Дорогие друзья, вопрос, который вас интересует, очень важный, т.к. является причиной трудностей во многих браках. Это вопрос о том, как нам созидать брак, когда наша «половинка» — неверующая?! Иисус сказал своим ученикам: «Будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян 1:8). Кто такие – свидетели? Свидетелями называют людей, которые дают показания о том, что они лично видели и испытали. Любой христианин является «свидетелем» Господа для окружающих его людей. Но мир неверия порой начинается даже не за порогом нашего дома, а внутри него, и свидетельство вашему неверующему супругу может оказаться самой трудной задачей. Но Господь никогда не ставит перед нами невыполниммых задач — «… вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян 1:8), именно так сказано в Библии.
С незапамятных времен Божий замысел в отношении брака заключался в слиянии воедино мужчины и женщины — физически, умственно, эмоционально и духовно. Если в вашем браке отсутствует духовное единение, то у вас тем более есть все основания стать молчаливым свидетелем Господа для вашего неверующего супруга. Главное — не терять надежду. «…Мы сделали преступление пред Богом нашим, что взяли себе жен иноплеменных из народов земли; но есть еще надежда для Израиля в этом деле» (1 Езд 10:2).
Это очень трудно – быть свидетелем в своей семье, порой годами ничего не меняется, супруг не приходит к Богу… Потому-то и предупреждает нас апостол Павел — «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою?» (2 Кор 6:14). Брак, в котором один из супругов верующий, а другой — нет, может стать таким «ярмом». Уточним, верующий — это человек, у которого есть личная связь с Иисусом Христом и который в своей жизни во всем уповает на Господа. Одно лишь интеллектуальное одобрение веры не является признаком верующего человека. — «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!” войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф 7:21). Неверующий — это не только человек, который не верит в существование Бога, но и тот, кто допускает, что Бог есть, но у него нет личной связи с Иисусом Христом, и в своей жизни он во всем уповает не на Господа, а на силу человеческую.
Как Господь относится к браку по типу «ярма с неверными». 1 Кор 7:12–16 — «…Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим); иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?»
Люди, никогда не состоявшие в браке нередко рассматривают брак как способ решения всех проблем. Одинокие женщины ищут своего «рыцаря». Холостяки начинают терять надежду когда-нибудь встретить «идеальную женщину». Когда же они находят того, о ком мечтали, то вдруг осознают, что «далеко не все то золото, что блестит». И вот, оказавшись в браке, оба партнера вступают в «борьбу за власть» — кто будет главой семьи, в чьих руках будут деньги… Противостояние идет по таким направлениям, как принятие решений, распределение денег, воспитание детей и многое другое. Особое значение имеет духовный аспект. В этом смысле ваша роль «носителя образа» Христа (независимо от того, глава вы семьи или нет) становится исключительно важной.
Для неверующего супруга характерно проявление гнева — «ты губишь наш брак!»; испуга — «когда мы только поженились — ты была другой»; скепсис — «это у тебя временно. Это пройдет». Или — «своей добротой ты пытаешься манипулировать мною. Ничего не выйдет». Чувство страха и ревности — «из-за тебя все наши друзья отвернутся от нас», «ты любишь Бога больше, чем меня».
Характерные черты, чувства, мысли верующей «половинки» — одиночество, жажда духовного единения. Чувство зависти при сравнении своего брака с другими. Гнев – появляется обида, раздражение и досада из-за отсутствия перемен в супруге. Страх – она мрачно смотрит на будущее и тревожится о судьбе супруга. Чувство вины — винит себя за брак с неверующим и/или неспособность привести супруга к Христу. Подавленность — теряет веру в способность Бога изменить ситуацию. И возникают вопросы:
• «Как мне сохранить надежду, если мой неспасенный супруг не желает меняться?»
Не сосредотачивайтесь на том, чего не делает ваш супруг. Сосредоточьтесь на том, что может сделать Господь, и тогда вы почувствуете благословение Божье. — «А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5:5).
• «Почему мой неспасенный супруг не воспринимает духовные истины и ценности?»
Те, кто не спасены, лишены непреходящего присутствия Духа Божия, Который направил бы их. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор 2:14–15).
Хорошо известно, что брак крепнет или же начинает разрушаться в зависимости от желания обоих супругов разрешать проблемы, возникающие в результате «борьбы за власть». Однако, если супруги руководствуются необоснованными ожиданиями, все попытки наладить контакт обречены на провал. Ваша роль (как свидетеля Божьего) может заключаться всего лишь в том, чтобы понять и принять вашего партнера по браку таким, какой он есть — «…Ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть» (Флп 4:11).
Основными причинами конфликтов являются:
— необоснованные ожидания и различие ценностей и приоритетов. Например – женщины ожидают, что муж будет для них духовным лидером в семье, даже если он пока еще не верующий – то потом он уверует обязательно! Мужчины думают, что они станут духовными наставниками для своей неверующей жены, будут направлять ее, станут пастырями своей домашней церкви!
— распределение времени. Готовы ли неверующие мужья согласиться с тем, что жена в выходные дни ходит на богослужения, а на неделе – в малые группы, даже если она не занята больше другим служением в церкви? Готовы ли неверующие жены, что их мужья будут тратить больше времени на занятость в церкви и миссионерскую деятельность, чем на семью?
