Дорогие друзья, мы надеемся, что эти материалы будут полезны для вас. Первый материал взят из православных источников, второй – из Вестминстерского исповедания веры.
Приготовление к исповеди
В таинстве святого покаяния нам дана возможность отложить тяжкое бремя греховное и разорвать вериги греха, душу нашу увидеть обновленной и светлой.
• Как часто надо прибегать к этому спасительному таинству? — Как можно чаще, по крайней мере, в каждый из четырех постов.
Обычно люди, неопытные в духовной жизни, не видят множества своих грехов, не чувствуют их тяжести, отвращения к ним. Они говорят: «Ничего особенного я не совершал», «…у меня только мелкие грехи, как у всех», «…я не украл, не убивал», — именно так многие начинают исповедь. Но святые отцы и учители наши, оставившие нам покаянные молитвы, считали себя первыми из грешников, с искренней убежденностью взывали ко Христу: «Никто не согрешил на земли от начала веков так, как согрешил я, окаянный и блудный!» Чем ярче свет Христов озаряет сердце, тем яснее сознаются все недостатки, язвы и раны душевные. И наоборот: люди, погруженные в мрак греховный, ничего не видят в своем сердце, а если и видят, то не ужасаются, так как им не с чем сравнивать, ибо Христос закрыт для них пеленой грехов.
Поэтому для преодоления нашей духовной лености и нечувствия святой Церковью положены подготовительные дни к таинству покаяния — говение. Период говения может продолжаться от трех дней до недели, если нет на то особого совета или предписания духовника. В это время следует соблюдать пост, хранить себя от греховных дел, мыслей и чувствований, вообще вести жизнь воздержную, покаянную, растворенную делами любви и христианского благотворения. В период говения нужно как можно чаще бывать на церковных богослужениях, более обычного усердствовать в молитве домашней, досуги свои посвящать чтению Библии, творений святых отцов, житий святых, самоуглублению и самоиспытанию.
Разбираясь в нравственном состоянии своей души, надо постараться различать основные грехи от их производных, т.е. отличать корни — от листьев и плодов. Следует также остерегаться, чтобы не впасть в мелочную подозрительность ко всякому движению сердца, потерять чувство важного и неважного, запутаться в мелочах. Кающийся должен принести на исповедь не только список грехов, но, что важнее всего, — покаянное чувство; не детальный рассказ о своей жизни, а сокрушенное сердце! Знать свои грехи — это еще не значит каяться в них!!!
• Но что же делать, если иссохшее от греховного пламени сердце наше не орошается живительными водами слез? Что если немощь духовная и немощь плоти так велики, что мы не способны на искреннее покаяние?
Помните, это не может быть причиной для тогДорогие друзья, мы надеемся, что эти материалы будут полезны для вас. Первый материал взят из православных источников, второй – из Вестминстерского исповедания веры.
Приготовление к исповеди
В таинстве святого покаяния нам дана возможность отложить тяжкое бремя греховное и разорвать вериги греха, душу нашу увидеть обновленной и светлой.
• Как часто надо прибегать к этому спасительному таинству? — Как можно чаще, по крайней мере, в каждый из четырех постов.
Обычно люди, неопытные в духовной жизни, не видят множества своих грехов, не чувствуют их тяжести, отвращения к ним. Они говорят: «Ничего особенного я не совершал», «…у меня только мелкие грехи, как у всех», «…я не украл, не убивал», — именно так многие начинают исповедь. Но святые отцы и учители наши, оставившие нам покаянные молитвы, считали себя первыми из грешников, с искренней убежденностью взывали ко Христу: «Никто не согрешил на земли от начала веков так, как согрешил я, окаянный и блудный!» Чем ярче свет Христов озаряет сердце, тем яснее сознаются все недостатки, язвы и раны душевные. И наоборот: люди, погруженные в мрак греховный, ничего не видят в своем сердце, а если и видят, то не ужасаются, так как им не с чем сравнивать, ибо Христос закрыт для них пеленой грехов.
Поэтому для преодоления нашей духовной лености и нечувствия святой Церковью положены подготовительные дни к таинству покаяния — говение. Период говения может продолжаться от трех дней до недели, если нет на то особого совета или предписания духовника. В это время следует соблюдать пост, хранить себя от греховных дел, мыслей и чувствований, вообще вести жизнь воздержную, покаянную, растворенную делами любви и христианского благотворения. В период говения нужно как можно чаще бывать на церковных богослужениях, более обычного усердствовать в молитве домашней, досуги свои посвящать чтению Библии, творений святых отцов, житий святых, самоуглублению и самоиспытанию.
