Хороша страсть к совершенству или дурна, правильна или нет? Чего требует от нас Бог? Мы молимся с надеждой, что этот материал будет полезен в ваших размышлениях об этом вопросе.
Бог призывает нас искать совершенства, но не быть пленником этой страсти. Что такое «совершенство»? Этот термин имеет два разных значения.
• Современное значение: Совершенствоваться — означает стремиться стать безгрешным, безупречным, свободным от вины или изъяна. «Бог! — непорочен путь Его, чисто слово Господа, щит Он для всех, надеющихся на Него» (2 Цар 22:31).
• Библейское значение: Совершенство — это зрелость, полнота и цельность. В еврейском языке это слово означает — «полнота, цельность». Сатана, который был назван «образцом совершенства», был создан совершенным, но позднее он выбрал грех. В еврейском языке это слово означает не только «полный и совершенный », а в нравственном смысле еще и «праведный». Бог дал нам все, чтобы мы были праведными.
В греческом языке слово «teleios»означает «законченный или зрелый» в значении «выросший». Иисус утверждает: для того чтобы быть «духовно зрелыми», мы должны раскрыть свой потенциал.
«Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф 4:13).
Следующее понятие – духовная зрелость. Бог по своей благости наметил, как Он будет помогать вашему духовному росту, то есть процессу освящения. Апостол Павел говорит, что не он достиг духовной зрелости, но Христос пожелал его привести к ней. «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:48). «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус» (Флп 3:12).
Библия говорит о совершенстве, но абсолютно неправильно считать, что христиане должны быть безупречными. Христиане призваны быть совершенными, что подразумевает зрелость и цельность». Многие стремятся достичь этого своими собственными силами и делами, подобное заблуждение может повлечь за собой возникновение серьезной проблемы, которая называется «страстью к совершенству». Сегодня этим недугом страдают в равной мере, как верующие, так и не верующие.
«Страсть к совершенству» — это образ мыслей, направленный на то, чтобы все сферы жизни были безупречными. Все, что несовершенно,— неприемлемо. «И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного,— так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть, и будут уловлены» (Ис 28:13).
Примеры того, как страсть к совершенству может проявляться в нашей жизни:
• Строгое следование религиозным правилам и установлениям с ложной надеждой достичь праведности. «Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» (Кол 2:16).
• Признание, основанное на делах закона. Вера в то, что признание Бога и людей зависит от того, сколько нами сделано, насколько совершенны наши действия, сколько или чего мы добились. «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал 5:1).
• Душевное нездоровье, неуравновешенность, характеризующиеся навязчивыми мыслями и неизменным иррациональным поведением, направленным на достижение совершенства.
Когда ваше желание совершенства становится требованием безупречности, возникают пагубные стереотипы, противоречащие воле Божьей. «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» (Ис 29:13).
Исследуйте себя: полагаетесь ли вы на собственные силы или доверяете Богу, который действует через вашу немощь? «Но Господь сказал мне :“довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи ”. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор 12:9 –10).
• В чем разница между перфекционизмом и стремлением к совершенству?
Если перфекционисты ошибаются в чем-либо, они считают это своим поражением, сильно страдают от этого сами и причиняют боль другим. Христиане же призваны побеждать свои несовершенства и возрастать в зрелости. «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным» (1 Тим 6:6).
Перфекционизм, или страсть к совершенству
(требование совершенства)
Все мои старания недостаточны.
Я должен продвигаться.
У меня должен быть безупречно чистый дом.
Я должен быть «круглым отличником ».
Я боюсь начинать этот проект.
Лучше умереть, чем быть посредственностью.
Я делаю это лучше, чем мои друзья.
Я не могу удовлетвориться, не достигнув совершенства.
Быть неудачником — мучительно.
Я должен быть лучше.
Я подавлен тем, что я сделал.
Я достигну совершенства, если буду
очень стараться.
Стремление к совершенству
(желание совершенствоваться)
Я доволен своими усилиями.
Я надеюсь на продвижение.
Я хочу, чтобы у меня дома было чисто.
Я бы хотел быть «круглым отличником ».
Я с нетерпением жду, когда начнется проект.
Я разбираюсь во многих областях.
Я преуспел, как никогда.
Я был бы рад сделать все возможное.
Неудача — это часть жизни.
Я бы хотел стать лучше.
Я доволен тем, что я это сделал.
Я надеюсь преуспеть, если сделаю все возможное.
Перфекционистам свойственен идеалистический подход к жизни. Люди, стремящиеся к совершенству, желающие развития и роста обычно реалистично смотрят на жизнь. Но, разве не хочется каждому из нас иметь идеального врача, адвоката или подчиненного? Как быть с подобным вопросом? Стремление к «идеальности» является заблуждением, Библия призывает нас к другому. Она говорит, что независимо от рода занятий, мы должны выполнять свою работу так, как будто трудимся для Господа. «И все, что вы делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол 3:23).
Перфекционистами движет непреодолимая жажда самоутверждения. Они живут «под законом», стремясь завоевать одобрение и отстоять свою ценность. «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим 8:1 –2). «…И таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти »(Рим 7:10). Перфекционисты непрерывно стремятся к признанию, поскольку одобрение, которое они получали в прошлом, было основано на том, как они себя зарекомендовали. Если родители или другие значимые для вас люди выражали свое одобрение только за достижения, то вы получали импульс к повышенной требовательности. «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли и входящим воспрепятствовали» (Лк 11:52). Родители, отталкивающие детей, способствуют тому, что ребенок усваивает следующее: «Я просто должен проявлять больше усердия». Дети, имеющие таких родителей, жаждут любви, признания и похвалы. Сравнивающие родители заставляют детей соревноваться, бороться — «Я должен быть лучше, чем мой брат». Но ведь у каждого ребенка свои дарования и способности. В такой ситуации в душе ребенка возникает чувство горечи и вражды по отношению к братьям и сестрам. Так, уже с самого детства начинается формироваться ложное убеждение: «Я всегда должен быть на высоте. Для того чтобы поверить в себя, я должен добиться успеха, тогда меня оценят и другие». Но мы можем исправить свое убеждение, заменить его на другое, более соответствующее истине: «Я никогда не смогу быть совершенным и безгрешным. Мои способности от Бога, Который вложил в меня свою совершенную жизнь». «Такую уверенность мы имеем в Боге чрез Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога» (2 Кор 3:4 –5).
