Дорогие друзья, мы надеемся, что этот материал будет не без пользы для вас, и поможет в вашем желании глубже понять природу этих двух чувств — зависти и ревности. Эти непрошенные гости причиняют нам боль и страдание, лишают разума, уносят покой и делают нашу жизнь неуправляемой. Сколько добрых отношений было разрушено «благодаря» им, сколько преступлений совершено…
Как всегда, мы начнем с того, что постараемся определить, что же это такое — зависть и ревность, что обозначают эти слова. В словаре В.И.Даля читаем «завидовать» — досадовать на чужую удачу, счастье; болеть чужим здоровьем; жалеть о том, что у самого нет того, что есть у другого; желать того, что принадлежит другому. Заповедь Божья гласит: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх 20:17). Ревность означает — рвение, соревнование; стремление, подражание; гнев и негодование. Ревность означает также возмущение против соперничества или неверности с желанием оградить или удержать свою собственность; собственническое чувство к тому, чем владеешь.
Всегда ли предосудительна зависть? – Да. В Священном Писании зависть всегда предстает в отрицательном свете. В книге премудрости Соломона читаем: «…завистью диавола вошла в мир смерть…» (2:24); «… не пойду вместе с истаевающим от зависти, ибо таковой не будет причастником премудрости» (6:25); в книге Деяния Апостолов написано: «Патриархи, по зависти, продали Иосифа в Египет» ( 7:9); и об Иисусе Христе, Господе нашем, в Евангелии от Марка написано, «…что первосвященники предали Его из зависти» (15:10); и у Апостола Иакова: «…, где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (3:16).
Всегда ли предосудительна ревность? — Нет. Отметим, Бог назван в Писании «ревнителем» — «… Ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его — ”ревнитель“; Он — Бог ревнитель» (Исх 34:14). Ревность — естественное и нормальное чувство, возникающее, когда неверность угрожает узам завета. Господь Бог установил завет со своим народом. Бог любит Свой народ до ревности и страдает, когда Его дети готовы нарушить завет с Богом и отступают от Него. Ревность Бога есть ревность по совершенству своего дела. Когда Бог сотворил мир, «…увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Бытие 1:31), и противник Бога «…приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить» (От Иоанна 10:10). От момента грехопадения человека Бог занимается его спасением от погибели к жизни вечной.
Зависти свойственно жгучее желание иметь, жажда владеть тем, что принадлежит другому человеку. А ревности – не менее жгучее желание удержать, собственническое чувство. Человек считает что-то, или кого-то, принадлежащим ему и боится утратить эту свою «собственность».
Завистливые люди часто — хвастливы; стремятся приуменьшить достижения других; страдают из-за чужих успехов и потому недоброжелательны и обидчивы. Люди ревнивые склонны ценить других людей на основе их поступков и дел. Они предъявляют необоснованно высокие требования и ожидания, строго запрещают посторонние отношения. Страх утраты пробуждает у них чувство тревоги и ярости. Эти люди, как правило, очень недоверчивы. И завистливые, и ревнивые люди страдают эмоциональной зависимостью. Они не способны довериться Богу, а потому так стремятся к обладанию (людьми, влиянием, вещами, деньгами…), что дает ощущение контроля и власти.
Все мы знаем, что завидовать нехорошо, и, чтобы как-то прикрыть свои зависть и ревность, люди применяют различный камуфляж. Это и рассуждения о несправедливости жизни, и безразличие к окружающим, и жалость к себе. Это могут быть лживые слова (похвала и поздравления), распространение негативной информации о другом человеке, или старание избежать ситуаций, порождающих зависть или ревность. Высокомерное отношение к людям, роль мученика или спасателя.
Когда мы говорим о зависти, то, очевидно, что такой человек, прежде всего, желает выгоды для себя, слишком акцентируется на личных правах, имеет нереалистические ожидания и постоянно сравнивает себя с другими. Все это поверхностные причины чувства зависти. Но в корне этого чувства лежит ложное убеждение — «Я вправе и должен владеть тем, что имеют другие; именно это придает мне значимость, а мне необходимо чувствовать ее».
В случае ревности поверхностные причины другие. Это, прежде всего, недоверие, низкая самооценка, чувство вины и страх утраты. Ложное убеждение в этом случае может звучать примерно так: «Я вправе удерживать то, что мне принадлежит; именно это придает мне значимость, а мне необходимо чувствовать ее».
Библия указывает нам лучший путь, мы можем сформулировать конструктивное убеждение ее словами так: «Господня земля и что наполняет ее…» (Пс 23:1); «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии… Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе» (Флп 4:12,13).
