Дорогие друзья, мы надеемся, что этот материал о законничестве окажется полезным для вас. Что такое законничество? – Джун Хант пишет: «Это строгое следование закону Моисея или какому-либо другому кодексу действий с целью заработать расположение Божье». Это попытка своими усилиями добиться расположения Господа, опора на «плоть», то есть на свои собственные силы и возможности. Существует три распространенные ошибки, связанные с вопросом правильного понимания роли и значения Закона и Благодати.
1. Антиномизм — учение о том, что человек, находящийся под благодатью, свободен от всякого нравственного закона (в переводе с греческого языка — «против закона» «anti» — против, «nomos» — закон). В Послании Иуды (1:4) читаем: «… вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа». Такие люди есть и в наше время.
2. Обрядоверие — учение о том, что определенные обряды и правила, например хождение в храм, возжигание свечей, освящение жилища, чтение Библии; исповедь, крещение и другие таинства, воспринимаемые как обряды, — главное условие спасения. «Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись» (Деян 15:1).
3. «Галационизм» — учение, с которым боролся апостол Павел, для чего и написал Послание к Галатам. Суть этого учения заключается в том, что оно пытается совместить закон и благодать. Галационизм учит, что благодать дана для того, чтобы помочь соблюдать закон. К сожалению, и сейчас некоторые церкви и отдельные верующие находятся под влиянием этого учения, даже не подозревая об этом. Именно поэтому и задавал апостол такие вопросы — «… чрез дела ли закона вы получили Духа, или чрез наставление в вере? Так ли вы несмысленны, что, начавши духом, теперь оканчиваете плотию?» (Гал 3:2–3)
Есть ли разница между законничеством и библейским послушанием? Законничество – это, в основном, способ повышения самооценки через безукоризненное исполнение некоторого свода правил (в нашем случае, заповедей). Послушание — это добровольный акт внешнего уподобления праведности Божьей и внутреннего уподобления Христу под воздействием благодати Божьей.
При этом законничество — это опора на собственные усилия, послушание — опора на Дух Божий. Законничество – путь к смерти, а послушание Богу – в жизнь вечную.
Законничеству свойственны такие признаки как: низкая самооценка, депрессия из-за неспособности соответствовать нереалистичным ожиданиям. Отвержение людей, живущих по другим меркам, сепаратизм (разделения). Гнев на людей, не исполняющих «мои» правила. Закрытость, непрозрачность. Страх быть отвергнутым другими. Трудности в установлении тесных контактов, критическое отношение к другим людям. Признание, основанное на умении «играть роль». Гордость своими достижениями, умением «хорошо играть свою роль», соответствовать своему положению, обстоятельствам. Подчеркивание всего внешнего. Магическое мышление. Избирательность памяти (когда выгодно о заповеди помнят, не выгодно – забывают).
Что является главной причиной законничества у христиан? Ложное убеждение: «Бог принимает меня в зависимости от того, насколько я соблюдаю Его законы и как сильно я стремлюсь завоевать Его одобрение». Истина же состоит в том, что: «Божий закон ведет меня к Христу, и во Христе я свободна. Именно Господь Иисус Христос прощает мои грехи, дарует мне спасение, а не закон». Библия говорит — «… закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя» (Гал 3:24–25); «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал 5:1).
Иногда возникает вопрос: «Разве закон плох, вреден?» — Нет, Писание говорит: «… закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим 7:12), «… закон добр, если кто законно употребляет его» (1 Тим 1:8), «… ибо законом познается грех», как сказано в послании к Римлянам (3:20).
«Был ли закон отменен, согласно Писанию?» — Нет, Иисус не отменил закон, а исполнил его. В евангелии от Матфея, в 17 стихе 5 главы читаем: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить».
«Что значит: Иисус исполнил закон?» — Закон был заветом, соглашением, договором. Скажем, строитель подписывает договор на постройку дома, и, когда дом готов, договор выполнен. Строитель закончил свою работу. Точно так же Иисус выполнил требования договора (закона), умерев за наши грехи. Он исполнил этот труд, и никакого другого «труда» для спасения не требуется. Все уже сделано Им, «совершилось»! «… Христос умер за грехи наши, по Писанию» (1 Коринфянам 15:3), «… Христос за всех умер…» (2 Коринфянам 5:15), «…благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф 2:8,9).
