Дорогие друзья!
Мы очень рады, что вас заинтересовали вопросы общения, ведь навыки здорового общения помогают решить множество проблем. Надеемся, что наш материал будет для вас полезным.
Суть общения коренится в сердце. «…Ибо от избытка сердца говорят уста» (Мф 12:34). Дело не в том, что сказать, а как сказать… Если вы хотите, чтобы ваше общение с окружающими было угодно Богу — пусть во всем, что вы делаете и говорите, отражается Иисус Христос. «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца» (Кол 3:16–17).
Следующие десять заповедей отражают основополагающие библейские принципы общения. Пусть ваши слова будут:
1. Истинными — «Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему» (Притч 12:22).
2. Угодными Богу — «Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!» (Пс 18:15).
3. Животворящими — «Смерть и жизнь — во власти языка…» (Притч 18:21).
4. Словами увещевания и назидания — «Посему увещевайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете» (1Фес 5:11).
5. Исполнены благодати — «Слова из уст мудрого — благодать, а уста глупого губят его же» (Еккл 10:12).
6. Мудрыми — «В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого — розга» (Притч 10:13).
7. Краткими — «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои, — разумен» (Притч 10:19).
8. Сказаны вовремя — «Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!» (Притч 15:23).
9. Плодотворными — «От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку — по делам рук его» (Притч 12:14).
10. Наполнены любовью — «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий» (1 Кор 13:1).
Практически каждый может быть признан виновным в нарушении Божьих заповедей общения. Все мы носим маски, которые скрывают наши мысли и чувства. Пытаясь удовлетворить свои насущные потребности, мы, не задумываясь о последствиях, больно раним окружающих своими словами. Ниже представлены примеры негативного общения, которое причиняет боль окружающим и обижает их.
Слова, которые ранят и причиняют боль:
• унижают — обидные прозвища, насмешки, язвительные выражения, грубость, бестактность, невоздержанность, бездумно сказанные слова, безразличие, неуместные слова. Примеры: «Да где уж тебе понять, что…» или «Похоже, он — настоящий жеребец».
«Иной пустослов уязвляет как мечем…» (Притч 12:18)
• пугают — приказы, угрозы, ругательства, упреки, обвинения, допросы, гневные слова. Примеры: «Ты сделаешь это сейчас же, не то пожалеешь» или «Почему ты опоздала?! Где ты вообще была?»
«Жесток гнев, неукротима ярость…» (Притч 27:4)
• подавляют — нравоучения, наставления, замечания, поучения, отчитывание, неодобрение, осуждающие слова. Примеры: «Ты никогда со мной не считаешься» или «Можно было бы это сделать и получше».
«Смерть и жизнь — во власти языка…» (Притч 18:21).
• разрушают — сплетни, слухи, предательство, очернительство, клевета, пренебрежение, злословие.
Примеры: «Да она всю жизнь опаздывает на работу» или «Смотри никому не проболтайся, но я тебе по секрету скажу, что…»
«Устами лицемер губит ближнего своего…» (Притч 11:9)
• лгут — ложь, обман, преувеличение, похвальба, чванство, лесть, хитрость, неискренние слова.
Примеры: «Да я никогда ни на кого не сержусь» или «Я все делаю только ради блага других».
«…Разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь» (Притч 2:11–12).
«Сердце мудрого делает язык его мудрым…» (Притч 16:23)
Бестактное поведение — следующие примеры безответственного и бестактного поведения, которое нередко не осознает сам говорящий, становятся привычками, принижающими Бога.
— Возможно, я подавляю? — монополизирую или контролирую беседу
— Возможно, я не даю говорить? — стараюсь переговорить собеседника
— Возможно, я брюзжу? — постоянно в чем-то обвиняю собеседника
— Возможно, я жалуюсь? — свожу разговор к обсуждению проблем и трудностей
— Возможно, я критикую? — сосредотачиваюсь на отрицательном
— Возможно, я язвителен? — делаю едкие, язвительные замечания
— Возможно, я вышучиваю? — превращаю кого-нибудь в объект насмешек
— Возможно, я спорю? — постоянно препираюсь и ссорюсь
— Возможно, я поучаю? — отчитываю и лезу с непрошеными советами
— Возможно, я упрощаю? — отмахиваюсь от настоящих проблем и упрощаю их
«Мудрость разумного — знание пути своего, глупость же безрассудных — заблуждение»
(Притч 14:8).
Защитное поведение — ниже представлены десять примеров защитного поведения. Эти действия человек использует (непреднамеренно) для того, чтобы уклониться от признания собственных недостатков:
— Возможно, я противостою тому, кто спорит со мной, отрицая что-либо?
— Возможно, я уклоняюсь от самоанализа, концентрируясь на недостатках других?
— Возможно, я оправдываю свои слова и поступки действиями других?
— Возможно, я напоминаю окружающим об их прошлых ошибках?
— Возможно, я пытаюсь оправдать свое поведение обстоятельствами?
