Дорогие друзья, каждый из нас в своей жизни прошел через переходный период — критический этап в процессе взросления. Мы знаем, что это нелегкое время и для наших детей, и для нас, их родителей.
Подростковым периодом считается промежуток жизни молодого человека с тринадцати до девятнадцати лет. Именно на этом этапе жизни происходят эмоциональные, социальные и физиологические изменения, которые шокируют и приводят в отчаяние многих родителей. Постарайтесь понять суть происходящего с вашими детьми.
Подростки часто испытывают острое чувство незащищенности, когда они начинают задумываться о себе: Кто я? Каковы мои ценности и убеждения? Какую степень свободы я должен иметь? Кого я должен действительно уважать? Что я могу делать хорошо? Кроме того, подростки часто испытывают чувство неполноценности, и для самоутверждения молодые люди склонны искать общения со своими сверстниками. Происходит половое созревание, в результате которого организм подростка становится готовым к продолжению рода, и который характеризуется кардинальными физиологическими изменениями, при этом подростки могут испытывать замешательство и страх.
Определить, что происходит с вашим ребенком, насколько это опасно, какие действия требуются от вас, его родителей, вам помогут нижеприведенные признаки, характерные для большинства детей в переходном возрасте.
• Если подросток испытывает эмоциональные трудности: он обычно скрытен и необщителен. Предпочитает уединяться в своей комнате (например, сразу же после прихода домой). Спорит и может выражаться оскорбительно, резко, грубо. Недоволен тем, что могут дать ему родители (одеждой; аудио-, видео- техникой).
• Если на него плохо влияют друзья, вы вдруг замечаете, что: любые разговоры по телефону происходят уединенно, за закрытыми дверями. Подросток не любит говорить о друзьях, всегда защищает их перед родителями. Прекращает приглашать друзей к себе домой.
• Протест против проверок и контроля обычно выражается в том, что ребенок: недоволен и возмущается всем, что ограничивает его свободу. Не говорит о своих занятиях и увлечениях. Часто нарушает установленное для него время возвращения домой, особенно вечером (при этом всегда находит извинение своему опозданию). Тайно уходит гулять по ночам. Отказывается посещать церковь.
• Некоторые физиологические признаки также могут быть сигналом для вас: чрезмерный сон и еда — это возможный признак депрессии. Большая потеря веса — это возможный признак анорексии (отсутствия аппетита). Если подросток съедает слишком большое количество пищи, но
при этом не прибавляет в весе — это возможный признак булимии (патологического, повышенного влечения к пище). Бледная кожа и часто повторяющиеся дрожь, рвота, головокружение могут быть признаком употребления наркотических средств. Синяки и порезы на коже могут быть признаком, свидетельствующим об увлечении какой-либо культовой религией или об участии в обрядах сатанистов.
Многие родители не обращают внимания на подозрительное поведение ребенка, надеясь, что все пройдет само собой. Другие, не желая возникновения конфликтов, эмоционально отдаляются от подростка, оставляя его без своей любви, ободрения, поддержки и верного наставления. С молитвой рассмотрите свои ответы на вопросы, предлагаемые ниже. Эти вопросы подскажут вам важные
области отношений с ребенком. Позвольте Духу Святому исследовать ваше сердце, чтобы выявить допущенные вами грехи по отношению к ребенку. Это поможет вам честно оценить — как вы выполняете родительские обязанности, возложенные на вас Господом. — «Скажешь ли: “вот, мы не знали этого”? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его» (Притч 24:12).
— Стараетесь ли вы избегать откровенных разговоров об отрицательных и неправильных поступках вашего подростка?
— Хватает ли у вас решимости обсуждать с ним неприятные ситуации и вопросы, которые могут вызывать смущение?
— Не слишком ли легко вы готовы принимать извинения и оправдания вашего ребенка?
— Покрываете и извиняете ли вы плохое поведение подростка?
— Даете ли вы подростку испытать на себе прямые последствия его поведения (или стараетесь всячески ограждать вашего ребенка от этого)?
— Насколько вы последовательны, требуя от вашего ребенка возвращения домой в установленное время?
— Как вы относитесь к такому важному методу воспитания, как наказание, не пренебрегаете ли им, опасаясь, что ваш ребенок перестанет вас любить?
