Существует ли реально разумный Бог, который участвует в жизни каждого, или это всего лишь красивая выдумка? Проще говоря, есть ли Бог? — От того, какой ответ на этот короткий вопрос дает человек, народ, правители разных государств, зависят важнейшие нравственные решения нашей эпохи. «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?» – спрашивает Библия, и дает ответ: «Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его» (Пс 2:2). Мы очень рады, друзья, что этот вопрос заинтересовал вас, и надеемся, что сможем ответить хотя бы на некоторые вопросы.
В конце XVIII века, в Германии, интеллектуальное движение под названием «Школа высокой критики» подвергло нападкам Св. Писание. В XIX веке его представители продолжили свои атаки и с удвоенной силой ставили под сомнение достоверность Библии. К этой эпохе принадлежат величайшие умы человечества: Карл Маркс, Чарльз Дарвин, Зигмунд Фрейд и Фридрих Ницше. Учения этих безбожников до сих пор пронизывают всю нашу культуру, владеют умами многих людей. «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор 3:19).
Атеизм — слово «атеизм» произошло от древнегреческого слова, означающего отрицание Бога — «Бога нет». Оно образовано от отрицательной приставки «а», означающей – «нет», и существительного «theos» – «Бог». «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога»» (Пс 13:1). Так называемый «практический атеист» не отрицает идеи о существовании Бога, но живет так, будто Его нет. Некоторые из тех, кто считает себя «христианами», вполне могут быть причислены к таким «практическим атеистам», ибо ведут себя так, словно Бога нет. Они признают Его существование чисто теоретически, но в своей повседневной жизни не полагаются на Его присутствие и власть. Такое отношение не удивительно, в Библии сказано, что есть люди «… имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим 3:5). Атеизм – это доктрина, или система взглядов, отрицающая существование Бога. Именно она лежит в основе мировоззрения, которое называется философским натурализмом и секулярным гуманизмом. Философский натурализм — это атеистическое мировоззрение, согласно которому действительность рассматривается исключительно в рамках физического мира и законов природы (например, закона всемирного тяготения). Секулярный (светский) гуманизм — это атеистическое мировоззрение строится на идее самодостаточности человека и его реализации себя через разум (самореализация). «В надмении своем нечестивый пренебрегает Господом: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога»! (Пс 9:25). Оба эти мировоззрения атеистические, однако натуралист, для которого человек равноценен червю, не может быть гуманистом, который превыше всего ставит ценность личности. Сегодня многие атеисты предпочитают термин «гуманист».
Основные постулаты гуманизма — Еще в 1963 году Верховный суд США постановил, что некоторые атеистические движения, в том числе и гуманизм, могут быть отнесены к разряду религиозных. Их основные положения таковы: Вселенная не сотворена, она существует сама по себе. Человек – это результат эволюции. Нет никакого божества или божественного промысла. Нравственные ценности определяются не абсолютными нравственными истинами, а человеческим опытом (ситуационная этика) и прививаются в процессе светского просвещения. Человек имеет право сам решать вопросы жизни и смерти (аборты, эвтаназия). Библия говорит другое: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа, Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову, дать им» (Вт 30:19—20).
Агностицизм. Слово «агностицизм» происходит от древнегреческого «agnostos» («а» – не, «gnostos» – знание), что означает «непознаваемый». Агностицизм – это система представлений, согласно которой Бог непознаваем и непостижим. Слово «агностик» придумал Томас Хаксли; в 1869 году он представил новый термин Метафизическому обществу, состоявшего из пантеистов, деистов, теистов и атеистов. Все эти «- исты» считали, что знают нечто такое, чего, по мнению Т. Хаксли человек знать не может, поэтому он и придумал слово «агностик». «Агностик» — прямое противопоставление «гностикам», о которых хорошо известно из истории, в том числе и из истории церкви. Агностик, это человек, который убежден, что есть области, недоступные человеческому знанию. К великому удовольствию Т. Хаксли термин «агностик» получил широкую известность. Агностик убежден в том, что для подтверждения существования Бога нет достаточных доказательств. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно». (1 Кор 2:14)
Атеистам и агностикам отвечает апологетика. Слово «апологетика» происходит от древнегреческого «apologia», что означает «защита» или «ответ». Апологетика – это система стройных, логических аргументов или ответов в защиту какой-либо доктрины. Кроме того, апологетика – это раздел теологии, доказывающий божественное происхождение Вселенной, существование Бога, значение Св. Писания и божественность Христа. Христианство не столько слепая, сколько разумная вера. Апологетика помогает: опровергнуть лжеучения; бросить вызов взглядам неверующих; укрепить веру верующих и отстоять библейское богословие. «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет 3:15).
