Дорогие друзья, эта тема — воровство, актуальна для каждого из нас. Джун Хант обращается к нам с таким неожиданным предложением: «Поймай вора в своем сердце». Что бы это значило? Мы надеемся, что этот материал поможет вам посмотреть на этот вопрос с разных, порой необычных сторон.
В Словаре живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля воровство — «обман, плутовство, мошенничество, бездельничество, подлог, кража и похищение». Воровать – «мошенничать, плутовать, обманывать, красть, похищать чужое, взять что-то тайком и присвоить себе». В заповедях Божьих, данных Его народу на горе Синай, сказано: «Не кради», мы читаем это в книгах Исход (20 глава) и Второзаконие (5глава). В том же словаре Даля написано: «красть — значит тайно брать чужое, уносить или присваивать что тайком; похищать и воровать», то есть лишать чего-то другого человека или присваивать себе нечто, принадлежащее другому, не имея на то разрешения или права. При этом воровать можно не только деньги или вещи, но и время, чувства, доброе имя, идеи и авторские права. Можно воровать самоуважение, доверие, невинность, радость, веру, надежду и любовь. Можно воровать, не давая другим то, что по праву им принадлежит: лишать заработка или задерживать его выплату, отнимать у них время, утаивать прибыль, отказывать в признании или оказании необходимой помощи… Воровство – самое распространенное преступление. Оно имеет несколько разновидностей — мелкое воровство, растрата, мошенничество, вымогательство, хищение… «Клептомания» — это навязчивое невротическое стремление красть что угодно, все, что, как говорят, «плохо лежит», даже самые ненужные вещи. Человек, страдающий клептоманией, крадет компульсивно, то есть неожиданно для самого себя, не преднамеренно. Клептоман не может контролировать свое поведение в этой области.
Что по поводу воровства говорит Библия? — Воруя, человек нарушает одну из заповедей. «Не кради» (Исх 20:15). Если мы – христиане, то нам не должно быть ворами, потому что живущий в нас Христос никогда не был вором — «… по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; Ибо написано: “будьте святы, потому что Я свят”» (1 Пет 1:15–16).
Своровавший, должен возместить ущерб с превышением стоимости украденного — «Если украденное найдется у него в руках живым, вол ли то, или осел, или овца, пусть заплатит вдвое» (Исх 22:4). Если по какой-либо причине прямое возмещение ущерба невозможно, то следует работать на того, кто обворован, пока не будет компенсирован долг — «…Укравший должен заплатить; а если не чем, то пусть продадут его для уплаты за украденное им» (Исх 22:3).
Если взятое взаймы, было повреждено, утеряно или украдено, то должно оплатить взятое взаймы — «Если кто займет у ближнего своего скот, и он будет поврежден или умрет, а хозяина его не было при нем, то должен заплатить» (Исх 22:14). Если вы что-то нашли, но не стали искать владельца, то это приравнивается к воровству — «Если найдешь вола врага твоего или осла его заблудившегося, — приведи его к нему» (Исх 23:4). Воровство бывает мелким, когда ценность похищенного невелика. Однако следует понимать, что мелкий вор имеет риск стать и часто становится вором по-крупному. Так происходит потому, что — «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» Луки (16:10). Бывает и такое воровство, когда кто припрятывает как бы «про запас» какие-то вещи, одежду или продовольствие. «А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия?» (1 Ин 3:17). Злоупотребление щедростью окружающих — также воровство. «Нечестивый берет взаймы и не отдает; а праведник милует и дает» (36 Пс:21). «Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет» (Притч 22:16).
Перечисленное нами касалось предметов материальных, денежных. Но встречается и нерачительное отношение ко времени как своему, так и других людей. Разве не случается, что мы говорим лишь для того только чтобы поговорить, даже зная, что «от всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб» (Притч 14:23) и «… что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф 12:36). Порой мы требуем от кого-либо внимания в то время, как нам дали понять, что в данный момент не могут или не желают общаться с нами. Бывает, что мы опаздываем на работу, деловую встречу, свидание, задерживаем исполнение принятых на себя обязательств. Писание же говорит: «…смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф 5:15,16).
