ли у вас склонности к промедлению, постарайтесь честно ответить себе на приведенные ниже вопросы:
— Откладываете ли вы до последней минуты начало какого-либо дела?
— Доводилось ли вам собирать материалы для какой-либо работы, так и не завершив ее?
— Мешаете ли вы работать другим, не делая вовремя свою часть работы?
— Приходилось ли вам по собственной воле работать медленно или неэффективно?
— Раздражают ли вас советы окружающих относительно того, как повысить эффективность вашего труда?
— Избегаете ли вы соревнования и прочих ситуаций, чреватых для вас неудачей?
— Можно ли сказать, что вы действуете нерешительно и перекладываете ответственность за принятие решений на других?
— Избегаете ли вы ответственности, заставляя окружающих испытывать чувство вины?
— Стараетесь ли вы не брать на себя обязательств?
— Раздражают ли вас просьбы сделать что-либо, что вам неприятно?
— Можно ли сказать, что вы постоянно опаздываете на встречи?
— Уклоняетесь ли вы от обязательств, «забывая» о них?
— Приходилось ли вам с опозданием оплачивать счета и квитанции?
— Доводилось ли вам не отвечать на телефонные звонки?
— Доводилось ли вам медлить с отправкой писем до тех пор, пока не становилось слишком поздно?
— Считаете ли вы себя неорганизованным человеком?
— Вошло ли у вас в привычку тратить время на пустые занятия (смотреть телевизор, ходить по магазинам)?
— Ощущаете ли вы свой духовный крах, при этом ничего не делая для «восстановления радости вашего спасения »?
— Достаточно ли времени вы уделяете молитвам, церкви или вашей связи с Богом?
— Можно ли сказать, что вам недостает убежденности в Божьем требовании личной ответственности?
Склонность к промедлению, как любая дурная привычка, дает временное ощущение комфорта. Поэтому-то так трудно отказаться от нее. Возможно, обнаружив среди типов личности, о которых написано ниже, свой, вы почувствуете себя неловко, однако честное признание — это первый шаг к пониманию своего поведения. «И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел, и получил урок» (Пр 24:32). «Мудрость разумного — знание пути своего, глупость же безрассудных -заблуждение» (Пр 14:8).
«КОПУША» — Люди этого типа так сильно обманывают себя, что сохраняют оптимизм и упорно не хотят признавать, что у них не все благополучно. «Копуша» убеждает себя, что вот это неприятное задание она сделает завтра или в самом ближайшем будущем, тем самым отрицая свою склонность к промедлению. Принцип «завтра, завтра, не сегодня» может действовать бесконечно, и люди этого типа искусно подкрепляют его всевозможными доводами, расставляя нужные им акценты. «Я не готова начать прямо сейчас». «Я это сделаю лучше, когда у меня улучшится настроение». «Начну на этой неделе — время еще есть». «У меня пока недостаточно информации». «Я так много работал, что вполне заслуживаю перерыва».
«ХИТРЕЦ» — У «хитрецов» возникает постоянное стремление к всевозможным посторонним занятиям или даже зависимость от них. Замена доставляет больше удовольствия и на время заглушает чувство тревоги, разочарования, досады или растерянности; таким образом, можно отгородиться от какой-либо проблемы, дела или срочного и ответственного задания.
«ЖЕРТВА» — Каждый из этих несчастных считает себя жертвой ужасных обстоятельств или же просто невезучим человеком. Поскольку успеха им все равно никогда не добиться, они лишь символически пытаются сделать все в срок или выполнить трудное и неприятное задание, а то и вовсе отказываются от подобных попыток. Представители этого типа личности легко сдаются, испытывая при этом нечто вроде гордости, ибо они, как им кажется, стойко держатся в таких кошмарных условиях.
Причиной того или иного поведения могут быть ситуационные установки для склонности к промедлению, заложенные еще в родительской семье. Если вы наблюдаете у себя склонность к промедлению, то начните решать проблему с того, что выпишите фразы, которые вы слышали от родителей и других членов семьи. Затем выпишите предположения, которые вы приняли в качестве выводов (сделанных вами на основе этих фраз) и которые, возможно, до сих пор влияют на ваше поведение. Мы приведем несколько примеров:
•Унижение. Постарайтесь вспомнить, было ли у вас ощущение, что вас оскорбляют и унижают?
Фразы, которые я слышал/а в детстве: «Братья у тебя такие аккуратные, вот и бери с них пример!»; «Надо было меня слушать, если своей головы нет!»
Предположение, которое я принял/а в качестве вывода: «У меня нет способностей, и я никогда не смогу добиться успеха».
Результат: страх неудачи
• Давление. Постарайтесь вспомнить — было ли у вас ощущение, что вас заставляют рваться к успеху?
Фразы: «Если не можешь сделать как надо, лучше вообще не берись»; «Захочешь — все сделаешь как надо».
Предположение: «Если что-то сделано не идеально, это никому ненужно».
Результат: пагубная страсть к совершенству.
• Подчинение. Постарайтесь вспомнить — было ли у вас ощущение, что вами командуют другие?
Фразы: «Нет, в этом ты не пойдешь. Одень то, что я тебе купила, иначе останешься дома».
Предположение: «Я вообще не человек, мое мнение и мои желания ничего не значат».