Всех атеистов можно разделить на два типа: абсолютный атеист и условный атеист. Абсолютный (классический, или традиционный) атеист полагает, что сама идея о существовании высшего существа совершенно нелепа. Для него Бог – это просто плод человеческого воображения. Но как же тогда возник разум, появилась логика? Атеисты могут на это ответить лишь одно: весь разум, вся логика, и все законы науки возникли случайно. Разум, основанный на случайности, не заслуживает доверия. Вот что говорят ученые, участвовавшие в космических программах: «Естественные законы Вселенной настолько точны, что для нас не составило труда построить космический корабль. Мы можем рассчитать время полета с точностью до секунды. Такие законы не могли возникнуть сами собой». Бог призывает людей жить не слепой верой, но по законам разума, и разумно прийти к Богу. «Тогда придите, и рассудим, говорит Господь» (Ис 1:18). Условный атеист (атеист, приспосабливающийся к обстоятельствам) полагает, что если для первобытных людей божественная сила и имела некоторый смысл, то этот смысл полностью утрачен теперь, в наши дни высокоразвитой цивилизации. Проблема лишь в том, что эту теорию нельзя ни подтвердить, ни доказать рационально. «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого». (Евр 3:12)
Подобно атеистам есть и два типа агностиков. Непримиримый агностик не знает, существует ли Бог, и утверждает, что этого не может знать никто. Например, такое утверждение: «Бог неосязаем и невидим, поэтому само слово «Бог» лишено смысла». Был выдвинут принцип проверки истинности чего-либо с помощью пяти органов чувств или по определению (пример: у треугольника три стороны). Но данный принцип не выдерживает собственной проверки, потому что она невозможна с помощью пяти органов чувств. Приведенный принцип не заслуживает доверия; и более того — он лишен логики и смысла. Если воздух, которым мы дышим, невидим, из этого не следует, что он вовсе не существует и не наполнит наши легкие, поддерживая в нас жизнь. «Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней» (Ис 42:5). Податливый агностик не знает, существует ли Бог, но может быть расположен к диалогу на эту тему. Если мы не все знаем о деятельности мозга, из этого не следует, что его вовсе не существует. Если мы не все знаем о Боге, из этого не следует, что не существует Бога. «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко… Мои мысли – не ваши мысли, не ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». (Ис 55:6, 8—9)
Атеизм и агностицизм начинаются с сомнений, порожденных различными проблемами. Это могут быть:
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ проблемы (отверженность, эмоциональный шок, травма или недостаток любви в детстве). РАЗРУШЕННОЕ доверие (отсутствие доверия к старшим и авторитетам). НЕРЕАЛЬНЫЕ ожидания (ошибочные представления о Боге и религии). УТРАЧЕННАЯ вера (отрицание всемогущего любящего Бога). ИСКАЖЕННАЯ истина (моя значимость определяется моими поступками). ОЖЕСТОЧИВШЕЕСЯ сердце (безответное к знакам Божьим). И заканчивается этот процесс глубоким отрицанием. «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским. Чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1 Тим 4:1—2).
Во всяком человеке заложены три Богом данные глубинные потребности: в любви, значимости и безопасности. Если вместо любви человек сталкивался лишь с постоянным отторжением, вместо значимости ощущал бесконечную критику в свой адрес, а вместо безопасности — растоптанное доверие, то он постарается защитить свое сердце от новых ран. Желая усилить собственную значительность, человек, возможно, побоится довериться мудрости Высшей Силы и станет сам себе авторитетом. Это и является главной причиной всякого неверия. «Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа, и удаляйся от зла» (Пр 3:7). «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа». (Иер 17:5)
Доктор Джордж Уол, заслуженный профессор Гарвардского университета и лауреат Нобелевской премии по биологии за 1971 год, красноречиво заметил: «Есть только две возможности зарождения жизни: первая — это самозарождение с последующей эволюцией, и второе — сверхъестественный акт Божественной воли. Третьего не дано. Сто двадцать лет назад Луи Пастер и другие ученые научно опровергли теорию самозарождения. Таким образом, у нас остается одно логическое заключение: жизнь зародилась как итог сверхъестественного акта Божественной воли. Я отказываюсь соглашаться с подобным представлением, поскольку не желаю верить в Бога. Следовательно, я делаю сознательный выбор — верить в то, что, насколько мне известно, с научной точки зрения невозможно!» Воистину —
«Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны». (Рим 1:19—20)
Как помочь людям найти Бога? В Библии есть такое место «И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим» (Иер 29:13). Есть одно условие, без которого все попытки встретиться с Богом, отыскать Его, тщетны. Это – честность, искренность и серьезность. Истина о Боге была открыта всем, даже язычникам. Отказ от нее приводит к разрушительным последствиям! Внимательно изучите небольшой, но важный отрывок из Библии (Первые две главы Послания к Римлянам). Здесь даны ответы на ряд очень серьезных вопросов.