Можно красть чувства, доброе имя, самооценку человека. Делают это самыми разными способами — позволяя себе повышать голос, кричать на человека; «навешивать ярлыки», обзывать словами типа «неумеха», «бестолочь», «глупый» и так далее; применять различные формы насилия или манипулирования; отказывая в дружественном отношении, в необходимой помощи или в информации; не принимая человека таким, какой он есть. В таких случаях человек, по большей части, чувствует себя ненужным, неважным, незначительным, ничтожным, предполагает, что он плохой. При этом утрачиваются также ощущение безопасности, доверие и надежда.
Кража невинности – весьма частое явление в наше время. К сожалению, и близкие родственники, и соседи, и просто посторонние люди, стремясь удовлетворить свою похоть и пренебрегая требованиями этики, государственных законов и Закона Божьего. Зачастую используют бессилие и беспомощность своей жертвы, манипулируя, растлевают и вовлекают свою жертву в извращенные, противозаконные сексуальные отношения. Как следствие, в перечне похищенного в таком случае оказываются и самооценка, и чувства, и доверие, и безопасность… Дальнейшая жизнь таких жертв часто бывает переполнена болью, несчастьем.
Крадут также и веру. Как часто люди извращают истину или скрывают ее от других людей, порой делают все возможное для уничтожения носителей истины, и все это – с одной целью: чтобы люди не услышали, не уверовали, не обрели спасение, жизнь вечную. Вспомните, как поступили с Иоанном Крестителем, с Иисусом Христом, с апостолами, с многими братиями и сестрами в ранней церкви во времена гонений и так до сего дня, когда клевещут на Церковь, притесняют и запрещают христианство в различных странах, когда лишают свободы и убивают христиан.
Небольшой тест для самопроверки.
Обкрадывали ли мы государство? Доводилось ли нам:
• указывать в налоговой декларации несуществующие льготы?
• указывать в налоговой декларации заниженные суммы доходов?
• скрывать заработок или его часть от налогообложения?
• покупать что-либо для себя по чужой карте с освобождением от налога?
• скрывать купленное за границей, чтобы не платить пошлину?
Крали ли мы на работе? Доводилось ли нам:
• брать с работы канцелярские товары и почтовые марки для личного пользования?
• приглашать друга пообедать за счет предприятия?
• приобретать личные вещи за счет фирмы?
• делать на работе ксерокопии для себя за счет организации?
• звонить с платного служебного телефона по личным делам?
• пользоваться на работе интернет’ом в личных целях?
• опаздывать, уходить пораньше, попусту тратить время?
Доводилось ли нам обкрадывать другие фирмы или предприятия:
• уносить с собой приправы и специи из ресторана?
• оставлять себе переплату?
• подавать ложное заявление о выплате страхового возмещения?
• ездить на общественном транспорте «зайцем»?
• нарушать авторские права?
• разрисовывать стены зданий, лифтов, гаражей, остановочных павильонов, заборы и так далее?
• выдавать адресованные нам личные телефонные звонки за звонки другим?
• брать бесплатные и рекламные образцы товаров больше положенного?
Доводилось ли мне обкрадывать друзей и родственников, посторонних людей?
• брать без разрешения продукты, деньги, вещи?
• не возвращать взятое взаймы?
• брать у кого-нибудь одежду и возвращать ее, не почистив?
• рвать без разрешения в чужом саду цветы, ягоды, фрукты?
• отнимать у окружающих время без необходимости?
Обкрадывать Бога:
• доводилось ли мне удерживать десятину от своих доходов?
• не отказывался ли я использовать свои способности на служение Господу?
• не жалел ли я времени для служения Богу?
• не жалел ли я своего времени для общения с Господом?
• доводилось ли мне забывать прославлять Господа и воздавать ему честь?
Для чего люди воруют? Какие свои потребности они удовлетворяют таким способом? Известно, что одной из самых важных жизненных потребностей является чувство значимости. Это чувство играет огромную роль при формировании и поддержании положительной самооценки человека, его достоинства. При низкой самооценке люди стремятся к повышению своей социальной значимости. Такое стремление часто приводит к стяжательству, у человека появляется:
• Стремление преуспеть материально (вещизм), разбогатеть;
• Желание «чинов и славы», проявлений уважения, почтения;
• Попытки человека убедить всех в том, что он заслуживает большего;
• Зависть к тому, что есть у других;
• Ожидание счастья от обладания вещами, властью;
• Желание «переплюнуть» всех за чей-либо счет.