Результат: потребность все контролировать
• Зависимость. Вспомните — было ли у вас ощущение, что вас слишком опекают и всегда от чего-то спасают?
Фразы: «Принеси домашнее задание, я проверю, а то опять наверное наделал ошибок», «Ты как всегда все напутаешь, бери учебник и тетрадь и я помогу тебе».
Предположение: «Мне не выжить без “спасательного троса ”».
Результат: зависимость
Поскольку на карту поставлена данная Богом коренная потребность в значимости, склонность к промедлению превращается в способ скрыть наши главные страхи — страх оказаться неудачником или быть у кого-то в подчинении. Обратите внимание на следующее место Писания, запомните эти слова: «У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал 1:10).
В современном обществе никто не будет возиться с работником склонным к промедлению. Сменив несколько работ, подобный человек легко впадает в депрессию, чувствуя себя законченным неудачником, никому не нужным в этом стремительном мире. Помощь друга, близкого человека имеет в подобной ситуации решающее значение. «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их. Ибо, если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его» (Еккл 4:9 –10).

Каждому из нас на определенном этапе жизни нужна была чья-то помощь. Если кого-то из ваших знакомых необходимо вывести из тупика склонности к промедлению, молитесь об этом человеке. Вы можете молиться так: «Господи, молюсь о том, чтобы склонность этого человека к промедлению доставила ему столько неприятностей, что он понял бы необходимость измениться и, с помощью Духа Твоего, укрепился бы в новом качестве». Помогите ему расположить дела в порядке важности — «Составьте список самых неотложных дел и пронумеруйте их по степени важности. Каждый день вносите в график только самые срочные дела, а прочие наметьте на более позднее время в текущем месяце». Часто очень помогает, если мы объединяем однотипные дела — для этого надо составить отдельные списки необходимых звонков, писем, поручений и домашних дел. Предложите человеку сделать это. Затем попробуйте отвести в календаре как минимум час в день на выполнение самых важных дел из каждого списка. Например: понедельник — звонки, вторник — письма, суббота — поручения и домашние дела. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом» (Еккл 3:1).

Очень часто оказывается, что склонность к промедлению была заложена еще в детстве. А потому важно проанализировать мотивы, которыми руководствовались родители. Наиболее часто встречаются три отрицательных типа родительских побуждений (подавление, вседозволенность и удовольствие). Задумайтесь над тем, как вы, будучи родителем, формируете поведение своего ребенка, ведь дети берут с вас пример. Подавляющие родители применяют тактику запугивания, угроз и жестких правил, чтобы подчинить себе ребенка. Однако человек, для которого основным побуждением является страх, становится незащищенным и чрезмерно сосредотачивается на успехе в делах, работе и учебе. Исповедующие вседозволенность и снисходительность родители используют безграничную свободу и безответственность, чтобы привлечь ребенка к каким-либо действиям. Однако человек, для которого основным побуждением является свобода, становится безответственным и недисциплинированным. Родители, придающие первостепенное значение удовольствиям и материальному благополучию, используют благосклонность, поощрения и подарки, чтобы, задабривая ребенка, добиться от него каких-либо действий. Однако человек, для которого основным побуждением является удовольствие, становится капризным, себялюбивым и эгоистичным. Родители, которые не жалеют времени на создание добрых отношений со своими детьми, убеждаются в том, что одобрение открывает дверь к нежным детским сердцам. Нам сказано — «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф 6:4).
В Библии есть замечательные слова — «Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах — слово, сказанное прилично» (Пр 25:11). Старайтесь дать добрый пример и своими словами, и своим поведением.
Все мы знаем, что самое трудное – начать, сделать первый шаг. Человеку, который привык медлить, откладывать на потом, будет очень полезно в уединении вспомнить два-три случая, когда он откладывал какие-либо дела или работу. Кому-то другому эти случаи могут показаться пустяками, однако при внешней незначительности они могли сильно повлиять на ваши чувства.
Выпишите то, что сможете вспомнить по следующим пунктам:
–Что вы отложили или перенесли на более поздний срок?
–Что вас заставило медлить?
–Что вы при этом чувствовали?
–Каков был итог вашего промедления?
–На кого еще повлияла ваша неспособность доводить все до конца?
Проанализируйте ситуацию и постарайтесь выделить закономерности вашего поведения. Чего вы на самом деле всякий раз боялись? Конечно, один лишь подобный анализ не приведет к кардинальным изменениям, однако он может побудить вас предпринять следующие шаги. И помните слова апостола Павла — «Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе» (Флп 4:13).
Расскажите Господу о том, что вы устали везде и во всем опаздывать, и молите Его дать вам способность мудро распоряжаться временем. «Потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло оттого, что он не знает, что будет…» (Еккл 8:6 –7).
Надежда для души
Слушайте душепопечительскую программу «Надежда для души» в эфире Радио Теос, на частоте 963 кГц АМ ежедневно с понедельника по пятницу в 15:00.
Вы можете принять участие в нашей программе, позвонив по телефонам 197-22-51 и 197-22-81.
Телефон доверия «Надежда для души»: 197-22-81
Время работы: с понедельника по пятницу – с 16:00 до 17:00; в четверг – с 16:00 до 21:00