Многие люди, независимо от их социального положения и цвета кожи, задают одни и те же вопросы: «Знает ли меня Бог?», «Любит ли меня Бог?», «Может ли Бог простить меня?» За всеми этими вопросами стоит еще более важный вопрос: «Кто Он? Какой Он на самом деле?»
Имена Бога имеют более глубокий смысл, это не просто титулы. Они являют Бога и Его природу. Открывая человеку Свое имя, Бог открывает ему Себя. В 9 псалме читаем 10 стих: «И будут уповать на Тебя знающие имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи», а в 18 главе книги Притчи: «Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник, и безопасен». Библейские имена Бога многое открывают человеку, способному понять то, что раскрыто в оригинальном еврейском тексте, но, к сожалению, это часто теряется при переводе. Согласно Библии, Бог — это Высшее Существо, Создатель и Господин вселенной, и Он лично участвует в нашей жизни. В книге пророка Исайи в 46 главе написано: «Вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю» (9–11).
По-еврейски Бог — Эл. Во многих словах в Ветхом Завете можно найти корень «эл», и всегда он означает высоту, недосягаемость и могущество Божье, но никогда не несет в себе значения злой, жестокой и мстительной силы. Эта сила всегда щедрая и благая. Например:
• Элохим — в первом стихе Библии описывает Его несравненную силу, силу Творца — Создателя мира. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1:1). Часто имена Бога состоят из нескольких слов, где «Эл» является одним из них. Такие сложносоставные имена позволяют нам еще глубже понять Его природу или действие. Вот имена Божьи, включающие корень «Эл»: Элохим — «Бог Творец» «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1:1)
• Эл Элеон — «Бог Всевышний» «И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино. Он был священник Бога всевышнего. И благословил его, и сказал… благословен Бог всевышний, который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего» (Быт 14:18–20).
• Эл Рои — «Бог видящий» «И нарекла Агарь Господа, который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня, ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня» (Быт 16:13). Поэтому, если, страдая, мы задаемся вопросом: «Знает ли Бог о моей боли, видит ли Он, что случилось со мной?», ответ, конечно, будет положительным, ибо Он – Эл Рои, Бог видящий.
• Эл Шаддай — «Бог Всемогущий» «Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт 17:1). Одно из значений еврейского слова «шад» — «грудь, лоно». Материнская грудь может вскормить и поддержать ребенка одна, и ребенок получит все необходимое ему для жизни. Он — Бог, дающий вам все необходимое. В книге Бытие в 17 главе читаем: Авраму 99 лет, а Саре — 89. Оба далеко перешли возраст деторождения. Раньше у них не было детей. Но Господь явился Авраму и сказал: «Я — Бог всемогущий», буквально по-еврейски Эл Шаддай — «дающий все потребное для жизни».
• Эл Олам — «Бог вечный» «И насадил Авраам при Вирсавии рощу, и призвал там имя Господа, Бога вечного» (Быт 21:33).
• Эл Элохе — «Единый Истинный Бог Израилев» «Иаков, возвратившись из Месопотамии, благополучно пришел в город Сихем, который в земле Ханаанской, и расположился пред городом. И купил часть поля, на котором раскинул шатер свой, у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет. И поставил там жертвенник; и призвал имя Господа Бога Израилева» (Быт 33:18–20).
Кроме слова «Эл» для обозначения Бога, для обращения к Нему используется слово «Адонай» «Господь», которое иногда произносят как «Иегова». Слово «Эл» — указывает на подобающую Богу абсолютную высоту; «Адонай» — делает нас ближе к Нему. В Быт 1 гл. Он — Бог, могущественный Творец – Элохим; в Быт 2 гл. Он — Господь, личный Творец — Адонай.
• Адонай — «Господь, Сущий», как Он предстает перед нами в тексте Бытие 2:4: «Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо».
• Адонай-Ире — «Господь усмотрит» (Быт22:14).
• Адонай-Рофе — «Господь-целитель» (Исх 15:26).
• Адонай-Нисси — «Господь — мое знамя» (Исх 17:15).
• Адонай-М’Кадиш — «Господь освящающий» (Исх 31:13).
• Адонай-Шалом — «Господь — мир» (Суд 6:23–24).
• Адонай-Цеваот (Саваоф) — «Господь сил» (1 Цар 1:3).
• Адонай-Ра’а — «Господь — пастырь» (Пс 22:1).
• Адонай-Цидкену — «Господь — наше оправдание» (Иер 23:6).
