Если бы все пастыри и служители, и все верующие молились Богу искренне и дружно, единодушно, теми молитвами, которые произносит вслух или тайно совершает Церковь, то о чем бы мы ни умолили Бога? Какого блага мы не имели бы, от каких грехов и страстей, от каких бед и напастей не избавились бы? Молитвы эти самые мудрые, целесообразные, самые богоугодные, самые сильные, способные преклонить Господа ко всякому милосердию. Да даст нам Господь молиться Ему единодушно, искренно, сильно, неразвлеченно!
Наша надежда на получение просимого во время молитвы основывается на вере в благость и щедроты Божии. Сомнение – хула на Бога, дерзкая ложь сердца или гнездящегося в сердце духа лжи на Духа истины. Бойся его, как ядовитой змеи. Или нет, что я говорю, пренебрегай им, не обращай на него ни малейшего внимания. Помни, Бог во время прошения твоего ожидает утвердительного ответа на вопрос, внутренне Им тебе предлагаемый – «веруешь ли ты, что Я могу сотворить это?» И ты должен из глубины сердца ответить – «Да, Господи, верую!» И тогда будет по вере твоей.
Отвечай твоему сомнению – «я прошу у Бога не воображаемого, а существующего – ведь все существующее от Него! Я прошу у Бога возможного, ведь для Него невозможного – нет, Он может сделать для меня даже то, что по моим понятиям невозможно».
Молитва о прощении — Когда молишься о прощении грехов своих¸ укрепляйся всегда верою и упованием на милосердие Божие, готовое всегда прощать наши грехи по искренней молитве, и всячески бойся, как бы не запало в сердце отчаяние, выражающееся тяжелым унынием сердца и принужденными слезами. Что твои грехи против милосердия Божия, каковы бы они ни были, лишь бы только искренно ты каялся в них! А бываем часто, что человек молится и внутренне сердцем не надеется, что грехи его будут прощены, считая их как бы выше Божия милосердия. За то, действительно, и не получает прощения, хотя и источники невольных слез прольет, и с скорбным, стесненным сердцем отходит от щедрого Бога – того он и достоин: веруйте, яко приемлете, говорит Господь, и будет вам (Мк 11:24). Неуверенность в получении просимого у Бога – хула на Бога.
Если согрешишь в чем перед Богом (а грешим премного каждый день), тотчас же говори в сердце своем, с верою в Господа, внимающего воплю твоего сердца, со смиренным сознанием и чувством своих грехов – Помилуй меня Боже, по великой милости Твоей; если не помогло сразу, сделай другой прием – прочитай еще сердечнее, еще чувствительнее и тогда тебе немедленно воссияет от Господа спасение и мир душе твоей. Так всегда сокрушайся: это верное, испытанное средство против грехов. Если же не получишь облегчения, вини себя самого; значит ты молился без сокрушения, без смирения сердца, без твердого желания получить от Бога прощение грехов; значит, слабо уязвил тебя грех.
В молитве необходимо искреннее искание исправления.
В молитве надо искренне желать просимого — В молитве требуется, во-первых, чтобы предмет молитвы был высказан определенно, или, по крайней мере, в сердце было ясное сознание и желание его. Во-вторых, чтобы это желание было высказано с чувством и живым упованием на милость Владыки. В третьих, нужно твердое намерение впредь не согрешать и творить во всем волю Божию (Ин 5:14).
Иному молитвеннику о себе или о людях, для пробуждения его дремлющего сердца и совести, надо предложить такой вопрос: нужно ли тебе то, о чем ты, по-видимому, просишь, и желаешь ли ты это получить? Желаешь ли, например, искренно исправления и святого жития себе и людям?
Лучше молиться кратко, но с горячей душой — При молитве держись того правила, что лучше сказать пять слов от сердца, нежели тьмы слов языком. Когда замечаешь, что сердце твое хладно и молится неохотно, — остановись, согрей свое сердце каким-нибудь живым представлением, например своего окаянства. Своей духовной бедности и нищеты, и слепоты… Или подумай о великих и ежеминутных благодеяниях Божьих к тебе и к роду человеческому, и потом молись не торопясь, с теплым чувством. Если и не успеешь прочитать всех молитв ко времени, беды нет, а пользы от теплой и неспешной молитвы получишь несравненно больше, если скажешь много, но спешно и без сочувствия (1 Кор 14:19).
