Ещё одна грань любви…

Много лет назад, в начале 2000-х, мы были еще молодыми по возрасту, и почти все молодые в христианской вере. Большинство из нас были из новообращенных, так называемые неофиты, сидели на лекции почтенного профессора богословия и пастора с сорокалетней практикой и слушали новые для многих из нас догматы христианства, а также истории из жизни поместных церквей. Наш уважаемый учитель и пастор родился и жил в Австралии пятьдесят лет. Но вот уже в течение 10 лет он трудился в России. Он вместе с женой переехал жить на Северный Кавказ. Дети у них уже были взрослые и остались на Родине. Они организовывали христианские курсы в республиках исконно мусульманских. А также уезжали в Среднюю Азию, когда были возможности. И он рассказал такой случай, который произошел во времена, когда они еще жили в Австралии. Молодая мама, член их церкви, занималась обычными домашними делами. Ей понадобилась, уже не помню зачем, ванна с очень горячей водой. Она включила кран, откуда бежал кипяток, набирала ванну, а младенца посадила рядом с собой на край ванны, придерживая руками. Что там произошло, и как это случилось, никто уже не скажет, но младенец вырвался из рук матери и упал в ванну с кипятком. Его не удалось спасти. Он сварился заживо. Страшная трагедия, которая потрясла всех, кто знал эту историю. И ему пришлось как священнику, тогда еще молодому, идти в дом к несчастной женщине и утешать ее. Он спросил тогда нас. А как вы думаете, кто виноват в том, что случилось, и что нужно было сказать убитой горем матери?

Ответы были разные. Кто-то говорил:

– Надо молиться, чтобы Бог ее утешил.

Кто-то честно отвечал:

– Не знаем, что и сказать в такой ситуации.

Кто-то предполагал, что это во благо, может быть Господь забрал пока еще безгрешного младенца. Одна женщина сказала:

– Она сама виновата, безрукая что ли.

Все внутри содрогнулись от этого ответа. Все понимали, что в тот момент это было бы крайне жестоко, сказать ей такое. Одним словом, разные были ответы. Профессор тогда открыл Священное Писание и прочел один стих: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими». Рим.12:15. А ведь верно. Иногда стоит помолчать и вместе поплакать с человеком. Вспомните друзей Иова. Когда они молчали, они действительно, помогали страдающему Иову. Как только они заговорили, надеясь облегчить его участь, они только усилили его страдания. Я на всю жизнь запомнил эти слова. Но со временем осознал, что ох как не просто радоваться с радующимися. Плакать — дело другое. Сопереживать намного легче.

Согласитесь, что даже своему врагу сочувствовать гораздо проще. Представьте, что тот, кому вы завидуете, или кого недолюбливаете, попал в аварию, или похоронил близкого человека, или обанкротился, или заболел. С ним произошло то, о чем говорят, и врагу не пожелаешь. У нас и вправду сердце сжимается, когда слышим подобное. И мы даже помолимся за этого человека, хотя еще вчера его терпеть не могли и от зависти зеленели. А если у него успех, если его повысили на работе, хотя, по вашему мнению, вы должны быть на его месте? Его дети отлично учатся в школе, его здоровье просто отменное, как тогда. Порадуетесь ли вы с ним вместе? Ага, вот проверка.

Есть такая скандинавская легенда, которая хорошо поясняет то, о чем я сказал. Умирает вождь племени, старый конунг, и возле его одра болезни и смерти стоит его лучший друг. Молча, сосредоточено, наблюдая последние часы земной жизни своего боевого товарища. И на короткое время, придя в себя, умирающий говорит: «Я жил один, и умираю один». Его друг шокирован этими словами. Выходит из оцепенения и горько упрекает его. Как ты можешь так говорить эти обидные слова. Мы столько претерпели, вместе сражались бок о бок во многих битвах! Спали на земле и укрывались одним плащом. Мы выручали друг друга в сложнейших ситуациях. И ты теперь говоришь, что ты жил один и умираешь один?! Ты мой лучший друг, как ты можешь упрекать меня в этом? Тогда умирающий набирается сил и говорит: «А помнишь ли ты тот день, когда умирал старый вождь, мой предшественник, и он сказал, что хотел бы видеть меня на своем месте? Тот день, когда он передал свои права и полномочия мне? Это для меня был великий, торжественный и радостный день. А ты радовался вместе со мной? В радости я был одинок, и умираю один. А помнишь другой день, когда самая красивая девушка нашего племени сказала, что согласна стать моей женой? Какой счастливый это был для меня день. А ты радовался моей радостью? В радости я был один и умираю один». Не было того, кто разделял с ним не трудности и горести, а того, кто радовался бы с ним от чистого сердца. Эта легенда доносит до нас суть, того, что нам не сложно сопереживать в беде человеку, но радоваться чужому успеху — это подвиг.