Вопрос: «Утверждает ли Библия, что существует три Бога?» — Нет. Библия четко учит, что существует один Бог в трех лицах. «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор 6:4).Однако это слово «один», по-еврейски «эхад», означает «единый». Эхад — это сложное единство. В Другое слово в иврите, «йахид», обозначает «единственное», существующее в единственном экземпляре. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…» (Быт 1:26). Таким образом, христианство — это не политеизм, как утверждают другие религии. Бог один, но в трех лицах.
Вопрос: Что значит “Троица”? — Этот термин применяют к единству Отца, Сына и Святого Духа, представляющих три отдельные ипостаси единого Бога. Бог Отец — над нами. «И отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф 23:9). Бог Сын — с нами. «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф 1:23). Бог Дух Святой — живет внутри нас. «Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор 1:22). Святой Дух живет в наших сердцах, поскольку мы уверовали в Иисуса Христа и поверили в то, что Он — Спаситель и Господь. То есть в нас живет Дух Бога.
Вопрос: «Есть ли в проповеди Иисуса учение о Троице?» — Да. Он сказал: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28:19). Обратите внимание на то, что Он сказал не «во имена» Отца, Сына и Святого Духа, но употребил слово «имя» (в единственном числе) Отца, Сына и Святого Духа.
Вопрос: «А сам Иисус когда-нибудь называл себя Сыном Божьим?» — Да, и говорил об этом абсолютно ясно, евреи не могли иметь никаких сомнений в значении этих слов. «Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто: Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш; и вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец; но Я знаю Его и соблюдаю слово Его; Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, прошед посреди них, и пошел далее» (Ин 8:54–59). Во времена Иисуса людям дано было увидеть природу Бога, явленную в жизни Иисуса Христа. Сын Божий принял человеческий облик, чтобы мы могли узнать, какой Бог, как Он действует, мыслит, чувствует, как Он по-божески любит недостойных любви и взаимодействует с недостойными доверия. Он отдавал Свою любовь даже тем, кто гнал Его и глумился над Ним, Он прощал и молился за них, хотя и не был обязан это делать.
Когда люди задают вопросы о Боге, зачастую они даже не понимают природу своего вопроса. По сути дела, они задают вопрос о личности Бога. Они хотят узнать, кто Он, что Он делает и почему поступает так, а не иначе. Чтобы ответить на эти вопросы, мы необходимо понять, что «без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр 11:6). Чтобы лучше понять свойства Бога, мы должны понять, что в них выражается Его природа, Его сущность. И каждое из Его свойств проявляется в Нем в совершенстве. Что это значит? Когда мы говорим о человеке, что он — терпеливый и справедливый, мы ведь никогда не задумываемся о том, насколько он терпелив или справедлив? Но вряд ли кто-нибудь подумает, что на все 100 процентов. Говоря о Боге, мы знаем, что Он — любящий на 100 процентов, всезнающий на 100 процентов, вездесущий — на 100 процентов и так далее. Поэтому часто свойства Бога называют Его совершенствами. Почему нам важно знать об этом? Лучше всего объяснить это на примере: одно из совершенств Бога — Его всеведение. «Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли, Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» (Пс 138:1–4); «О, Господи! Ты знаешь все…» (Иеремия 15:15); «…Господи! Ты все знаешь…» (От Иоанна 21). И, так как Бог всеведущ, Он знает, что для меня наилучшее. Я могу вполне положиться на Него. Другое совершенство Бога – Его Всемогущество. «Вот, Я — Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня?» (Иер 32:27). Поскольку Бог может все, даже в самой трудной ситуации я могу просить Его о помощи.
До сих пор существует множество ошибочных представлений о Боге. Одни из них берут свое начало в древности, другие рождаются на наших глазах. Чем же различаются между собой все эти заблуждения? Так как невозможно перечесть все возможные заблуждения, мы рассмотрим лишь некоторые из них, самые главные, все остальные в чем-то сходны с ними.
— Убеждение Агностицизма — Невозможно доказать, что Бог есть. Агностики говорят: «Я не знаю, есть ли Бог».
— Атеисты убеждены, что нет никакой необходимости во всеобщем и личном Боге. Они говорят: «Я знаю, что Бога нет». Атеист не находит Бога по той же самой причине, почему вор не находит полицейского. Он Его не ищет.
— Деизму свойственно убеждение — Бог привел вселенную в движение и оставил ее на произвол судьбы. Бог больше не взаимодействует с человеком. Деисты говорят: «Мир — как часы, заведенные Богом и идущие своим чередом».