Бог дал нам Закон, чтобы показать нам наш грех и необходимость оправдания по вере — «Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (Рим 3:20). В Библии написано — «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак 2:10); «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (Авв 2:4). Бог даровал и Благодать, дабы оправдать нас, показать Свою к нам любовь, дать прощение, примирение, освящение, спасение к жизни вечной. «… Я буду милостив к неправдам их и грехов их и беззаконий их не воспомяну более», говорит Господь (Евр 8:12).
Мы предлагаем вам краткий тест на законничество»:
• Считаю ли я себя верующим потому, что я дисциплинирован, употребляю правильные слова и делаю то, что нужно?
• Стремлюсь ли я угождать себе? Если быть честной до конца, не желаю ли я в глубине души угодить скорее себе, чем Богу?
• Не делаю ли я добрые дела, чтобы «заслужить» любовь Бога?
• Мои добрые дела — не средство ли приобретения расположения и уважения к себе других людей? «У людей ли я ныне ищу благоволение, или у Бога? Людям ли угождать стараюсь?» (Гал 1:10).
• Не чувствую ли я раздражение, гнев, злость, когда делаю доброе?
— Не мелочен ли я? Не «придираюсь» ли я к другим людям, к самому себе?
• Знают ли другие люди мое подлинное «я», или я лгу, показываю какую-то маску?
• Могу ли я открыто признаться другим, что я борюсь с определенными проблемами и прямо назвать эти проблемы?
• Передают ли мои слова и поступки мои настоящие, подлинные мысли и чувства?
• Не чувствую ли я себя в безопасности, когда следую правилам и установлениям?
• Подменяю ли я соблюдением закона сердечную связь с Богом?
• Не основано ли мое чувство безопасности на следовании традициям и человеческим установлениям?
– Связаны ли мои надежды на будущее с безукоризненным выполнением правил?
• Не чрезмерно ли я требователен, чувствителен и обидчив?
• Могу ли я сказать о себе, что я осуждаю или порицаю других, нелюбовна, нетерпима?
• Стараюсь ли я скрыть от других свои проступки, некоторые помышления, чувства?
• Принимаю ли я критику моих идей, дел, поступков?
• Появляется ли у меня чувство вины, если что-нибудь не получилось сделать?
• Нет ли у меня привычки оправдываться?
• Трудно ли мне принять другого верующего, который придерживается иных убеждений, отличных от моих собственных?
Если вы ответили «Да» только на 1-2 из этих вопросов, возможно, имеет смысл вдумчиво пройти этот тест еще раз. Если же «Да» было больше, вы можете смело приниматься за выздоровление от своего законничества. Для этого в первую очередь постарайтесь запомнить настоятельную рекомендацию св. Ап. Павла: «… стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал 5:1), читайте и перечитывайте послание Галатам.
И в этом послании, и в ряде других мест Писания вы найдете то, что поможет Вам расстаться с Вашим духовным недугом: «… что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою» (Флп 3:7). «… благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф 2:8–9). «Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов; ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (Гал 6:12–15). «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. <…> И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показаться пред людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мф 6:1–2, 5). «Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф 23:28). «…тогда, не знавши Бога, вы служили богам, которые в существе не боги; ныне же, познавши Бога, или лучше, получивши познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы» (Гал 4:8–10).
Как от законничества обратиться к благодати?
• Осознайте, что вы не можете угодить Богу, опираясь на собственные силы. Вы не в состоянии сделать это, а если и попытаетесь, то это будет полный провал. «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю», «Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое» (К Римлянам 7: 14,15,21).
• Примите совершенную, безусловную любовь Бога, Который безоговорочно принимает вас. Избавьтесь от всякого страха, что вы не соответствуете Божьим требованиям. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся несовершен в любви» (1 Ин 4:18). «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (К Евреям 10:14).
• Примите Божью силу (силу живущего в вас Христа), которая поможет вам жить, угождая Богу. «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал 2:20).
• Посвящайте время изучению Слова Божьего, чтобы мысли Божьи стали вашими мыслями. «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим 12:2).
• Уповайте на то, что Бог Сам направит ваш духовный рост, и веруйте, что Он совершит в вас «доброе дело» — «… что начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа» (Флп 1:6).
Благодарите Бога за Его Благодать — прощающую, спасающую, животворящую и освящающую нас.
«Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя» (Псалтирь 102:3-5).
«Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф 2:8–9).
«Дух животворит; … Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин 6:63).
«И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Ин 17:19).
Дорогие друзья, «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Кор 9:8).
Надежда для души.