Разбираясь в нравственном состоянии своей души, надо постараться различать основные грехи от их производных, т.е. отличать корни — от листьев и плодов. Следует также остерегаться, чтобы не впасть в мелочную подозрительность ко всякому движению сердца, потерять чувство важного и неважного, запутаться в мелочах. Кающийся должен принести на исповедь не только список грехов, но, что важнее всего, — покаянное чувство; не детальный рассказ о своей жизни, а сокрушенное сердце! Знать свои грехи — это еще не значит каяться в них!!!
• Но что же делать, если иссохшее от греховного пламени сердце наше не орошается живительными водами слез? Что если немощь духовная и немощь плоти так велики, что мы не способны на искреннее покаяние?
Помните, это не может быть причиной для того, чтобы откладывать исповедь в ожидании покаянного чувства. Господь принимает исповедание — искреннее и добросовестное — даже если оно и не сопровождается сильным чувством раскаяния. Только нужно и этот грех – окаменелое сердце и нечувствие — исповедать мужественно и откровенно, без лицемерия. Бог может коснуться вашего сердца и во время самой исповеди — смягчить его, утончить духовное зрение, пробудить покаянное чувство.
Но есть одно условие, которое мы непременно должны соблюсти, чтобы покаяние наше было принято Господом — прощение согрешений нашим ближним и примирение со всеми!
Покаяние не может быть совершенным без словесного исповедания грехов. Исповедь — это подвиг, самопринуждение. Во время исповеди не нужно ждать вопросов от священника, но самим делать усилие. Называть грехи надо точно, не затемняя неприглядности греха общими выражениями. Очень трудно, исповедуясь, избегнуть соблазна самооправдания, отказаться от попыток привести духовнику «смягчающие обстоятельства», от объяснений, от ссылок на третьих лиц, якобы введших нас в грех. Все это признаки самолюбия, отсутствия глубокого покаяния. Исповедь — это не беседа о своих недостатках и сомнениях, это не простое осведомление духовника о себе, хотя и духовная беседа также очень важна и должна иметь место в жизни христианина. Исповедь — это иное, это таинство, а не просто благочестивый обычай. Исповедь — это горячее покаяние сердца, жажда очищения, это второе крещение. В покаянии мы умираем для греха и воскресаем для праведности, святости.
Принеся покаяние, мы должны утвердиться внутренне в решимости не возвращаться к исповеданному греху. Знак совершенного покаяния — чувство легкости, чистоты и неизъяснимой радости, и грех уже кажется таким же трудным и невозможным, как раньше казалось невозможным жить без греха.
О покаянии в жизнь.
1. Покаяние в жизнь – действие евангельской благодатиa — должно проповедоваться каждым служителем Евангелия равно как вера во Христаb ( a Зах 12:10; Деян 11:18; b Мк 1:15; Лк 24:47; Деян 20:21).
2. Осознавая через покаяние не только опасность греха, противоречащего святости и праведности закона Божьего и посему мерзкого и отвратительного, но и милость Божью к кающимся, явленную во Христе, грешник начинает так сожалеть о своих грехах и так ненавидеть их, что отвращается от них и обращается к Богуc, твердо решив и прилагая все усилия к тому, чтобы ходить перед Богом путями Его заповедейd (c Пс 50:6; 118:128; Ис 30:22; Иер 31:18-19; Иез 18:30-31; 36:31; Иоил 2:12-13; Ам 5:15; 2 Кор 7:11; d 4 Цар 23-25; Пс 118:6,59,106; Лк 1:6).
3. Покаяние не искупает греха и не является основанием для его прощенияe, которое есть проявление ни от чего не зависящей благодати Божией во Христеf, но оно настолько необходимо всем грешникам, что без него ни один из них не может надеяться на прощениеg (e Иез 16:61-63; 36:31-32; f Ос 14:2,4; Рим №:24; Ефес 1:7; g Лк 13:3,5; Деян 17:30-31).
4. Как нет настолько незначительного греха, что он не заслуживал бы осужденияh, так нет и греха столь великого, что за него были бы осуждены искренне кающиесяi (h Мф 12:36; Рим 5:12; 6:23; i Ис 1:16,18; 55:7; Рим 8:1).
5. Людям должно не довольствоваться общим покаянием, но приложить все усилия к тому, чтобы покаяться в каждом грехе особоk (k Пс 18:14; Лк 19:8; 1 Тим 1:13,15).
6. Должно исповедовать свои грехи перед Богом, моля Его о прощенииl, — после чего человек обретает помилованиеm. Кроме этого, оскорбившему брата своего или Церковь Христову, следует без принуждения, признавшись в своем проступке, исповедовать свой грех перед теми, кого он обиделn, и просить прощения за свой грех, наедине или при всех. Они же (обиженные им), в свою очередь, должны примириться с ним и принять его в любвиo (l Пс 31:5-6; 50:6-7,9,11,16 ; m Прит 28:13; 1 Ин 1:9 ; n Ис Нав 7:19; Пс 50; Лк 17:3-4; Иак 5:16 ; o 2 Кор 2:8 ).
