Дорогие друзья, вы заинтересовались темой «Привычки» и попросили выслать именно этот материал. Мы рады выполнить эту просьбу и надеемся, что наш материал будет не без пользы для вас.
Мы воспринимаем наши привычки, как нечто естественное, и, возможно именно это и мешает нам избавиться от тех из них, что стали для нас «вредными»? Слово «привычка» происходит от латинского слова, означающего — «одежда, условие, практика, обычай». Первоначально это слово использовалось для описания одежды, которая характерна для человека определенного звания, выполняющего тот или иной вид работы (например, военная форма, одежда врача, строителя, горничной…). Такой человек имеет прекрасные навыки, делает свое дело почти автоматически… Но, тем не менее, эту одежду можно снять и заняться чем-то другим, не только лечить или строить… Мы тоже можем «снять» свои старые привычки и облачиться в новые. Если вы христианин, ваше призвание — «облекаться во Христа», и тогда ваш характер и ваши привычки станут отражением Его характера, — «Но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим 13:14). Дорогие друзья — наши привычки не появились на свет вместе с нами в момент нашего рождения. Мы создали их сами, и только от нас зависит, будем ли мы продолжать прикрываться ими, словно лохмотьями, или же, взирая на Христа, облечемся в Его праведность.
Библия говорит, что каждый человек приходит в мир, уже имея естественную склонность ко греху —
«С самого рождения отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются, говоря ложь» (Пс 57:4). Такие греховные наклонности, неконтролируемые порывы, которые толкают человека на совершение опрометчивых поступков, в конце концов, перерастают в привычки. Важно знать, что привычки могут передаваться по наследству — от родителей к детям. В Библии есть такие слова — «И ходил тою же точно дорогою, которою ходил отец его…» (4 Цар 21:21). Будем осторожнее — не стало ли что-либо идолом для нас? Не заразим ли мы этим пристрастием своих детей, даже не ведая о том? Это не пустяки, ведь одна вредная привычка обычно влечет за собой целый ряд других плохих привычек (1 Тим 5:13) — «они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно». Теперь мы стали новым творением, «древнее прошло, теперь все новое»… Чтобы это новое стало для нас естественным и привычным, нам надо упражняться в этом, о чем и пишет апостол Павел — «Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, … дабы не были бесплодны» (Тит 3:14). Для этого нам требуется терпение, настойчивость, усилия, работа, и очень сильное желание…, ведь все привычки обычны для человека. Они машинальны, срабатывают автоматически, бессознательно, и являются отражением его внутреннего состояния, и, что самое главное, они приносят чувство удовлетворения и наслаждения, потому-то мы и держимся за них. Наши старые привычки очень сильно мешают нашей новой жизни во Христе, и Господь предупреждает нас — «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить… » (Лк 16:13).
Несколько слов о скрытых привычках, которые не признаются как вредные пристрастия, потому что:
• Вы не подозреваете, что грубое слово или отрицательная эмоциональная реакция на человека может стать вашим привычным образом действий (например, привычка спорить).
• Люди мира, окружающие вас, могут не считать эту привычку плохой (например, если вы слишком много работаете).
• Поведение, которое кажется хорошим, на самом деле может стать грехом, если оно отрицательно влияет на вашу жизнь (например, постоянная помощь другим). Можно сказать, что все, что СЛИШКОМ, что чрезмерно – это не очень хорошо, это становится бедой для человека и его близких…
Чрезмерная увлеченность работой (трудоголизм)
Чрезмерное стремление к порядку
Излишнее внимание к физическим упражнениям
Медлительность, любовь к проволочкам
Загруженность служением в Церкви Излишняя увлеченность чтением литературы
Жизнь в долг
Споры
Состязание с другими Забывчивость Жажда риска Сплетни Нерешительность
Неопрятность
Перфекционизм
Коллекционирование Любовь к развлечениям Чрезмерная помощь людям Постоянные опоздания Увлеченность телевидением Бесполезная трата времени Излишнее пристрастие к покупкам
«Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым: зачем тебе губить себя? <…> кто боится Бога, тот избежит всего того (т.е. избежит крайностей)» (Еккл 7:16–18).
Вопрос — «Как я могу узнать, имею ли я вредные привычки или скрытые пристрастия, которые совершенно не соответствуют воле Бога?»
Для этого надо искренне оценивать свою жизнь и быть ответственным перед Богом. Внимательно прочитайте каждый вопрос (из приведенных ниже) – постарайтесь честно ответить на него.
