Дорогие друзья, мы предлагаем вашему вниманию слова Отцов Церкви, помогающие нам подготовиться к Святому Причастию. Надеемся, это будет не только интересным, но и полезным для вас.
«Если ты причащаешься Пречистых Тайн, но не ощущаешь какой-либо благодати в своей душе, то причащаешься только по видимости, а в себя самого ничего не принимаешь. Ибо те, которые достойно приступают к этим Таинствам и должным образом приготовляются к принятию в них Сына Божия — этого Хлеба Жизни, сходящего с Неба, к тем Он прикасается ощутимо и с теми соединяется, давая осязательно испытывать Свое благодатное присутствие». Преподобный Симеон Новый Богослов.
«Падающие, и не осмеливающиеся приступить к Священным Тайнам – сознательны, и скоро могут достигнуть того, чтобы не грешить. А согрешающие, и осмеливающиеся «нечистыми руками» прикасаться Пречистых Таин… достойны бесчисленных наказаний. Ибо, по неложному слову Павлову, делают они себя виновными против Тела и Крови Господней (1 Кор. 11, 27). Горе священнику, что удостаивает Причастия недостойного. Он должен подвигнуть его на покаяние словами кроткими и пробуждающими совесть, помянув ему о тех страшных муках адских, которые непременно будут испытывать грешники. Должен вразумить его и вести, как слепого. Помолиться Господу, чтобы отверз слух души его и помог ему хоть немного прийти в чувство, познать нечестие свое и опять, через покаяние, возвратиться в среду верных. Кто верует, тот не причащается недостойно Пречистых Таин, но очищает себя от всякой скверны. От чревоугодия и злопамятства, от злых дел и постыдных слов, от бесчинного смеха и скверных помыслов, от всякой нечистоты и от всякого греховного внутреннего движения».
«Люди, которым Святые Отцы воспрещают приступать к Святому Причастию.- Оглашенные, как еще не крещеные. Крещеные, но возлюбившие постыдные и неправедные дела (как отступники от святой жизни, для которой крещены). Это блудники, убийцы, лихоимцы, хищники, обидчики, гордецы, завистники, злопамятные. Будучи таковыми, они не чувствуют, что являются врагами Богу и находятся в бедственном положении, а потому не сокрушаются, не плачут о грехах своих и не каются. Бесноватые, если они хулят и поносят это Божественное Таинство. Также и те, у которых не созрел еще плод покаяния, то есть которые не дошли еще до решимости посвятить Богу всю свою жизнь и жить в дальнейшем во Христе жизнью чистой и безукоризненной». Преподобный Симеон Новый Богослов.
«Духовная немощь и духовная смерть происходят от (недостойного) Причащения. Ибо многие, которые недостойно причащаются, становятся немощными верой, слабыми духом, то есть подвергаются недугам страстей и засыпают сном греха. Если бы мы считали себя недостойными принятия Таинств всякий раз, как подвергаемся ране греховной, то прилагали бы старание исправиться через покаяние, чтобы достойно приступить к ним. Тогда мы не наказывались бы Господом как недостойные — жестокими бичами немощей, чтобы сокрушенные таким образом, мы стремились излечить наши раны, и не были осуждены в будущем вместе с грешниками этого мира». Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.
«Так как священники не знают всех грешников и людей, недостойно причащающихся Святых Таин, то Бог часто … предает их (недостойно причащающихся) сатане. Когда случаются болезни, когда наветы, когда скорби и несчастья, когда постигают тому подобные бедствия, — это происходит по такой причине». Святитель Иоанн Златоуст.
«Христианина без веры быть не может, веры же — без любви, а любви — без добрых дел (1 Кор. 13, 1-8, 13). Иначе христианин остается ничем иным, как язычником, хотя исповедует имя Божие и Христово. Как же страшно такому приступать к Святой Тайне… От этого бывает, что многие христиане, причащающиеся Святой Тайны, изменяются не к лучшему, а к худшему, ослепляются еще больше; не просвещаются, а ожесточаются. Не исправляются, а из греха в грех впадают. Греха своего не познают, и греха за грех не считают, а делают то, чего язычники не делают. Причина этому в том, что таковые презирают Божию благодать, а потому и сами лишаются Божией благодати, и предает их Бог «превратному уму — делать непотребства» (Рим. 1, 28)». Святитель Тихон Задонский.