— Возможно, я спорю по мелочам, чтобы обойти молчанием действительно важные вопросы?
— Возможно, я стараюсь переменить тему, избегая ответа на слова окружающих?
— Возможно, я не хочу разговаривать или отвечать, реагируя на все молча?
— Возможно, я ухожу от более близкого общения, скрываясь за интенсивной работой?
— Возможно, я предпочитаю игнорировать жалобы и растравлять собственные чувства?
«Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч 28:13).
Обманное поведение — десять видов намеренного обмана (ложь и введение в заблуждение), которые свидетельствуют об открытом бунте и безрассудном отрицании Божьей власти над нашей жизнью.
— Возможно, я лгу? — сознательно сообщаю ложную информацию/мнение
— Возможно, я обвиняю? — перекладываю ответственность на других
— Возможно, я льщу? — хвалю с какой-либо скрытой целью
— Возможно, я сплетничаю? — передаю слухи о других
— Возможно, я хвалюсь? — хвастаю и чванюсь
— Возможно, я уклоняюсь от разговора? — стараюсь переменить тему
— Возможно, я отмалчиваюсь? — уклоняюсь от вербального общения
— Возможно, я притворяюсь? — делаю вид, что соглашаюсь или поддерживаю
— Возможно, я обманываю себя? — предпочитаю слышать лишь то, что хочу услышать
— Возможно, я ввожу в заблуждение? — говорю лишь часть правды
«Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол 3:9–10).

Иногда мы, стремясь удовлетворить свои потребности, думаем:
• У меня будет любовь, если я буду скрывать свои недостатки, прятать свои чувства, хорошо выглядеть, дарить подарки, льстить окружающим и всегда быть готовым угодить или помочь другим.
• У меня будет значимость, если я буду отрицать свои неудачи; подавлять, осуждать и критиковать других, указывать на их недостатки; делать вид, что мне все легко; привлекать к себе внимание или производить впечатление на окружающих.
• У меня будет безопасность, если я буду скрывать свои страхи и уязвимость, отрицать свой гнев, избегать конфликтов, затуманивать истину, отказывать в доверии, требовать определенных условий и, самое главное, во всем контролировать себя и свою жизнь.
«Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер 17:9) «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп 2:3–5).

Если вы не хотите, чтобы все видели вашу тревогу, страх, боль, гнев, беспокойство или неудачи, вы начинаете делать самое легкое — избегать общения. Представленные ниже доводы мы нередко используем, чтобы скрыть «истинных себя» от близких людей. Посмотрите, может быть, вы найдете среди них те, что используете сами:
-Какой смысл говорить об этом?
-В нашей семье подобное никогда не обсуждали.
-К чему заводить спор?
-Мне под силу самостоятельно справиться с этим.
-Возможно, я страдаю излишней чувствительностью.
-Щекотливых тем лучше всего избегать с помощью юмора.
-Я не хочу ее тревожить.
-Мне неловко думать о своих проблемах
-Меня не назовешь отзывчивым человеком.
-Считается, что женщины эмоциональнее мужчин.
Суть дела — ваше общение с людьми будет зависеть от системы ваших основополагающих представлений. Например, если вы думаете — «Я ощущаю собственную ненужность и нелепость. Я боюсь, что когда окружающие узнают мою подлинную сущность, они осудят и отвергнут меня», знайте — это неправильное представление, последствием которого будет:
-Низкая самооценка
-Вялость
-Разочарование
-Досада
-Отсутствие ощущения безопасности
-Гнев
-Эгоистичность
-Гордыня
Правильное представление: «Мое сердце преисполнено любви, значимости и безопасности в Господе Иисусе Христе. Чтобы ощутить это, мне не требуется одобрение и принятие окружающих. У меня есть свобода честно и открыто общаться с окружающими». Последствием подобных мыслей будет:
-Сердце, открытое Богу
-Сердце, которое видит потребности окружающих
-Сердце, открытое кружающим
-Сердце, которое может передать любовь Господа другим
Выучите наизусть — «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только
доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф 4:29).
«Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию» (Рим 15:7).
Научитесь слушать — Легко притвориться слушающим, однако чтобы слушать по-настоящему, требуются определенные усилия. Ведь все мы сосредоточены на себе и стремимся не подстраиваться под окружающих, а настроить их на наши собственные мысли. Для начала надо научиться слушать. Чтобы научиться слушать Бога, надо:
• раскрыть Ему свое сердце — «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня, и узнай помышления мои, и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Пс 138:23–24).
• внимательно слушать окружающих, осознавая то, что через них Бог может сообщить мне Свою волю — «От высокомерия происходит раздор, а у советующихся — мудрость» (Притч 13:10).
Чтобы научиться внимательно слушать вы должны стараться:
• слушать сосредоточенно — понять чувства, которые собеседник пытается выразить, пытаться проникнуться чувствами собеседника, обдумывать (при необходимости) слова и/или чувства, смотреть собеседнику в глаза. «Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему» (Притч 18:13).