Прежде всего, надо смотреть на исправление и готовность сердца к послушанию. Если же продолжительная молитва несовместима с горячностью духа, лучше сотворить краткую, но горячую молитву. Припомни, что одно слово мытаря, от горячего сердца сказанное, оправдало его. Бог смотрит не на множество слов, а на расположение сердца. Главное дело – живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах.
Страсти и суетные мечтания мешают нашей молитве — «Молитва есть возношение ума и сердца к Богу» (митр. Филарет). Отсюда очевидно, что молиться не может тот, кого ум и сердце крепко привязаны к чему-либо плотскому, например: к деньгам, к чести, или кто имеет в сердце страсти: ненависть, зависть к другим, потому что страсти обыкновенно связывают сердце, как Бог расширяет его, доставляет ему истинную свободу.
Как часто дома или в храме, и иногда вместо молитвы, вместо отложения на это время всякого житейского попечения. Человек сводит свои счеты и расчеты, расходы и приходы…, или мыслит зло о ближнем, преувеличивая его слабости, страсти, подозревая его, завидуя ему, осуждая его, или, если это в церкви, вглядываясь в лица стоящих близ него – кто как одет, кто хорош и кто – нет… Как мы измельчали, как осуетились, а все отчего? От невнимания и нерадения о своем спасении, от пристрастия к временному, от слабой веры или неверия в вечность…
Когда мы молимся, то в мыслях странным образом вертятся самые святые, высокие предметы наравне с предметами земными, житейскими, ничтожными: например и Бог, и какой-то любимый предмет (деньги, какая-то вещь, шляпа или кусок пирога…) Так мы легкомысленны, пристрастны и рассеянны! Где же живительная вода в нашем сердце, бьющая ключом живительным в сердцах, всецело преданных Богу? Ее потому и нет, что она вытеснена из него житейскими суетами и прочими страстями (Мф 6:24) – «не можете служить двум господам…».
Молитвою называют часто то, что вовсе не есть молитва – сходил в церковь, постоял, посмотрел на иконы или на людей, их лица и наряды, — и говорит: «помолился Богу», хотя мыслями и сердцем своим вовсе не молился, а был где-либо в другом месте, с другими людьми и вещами, а не с Богом.
В молитве необходима простота сердца — Старайся дойти до младенческой простоты в обращении с людьми и в молитве к Богу. Простота – величайшее благо и достоинство человека. Бог совершенно прост, потому что совершенно духовен, совершенно благ. И твоя душа пусть не двоится на добро и зло.
Молитва приносит нам сердечный мир — Признак милости к нам Господа после или во время молитвы, есть мир сердечный… По сердечному миру и какой-то святой неге сердечной, мы легко можем узнать, что молитва наша услышана и благодать просимая подана. Успех молитвы узнается еще по силе духовной, какую мы внутренне воспринимаем к деланию дел нашего звания, и по внутреннему свету, явно приходящему в душу.
Молиться надо не только устами, но и сердцем — Каковы мы бываем с людьми? Иногда мы холодно, без участия сердца, по должности или из приличия высказываем им свои просьбы, похвалы, благодарность или делаем для них что-либо; а иногда с теплотою, с участием сердца, с любовью или иногда притворно, иногда искренно. Также неодинаковы мы бываем и с Богом. А не так надо. Надо всегда от всего сердца высказывать Богу и славословие, и благодарение, и прошение; надо от всего сердца делать всякое дело пред Ним; всем сердцем всегда любить его и надеяться на Него.
Старайся от всего сердца все говорить и делать с людьми искренно и отнюдь нет будь с ними двоедушен. Когда будешь прямодушен и доверчив с людьми, тогда Господь подаст тебе прямодушие и искреннюю веру и по отношению к Богу. Того, кто непрямосердечен с людьми, Господь неудобно принимает на молитве, давая ему почувствовать, что он неискренен в отношении к людям, а потому не может быть совершенно искренен и в отношении к Богу, без душевного злострадания.