— Пантеизм утверждает, что Бог — это вселенная. Бог — это единственный физический мир, который мы видим. Например: «Это дерево — Бог. Если мир исчезнет, то Бог тоже исчезнет».
— Панентеизм считает, что Все на свете — частица Бога. У Бога есть тело и разум. Панентеист скажет: «Это дерево — часть Бога. Если бы мир исчез, с ним вместе исчезло бы и тело Бога, но у Него бы остался разум».
— Политеизм характеризуется таким убеждением и высказываниями: «Существует множество богов». «Это дерево создано богом лесов. Бог дождя посылает дождь».
Итак, видим, заблуждений — много. Порой можно услышать расхожие фразы: «Все так думают»; «Все так делают»; «Все так говорят»; «Все не могут ошибаться». В конце концов, чье мнение для нас важно? Разве мнения скептиков многое значат? Разве мое или ваше мнение так уж важно? По-настоящему важно лишь то, что говорит о Себе Сам Бог. «Итак знай ныне и положи на сердце твое, что Господь есть Бог на небе вверху и на земле внизу, и нет еще кроме Его» (Вт 4:39); «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте» (Ин 14:1); «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего; и отныне знаете Его и видели Его» (Ин 14:6–7).
Основная причина ошибочных представлений — ложное убеждение: «Я не могу отдавать свою волю Богу, не имея ощутимых свидетельств о Его существовании». «Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”. Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро» (Пс 13:2). Истина же состоит в том, что единый в трех лицах Бог открыл Себя через Свое творение, через Слово Священного Писания, в личности Иисуса Христа, через благовествование о прощении грехов и о даровании оправдания и жизни вечной, данное мне Святым Духом. И лично я ответственна за то, как я откликнусь на посланный мне свет. «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им; ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим 1:19–20).
Если Бог познаваем — а это так, и Библия говорит нам об этом, — то нам следует спросить себя: «А как я могу прийти к этому познанию? Как я могу приблизиться к Богу?» Бог по-разному открыл нам факты о Себе и о Своей природе, чтобы мы могли познавать Его. Каковы же эти пути?
«… невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы…» (Рим 1:20). Бога можно познать через рассматривание творения. Но, это — не единственный путь. Людям очень многое открыто через события общественной жизни, жизни других людей, через нравственную оценку поступков, через совесть, «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им» (Рим 1:18–19). Почему люди разных стран мира живут по неким нравственным кодексам, поразительно схожим друг с другом? Это врожденное знание добра и зла свидетельствует о существовании Бога. Бог открывается и через общение. Это подобно тому, как Бог говорил Моисею «… Я буду открываться тебе и говорить с тобою…» (Исход 25:22). Без личного знания Бога человек в конце концов стал бы поклоняться лжебогам.. Бог также открывается человеку через Св . Писание, которое «… богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим 3:16). Бог открывается и в личности Иисуса Христа.
Познать Иисуса — значит познать Бога: «Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего» (Ин 8:19). Поверить в Иисуса — значит поверить в Бога: «Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня» (Ин 12:44). Видеть Иисуса — значит видеть Бога: «…Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: “Покажи нам Отца”?» (Ин 14:9). Принять Иисуса — значит принять Бога: «Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня» (Мк 9:37).
Господь есть Бог всякого утешения. Он не просто создал нас и отпустил самостоятельно плавать в океане жизни. Он не только знает все сокровенные подробности жизни каждого из нас, но и заботится о наивысшем благе для каждого созданного Им человека. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения» (2 Кор 1:3).
Мне есть, за что благодарить моего Бога, моего Небесного Отца, моего Искупителя, моего Утешителя.
«Благодарю Тебя, Боже, за то, что Ты сострадаешь мне и заботишься о моих нуждах;
даешь мне силу, когда я изнемогаю от слабости и усталости.
Благодарю Тебя, Боже, за то, что Ты не вспоминаешь мои грехи и ошибки,
но даришь прощение и очищаешь меня.
Благодарю Тебя Боже за то, что Ты даешь мне надежду на будущее;
обращаешь мое страдание в радость;
снова и снова убеждаешь меня в Своей любви.
Слава Тебе Господи. Аминь».
Надежда для души
Слушайте душепопечительскую программу «Надежда для души»
в эфире Радио Теос, на частоте 963 кГц АМ
ежедневно с понедельника по пятницу в 15:00.
Вы можете принять участие в нашей программе,
позвонив по телефонам 197-22-51 и 197-22-81.
Телефон доверия «Надежда для души»: 197-22-81
Время работы: с понедельника по пятницу – с 16:00 до 17:00;
в четверг – с 16:00 до 21:00