Есть еще одна из важнейших потребностей – чувство защищенности, безопасности. Отсутствие этого чувства порождает страх, тревогу. И в этом случае люди в «миру», неверующие в Бога, стремятся подавить в себе эти болезненные чувства. Пытаясь обрести чувство безопасности они начинают «возводить каменные стены» из похищенных вещей, денег, власти, почестей, из превозношения над другими…, анестезироваться (то есть обезболиваться) с помощью этих вещей, а иногда и с помощью сладкого, пищи, алкоголя, табака и других наркотиков, что разрушает здоровье. А кража собственного здоровья – тоже воровство (у государства, у нации, у близких). Те, кто воруют, часто приводят такие доводы:
— «Никто ничего не заметит» — Но людей обмануть можно, а Бога – никогда, потому что «На всяком месте очи Господни; они видят злых и добрых» (Притч 15:3).
— «Мне вовсе не хочется заниматься воровством, но я не хочу потерять расположение друзей» — А я живу ради не людского, а Божьего одобрения, как писал св. ап. Павел:
«У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал 1:10).
— «Вообще-то в этом нет ничего зазорного, потому что я беру то, что мне и так полагается» — А мне полагается всегда поступать с окружающими честно и по любви, а «любовь не делает ближнему зла» (Рим 13:10).
— «У меня будет больше денег, чтобы помогать окружающим». Ответ: «Бога больше волнует моя душа, а не благотворительность». «Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца. Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва» (Притч 21:2–3).
Основная причина воровства ложное убеждение: «Я краду оттого, что нуждаюсь в безопасности и значимости. Брать чужое на самом деле не так уж дурно – ведь практически никто никогда об этом не узнает, а если и узнает, … ведь мне это действительно нужно, просто необходимо».
Истина же состоит в том, что: «Богу известно все, и Он обещает восполнить все мои нужды. В стремлении удовлетворить глубинную потребность в значимости и безопасности я доверюсь Иисусу. Он живет во мне, и потому я могу отказаться от греховных эгоистичных желаний и жить достойно во Христе».
Что можно сделать для избавления от этой напасти?
«Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк 16:10). Постарайтесь запомнить эти слова Писания. Размышляйте о них, проверяйте себя этими словами.
Старайтесь «поймать вора» в своем сердце:
• Примите, каков есть Божий «взгляд на воровство»;
• Признайте, что ваше сердце лукаво, и попросите Бога раскрыть ваши личные зоны бесчестья;
• Помните, что любящий Бог видит все ваши поступки;
• Примите твердое решение всегда быть честным, чего бы это ни стоило;
• Обдумывайте каждый свой шаг, чтобы убедиться, что вы не пытаетесь давать объяснение воровству;
• Будьте чуткими к живущему в вас Духу Христову и ответственными перед Ним;
• Воздайте обманутому вами человеку, если вы поняли, что вы кого-то обманули;
• Примите Божье прощение и продолжайте возрастать в уподоблении Христу.
Возможно, вы пробовали измениться, оставить свои прежние привычки, но потерпели неудачу. Не отчаивайтесь и не унывайте. Мы никогда не сможем своими силами контролировать себя, но Господь обещал нам, что Он будет с нами, Дух Святой будет наставлять нас на всякую истину, и более того — даст нам силу идти по пути уподобления Христу. Мы можем молиться Богу и просить Его простить нас и изменять нас, чтобы образ Божий проявлялся в нас все больше и больше.
Господи,
я признаю, что я совершил немало дурного в жизни.
Я признаюсь, что шел своим путем, полагаясь на собственные силы.
Прошу Тебя, прости мне все мои прегрешения. Благодарю Тебя, Господь Иисус Христос, за то, что Ты принял муки на кресте и искупил все мои грехи.
Прошу Тебя, войди в мою жизнь и стань моим Господом и Спасителем.
В руки Твои предаю себя. Измени меня полностью и сделай меня тем, кем Ты хочешь.
Молюсь обо всем этом во имя Твое.
Аминь.
Надежда для души.