Соловьев В.С. «Магомед, его жизнь и религиозное учение»
Неоднократно сталкиваясь с теми, кто совершенно не знает ничего о религиозных взглядах людей, живущих рядом. Я усматриваю необходимость заполнять этот пробел. И поэтому хочу посоветовать прочесть книгу одного из лучших философов богословов 19-20 века В. С. Соловьева «Магомед, его жизнь и религиозное учение». Он описывает характер Мухаммеда. Его жизнь, его учение. О том, как тяжело и долго шло распространение ислама. Становится понятным, что ислам для арабов был спасительным кругом, который не позволил им утонуть в омуте язычества. До принятия ислама среди арабов были распространены детские жертвоприношения и многие другие изуверские ритуалы.
Цитата из книги: «В предании о ночной поездке Мухаммеда в Иерусалим (см. выше) рассказывается, между прочим, как в “доме поклонения” пророку после молитвы были предложены три чаши: одна с медом, другая с вином и третья с молоком, – и он выбрал из них последнюю.
Между языческой чувственностью (мед) и христианской духовностью (вино) ислам, в самом деле, есть здоровое и трезвое молоко: своими общедоступными догматами и удобоисполнимыми заповедями он питает народы, призванные к историческому действию, но еще не доросшие до высших идеалов человечества.
Для арабов и других народов, принявших религию Мухаммеда, она должна стать тем, чем был закон для иудеев и философия для эллинов, – переходной ступенью от языческого натурализма к истинной универсальной культуре, школой спиритуализма и теизма в доступной этим народам начальной педагогической форме».
Ислам не дотягивает, если можно так выразиться до христианства, но в тот исторический период это было очень прогрессивное религиозное учение, которое также как христианство и иудаизм исповедовало монотеизм. Много цитат из Корана, которые, на мой взгляд, помогут взглянуть на эту религию несколько иначе. Например, цитата из главы «Взгляд Мухаммеда на самого себя». “Скажи: я не первый из посланных. Я не знаю, что будет со мною и с вами. Я следую тому, что мне открыто. Мне поручено только проповедовать” (Сура XLVI, 8).
Так как “люди писаний” были мусульманами прежде Корана (Сура XXVIII, 53), то миссия Мухаммеда к ним прямо не относится; он послан к арабам, не имевшим откровения прежде него: “прежде тебя мы не посылали им ни книги, ни апостолов” (Сура XXXIV, 43).
Коран есть писание для арабов; он не отменяет Пятикнижия и Евангелия для получивших эти книги, но он заменяет их для арабов. Религиозный закон остается прежний для народов, получивших писания; и на земле, и в последний день каждый из них судится своим пророком и по своей книге.
“Христиане пусть судят по Евангелию; кто не судит сообразно тому, что ниспослал Аллах, поступает превратно” (Сура V, 51).
Одним словом, прочтите, будет интересно и поучительно. Пусть эта книга станет очередным шагом к пониманию взглядов других людей. А значит и к более взвешенному подходу в миссионерской деятельности.
Автор: Юрий К.