Дорогие друзья, мы очень рады, что вы хотите разобраться в том, что же говорит Господь о браке и том – как Он относится к разводу. Надеемся, что сможем хоть немного быть вам полезными. Давайте сначала посмотрим на то, что сказано о браке в Библии. Это поможет нам понять, что же происходит на самом деле, когда мы разрываем брак, когда мы решаемся на развод.
Библейский взгляд на брак:
Брак— это соединение двоих: мужчины и женщины, которые призваны стать одной плотью. — «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей, и будут одна плоть» (Быт 2:24). Брак призван быть подобием завета, который Бог заключил со Своим народом. — «И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии, и обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа» (Ос 2:19–20). Брак — это образ жертвенной любви Христовой к Его невесте, Церкви. — «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф 5:25). Брак нерасторжим вплоть до смерти одного из супругов. — «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества» (Рим 7:2). Брак — это нерасторжимые обязательства. — «… берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно против жены юности своей» (Мал 2:15). В глазах Божьих брак прекрасен и достоин Его благодати. — «Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа» (Притч 18:22). В глазах Божьих ваш супруг (супруга) — пожизненный партнер. — «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19:6). Для Бога важны не столько обстоятельства вашей жизни, сколько созидание вашей личности. «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим 8:28). Бог обещает восполнить нужды, которые не может удовлетворить ваш супруг (супруга). — «Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом» (Флп 4:19).
Библейский взгляд на развод
Официальный разрыв в библейские времена означал наличие так называемого «Разводного письма», которое аннулировало брачный договор — «Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную» (Мф 5:31).
Эмоциональный разрыв, который происходит, когда человек хочет развестись с супругом, проявляет ожесточение сердца, создающее невозможность любить супруга и быть любимым им. И Господь говорит об этом — «Он (Иисус) говорит им: Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала было не так» (Мф 19:8). Если сердце не ожесточено, то еще не все потеряно. С помощью Божьей брак можно сохранить и даже более того, он может стать благословением для обоих людей, если они будут строить свои отношения в Боге. В глазах Божьих формальный развод не может разорвать духовные узы двоих, ставших «одной плотью». — «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф 5: 32). Бог может не отвечать на молитвы человека, который нарушил брачный договор. «И вот еще, что вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилостивительной жертвы из рук ваших» (Мал 2:13–14).
• Вопрос: «Я читал, что в браке “будут два одною плотью” (Мк 10:8). Если мы с супругой разведемся, разве мы не можем быть друг для друга просто двумя людьми?»
Представьте себе два склеенных куска бумаги — красный и голубой. Если вы попробуете разделить этот лист, то порвутся оба куска и останутся голубые и красные лохмотья. В браке двое «прилепляются» друг к другу — они духовно связаны. Но если двое расходятся, последствия этого могут проявляться на протяжении всей оставшейся жизни. — «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк 10:7–9).
• Вопрос: «Когда я вышла замуж, мы с мужем были неверующими. Теперь я — христианка. Позволительно ли в глазах Божьих развестись и выйти замуж за христианина?»
С самого начала брак был задуман Богом как нерасторжимый союз. Бог не дозволяет разводиться просто по той причине, что один из супругов неверующий, — неверующий освящается верующим супругом и может стать христианином. — «Ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим); иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. <…> Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1 Кор 7:14, 16). Бог предпочитает примирение, даже если развод уже произошел. — «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, — если же разведется, то должна оставаться безбрачною или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены своей» (1 Кор 7:10–11).
Библейские предписания относительно развода и повторного вступления в брак
«РАЗВОДНОЕ ПИСЬМО» — Разводное письмо было законным документом, снимающим с женщины клеймо супружеской неверности и, тем самым, защищающим ее положение в обществе.
• Законный развод был предусмотрен, чтобы защитить невинных, в особенности женщину, в том случае, когда муж отпускал ее не за прелюбодеяние, а по другой причине. Это было очень важно, и это был акт гуманности, для того, чтобы гарантировать женщине безопасность — прелюбодейных жен побивали камнями.
• Разводное письмо давало женщине законное право на второй брак.
• Если муж отпускал невинную жену без разводного письма, он обрекал ее на жизнь в блуде, на прелюбодеяние со вторым мужем, так как второй брак не мог быть заключен официально, поскольку первый брак не был расторгнут.
• Иисус ясно говорит, что разводное письмо давалось, чтобы в результате греха: ожесточения сердца, которое разрушило самую священную в мире связь — брак, не страдала невинная сторона.
• Бог хранит и защищает невинную сторону при разводе. — «Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих» (Притч 2:8).
• Бог допускает развод. Даже в этом случае Он все равно осуществит Свой замысел о вас. — «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим 8:28).
• Бог обещает восполнить все ваши нужды. — «Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом» (Флп 4:19).