— Бываю ли я поглощен какими-либо желаниями?
— Не подчинены ли все мои планы этому?
— Не страдает ли мое здоровье из-за моего пристрастия?
— Не испытываю ли я чувство вины, усиливающееся по мере того, как я что-либо делаю?
— Не оказывает ли следование этому желанию влияние на мое материальное положение?
— Не стараюсь ли я оправдывать себя и защищаться, когда меня спрашивают об этом желании или о том, что с ним связано?
— Не разрушаются ли мои отношения с ближними из-за привычного для меня образа действий или поведения?
— Я нервничаю и расстраиваюсь, если не могу осуществить свое желание? … Все успели подумать над этими вопросами? Давайте мы еще раз, не спеша, озвучим вопросы. Сергей…
— Бываю ли я поглощен какими-либо желаниями?
— Не подчинены ли все мои планы этому?
— Не страдает ли мое здоровье из-за моего пристрастия?
— Не испытываю ли я чувство вины, усиливающееся по мере того, как я что-либо делаю?
— Не оказывает ли следование этому желанию влияние на мое материальное положение?
— Не стараюсь ли я оправдывать себя и защищаться, когда меня спрашивают об этом желании или о том, что с ним связано?
— Не разрушаются ли мои отношения с ближними из-за привычного для меня образа действий или поведения?
— Нервничаю ли я, расстраиваюсь ли, если не могу осуществить свое желание? «Испытай меня,
Боже, и узнай сердце мое; испытай меня, и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Пс 138:23–24).
Если вы увидели, что зависите от своих привычек, возможно, вы уже готовы решиться на некоторые изменения. Первый шаг на пути перемен — это желание найти корни ваших плохих привычек. Это непросто, ведь большинство людей с удивительной ловкостью и умением оправдывает свои поступки и действия, легко находя объяснения нашим привычкам. Проверьте себя — СТАРАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ИЗБЕГАТЬ:
_БЕСПОКОЙСТВА
_СТЫДА / ПОЗОРА
_ТОСКИ / СКУКИ ПОДАВЛЕННОСТИ / _ДЕПРЕССИИ
_ФИЗИЧЕСКОЙ БОЛИ
_Чувства ВИНЫ
_ОТВЕТСТВЕННОСТИ
_КОНТРОЛЯ со стороны других
_ТРЕВОГИ _ОПАСНОСТИ _СТРЕССА
И подумайте – а как вы обычно это делаете? Что вы делаете, чтобы избежать стыда…, тоски или скуки…?
В основе наших привычек лежит неправильно сделанный выбор. Общим основанием для всех привычек является стремление человека любыми путями удовлетворить свои желания, избежать болезненных эмоций и ранящих ситуаций. Но, делая такой выбор, мы пытаемся скрыться от реальностей жизни, ничего не решая по сути. Это может привести нас на путь, ведущий к гибели! — «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти» (Притч 14:12).
Второе – желание восполнить наши внутренние потребности (желание любить и быть любимым, стремление к значимости и безопасности). Спросите себя: НЕ ПЫТАЮСЬ ЛИ Я реализовать свою глубокую внутреннюю потребность в безусловной любви, доставляя чувственные удовольствия своей плоти? (обжорство, переедание). А может быть, я пытаюсь реализовать свою глубокую внутреннюю нужду в значимости через достижение успеха на работе? (трудоголизм). Или — реализовать свою внутреннюю потребность в безопасности, ища поддержки у другого человека? (созависимость). К сожалению, многие из наших собственных попыток восполнить наши внутренние потребности имеют очень мало общего с тем, что обещает Бог! — «И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами, говорит Господь, и возвращу вас из плена и соберу вас из всех…» (Иер 29:13–14).
Третье — ложные убеждения. Главная причина разрушительного влияния привычек — это неправильный образ мышления, который не дает вам воспитать навыки самоконтроля. Примеры таких ложных убеждений — «Все так делают, и, кроме того, никто из нас не совершенен». «Я не в состоянии ничего изменить в данной ситуации. Эта привычка — результат моего прошлого». Противопоставим им убеждения, основанные на учении Библии – «Я хочу быть ответственным за свои поступки». «Я хочу угождать не себе, не людям, а Богу, и мои новые привычки должны отражать характер Господа Иисуса Христа». Постарайтесь запомнить слова из (Флп 4:13). «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Библия говорит о том, что Иисус всегда с вами. Это правда, Он обещал это нам (Мф 28:18–20). Сила привычек в нашем убеждении, что мы «сами по себе», одни сражаемся с искушениями, восстающими на нашу душу. Порой даже верующие с большим стажем начинают думать, что по причине совершенного ими греха, Господь далеко от них. Однако Библия говорит, что мы едины со Христом, что мы — «одно с Ним». Он не просто всегда с нами, Он – в нас! Осознайте, что вы никогда не бываете один. «Христос в вас» (Кол 1:27)! — «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор 6:19–20).