Для того, чтобы справиться со своими чувствами зависти и ревности, в первую очередь необходимо помнить библейскую истину: «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим 6:6-10). Постарайтесь запомнить этот текст Св. Писания. Полезно также перечитывать Гал 5:13-26.
Если чья-то ревность обращена на Вас, говорите с любовью, постарайтесь понять — обоснована она или всего лишь плод воображения. Постарайтесь найти источник боли, не обвиняя другого. Не обороняйтесь, но если вы нанесли обиду человеку — просите у него прощения. Уклоняйтесь от тех, кто открыто ненавидит вас, или манипулирует вами.
Проанализируйте ваши чувства, и пусть они станут указателями на пути перемен — «… если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская; Ибо, где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иак 3: :14-16).
Опознайте источник этих чувств:
— Зависть — плод желания и результат греховных стереотипов. Библия учит нас — «… берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк 12:15).
— Ревность – может быть естественным чувством и следствием любви. Проверьте себя, праведна или эгоистична ваша любовь?
Христианская любовь «агапе» утверждает, что вы можете возвыситься над естественной ревностью и завистью. «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода (ваша) не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу» (Гал 5:13,14). Такая любовь готова искать высшего блага для другого человека. Иисус говорил: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин 15:12). Любовь «агапе», не ожидает и не требует слишком многого от других людей. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» (1 Кор 13:4,5). Эта любовь снимает боль, вызванную отрицательными эмоциями. «Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть гниль для костей» (Пр14:30). Она дает силу, помогающую признать, что вы не можете удовлетворить всех нужд другого человека и даже своих собственных. «Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом» (Флп 4:19).
Автор пятитомника «Ключи» Джун Хант пишет: «Молитва за того, кому вы завидуете или кого вы ревнуете, — ключ, отпирающий дверь этой темницы. Когда я оказалась запертой в тюрьме ревности, моей единственной надеждой стала молитва — молитва о том, кто был предметом моей ревности. И когда я молилась за врага своего, Господь освободил узницу. Этой узницей была я!»
Библия учит, что мы всегда можем молиться нашему Небесному Отцу, приходя к Нему без страха, с радостью, любовью и надеждой. Вот лишь несколько библейских стихов, которые могут стать нашей опорой и основой для наших молитв:
«Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко» (Флп 4:4-5).
«Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь – крепость жизни моей: кого мне страшиться?» (Пс 26:1).
«Непрестанно молитесь» (1 Фес 5:17).
«… любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас… и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф 5:44).
«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе — для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф 4:29). «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» (Пс 140:3).
«… тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою… » (1 Кор 6:19-20).
Прочитайте эту молитву, и, если ваше сердце согласно с ее словами, молитесь вместе с нами:
«Отче, я славлю Тебя, великого Бога, Творца неба и земли.
Благодарю Тебя, Боже, за то, что Тебе есть дело до нас, созданных Тобою людей. Благодарю, что Ты не отворачиваешься от нас и не забываешь нас, что бы мы ни сделали.
Все мы много согрешаем, Боже, и я тоже совершила много греховных поступков. Прости меня Господи, по великой милости Твоей. Прости, Боже, что я боялась людей и их осуждения,
их неприятия и власти больше, чем Тебя. Прости, что так много беспокоилась
о всех обстоятельствах моей жизни, обо всем.
Благодарю Тебя, Господь Иисус Христос, за то, что Ты со мною, и теперь я избавилась от страха и могу радоваться во всех обстоятельствах моей жизни. Благодарю Тебя за то, что Ты восполняешь мои нужды и этим делаешь меня свободной. Благодарю Тебя за то, что моя ценность коренится в Тебе и цена моя – цена Твоей Крови. Прошу, помоги дорогому для меня человеку __________ открыть свое сердце Тебе и позволить Тебе восполнить все его нужды. Помоги и ему стать свободным. Благодарю Тебя, Господь Иисус Христос, за любовь ко мне и ко всем людям. Научи и меня любить _____________ так же, как Ты любишь его, любить Твоей любовью.
Отче, я так часто согрешаю словами, прости меня. Помоги мне, Дух Святой, проверяй мои слова, пока они еще не сказаны, чтобы я созидала, а не разрушала.
Благодарю Тебя, Боже, за то, что Ты дашь мне силу исполнить то, к чему Ты меня призываешь. Молю об этом во имя Иисуса Христа.
Аминь».
Надежда для души