Не следует: перебивать, позволять гневу брать верх над разумом, перебирать в уме возможные варианты ответа, отвечать поспешно. «…Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (Иак 1:19).
• слушать без осуждения — дать собеседнику поворчать и пожаловаться, выразить негативные чувства; высказать собственное представление о том, «что такое хорошо»; признать, что вы также можете быть недоброжелательны и недовольны. «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же (судом), каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» (Рим 2:1).
Не следует: критиковать, выражать презрение или отвращение, высказывать свое мнение, своей реакцией вынуждать собеседника оправдываться. «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (Иак 1:19).
• слушать, не давая советов — принимать слова собеседника всерьез; вызывать собеседника на разговор, чтобы узнать его мнение; осознавать, что внимательно слушать важнее, чем говорить; осознавать, что мало кому нужен ваш совет. «И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои — благоразумным» (Притч 17:28).
Не следует: отвечать поспешно, говорить штампами и избитыми фразами, цитировать Библию, насмехаться и высмеивать чувства собеседника. «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои, — разумен» (Притч 10:19).
• слушать смиренно, без ропота и обид — даже если вы не согласны со словами собеседника; сосредоточиваться на общем, а не на различиях; стараться понять влияние своих эмоций на общение. «Наконец (будьте) все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство; напротив, благсловляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (1 Пет 3:8–9).
Не следует: стремиться к похвале и признанию; легко поддаваться на провокации и отвечать на оскорбление оскорблением; относиться к мнению людей свысока; спорить, если вы не согласны с тем, что вам говорят. «Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него — быть снисходительным к проступкам» (Притч 19:11).
• слушать с любовью — слушать доброжелательно, с сочувствием вслушиваясь в переживания собеседника; проявлять уважение; желать Божьего одобрения, при столкновении мнений искать «рациональное зерно», ценить их советы. «Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь» (Притч 29:23).
Не следует: закрывать свое сердце для окружающих, пытаться избежать разговора, демонстрировать нетерпение или скуку.
«Милость и истина да не оставляют тебя; обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего» (Притч 3:3).
Проявляйте любовь и заботу — Не говорите: «Что с тобой такое?» Лучше сказать: «Меня волнуют твои чувства. У тебя все хорошо?»
Откройте дверь в прошлое — Не говорите: «Да ты точная копия своего папаши». Лучше скажите: «Расскажи о своих чувствах по отношению к отцу».
Откажитесь от манипулирования – Не говорите: «Если ты сейчас же со м ной не поговоришь, я вообще с тобой разговаривать не буду». Лучше скажите: «Когда нам лучше всего поговорить?»
Обсуждайте то, что было сказано – Не говорите «Да как у тебя язык повернулся такое сказать?!» Лучше сказать: «Насколько я понимаю, тебе кажется, будто я тебя отвергаю. Это так?»
Говорите от своего имени, а не от имени собеседника — Не говорите «Да ты меня за человека не считаешь». Лучше сказать: «Я не могу избавиться от ощущения, что я для тебя ничего не значу».
Никогда не говорите «никогда» — Не говорите: «Ты никогда мне слова не даешь сказать». Скажите: «Мне иногда кажется, что мое мнение тебя не интересует».
Старайтесь выяснять недоразумения – Не говорите: «Я же вижу, что ты хочешь от меня избавиться». Лучше спросите: «Может, я сейчас немного мешаю?»
Избегайте споров – Не говорите: «Ты совершенно неправильно обо всем думаешь». Скажите: «Объясни мне, пожалуйста, причины такого решения».
«Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Флп 2:4).
Научитесь языку любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит»
(1 Кор 13:4–7).
Что это значит на практике? – Это значит, что вы:
• дарите свое время — (Библейский пример: Мария у ног Иисуса. Лк 10:38–41.)
– Безраздельное, сконцентрированное внимание (Отложите газету)
– Слушать и не давать советов (Обходитесь без готовых рецептов)
– Совместное времяпрепровождение («Давай прогуляемся»)
• не жалеете добрых слов — (Библейский пример: Притча о дереве и его плодах. Лк 6:43–45.)
– Укрепляющие слова («Я дорожу нашими отношениями»)
– Одобряющие слова («Все просто прекрасно приготовлено»)
– Поддержка («По-моему, у тебя интересные письма и записи»)
– Слова благодарности («Огромное тебе спасибо за то, что почистил гараж»)
• помогаете не только словом, но и делом — (Библейский пример: Добрый самарянин. Лк 10:30–37.)
– Взаимная помощь (Энергично браться за дело, когда нужна помощь)
– Вместе делать что-либо по дому (Готовить, убирать, чистить двор, выполнять поручения)
– Делать все охотно и добровольно («Ты себя плохо чувствуешь. Давай, я все уберу».)
«Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах — слово,
сказанное прилично1»
(Притч 25:11) .
«Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию»
(Рим 15:7).