Как поступает Бог, когда человек подавляет истину? – «… открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим 1:18). Какая истина явна для людей? — «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им» (Рим 1:19). С каких пор истина Божья стала видимой? — «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так-что они безответны» (Рим 1:20). Как Бог явил себя? — «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так-что они безответны» (Рим 1:20). Что случается с теми, кто отворачивается от истины Божьей? — «Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце» (Рим 1:21). Кем себя считают люди, отрицающие Бога? — «Называя себя мудрыми, обезумели». (Рим 1:22). Что Бог делает с теми, кто отвергает истину? — «То и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так-что они сквернили сами свои тела» (Рим 1:24). Что они выбирают вместо истины? — «Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен вовеки, аминь» (Рим 1:25). Что Бог делает с теми, кто заменяет истину Божию ложью? — «…И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства» (Рим 1:26, 28). Какую истину знают нечестивцы? — «Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим 1:32). Что вызывает гнев Божий? — «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим 2:5). Что ждет тех, кто не покоряется истине? — «А тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев» (Рим 2:8)
Многие атеисты и агностики стоят на позициях неверия, потому что не могут представить себе существование Высшего Разума, то есть Бога. Но разве можно представить себе температуру в 15 миллионов градусов по Цельсию? Конечно, нет. Однако это не значит, что в результате следует отвергнуть реальность солнечного тепла. «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь… Он поставил в них жилище солнцу… И ничто не укрыто от теплоты его» (Пс 18:2, 5, 7). Часто задаваемые вопросы:
— Как рационально мыслящий человек может поверить в существование Бога? — Рационально мыслящий человек не сделал бы следующих иррациональных выводов: утверждение «Я знаю, что Бога нет» фактически означает: «Я знаю все на свете, и мои знания – исчерпывающие. На свете нет ничего, чего я не знаю». Однако никому не дано знать все, из чего следует, что среди этого неизвестного вполне может быть и Бог.
— Как можно верить в то, чего я не вижу, и никогда не видел? — Никто никогда не видел силу тяжести, однако все мы подчиняемся ей и видим, как она действует. Посмотрим на этот мир внимательными глазами и тогда сможем увидеть действие Божие. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр 11:1).
— Разве существование зла не доказывает, что любящего Бога просто нет? — Бог создал не царство марионеток, где люди лишены возможности принимать решения. Бог каждому человеку дает свободу выбора между добром и злом, при этом обещая непременное уничтожение зла в конце времен. Он ясно говорит об этом в Библии. «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло… Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов – участь в озере, горящем огнем и серою; это – смерть вторая» (Отк 21:4, 8). «… делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю» (Пс 36:9—10).
— Как можно верить Библии, если истинность Св. Писания научно недоказуема? — Это распространенное заблуждение. Научное доказательство должно быть основано на повторяющихся фактах. Понятно, что исторические события не повторяются, поэтому нужно искать другой критерий их достоверности. Так, в суде решение принимается в зависимости от весомости свидетельств – вещественных доказательств, письменных и устных показаний. Все три вида свидетельств говорят в пользу Библии. Вещественные доказательства – Археология — На сегодняшний день обнаружено более 25000 географических точек, упомянутых в Библии, и все они соответствуют библейским историческим описаниям. По словам еврейского археолога Нельсона Глюка, «ни одно археологическое открытие не противоречит библейским утверждениям». Иисус сказал: «Если они [Его ученики] умолкнут, то камни возопиют». (Лк 19:40). Письменные свидетельства — Среди священных писаний всех мировых религий только Библия содержит пророчества – конкретные и подробные предсказания, которые не могли исполниться сами по себе. За всю человеческую историю сбылось около 2000 ветхозаветных пророчеств; ни в одной другой мировой религии нет пророчеств, подтвержденных самой историей. «Я воздвигну им Пророка… и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему» (Вт 18:18). Устные свидетельства — Многие известные люди говорят о преобразующей силе Библии в их жизни. «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр 4:12).