Чтобы вы могли достичь высшей цели, вы должны сказать НЕТ своим плохим привычкам и сказать ДА богоугодным целям — «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал 5:22–24). НАЧНИТЕ с посвящения себя Богу — Поверьте, что Бог благ и справедлив, а Его воля для вас — самое наилучшее, что только может быть. Он не испытывает удовольствия, наказывая вас, наоборот – у Него есть и желание, и сила помочь вам. ОТДЕЛИТЕСЬ от греха — покайтесь и признайте, что ваша привычка есть грех и поддаваясь ей, вы становитесь рабом греха. Проверяйте опять и опять свои мысли, читайте 1-й Псалом. ПОЗНАЙТЕ истину — что во Христе вы освобождены от наказания за грех и свободны от его власти, вы «умерли для греха» и больше не являетесь его рабом. Читайте Послание к Римлянам, 6,7 и 8 главы, и запишите каждый стих, в котором Павел говорит о том, что вы свободны от власти греха. ДУМАЙТЕ о том, что угодно Богу. «Замените» свои мысли на Божии. Когда вас искушают ваши собственные привычки, молитесь: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня, и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Пс 138:23–24).
— Когда вы думаете, что вы беспомощны перед лицом привычек и слабостей, скажите: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп 4:13).
— Когда вы думаете, что привычки слишком давно владеют вами, и вы не сможете отказаться от них, будьте уверены: «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор 5:17). — — Когда вы начинаете оправдывать свои привычки, объясняя, что они не так уж плохи, признайте — «Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак 4:17).
— Когда вы думаете, что никто никогда не узнает о вашей привычке, осознайте — «Нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр 4:13).
— Когда вы снова сдались, подчинились власти своих привычек, помните, что — «Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных» (Пс 144:14).
• Пусть вашей привычкой станет ВЕРА. Вера развивается через «слышание» Слова Божия. «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим 10:17). Вера укрепляется через доверие к Божиим обетованиям, и проявляется в нашей жизни в том, что мы полностью подчиняем свои желания воле Божией (Лк 7:1–10).
• Пусть вашей привычкой станет ДОБРОДЕТЕЛЬ. Добродетель развивается, если мы наполняем свое сердце добром. «…дерево познается по плоду… как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое» (Мф 12:33–35). Добродетель проявляется через наши дела любви и милосердия.
• Пусть вашей привычкой станет ПОЗНАНИЕ, которое начинается с благоговения и страха перед Господом и признания последствий греха. Человек возрастает в познании, если ищет Господа и Его воли в своей жизни. «Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном» (Кол 1:9).
• Пусть ТЕРПЕНИЕ и НАСТОЙЧИВОСТЬ станут вашей привычкой. Терпение развивается в скорбях и испытаниях. «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение» (Иак 1:2–3).
• И, наконец, пусть вашей привычкой станет ЛЮБОВЬ к ближним. Любовь крепнет и развивается, если человек повинуется Божиим заповедям. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин 14:15). Истинная любовь проявляется в том, что человек любит даже своих врагов. «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного…» (Мф 5:43–48).
Опасайтесь гордости, которая может возникнуть в случае победы над привычкой. Не позволяйте себе впадать в самодовольство, выходя тем самым из-под действия благодати Божьей. Не думайте, что вы имеете власть над тем, что породило вашу привычку. Вы не можете сами себя изменить. «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (Рим 5:1–2).
Дорогие друзья, помните о законе «сеяния и жатвы» — «Вы не можете посеять дурные привычки и пожать добрый характер. Вы не можете посеять обман и пожать доверие. Вы не можете посеять гневные и злые слова и получить в ответ добрые и доверительные взаимоотношения. Вы не можете посеять непрощение и получить в ответ прощение. Вы не можете посеять небрежное отношение к Богу и получить в ответ Божий мир в своем сердце».
«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:
сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух,
от духа пожнет жизнь вечную»
(Гал 6:7–8).