«Мы не мыльные пузыри»: почему так важно помнить о наших предках
Два чувства дивно близки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам
На них основано от века,
По воле Бога Самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его.
А. С. Пушкин.
Стихотворение было написано в 1830 году. Наверное, каждый согласится с истинностью пушкинских слов. Отеческие гробы незримо связывают нас с родными людьми, ушедшими в мир иной.
Когда я езжу на машине, то часто слушаю радио ВЕРА. И вот один священник рассказывает о своей встрече с психологом. Женщина психолог рассказала ему, что она с коллегами проводила такой тест. Люди собираются в группу. Человек двадцать, или более. Выбирается один. И ему предлагается выбрать из этой группы человека, который похож на его отца, или ему симпатичен, в том смысле, что он бы хотел, чтобы таким же был его отец. Так же выбирает он и мать. Или похожую или чтобы он хотел, чтобы его мать была похожа на выбранного человека. Теперь выбирайте отца и мать для отца, и отца и мать для матери. То есть дедушку и бабушку. Теперь выбирайте для каждого из них отца и мать, отца и мать. Дерево разветвляется. Насколько хватит людей. Зависит от количества в группе. Сначала один. За ним два человека. Далее за отцом два и за матерью два и т. д. Человек поворачиваетесь к ним спиной, а они упираются в плечи ему. Прадеды к дедам, деды к отцам, отцы упираются в тебя. И ты потом падаешь на их руки. Человек вес тела перемещает на пятки, и не стоит сам, а опускает вес своего тела на тех, кто стоит сзади. А его держит мнимый отец и мнимая мать. А их мнимые дедушки и прабабушки. Так вот он висит на их руках. И так продолжается минуту, полторы. Затем они его ставят на место, и у людей расширяются глаза. Люди вдруг понимают, что их держат поколения ушедших из жизни или еще живущих людей. Я не сам в мире. Откуда я взялся? Были отцы и матери, у них были отцы и матери, и это все ушло далеко, далеко. И они все есть, и я есть благодаря им. Они могли быть грешниками, лентяями, преступниками. Или наоборот тружениками, милостивыми, образованными, целомудренными. Или трусами и скрягами. Кем угодно. Но эта смесь предков меня родила, и я опираюсь на них.
Так вот крупные мужчины, ростом под два метра плакали, когда проходили этот тест. Так она рассказывала. Они вдруг понимали, что за ними десятки и сотни людей. Я цветок на дереве, а дерево высокое и большое. Ощущение ладони на плечах, на лопатках, когда держали его мнимый отец, мнимая мать было как огонь. У них горели на плечах эти ладони. Они ощущали эти руки еще в продолжение долгого времени. И это очень важно: мы с вами не мыльные пузыри, вдруг появившиеся и вдруг исчезнувшие. Мы приходим в мир после кого-то, благодаря кому-то. Оставляем кого-то или что-то как плод в своей жизни. Передаем эстафету, и потом другие уже разбираются с нашей жизнью, потому что мы вложили себя в чью-то жизнь и это очень важно.
Мы не первые. Мы не Адам и Ева. За спиной у нас множество людей, которые являются нашими предками. Знаем мы их или нет. Это другой вопрос. Но они есть и от их семени мы появились. И даже те, кто умерли, они по-своему живы. Потому что у Бога все живы. И в какой- то степени мы связаны и с ними. Дерево имеет разветвленную корневую систему. Так же и любой человек имеет корни. Связь с ними очень важна для человека. Новый Завет начинается с книги родства Иисуса. Перечисляется множество имен — кто кого родил. Практически вся история Старого Завета заключена в этих именах. В родословной Христа. Для кого-то это китайская грамота. Но для нас, кто читает и любит Ветхий Завет, согласитесь, за каждым именем стоит история. Эта книга ведь не просто так открывает Евангелие. И показывает Его связь с поколениями, жившими до Него. Человеку важно знать, что он ни один в мире. Он связан не только с живущими сейчас, его современниками, но и с теми, кто жил до него и оставил свой след в истории.
Современная идеология не признает это и во многих странах даже отчество не пишут в паспорте. В Американском паспорте не пишут отчество. Майкл Хьюз и хватит. Джон Джонович никому не нужен не важно, кто был твой отец, есть ты и твоя фамилия. Для идентификации. Чтобы можно было тебя внести в списки налогоплательщиков или куда-то еще. Нам пока еще это важно и, слава Богу. Кто твой отец? Кто отец твоего отца и кто отец твоего отца? И чем глубже эти корни, тем серьезнее и глубже человек. Тем тверже он, тем глубже его корень, тем тяжелее его свалить. Чем меньше эта связь, тем он податливее под ударами судьбы. Падает и ломается. Церковь мудрая. Она понимает, что человеку необходимо чувствовать корневую связь. Поэтому евангелие начинается с родословной.