Чтобы помочь себе и другим справиться с проблемой перфекционизма, нужно очень хорошо понимать – мы все зависим от Бога. «Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:5). Прочитайте и выучите наизусть этот стих, вспоминайте его, когда вы будете слишком требовательны к себе или другим людям. Люди, не верующие в Бога, полагаются только на свои силы. Все, что у них есть это их достижения и успехи, по крайней мере, они так считают. Чтобы чувствовать себя безопасно и уверенно надо отличаться от других и чем больше, тем лучше. Заблуждения и незнание, могли создать у вас неправильные представления о Боге, о себе и о других и внушить вам, что ваша ценность зависит от вашего совершенства. Однако Отец Небесный — Бог благодати, Он принимает вас, не требуя полного совершенства. Господь говорит: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8:32).
Истина 1 :«Я не всегда должен быть на высоте — никто не совершенен ». «Потому что все согрешили и лишены славы Божией »(Рим 3:23).
Истина 2 :«Я не должен бояться утратить Божью любовь из-за того, что я что-то сделаю или не сделаю». «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 8:38 –39).
Истина 3 :«У меня чистая совесть, и я свободен от вины за прошлые падения». «В Котором мы имеем искупление Кровию Его прощение грехов, по богатству благодати Его…» (Еф 1:7).
Истина 4 :«Я могу перестать сравнивать себя с другими, потому что я — уникальное, единственное в своем роде творение Божье». «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела твои, и душа моя вполне сознает это »(Пс 138:14).
Истина 5 :«Я свободен и могу радоваться жизни. Бог не связывает меня правилами и установлениями ». «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин 8:36).
Истина 6 :«Мое спасение — свободный дар! Оно не основано на том, что я “заработал ”». «Ибо благодатию вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф 2:8 –9).
Истина 7:«Я не должен собственными силами полностью уподобиться Христу. Бог сам ведет меня к зрелости». «Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать (его)даже до дня Иисуса Христа» (Флп 1:6).
Около 80%людей признают, что в определенных сферах жизни они движимы страстью к совершенству. Попросите Господа открыть вам, что в вас может быть ОЧАГАМИ СТРАСТИ К СОВЕРШЕНСТВУ. Вот своеобразный тест, который поможет вам выявить подобные очаги:
• Необходим ли вам порядок во всем, чтобы расслабиться?
• Не стало ли ваше стремление к чистоте навязчивым?
• Должны ли члены семьи служить вам примером?
• Является ли для вас пунктуальность обязательным свойством?
• Должна ли ваша работа всегда быть сделана на высочайшем уровне?
• Должны ли вы всегда выглядеть безупречно?
• Должны ли ваши особые способности и опыт быть исключительными?
• Должны ли окружающие оправдывать ваши ожидания?
Если вы ответили утвердительно на некоторые из приведенных вопросов, то следующее место писания поможет вам «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Пет 5:7).
• Что же мы можем сделать, чтобы исцелиться?
Преуспевайте в благодати. Молитесь об этом. Оказывайте незаслуженную, неоправданную милость тем, кто не соответствует вашим ожиданиям.«Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь » (2 Пет 3:18). Определите свои крайние позиции. Обычно человек, одержимый страстью к совершенству, неумолим, строг и суров к окружающим, однако в Писании сказано:«Кротость ваша да будет известна всем человекам »(Флп 4:5).
Будьте готовы к трудностям. Меняться всегда трудно. Если мы намерены изменить привычный ход мыслей и годами складывавшийся тип поведения, то вполне можем оказаться выбитыми из колеи.
Перестаньте сравнивать, ведь сравнение приводит либо к приниженности, либо к чувству превосходства над другими. «Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя сами собою и сравнивают себя с собою неразумно» (2 Кор 10:12).
Избавляйтесь от завышенных ожиданий. У человека, проявляющего повышенную требовательность, завышены ожидания в отношении окружающих. «Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим 12:10).
Умейте посмеяться над своими ошибками. Обращайте внимание на забавную сторону любой неудачи. «Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир.<…>Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Притч 15:15;17:22).
Избавьтесь от стремления все контролировать. Откажитесь от осуждения. Господь не думает о ваших недостатках. Так зачем же вам думать недостатках других? «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу »(Рим 8:1). Прислушайтесь к тому, как вы говорите. Вы хвалите людей или ругаете их? Помните слова Писания — «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе, для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф 4:29).
Умейте при необходимости отказывать. Если вы хотите уподобиться Христу, то вы должны знать, когда людям следует сказать «нет», чтобы сказать «да» Богу. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор 6:12).
Оставьте свою страсть к совершенству и уповайте на Христа, осуществляющего свой совершенный труд в вас. Бог показывает ценность вашей личности, принимая вас как Свое дитя. Он не предъявляет к вам повышенных требований, не думает о ваших недостатках. Он думает о вашем будущем. Помните, ваше подлинное “Я ” — в Нем!
«Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи»
(2 Кор 12:9).
Надежда для души