В процессе наставничества – ученичества формируются мировоззрение, мировосприятие, направленность жизни, способы реагирования на изменения, как окружающего мира, так и внутреннего состояния (модели поведения). Дадим некоторые определения. Кто такой наставник, и кто такой — ученик?
Наставник — это человек, который посвящает себя обучению и воспитанию другого с целью его развития и подготовки к жизни, к достижению определенной цели. Ученик — это тот, кто следует учению и системе воспитания своего учителя. Наставничество — это: подготовка, а не просто обучение; товарищество, а не просто формальное общение; вдохновение, а не просто. Жизненный опыт, а не просто получение знаний, информации. Сохранение знаний, а не просто подражание наставнику.
«Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его» (Лк 6:40);
Как же выглядит библейский образ христианского наставника? Обратимся ко 2 главе 2 послания Тимофею. Наставник, это служитель, получивший одобрение Бога, он видит верных людей, способных быть надежными учениками и выбирает тех, кто способен научить других. !!!! Переносит страдания, как добрый воин Иисуса Христа Ст. 3 — Желает угодить Господу Ст. 4 –
П — Подчиняется правилам Ст. 5 — Прилежно трудится Ст. 6 — Все терпит ради Царства Божия Ст. 10 — Умирает для себя/оживает с Ним (Христом)Ст. 11 — Не вступает в словопрения Ст. 14 — Старается представить себя Богу достойным Ст. 15 — Является делателем неукоризненным Ст. 15 — Верно преподает слово истины Ст. 15 — Удаляется непотребного пустословия Ст. 16 — Отступает от неправды Ст. 19 — Пригоден для Божьих целей Ст. 21 — Держится правды, веры, любви и мира Ст. 22 — Призывает Господа от чистого сердца Ст. 22 — Не ссорится, приветлив ко всем Ст. 24 — Способен учить Ст. 24 — Незлопамятен Ст. 24 — С кротостью наставляет противников Ст. 25 — Уповает на державную руку Господа, дарующую спасение Ст. 25
Н — Почему же, несмотря на то, что наставничество – дело Божие, многие верующие не становятся наставниками? Причины тому – разные. Поверхностные причины: Отговорки —
Смущение (боязнь неудачи и отторжения) — Лень (нежелание тратить свое время и силы) — Трусость (боязнь социальной изоляции) — Неверие (сомнения в себе, недоверие Богу, недостаток личной веры) — Щепетильность, деликатность (боязнь показаться навязчивым) — Обида (неспособность простить прошлые обиды) — Удовлетворенность (нежелание что-либо менять в жизни)
В 37 стихе 9 главы евангелия от Матфея читаем как Иисус Христос «… говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало».
П – Глубинная, истинная причина кроется в ложном убеждении:
«У меня нет ни способностей, ни знаний, ни умения воспитывать других. Кроме того, моя жизнь далека от образца».
Но истина состоит в том, что: «У меня нет и не может быть всех необходимых способностей, нет и не может быть полного умения, нет и не может быть абсолютно примерной жизни, но из-за любви Господа ко мне я хочу откликнуться на Его призыв: “Итак идите, научите все народы” (Мф 28:19). Я желаю, чтобы Он, мой Бог, помог мне воспитывать других, и в ожидании этого буду уповать на Него». «Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие» (1 Фес 5:24).
Н — Что нам делать, чтобы преодолеть в себе и поверхностные, и глубинную причины отказа от сослужению Господу? Прежде всего глубоко вдумайтесь в смысл и значение следующего текста: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.» (От Матфея 28:19,20)
Читайте и перечитывайте 2 послание ап. Павла Тимофею, которое было написано незадолго до смерти автора, и в нем он передает эстафету подготовки учеников своему молодому ученику Тимофею.
П — Первые шаги
• Составьте список тех областей, в которых Господь научил и наставил Вас. «Боже! Ты наставлял меня от юности моей, и доныне я возвещаю чудеса Твои. И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего.» ((Псалтирь 70: 17,18).
• Составьте список своих сильных и слабых сторон (областей возможного собственного роста). «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня, и узнай помышления мои, и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Пс 138:23–24).
Н — • Просите Господа об ученике, который жаждет духовного роста и стремится передать знания другим. «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим 2:2).
• Требуйте от ученика готовности заниматься три месяца — будьте конкретны! «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?» (Лк 14:28–30)
• Определите место и время еженедельных встреч — будьте последовательны! «Всему свое время, и время всякой вещи под небом» (Еккл 3:1).
П — • Установите цели для совместной работы — определите потребности и пожелания.
«Итак смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф 5:15–16).
• По истечении трех месяцев примите совместное с учеником решение, что должен быть постоянный интерес и рост, иначе встречи следует прекратить. У вас должен быть прорыв. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф 7:6).
Н – В следующей беседе мы продолжим разговор о наставничестве. Слушайте нас на волнах Радио «Теос»
Наставничество Беседа 2
Здравствуйте, дорогие друзья! С вами в студии я – Наталия Четверина, ведущая программы «Надежда для души», и пастор московской церкви «Святая Троица» Павел Усищев.
Сегодня мы продолжаем разговор о наставничестве. В первой беседе мы с вами рассмотрели
Давайте посмотрим, чего не следует делать наставнику.