У Ефрема Амирамова есть такое четверостишье.
И кое-что я понял, наконец…
Если ж Вам меня понять захочется,
Вспомните, каким был мой отец…
Главное во мне — не я, а Отчество!..
Он горский еврей, выросший на Кавказе. И для него важно, как и для многих евреев, знать кто его отец, дед, прадед. Связь поколений очень важна. Как и память о предках. Может быть, поэтому евреи, жившие в рассеянии почти 2000 лет, смогли сохранить свою идентичность, культуру и традицию. И собрались в земле обетованной и основали новое государство. Может именно поэтому кавказские народы до сих пор не исчезли, хотя есть очень немногочисленные народы. (Менее 100 тысяч). Они вросли корнями в свою землю и чтут и уважают своих предков. Сейчас в эпоху глобализации и их пытаются подломить. Подрезать корни. На всех уровнях бытия. Создавая экономические проблемы, их вынуждают покидать свою родину, чтобы как-то прокормиться. На этом поприще успехи большие. На уровне культуры и традиции, пока не так успешно. Они даже на чужбине пытаются жить своими диаспорами и сохранять свои цивилизационный код. Мы же христиане должны прекрасно понимать, для чего размываются границы и культурные и границы государств. Глобалисты пытаются всех ввести в один мировой рынок. Всем привить свои ценности. Короче сделать народы похожими друг на друга для того чтобы пришел мировой правитель и народы поклонились ему.
Итак, будем помнить о своих предках, и не превращаться в Ивана родства непомнящего. Пусть чувство причастности станет пищей для сердца, как писал великий поэт, и чему немало внимание уделяет Священное Писание.
Перейдем ко второму чувству, которое так важно было для поэта.
Любовь к родному пепелищу – это любовь к родному дому, деревне, городу в котором вырос, ностальгия, тоска по родине. Она тянет человека возвратиться домой.
Родное пепелище во времена Пушкина не что иное как «малая родина». Это та земля, где родились, выросли и умерли предки. В те времена — не будем уточнять кому — выделялся кусок земли государем или помещиком и очищался этот кусок земли огнем. Выжигали на ней и траву, и деревья, и кустарники. А затем на этом пепелище строили основной первый дом, заводилось хозяйство, рождались дети, а затем и внуки, все воспитание проходило именно на этом кусочке земли из огня. Пепелище это кусок твоей Родины — Отечества, по крайней мере, так понимали это значение слова современники Пушкина. И поэтому, написав эти строки («Любовь к родному пепелищу»), Пушкин знал, что его поймут все без исключения его современники.
Завидовать, или преклоняться перед другой страной или цивилизацией, по меньшей мере, не разумно. Когда кричат, ну а что нам наша родина дала. Что в этой России такого особенного, или чем богата Российская культура? Вот Германия или Америка, вот это да. Но говорящие так и завидующие другим странам не глубоко понимают саму суть жизни. Да в Германии или Америке ты социально более защищен, и материальный достаток больше. Но нет ни одной страны, где не было бы тюрем, и преступников, где нет психбольниц, детдомов и домов престарелых. Где не плачут по ночам обманутые мужчины и женщины. Где не предают. Где нет слез над могильным камнем, где нет больниц и т. д. и т. п. Понимаете, о чем речь? Жизнь, суть жизни, ее главные составляющие они одинаковы. Все хоронят родных и близких, и сами когда-то умрут. Всем непросто растить детей и не спать ночами. Просто где-то асфальт шампунем моют, а где-то его дождь ополаскивает. Где-то рубашку каждый день меняют, а где-то раз в три дня. И все. Остальное одинаково. Поэтому завидовать и восхищаться другой страной, не стоит.
В середине восьмидесятых годов была очень популярна музыкальная группа «Воскресение». Мы тогдашние подростки с огромным интересом слушали их песни. Иногда солировал Константин Никольский, иногда пел Алексей Романов. У них есть песня под названием «Я ни разу за морем не был». Она начинается с таких слов:
Я ни разу за морем не был
Сердце тешит привычная мысль
Там такое же синее небо
И такая же сложная жизнь
Может там веселей и богаче
Ярче краски и лето теплей
Только так же от боли там плачут
Так же в муках рожают детей
Пропуская середину песни и приведу концовку:
Что задумано сделано пройдено!
Бросишь все ни о чем не скорбя.
Только где-то кончается Родина,
Если Родина есть у тебя.
Оглянись на прощанье и вот она
Под ногами чужая земля.