— Разве не все религии одинаковы? — Утверждать, что все религии равноценны, можно либо игнорируя многочисленные противоречия между ними, либо считая эти противоречия мелкими и несущественными. Так, буддисты отрицают существование Бога, обращенного к каждому человеку; мусульмане утверждают, что Иисус не Бог, а просто — пророк; индусы полагают, что Иисус не более божественен, чем любой другой человек. Однако Иисус учил, что есть только один Бог, и Он един в Трех Лицах. Что же касается общения с Богом, то Иисус не оставил нам иного выбора, когда сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин 14:6).
— Разумно ли будет — принять Бога верой? — Человек часто принимает что-либо на веру. Например, садясь в автобус, пассажир едва ли знает водителя лично. Он не знает, что это за человек, и просто верит, что тот сделает свое дело хорошо. Входя в лифт, никто не станет проверять проводку и обшивку, а просто нажмет кнопку нужного этажа. Насколько же большего доверия заслуживает Господь! Вы можете доверить Ему свою жизнь. И это будет разумный выбор. «Ибо мы ходим верою, а не видением» (2 Кор 5:7).
— Как в Боге могут сочетаться столь несовместимые свойства, как любовь и гнев? — Любовь и гнев нельзя назвать несовместимыми. Любовь – это непреходящее свойство Бога. Он всегда стремится к наивысшему благу для вас. Гнев – это Божий ответ на грех. Божий гнев подобен очистительному огню и порожден Его чистой любовью. «И сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро» (Мал 3:3).
— «Вселенная возникла в результате случайного сочетания движущихся частиц (теория «Большого взрыва»)» — Образ Вселенной, которая возникла и развивается абсолютно случайно, явно противоречит ее сложному устройству, устойчивой и разумной организации. Если все детали часов поместить в коробку и миллион лет ее трясти, то сложного часового механизма все равно не получится. «Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? Или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» (Иов 38:4—7).
Скептику, который твердит: «Я никогда не видел и не слышал Бога», можно предложить задуматься над следующими рассуждениями: если слепые не видят звезд, а глухие не слышат звуков арфы, это еще не значит, что ни звезд, ни арфы нет в природе. Вера даст вам возможность увидеть Его следы, а открытое сердце — услышать Его голос. Тщательно подбирая слова и строго соблюдая логику, мы можем помочь атеисту пересмотреть его позиции. «Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше (да будет) всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол 4:5—6). Создайте атмосферу благожелательности и уважения, не нападай те на человека — «Правда ли, что вы не верите в разумного Бога-личность, сотворившего Вселенную?» «Насколько я понимаю, на самом деле истинных атеистов очень мало». Предложите взглянуть на вопрос о знаниях под иным углом — «Вы считаете себя человеком узких взглядов или широких взглядов?» — «Каким процентом знаний из всего багажа знаний человечества вы, на ваш взгляд, владеете?» Представьте весь багаж знаний человечества в виде большого круга. На листе бумаги нарисуйте большой круг и попросите человека: «Внутри большого круга нарисуйте круг, соответствующий объему ваших знаний». Затем спросите — «Поскольку вы считаете себя человеком широких взглядов, допускаете ли вы, что Бог может существовать вне круга ваших знаний?» Рассмотрите альтернативную оценку — «Поскольку вы согласились, что Бог МОЖЕТ существовать вне круга ваших знаний, то вы в действительности не атеист, а агностик – вы просто не знаете, существует ли Бог». Затем спросите — «Если Бог познаваем, хотели бы вы узнать о путях познания Его?» и если человек готов продолжать диалог, то вы можете поделиться собственным опытом (личные свидетельства) — «Бог стал реальностью в моей жизни, когда…»; — «Бог был неведом мне лично до тех пор, пока…».
Если вы сами не можете обрести веру, подумайте — «Что, по-вашему, мешает вам признать свою потребность познать Бога и испытать Его любовь?» — Грех гордыни ожесточает наши сердца и помрачает наше духовное зрение, не давая нам узнать Бога и Его любовь к нам. «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить ныне, чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» (Евр 3:12—13). Всем нам следует испытывать себя, свое сердце. Что обнаружили вы?
— Признайте, что вы грешили осознанно. «Потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3:23)
— Осознайте, что грехи отделяют вас от Бога, поэтому вы не можете Его познать. «Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать» (Ис 59:2).
— Примите смерть Христа, как ваше личное искупление. «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим 5:8).
— Признайте, что Иисус – единственный путь к познанию Бога. «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин 14:6).
— Примите Иисуса как вашего личного Господа и Спасителя. «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин 1:12). И помните, у Бога есть чудесный план для вас — «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер 29:11).
Мы желаем вам –
„Да не отходит сия книга закона от уст твоих, но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все,
что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно»
(Иис.Н. 1:8).
Надежда для души