— вопрос траты денег (церковная десятина, взятие в долг, азартные игры). Что думают об этом верующие и неверующие? Разве их мнение не различается кардинально?
— общественные интересы (друзья, развлечения, хобби), точно также различаются в таких браках.
— родительские обязанности (правила, ограничения, ценности – как основа моральных оценок тех или иных поступков…). Разве они не различны у верующих и неверующих?
— личные особенности (речь, занятия, привычки). Подумайте об этом… Видите, сколь многое разъединяет этих людей?
Глубинная причина неудовлетворенности — ошибочное представление: «Я не достигну полноты или удовлетворенности до тех пор, пока мой брачный партнер не изменится и не примет христианство». Представление, основывающееся на истинах Писания: «Я молюсь о том, чтобы мой партнер по браку принял христианство; тем не менее у меня есть полнота и удовлетворенность, потому что живущий во мне Христос использует эту ситуацию, чтобы преобразить меня в Свой образ». «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор 3:18).
Проверьте свое духовное состояние, выберите время, когда вы можете побыть наедине с Богом, и молитвенно поразмышляйте над следующими вопросами:
— Осознали ли вы, что Божий замысел в отношении вашего брака состоит в том, чтобы изменить вас, а не вашего супруга?
— Достигли ли вы понимания того, что только Бог может изменить вашего мужа или вашу жену, но отнюдь не вы?
Когда вы осознаете, что вы не можете ответить на призыв Господа вместо вашего спутника жизни (за него), что это его обязанность, — лишь тогда вы обретете подлинный мир в душе. «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, — и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп 4:6–7).
Быть христианином – означает быть храмом Духа Святого. Сам Бог живет в вас, так явите Божественную силу, дайте Богу действовать в вас и через вас. Именно вам, как человеку верующему и сильному Господом и Его Святым Духом следует: уважать супруга как неповторимое творение Господа. — «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1:27). Научиться любить супруга беззаветной любовью. — «И живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас…» (Еф 5:2). Быть непорочным человеком. «Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан» (Пр 10:9). Стремиться к дружбе и общению с другими христианами — «…сладок всякому друг сердечным советом своим» (Притч 27:9), «двоим лучше, нежели одному… если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его» (Еккл 4:9–10). Попросить других христиан вместе с вами молиться о том, чтобы в жизни вашего супруга произошли особые события, способные приблизить его к Богу. Общаться с супругом приветливо, проявляя мягкость, мудрость и понимание. Увещевать супруга наедине, а хвалить — на людях. — «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф 4:29). Стремиться изменить себя, а не своего партнера. — «Что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Лк 6:41). Позволить Господу бороться за вас. — «Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны» (Исх 14:14). Молиться за своего супруга, никогда не унывая. — «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать» (Лк 18:1).
Вам никогда не следует играть роль Святого Духа. Это означает, что вам не следует: чувствовать ответственность за то, чтобы ваш супруг принял христианство. — «Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых» (1 Пет 4:5). Заставлять супруга посещать религиозные мероприятия. — «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор 2:14). Манипулировать супругом с помощью намеков. — «Мудрость разумного — знание пути своего, глупость же безрассудных — заблуждение» (Пр 14:8). Устраивать «с духовной целью» заговоры с теми, кто может обратить вашего супруга. — «Разум для имеющих его — источник жизни, а ученость глупых — глупость» (Пр 16:22). Создавать в доме некомфортную для супруга религиозную атмосферу. — «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками» (Пр 14:1). Злоупотреблять религиозной терминологией. Например: «я молюсь за тебя», или: «я счастлива принадлежать к семье Божьей». — «Разумный воздержен в словах своих, и благоразумный хладнокровен» (Пр 17:27—28). Критиковать веру супруга или его/ее взгляды на религию. — «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою» (Пр 21:23). Иметь мрачный или недовольный вид. — «Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целебна для костей» (Пр 16:24). Отвечать супругу гневно. — «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость» (Пр 15:1). Требовать уважения и почитания.- «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Флп 2:3–7). Погружаться в жалость к себе. — «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие» (Евр 12:15). Компрометировать Слово Божие. — «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» (Иак 1:22).
Уповайте на Бога — Уповайте на то, что Бог будет действовать в жизни вашего супруга и влиять на ваш брак. — «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет 3:9). Избавьтесь от ожидания того, что ваш неверующий супруг будет относиться к жизни и людям по-христиански. Осознайте, что ваша собственная удовлетворенность не зависит от спасения или духовного состояния вашего партнера по браку — «…я научился быть довольным тем, что у меня есть» (Флп 4:11). Стремитесь постичь истинное значение повиновения, о котором говорится в Библии. — «Повинуясь друг другу в страхе Божием» (Еф 5:21).
Дорогие друзья, обратитесь к живущему в вас Христу, чтобы Он дал вам желание действовать праведно и указал, как это осуществить. — «Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп 2:13).
Господь говорит: “Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными”. Однако если брачные узы уже заключены, то верующий супруг, уповая на силу Христа и отображая Его личность, может пройти дистанцию достойно.
Читайте 1 Кор 13:1–8, 13
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею,
то я — медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею,
— нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. <…> А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».
Если ваша любовь будет такой – она победит любого неверующего супруга.
Надежда для души