о, чтобы откладывать исповедь в ожидании покаянного чувства. Господь принимает исповедание — искреннее и добросовестное — даже если оно и не сопровождается сильным чувством раскаяния. Только нужно и этот грех – окаменелое сердце и нечувствие — исповедать мужественно и откровенно, без лицемерия. Бог может коснуться вашего сердца и во время самой исповеди — смягчить его, утончить духовное зрение, пробудить покаянное чувство.
Но есть одно условие, которое мы непременно должны соблюсти, чтобы покаяние наше было принято Господом — прощение согрешений нашим ближним и примирение со всеми!
Покаяние не может быть совершенным без словесного исповедания грехов. Исповедь — это подвиг, самопринуждение. Во время исповеди не нужно ждать вопросов от священника, но самим делать усилие. Называть грехи надо точно, не затемняя неприглядности греха общими выражениями. Очень трудно, исповедуясь, избегнуть соблазна самооправдания, отказаться от попыток привести духовнику «смягчающие обстоятельства», от объяснений, от ссылок на третьих лиц, якобы введших нас в грех. Все это признаки самолюбия, отсутствия глубокого покаяния. Исповедь — это не беседа о своих недостатках и сомнениях, это не простое осведомление духовника о себе, хотя и духовная беседа также очень важна и должна иметь место в жизни христианина. Исповедь — это иное, это таинство, а не просто благочестивый обычай. Исповедь — это горячее покаяние сердца, жажда очищения, это второе крещение. В покаянии мы умираем для греха и воскресаем для праведности, святости.
Принеся покаяние, мы должны утвердиться внутренне в решимости не возвращаться к исповеданному греху. Знак совершенного покаяния — чувство легкости, чистоты и неизъяснимой радости, и грех уже кажется таким же трудным и невозможным, как раньше казалось невозможным жить без греха.
О покаянии в жизнь.
1. Покаяние в жизнь – действие евангельской благодатиa — должно проповедоваться каждым служителем Евангелия равно как вера во Христаb ( a Зах 12:10; Деян 11:18; b Мк 1:15; Лк 24:47; Деян 20:21).
2. Осознавая через покаяние не только опасность греха, противоречащего святости и праведности закона Божьего и посему мерзкого и отвратительного, но и милость Божью к кающимся, явленную во Христе, грешник начинает так сожалеть о своих грехах и так ненавидеть их, что отвращается от них и обращается к Богуc, твердо решив и прилагая все усилия к тому, чтобы ходить перед Богом путями Его заповедейd (c Пс 50:6; 118:128; Ис 30:22; Иер 31:18-19; Иез 18:30-31; 36:31; Иоил 2:12-13; Ам 5:15; 2 Кор 7:11; d 4 Цар 23-25; Пс 118:6,59,106; Лк 1:6).
3. Покаяние не искупает греха и не является основанием для его прощенияe, которое есть проявление ни от чего не зависящей благодати Божией во Христеf, но оно настолько необходимо всем грешникам, что без него ни один из них не может надеяться на прощениеg (e Иез 16:61-63; 36:31-32; f Ос 14:2,4; Рим №:24; Ефес 1:7; g Лк 13:3,5; Деян 17:30-31).
4. Как нет настолько незначительного греха, что он не заслуживал бы осужденияh, так нет и греха столь великого, что за него были бы осуждены искренне кающиесяi (h Мф 12:36; Рим 5:12; 6:23; i Ис 1:16,18; 55:7; Рим 8:1).
5. Людям должно не довольствоваться общим покаянием, но приложить все усилия к тому, чтобы покаяться в каждом грехе особоk (k Пс 18:14; Лк 19:8; 1 Тим 1:13,15).
6. Должно исповедовать свои грехи перед Богом, моля Его о прощенииl, — после чего человек обретает помилованиеm. Кроме этого, оскорбившему брата своего или Церковь Христову, следует без принуждения, признавшись в своем проступке, исповедовать свой грех перед теми, кого он обиделn, и просить прощения за свой грех, наедине или при всех. Они же (обиженные им), в свою очередь, должны примириться с ним и принять его в любвиo (l Пс 31:5-6; 50:6-7,9,11,16 ; m Прит 28:13; 1 Ин 1:9 ; n Ис Нав 7:19; Пс 50; Лк 17:3-4; Иак 5:16 ; o 2 Кор 2:8 ).