— Лишаете ли вы подростка своей любви, надеясь, что это заставит его измениться?
— Сравниваете ли вы своего ребенка с другими подростками, обращаясь к нему с сарказмом, в надежде тем самым побудить его измениться?
«… обличающие будут любимы, и на них придет благословение» (Притч 24:25).
В этот сложный период своей жизни подростки стараются вырваться из «кокона» заботы и попечения, которым окружили их родители. Вчерашние мальчики и девочки больше не ищут помощи родителей, но пытаются сами восполнять свои естественные нужды в любви, значимости и безопасности. Родители должны понимать, в чем нуждаются их дети и чего они добиваются в период переходного возраста.
• Поиск любви — Подросткам нужна настоящая и серьезная дружба. Подростки ищут внимания со стороны противоположного пола. Подростки хотят быть уверенными в том, что их любят, они нуждаются в словах любви. Подростки нуждаются в приемлемых формах близкого общения. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин 15:12).
• Поиск собственной значимости — Подросткам нужна независимость. Подросткам нужна ответственность. Подростки хотят быть успешными. Подростки нуждаются в осознании того, насколько высоко их ценит Господь. — «Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне» (Пс 56:3).
• Поиск безопасности — Подросткам нужны ясные и четкие границы поведения (дисциплине). Им нужны их собственные, личные ценности и убеждения. Подростки нуждаются в духовном возрастании. — «В страхе пред Господом — надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище» (Притч 14:26).
В этот период своей жизни наши дети пытаются искать свою истину, то, что им самим кажется правильным. Быть принятыми, получить одобрение со стороны других подростков — вот что для них важнее всего! «Иисус сказал … : Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14:6).
Мы можем предложить им молиться вместе с нами словами следующей молитвы : «Господи, научи меня видеть грех, каким видишь его Ты. Я хочу ненавидеть грех так же, как ненавидишь его Ты. Моя жизнь будет полной лишь тогда, когда я буду жить в согласии с Твоей истиной и ходить Твоими путями».
Даже временная и непродолжительная потеря близких взаимоотношений и взаимопонимания с ребенком приносит много боли родителям. Чтобы справиться с этим, вам потребуются не только все ваши силы и вся ваша мудрость, но гораздо больше — необыкновенная сила Бога, Его любовь и поддержка. — «Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты — Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» (Пс 142:10).
Апостол Павел пишет молодому человеку — «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца» (2 Тим 2:22). Большая часть Книги Притчей предназначена для молодых людей, в ней всего тридцать одна глава и можно без особенного напряжения прочитывать по одной главе в день в течение каждого месяца. Попробуйте, читая главу за главой, составить список «Уроков». Записывайте своими словами истины, которые имеют непреходящее значение. — «Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр» (Притч 12:15). Вы можете составить список по каждой главе примерно по такому образцу: (Притч, 1 глава) – «Каждый подросток должен знать, что: Урок № 1. Первый шаг в школе жизни — почитание Господа (ст. 7). Урок № 2. Отвергать мудрость и наставление — значит, быть невежественным глупцом (ст. 7). Урок № 3. Прислушиваться к наставлению родителей — поступать мудро (ст. 8–9). Урок № 4. Чтобы избежать беды, надо быть достаточно сильным и иметь мужество, чтобы сказать «нет» (ст. 10–19). Урок № 5. Насмехаясь над непорочным и простым человеком, я показываю свою глупость (ст. 22)». И так далее…
Что можно посоветовать родителям? — В Послании к Ефесянам (Еф 3:14-19) есть слова, которые легко можно сделать молитвой за вашего ребенка. Молитесь этими словами постоянно, заменяя в 16, 17 и 19 стихах личные местоимения «вам, ваши, вы» на имя вашего ребенка. Например: — «Для сего я преклоняю колена мои перед Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле. Да даст Он моему сыну (имя)______по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердце моего сына (имя) _______, чтобы мой сын (имя) _______, укорененный и утвержденный в любви, мог постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы мой сын (имя) ________ мог исполниться всею полнотою Божией» (На основе Еф 3:14–19).