• Бог требует от вас самопроверки после того, как вы пережили развод. — «Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: “Дай, я выну сучок из глаза брата твоего”, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф 7:1–5).
• Бог хочет создать «новую жизнь» из разрушительного развода. — «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер 29:11).
• Вопрос: «Предусматривает ли Библия развод и повторный брак? Что говорит об этом Новый Завет?»
Да. Библия позволяет развод в двух случаях:
1. Супружеская неверность. — «Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф 19:9). Верному супругу дозволено развестись с неверным за супружескую измену (прелюбодеяние). Это позволение было дано, чтобы защитить невинного супруга. Греческое слово, обозначающее супружескую неверность, — «porneia». Оно означает «всякую незаконную (не узаконенную браком) сексуальную связь». Сексуальная неверность — это акт, который автоматически разрушает брачный договор. Иисус не советует разводиться, но допускает развод. Некоторые люди в такой ситуации сохраняют брак и молятся, чтобы неверный супруг раскаялся. — «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф 5:32; 19:9).
2. Если неверующий супруг сам оставляет семью. — «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь» (1 Кор 7:15). Верующий не несет ответственности и не связан, если его оставляет неверующий. — «…Брат или сестра в таких случаях не связаны …» (1 Кор 7:15б). Верующий должен сохранить мир, даже если его оставляет неверующий. — «…К миру призвал нас Господь» (1 Кор 7:15в). Верующий должен сознавать, что неверующий может быть спасен в браке. — «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1 Кор 7:16). Верующий не должен стремиться к новому браку, но должен дождаться, когда Господь откроет Ему Свою волю. — «Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал; так я повелеваю по всем церквам» (1 Кор 7:17).
• Вопрос: «Я чувствую, что мой неверующий супруг эмоционально порвал со мной. Можно ли это считать библейским основанием для развода?»
Нет. Как это ни мучительно, в вышеприведенном отрывке из 1 Послания к Коринфянам говорится о физическом оставлении жены (мужа) неверующим. Лишь после того, как неверующий отказывается вернуться и вступает в новый брак, всякая надежда сохранить прежний брак исчезает. Верующий не должен манипулировать неверующим, принуждая его остаться в браке или, наоборот, подталкивая его к разрыву. — «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится…» (1 Кор 7:15а)
• Вопрос: «Если я пережил нежеланный развод, предпринятый по инициативе моего супруга, могу ли я вновь вступить в брак?»
Бог предпочитает примирение, но если ваш супруг вступил во второй брак, то вы тоже свободны и можете жениться (выйти замуж). Тем не менее у Бога есть Свой замысел относительно вашей жизни, и, обдумывая второй брак, нужно попросить у Него мудрости. — «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я; но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. <…> Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь» (1 Кор 7:8–9; 15).
• Вопрос: «Прежде чем я стал христианином, я развелся и женился во второй раз. Неужели я должен развестись со второй женой и вернуться к первой?»
Нет. В Библии ясно сказано, что после женитьбы на другой, повторный брак с первой женой невозможен. Бог устанавливает это, чтобы предостеречь человека от повторения греха, от повторения развода — оставления жены, влекущего за собой серьезные последствия. Разводиться с женой — это грех, даже в случае повторного брака.
• Вопрос: «Почему число разводов сейчас значительно выше, чем пятьдесят лет назад?»
Благодаря влиянию мира на наши ценности развод представляется не только приемлемым, но и наилучшим решением в случае семейных трудностей. — «Прелюбодеи и прелюбодейцы! Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак 4:4). Для «рода прелюбодейного» характерно: отсутствие твердых моральных принципов и наличие «легких» законов о разводе; добрачное сожительство и акцентирование «личных прав»; стремление к финансовой и материальной выгоде и карьеристские соображения; отсутствие смысла жизни и жизненной цели; эгоистические поиски счастья и вера в миф об «идеальном браке».
Основная причина развода — ОЖЕСТОЧИВШЕЕСЯ СЕРДЦЕ — «Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду» (Притч 28:14). Для такого человека характерно следующее убеждение — «В моем браке нет любви. Жизнь коротка, я вправе искать счастья и самореализации на стороне». Но это убеждение ложно.
Что же делать? Какие шаги предпринять, чтобы постараться сохранить свой брак?
Очень важно услышать свои мысли, понять то убеждение, которое руководит вами, и заменить его убеждением, основанным на библейской истине. — «Бог хочет, чтобы я любил и уважал моего партнера. Он даст мне Свою неиссякаемую любовь и силу. Я надеюсь, что Бог даст мне счастье и возможность найти себя в моем браке». «Верен и Призывающий вас, Который и сотворит сие» (1 Фес 5:24).
Выучите наизусть — «… я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе» (Флп 4:11–13).
• Вопрос: «Почему я чувствую себя виноватым, когда я не был инициатором развода?»
