Давайте рассмотрим, какие духовные сокровища нам необходимо извлечь из регулярного соблюдения хлебопреломления.
Что же это такое — причастие?
Слова «обряд» и «ритуал» или «установление церкви» не лучшее определение этому особому событию. Пожалуй, понятие «священнодействие» лучшим образом передает суть происходящего, подразумевая духовное содержание физического вкушения хлеба и вина, кстати, как и погружения в воду при крещении. Всё это некоторые физические действия с глубокими духовными последствиями.
В Новом Завете используется несколько названий для этого: «вечеря Господня», «трапеза Господня», «преломление хлеба» и «приобщение», то есть причастие. История Церкви привнесла дополнительные термины, которые чаще всего акцентируют внимание на каком-либо одном аспекте. На Востоке утвердилась «евхаристия» (греч. «благодарение»), как кульминация литургии, на Западе – «месса» (лат. «отпускать, удалять»). Но всё же лучшим образом подходит библейское слово «причастие».
Почему узнаем позже.
Можно сразу сказать, что Вечеря – это гораздо больше, нежели поминальная служба, когда мы плачем о Христе, и говорим о Его страданиях. Наш плач о Христе вовсе не является рассуждением о теле Господнем.
Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших…
(Лук.23:28)
Он, безусловно, Страдалец, перенёсший самое тяжкое страдание – Богооставленность, жуткое всепроницающее одиночество. Но Он не несчастный страдалец, каких полон этот мир.
Чтобы понять суть причастия обратимся к посланию Коринфской церкви.
Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?
Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?
Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.
Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.
(1Кор.10:16-21)
Здесь апостол Павел соотносит хлебопреломление с иудейскими жертвами и с жертвенными приношениями в языческом храме. Это сравнение понадобилось, чтобы передать духовно-эмоциональную атмосферу христианского таинства.
Что в нём главное? Каждый человек, участвующий в жертвоприношении, всегда отождествляет себя с приносимой им жертвой, соединяется с ней, иначе нет смысла в этом действии. Так же и с нами. Чаша и хлеб соединяют (приобщают) нас к Крови и Телу Христа. И самое важное здесь именно эта общность.
Чувство общности и сопричастности всех учеников: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (ст. 17). Смотрите! Для апостола важно не столько то, что происходит с хлебом и вином после молитвы, сколько братское приобщение к ним, как к ломимому Телу и пролитой крови Спасителя.
Единство, общность, причастность, вот центр всего таинства.
Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их,
да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня.
(Иоан.17:20,21)
А откуда это возникает, почему люди, вдруг решают, что им надо собраться вместе и съесть кусочек хлеба и выпить глоток вина?
Вера в Бога, во Христа и Его искупительную жертву за нас. Вера в Его обещание присутствовать, когда мы собираемся во имя Его.
И это присутствие Христа осуществляется не столько в видимых знаках, сколько в собрании верующих, в служителях, которые проводят богослужение, в провозглашаемом Слове Христа и в песнях, которые поются собранием для исполнения Святым Духом.
Но заметьте, сначала Павел предупреждает коринфян об опасности идолопоклонства перед хлебом и чашей (ст. 1-13). От такого отношения к этим видимым вещам, словно этот хлеб и эта чаша сами по себе что-то значат, очищают нас от накопившихся грехов или обладают какой-то магической силой. Нет!
1) Но они объединяют нас со Христом, потому что никто не молится над хлебом и вином, никто не употребляют их в таком сочетании для того, чтобы утолить голод. Хлеба едят не кусочек и вина пьют не глоток. Никто не придает им такого значения. Только верующие в крестную смерть и воскресение Христа, те, кто встретился с Ним, проникают в глубочайший духовный смысл таинства, потому что уже объединились с Ним в Завете веры и верности (крещение).
2) Хлеб и вино, проникая в нас, объединяют нас не только со Христом, но и друг с другом, делая общиной.
Отсюда и самое лучшее название – причастие, т.е. соединение частей, приобщение Христу и друг другу. Хлеб и вино, как жертвы, принесённые нами, делают нас причастниками. Поэтому идолопоклонство и его разновидности блуд, ропот, искушение Христа (противление), желание делать зло (1 Кор. 10:1-13), есть приобщение к бесам.
Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.
(1Кор.10:21)
Мы не можем быть едиными с Богом и бесами, т.е. спокойно грешить и сохранять общность с Богом и др. с др.
А сейчас скажу очень важные вещи, то о чём мы редко задумываемся!
Апостол предупреждает не только об опасности идолопоклонства, но и о том, что может привести нас к болезни и даже смерти.
Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает.
(1Кор.11:29,30).
Что же это за грех? Что значит «не рассуждая о Теле Господнем»?
Значит ли это поговорить о теле Господа о том, как Ему было больно и т.п.?
Рассуждать означает думать, размышлять, искать ответы на какие-либо волнующие проблемы. Не рассуждать – не думать, не размышлять и не искать ответы, потому что это совершенно не волнует. Это не мои проблемы.
Не рассуждать о Теле Господнем значит не думать, не интересоваться, не сопереживать о Нём. О физическом ли теле Христа идет речь? Нет. Помните! «Не плачьте обо Мне…» О Его общине.
И вы — тело Христово, а порознь — члены.
(1Кор.12:27)
Вот что волнует апостола! Грех против общины – Тела Христова, а не действие самих элементов вечери Господней.
Рассуждать о Теле Христовом означает не только вспоминать, как и почему Он пострадал, сколько подумать о своём единстве с общиной Христа. Как мои грехи разрушают общность в церкви Христовой, охлаждают любовь и обкрадывают её. Стоит порассуждать, что я делаю, чтобы ощущать эту общность в церкви, укреплять её, дарить другим.
Невозможно вкушать хлеб и вино, объединяясь, как думают некоторые со Христовым Телом и Кровию Его, и при этом игнорировать Его общину, церковь.
Например, приходить на богослужения только во время причастия, регулярно опаздывать или не вникать в нужды общины, проходить мимо того, что дома обычно мы убираем, моем, следим…
Жертвенный аспект хлебопреломления следует понимать в свете слов автора Послания к Евреям: «Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (10:14). То есть искупительные действия Христа не повторяются, а вспоминаются через слова, символы и благодарение. Кроме того, не следует упускать из виду то обстоятельство, что причастие направлено не только в прошлое, но и в будущее. И евангелисты, и Павел рассматривали евхаристию как предвосхищение будущего Царства, кратковременное переживание будущей славы на небесах (Мф. 26:29; 1 Кор.11:26).
Итак, Вечеря Господня – это, прежде всего, текущее и настоящее причастие тела и крови Христа здесь и сейчас, а не просто воспоминание о прошлом событии. Именно этот факт наделяет происходящее неисчерпаемым духовным смыслом.
Участникам причастия согласно Новому Завету следует выполнять две главные вещи. Перед началом исследовать свое сердце и по необходимости раскаяться и примириться с ближними, т.е. позаботиться о восстановлении общности в Его Теле. Во время хлебопреломления важно сосредоточиться на размышлении о Теле Господнем, то есть Церкви; увидеть глазами веры не столько процесс Христовых страданий, сколько их результат. За него мы и приходим с благодарением и поклонением к Богу, поэтому вечеря – это не траур, а торжество. Господь подарил нам возможность быть сопричастными к Его триумфу в Его Теле!
Стержнем духовной жизни было и должно оставаться причастие, «доколе Он придет». Общность с Ним и Его Телом – Общиной верных.
Если нарушаются отношения со Христом, то неминуемо и с Его Телом.