Не следует: Брать на себя роль Бога — вы являетесь помощником, а не Святым Духом.
Помните, Господь говорил: «Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:5).
Не следует: Придерживаться жесткой структуры — у каждого из ваших учеников свои потребности. «И служения различны, а Господь один и тот же» (1 Кор 12:5).
П — Не следует: Иметь слишком большие группы — от двух до четырех человек вполне достаточно для плодотворного обучения. «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами» (Лк 6:12–13).
Не следует: Жертвовать личным временем, предназначенным для общения с Богом, — прежде чем отдавать, необходимо пополнить запасы. «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной» (Пс 62:2).
Н — Не следует: Становиться эмоционально зависимым от ученика — установите время прерывания занятий и соблюдайте его. «Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех, и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (Ин 2:24–25).
П – Я бы добавил, что наставнику не следует эмоционально вовлекаться в чувства, отношения и обстоятельства жизни ученика. Эмоции наставника мешают адекватно оченивать процесс возрастания ученика, выявлять его ошибки, помогать ему трезво оценивать самого себя, эффективно направлять и поддерживать духовный рост совершенствование ученика.
Н — Не следует: Считать себя неудачником, если что-то не удалось вашему ученику, — одиннадцать учеников Иисуса терзались сомнениями, а один и вовсе сбился с пути истинного. Каждый человек лично отвечает перед Господом. «Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим 14:12).
П — Не следует: Пренебрегать воспитанием собственных детей — Господь говорит, что ваша первоочередная забота — это ваша семья.
Ап. Павел пишет, что добрый епископ – это человек, «Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякой честностью» (1 Тим 3:4).
Н – Ну что же, с тем, чего не нужно делать мы, в роде бы, разобрались, не будем. Спросите: «Что делать?» — Покажите на собственном примере, как жить по-христиански.
• Самоограничение и строгость к себе в жизни. • Покорность Божьей воле. • Смиренное и отзывчивое сердце. • Любовь к людям. • Постоянное изучение Св. Писания. • Братские отношения с другими христианами.
«… но будь образцем для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим 4:12).
П — Составьте подробный разумный план достижения целей.
• Составьте подробный список того, что должен делать ученик. • Продемонстрируйте, как это нужно сделать. • Попросите ученика сделать это в вашем присутствии. • Затем проанализируйте, что было сделано за неделю.
«…Праведный держит прямо путь свой» (Притч 21:29).
Н — Разрабатывайте сложные задания для укрепления веры и уверенности в себе.
• Заучивание наизусть отрывков из Св. Писания. • Посещение занятий и семинаров по изучению Библии. • Посещение церковных служб и активное участие в них. • Чтение биографий известных христиан, житий святых и Отцов Церкви. • Помощь другим людям.
«Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал ее. Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти» (Пс 118:35–36).
П — Проявляйте безусловную любовь.
• Раскрывайте потенциал своих учеников. • Допускайте возможность неудачи. • Проявляйте интерес к их жизни. • Высказывайте им свое одобрение.
«Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу: ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин 13:14–15).
Н — Развивайте близкую дружбу.
• Будьте уязвимы. • Будьте честны. • Будьте готовы признаться в личной внутренней борьбе. • Излучайте тепло и расположение.
«Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат» (Притч 18:24).
П — Определите потребности ученика и удовлетворяйте их по мере возможностей.
• Подбадривайте ученика телефонными звонками и поощрительными записками.
• Предлагайте физическую и финансовую помощь. • Привлекайте ученика к общественной деятельности.
«Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен» (Притч 14:21).
Н — Ежедневно молитесь за своего ученика. «Непрестанно молитесь» (1 Фес 5:17).
Радуйтесь внутреннему росту вашего ученика и тому росту, который испытываете вы сами, улучшая жизнь другого человека. «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» (3 Ин 4).
П — Джун Хант пишет: «Успешно наставлять — это не просто учить или готовить к чему-то, это значит передавать жизненный опыт. Если во главу угла вы ставите молитву, то и для вашего ученика молитва будет превыше всего. Если у вас смиренное и отзывчивое сердце, то и ваш ученик будет стремиться обрести смиренное и отзывчивое сердце. Радость наставничества заключается в том, что в зависимости от того, что вы ставите превыше всего, преобразуется жизнь вашего ученика».
Н – Примите «Десять заповедей»наставника, составленные на основе Исх 20:3–17:
1. Не делай себе кумира из ученика и не ставь его выше своих отношений с Богом.
2. Не играй «роль Бога» в жизни своего ученика.
3. Не предлагай ученику для наставления ничего, кроме Св. Писания.
4. Не переставай встречаться регулярно со своим учеником.
П —
5. Не бери на себя роль «матери» или «отца» в жизни своего ученика.
6. Не убивай и не принижай дух в своем ученике.
7. Не пренебрегай собственной семьей или работой.
8. Не кради чувства своего ученика.
9. Не произноси ложных слов, общаясь с учеником.
10. Не желай себе такого же успеха, как у ученика.
Н – На этом мы закнчиваем беседы о Наставничестве и в следующий раз начнем разговор на другую тему. Слушайте нас на волнах Радио «Теос».