Дорогие родители, сделайте своей главной задачей постепенное и последовательное развитие у подростка верных взглядов, помогите ему выработать правильную систему ценностей. Тогда его характер будет формироваться на прочной основе, и это поможет вашему ребенку принимать правильные решения в жизни.
Побуждайте подростка развивать свою личность — Для этого вы сами должны быть человеком, утвержденным во Христе.
• Воспринимайте вашего ребенка как уникальное творение Божие, которое Он доверил вам. «Бог принял решение создать моего ребенка, и Он определил особый план для его жизни». «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер 29:11).
• Определите естественные склонности, интересы и способности своего ребенка. Постарайтесь узнать, что ему нравится, что доставляет ему радость. Поощряйте его к тем видам деятельности и занятиям, которые будут служить развитию его навыков и способностей. «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет» (Притч 22:6).
• Старайтесь больше хвалить и меньше критиковать подростка. Поощряйте те решения и поступки, которые выявляют хорошие черты его характера. «От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается» (Притч 18:21).
Развивайте у подростка чувство ответственности — Для этого, прежде всего, вы сами должны быть целостным, непорочным и ответственным человеком. — «Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан» (Притч 10:9).
Позволяйте вашему ребенку участвовать в принятии решений. Приучайте подростка быть верным данному слову, подчеркивайте важность этого качества характера. Развивайте у вашего ребенка чувство ответственности в отношении личных финансовых расходов. Помогайте подростку делать правильный выбор в вопросах практического и нравственного характера. — «Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся» (Притч 16:3).
Побуждайте подростка развивать здоровые отношения с другими людьми — Здоровые отношения предполагают искренность, открытость, честность, сердечность и чуткость. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился строить такие отношения с другими людьми, покажите ему пример — начните с себя: открыто и честно выражайте все свои чувства — как положительные, так и отрицательные. «Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою]» (Пс 50:8).
Обращайтесь к его сердцу, вместо того чтобы стремиться получить от него лишь информацию и факты. — «Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их» (Притч 20:5). Будьте готовы признавать свои ошибки и просить прощения у своего ребенка. — «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч 28:13).
Способствуйте достижению подростком духовной зрелости – Для этого стремитесь сами подражать Христу. Это будет оказывать самое сильное влияние на подростка. — «Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого» (Тит 2:7–8).
Предложите вашему ребенку, прежде чем что-либо сделать, поразмышлять над следующими тремя вопросами:
— Если я сделаю это, будет ли это выражением любви к Богу?
— Если я сделаю это, будет ли это выражением любви к другим?
— Если я сделаю это, будет ли это выражением любви к самому себе?
«Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца» (Притч 21:2).
Мудрые родители с самых ранних лет жизни своего ребенка устанавливают для него четкие рамки и правила поведения (границы) с соответствующими дисциплинарными мерами в случае их нарушения (ребенок должен знать, какими могут быть возможные последствия его неправильных поступков). Меры дисциплинарного наказания в любом возрасте предназначены только для того, чтобы у ребенка развивались самодисциплина и самоконтроль. Когда правила поведения четко изложены и границы дозволенного точно определены, дети понимают, что не дурной характер родителей, а их собственный неверный выбор привел к неизбежным последствиям.
Многие родители не осознают, насколько важно четко установить границы для ребенка, пока не столкнутся «лицом к лицу» с бунтарским духом подростка. И хотя никогда не поздно поменять методы воздействия, вводя надлежащие правила и дисциплинарные меры наказания, — исправить поведение подростка в переходном возрасте чрезвычайно трудно. «Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Притч 3:11–12). Если ваш ребенок идет по пути, ведущему к разрушению и гибели, просите Бога как можно скорее показать ребенку ошибочность принятого им решения, его плохие последствия.
Дорогие родители, живите такой жизнью, чтобы в один прекрасный день вы смогли услышать из уст своих детей: «Спасибо вам за то, что воспитали меня христианином и всегда были благочестивыми родителями. За это я вас по-настоящему уважаю. Спасибо вам за то, что вы были моими родителями, а не приятелями. Спасибо вам за то, что научили меня говорить «нет» тогда, когда было проще и легче ответить «да». Спасибо вам за то, что научили меня уважать авторитет других людей; ценить искренность, непорочность и единство духа, души и тела; быть великодушным и свободным от предрассудков и предубеждений.