То ли птицы летят перелетные,
То ли крысы бегут с корабля
Очень созвучны эти слова с нашей темой. Понятное дело, это не Александр Сергеевич Пушкин, но, слава Богу, что и современные люди понимают, что важно знать свои корни, и постигать суть жизни ее глубину можно везде. Потому что смысл жизни всякого человека в Боге. А Бог повсюду и найти Его можно в любой точке земного шара.
Недавно прочел книгу Варлама Тихоновича Шаламова «Колымские рассказы». Был потрясен прочитанным. Понял, что мы вообще никаких трудностей и испытаний еще и не видели. Он около 20 лет провел в сталинских лагерях и на Колыме. Книга состоит из историй лагерной жизни. Вещи ужасные и порой непостижимые для современного человека. Прочтите, не пожалеете. Тяжелая книга, но полезная. Он писал и стихи, и еще несколько произведений написал уже, будучи на свободе. В Интернете есть фото рукописного текста. Он кратко описывает все, что увидел и понял в лагере. Там 42 пункта. Я вам несколько только прочту.
Что я увидел в лагере:
- Чрезвычайную хрупкость человеческой культуры, цивилизации. Человек становился зверем через три недели — при тяжелой работе, холоде, голоде и побоях.
- Главное средство растления души — холод, в среднеазиатских лагерях, наверное, люди держались дольше — там было теплее.
- Понял, что дружба, товарищество никогда не зарождается в трудных, по-настоящему трудных — со ставкой жизни — условиях. Дружба зарождается в условиях трудных, но возможных (в больнице, а не в забое).
- Понял, что человек стал человеком потому, что он физически крепче, цепче любого животного — никакая лошадь не выдерживает работы на Крайнем Севере.
- Увидел, что единственная группа людей, которая держалась хоть чуть-чуть по-человечески в голоде и надругательствах, — это религиозники — сектанты — почти все и большая часть попов.
Он сын священника, отказавшегося от веры еще до лагеря. А в лагере совершенно утвердился в безбожии. Он считал, что если такое происходит, то уж точно Бога нет. Хотя многие также прошедшие Колыму, видели Бога и там, и остались верными Ему. Почему я его вспомнил. Один из первых его пунктов гласит. Весь налет цивилизации и культуры человеческой, слетает через три недели холода, голода и побоев. Люди превращаются в животных. Остается одна злоба и желание выжить, пусть даже за счет своего ближнего. Поэтому когда кто-то превозносит немцев, или американцев, вспомните вот эти слова. Окажись они в подобных ситуациях, то выглядели бы ничуть непригляднее, чем наши сограждане. Недавно один мой приятель рассказал мне о наших общих знакомых. Они несколько лет назад эмигрировали в США и вот впервые вернулись в Россию проведать родственников. И эта женщина — эмигрантка сказала: «Буду на помойке жить в Америке, но никогда не вернусь в Россию». Она в неописуемом восторге от США. Любовь к отеческим гробам и родному пепелищу ей неведома. Такие люди не понимают, что существенные вопросы бытовой жизни могут быть гораздо лучше там, но сущностные вопросы бытия они везде одинаковы. И повторю, преклонение перед другим народом, возвеличивание его и другой страны это непонимание жизни. Тот же Шаламов писал, что единственные кто сохранял, человеческий облик это были верующие люди. И их вера не зависела от количества колбасы в магазинах и счета в банке. Верить в Бога можно везде, и оставаться человеком можно также повсюду. Я вообще уверен, что богатство для спасения души ничуть не меньшая опасность, чем бедность.
Но чтобы любить свою землю, свою Родину, ее нужно узнавать. Посещать музей, ходить на выставки, читать книги и т. д. Люди, живущие в Москве, имеют прекрасные возможности познавать свою землю. Это сердце России. Здесь, если не лениться и иметь интерес, практически каждый день можно обогащаться знаниями для сердца и ума. Просто нужно не только работать и по магазинам бегать, но и оставлять время для души.
Ехали как-то в одном купе четыре человека из Москвы.
-Ты где был, спрашивают у одного.
-Дочка родила, я с внуком две неделе гулял.
Второй пробегал по кабинетам, был в командировке по работе. Третий тратил деньги, ходил по ресторанам и игровым заведениям. Четвертый посещал церкви, общался с верующими. Ходил в музеи. Вопрос. Они были в одном городе? Нет. Они были в разной Москве. Глядя на поверхность невозможно что-то, надо в глубину копать. Чтобы быть людьми имеющими стержень, необходимо знать свои корни, и любить ту землю, на которой по Божьему промыслу ты родился и вырос.
Автор: Юрий К.