Хотя вы и не виноваты, в браке каждый допускает ошибки. В вашей жизни может быть нераскаянный грех, за который вы ответственны. «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч 28:13).
Освобождение через прощение — Избавившись от угрызений совести, вы сможете прощать других. Ищете ли вы примирения в браке или с болью принимаете второй брак бывшего супруга, — прощая тех, кто сильно ранил вас, вы обретаете ключи к «новой жизни». — «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф 6:14–15). Знайте, что все, происходящее с вами, прошло через любящие руки Божьи. Признайте, что вы тоже ответственны за сложившееся положение. Признайте свои грехи и попросите у Бога прощения. Проверьте себя — Кроток ли я духом или упрям? Умею ли я быть благодарным, или я разборчив и взыскателен? Умею ли я прощать и быть терпеливым, или я вспыльчив и раздражителен? Честен ли я и надежен, или могу обманывать? Умею ли я хвалить или клевещу и принижаю людей? Осознайте необходимость в признании вины и ищите прощения. — «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: “исповедаю Господу преступления мои”, и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс 31:5). Постарайтесь искренне понять, как сильно вы обидели другого. Говорите только о тех обидах, которые нанесли вы сами. Изъясняйтесь просто и ясно. Например: «Я ощущаю всем сердцем, как сильно задел тебя. Хотя я и недостоин, я хочу, чтобы ты знала, что я действительно сожалею о… (назовите оскорбление). Простишь ли ты меня?» — «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак 5:16). Избегайте говорить дурно о вашем супруге. Постарайтесь не умалять другого родителя в глазах детей. Не ищите сочувствия у друзей и родственников. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф 4:29).
Молитесь за своего бывшего супруга — о его спасении, чтобы Господь восполнил нужды вашего бывшего супруга, чтобы Сатана не имел над ним власти, чтобы Бог разорвал узы греха и оградил вашего супруга от дурного влияния. Молитесь о том, чтобы Бог вошел в его жизнь. — «А Я говорю вам: любите врагов ваших… и молитесь за обижающих вас» (Мф 5:44).
Уповайте на то, что Бог будет действовать в ваших интересах. — «Благодарю Тебя, Боже, за то, что Ты вошел в мою жизнь, и указываешь мне путь, по которому я должен идти». — «Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп 2:13). «Благодарю Тебя, Боже, за то, что Ты встал на мою защиту». «Бог, мстящий за меня и покоряющий мне народы» (Пс 17:48). «Благодарю Тебя, Боже, за то, что Ты по справедливости воздашь виновному». — «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: “Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь”» (Рим 12:19). «Благодарю Тебя, Боже, за то, что Ты обещал восполнить все мои нужды». — «Итак не заботьтесь и не говорите: “что нам есть?” или “что пить?” или: “во что одеться?” Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6:31–33). «Благодарю Тебя, Боже, за то, что Ты отвечаешь на молитвы, согласные с Твоей волей». «И вот, какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас; а когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем просимое от Него» (1 Ин 5:14–15). «Благодарю Тебя, Боже, за то, что Ты защитишь меня от всякой напасти». — «Ты — покров мой; Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления» (Пс 31:7). «Благодарю Тебя, Боже, за то, что Ты будешь Отцом моих детей». — «Отец сирот и судия вдов Бог во святом Своем жилище» (Пс 67:6). «Благодарю Тебя, Боже, за то, что Ты займешь место моего супруга». «Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его, и Искупитель твой — Святый Израилев; Богом всей земли назовется Он» (Ис 54:5).
Свобода, необходимая, чтобы начать все заново — Начать все сначала — значит попытаться восстановить брак на основе нового понимания и новых целей; или обрести новую надежду, несмотря на то, что жизнь сломана страданием и поражениями. В обоих случаях Бог дает удивительную возможность начать все заново тем, чьи сердца обращены к Нему. На почве неудачного брака вырастает «новая жизнь во Христе». «Из тесноты воззвал я к Господу, и услышал меня, и на пространное место вывел меня Господь» (Пс 117:5). Вы обрели полноту во Христе, и даже если вы не вступили во второй брак, вы уже не одиночка. Ваше счастье зависит от внутреннего восприятия происходящего, а не от внешних обстоятельств. — «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф 5:3–12).
Цель вашей жизни (состоите вы в браке или нет) — прославлять Бога. — «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор 6:19–20). У вас есть духовные ресурсы для того, чтобы простить вашего бывшего супруга и других обидевших вас людей. — «Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол 3:13). Отдав себя во власть Христа, вы способны преодолеть искушения. — «Но облекитесь в Господа (нашего) Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим 13:14).
Основа вашей новой личности (независимо от того, женаты вы или нет) — в Господе, а не в занимаемом вами положении или другом человеке. — «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал 2:20).