Причащение не должно быть бесплодным
«Страшному осуждению подлежит не только тот, кто недостойно, при нечистоте плоти и духа, причащается Тела и Крови Господа, но и тот справедливо осуждается и наказывается, кто причащается без плода и пользы. По двум причинам осуждается таковой за свое бесплодие. Первая — та, что это Таинство, столь спасительное и благотворное, он делает бесплодным и бесполезным в себе самом, не делая ничего доброго (будто в укор Таинству). Вторая — та, что причащается неблагодарно, так как потом не проявляет никакого благодарения Богу, через исполнение заповедей Его. Если Христос Господь не оставил ненаказанными тех, которые произносят праздное слово, не тем ли более осудит Он того, кто столь великое Таинство делает бесплодным (праздным) в себе самом? Кто причащается Тела и Крови Христовых в воспоминание Христа Господа, что Он умер и воскрес нашего ради спасения, тому надлежит не только быть чистым от всякой скверны плоти и духа, чтобы не вкушать Тела и не пить Крови Господа во осуждение себе, но должно еще делом показать, что действительно вспоминает Христа Господа, умершего и воскресшего». Преподобный Симеон Новый Богослов.
«По причащении же Святых Тайн Христовых войди тотчас в сокровенности сердца своего и, поклонившись там Господу с благоговейным смирением, обратись к Нему мысленно с такими словами: «Ты видишь. Мой Всеблагой Господь, как легко впадаю я в грехи на гибель себе, какую силу имеет надо мной борющая меня страсть и как сам я бессилен освободиться от нее. Помоги мне и усиль бессильные усилия мои или лучше Сам возьми оружие мое вместо меня, порази вконец этого неистового врага моего». После этого обратись к Небесному Отцу Господа нашего Иисуса Христа и нашему, поклонись этому Богу Единому, во Святой Троице славимому и, воздав благоговейное Ему благодарение… как некий дар, предложи непреклонное решение, готовность и порывы к борьбе со своим грехом в надежде преодолеть его силою Единого Триипостасного Бога… Придет, несомненно, придет помощь и, сделав твои бессильные усилия всесильными, подаст тебе победу над тем, с чем борешься». Преподобный Никодим Святогорец.
«Христос дал нам Самого Себя, какое же мы будем иметь оправдание, когда, принимая такую пищу, грешим; вкушая Агнца, делаемся волками? Пусть язык, приобщившись Тела Господня, не произносит ничего неприятного». Святитель Иоанн Златоуст.
«Хотящему приступить ко Святому Причастию нужно рассудить, кто и к чему приступает, а тому, кто причастился – рассудить, чего причастился. Прежде Причащения нужно сердечное покаяние, смирение, отложение злобы, гнева, прихотей плотских, примирение с ближним, твердое желание благочестивого жития во Христе Иисусе. После Причащения нужно исправление, свидетельство о любви к Богу и ближнему, благодарение, усердное стремление к новому, святому и непорочному житию. Словом, прежде Причащения нужны истинное покаяние и сердечное сокрушение; после покаяния нужны плоды покаяния, добрые дела, без которых истинного покаяния не может быть. Следовательно, христианам необходимо жизнь свою исправить, чтобы не в суд и во осуждение было им Причащение». Святитель Тихон Задонский.
«По принятии Святых Таин поймите славу вашу, вникните в настоящее достоинство ваше: каждый из вас — сосуд Божественного Таинства, каждый из вас — храм, в котором Сын Божий с предвечным Отцом Своим и Духом Святым таинственно и вместе существенно обитает. Уже теперь вы не свои, вы Божии. Вы куплены Богом ценою Крови Сына Его. Ты усыновлен Богу Таинством Святого Крещения, ты вступил в теснейшее единение с Богом в Таинстве святого Причащения — поддерживай усыновление, поддерживай единение». Епископ Игнатий (Брянчанинов).