Не радоваться чужому благу есть одно из самых недостойных отличий огрубевшего сердца, огрубевшей от греха души человеческой. Николай Сербский в одной из книг написал такие слова. «Соловей поет два часа утром, не съев еще ни одного зерна. А некоторые просыпаются утром и открывают свой рот не для молитвы и доброго слова. А для злословия и обжорства. Так, может быть, поучиться у птиц небесных? Не спрашивайте о благе, чье оно. У блага нет хозяина на земле, оно гость издалека. Мы, сотворенные и смертные не собственники блага, но певцы его. Печалиться чужой печали могут и грешные старики, но радоваться чужой радости могут только дети, и те, кто невинны как дети. Истинно говорю вам, говорит Господь, кто не примет Царства Божьего как дитя, тот не войдет в него. А что есть Царство Божье — это совокупность всех благ и отсутствие всякого зла. Невинное дитя радуется чужому благу, ибо для младенца радость не может быть чужой. Он разделяет улыбку любых уст, даже и насмешку он воспринимает как улыбку. Никто на земле так не подобен Богу, как невинное дитя. Радость за другого человека это признак совершенства и святости. Христос, придя на землю, принес Божью благость. И кто обрадовался этой благости? Дети и те взрослые, которые своей неиспорченностью были похожи на детей. Но эти блага не обрадовали людей с помраченным умом и окаменелым сердцем. Их они напротив опечалили и озлобили. Христос показывает, как можно победить и силы природы, и болезни, и грехи, и вокруг Него толпятся и радуются дети, а книжники замышляют, чтобы убить Его. Он исцеляет несчастного в субботу, а фарисеи вместо того, чтобы радоваться за исцеленного, зеленеют от зависти, и готовы убить и самого счастливца, и того, Кто сотворил чудо. Христос как водораздел. Он делит людей на две части. Тех, кто радуется чужому благу и тех, кто озлобляет свое сердце».

Один человек сказал, что секс без любви это грех, а ему в ответ можно добавить, любое дело без любви грех. Представьте врача или хирурга, который не любит свое дело. Посмотрите на учителей, которые не любят свой труд. Именно такие деятели без любви к людям и своей профессии, приносят больше вреда, нежели пользы. Но, а если я помогаю кому-то, или подаю милостыню, но не испытываю доброго расположения к этому человеку, разве это грех? Я отвечу, что это нечто неполноценное. Это доброе дело, но оно тебе самому не приносит благо. Начни делать что-то и любовь придет рано или поздно. Что такое грех? Грех это действие. Блуд, пьянство, сквернословие, сребролюбие, поступки, рожденные завистью и многое другое. Это дела. Но и добро это действие. Чтобы в нас проросли плоды Духа: радость, мир, долготерпение и другие, необходимо трудиться. Если вы приехали в середине лета на свой участок, а до этого там ничего не делали, то там не будет ни огурцов, ни помидоров, а один сорняк. Потом и кровью, как принято говорить, достигаются добрые плоды. Поэтому начни делать дела любви, пусть даже не испытываешь чувств, или симпатии к человеку. Делай дела, и плод Духа обязательно наполнит тебя. Попробуй радоваться вместе с человеком. Хотя бы поздравь с успехом. Пожелай здоровья, помолись за того, кто тебе неприятен. Предложи помощь и т. д. Делай что-то и благорасположение придет. Это опыт многих поколений христиан, которым они делятся. И я уверен, что и у вас есть подобный опыт, когда вы начинали что-то делать доброе, скрипя зубами, но Святой Дух благословлял вас и утешал, и направлял, и поддерживал.

Вот смотрите. Муж приходит домой и заявляет жене, что ему повысили зарплату. Как вы думаете, она рада за него? Да, может быть, даже больше, чем он. Ваша дочь приходит из школы и говорит, что она лучше всех написала диктант. Учитель похвалил её перед всем классом. Вы ее обнимете, и захотите, наверное, ей сделать какой-то подарок. Или ваш сын совершил благородный поступок, и вы радуетесь. А почему так происходит? Все очень просто, вы их любите. Поэтому и радуетесь вместе с ними, и за них. Другой пример, вы на дороге, вас кто-то подрезает, и вы злитесь, и даже можете выругаться на человека. Но если ваш любимый или любимая перекроет вам дорогу, вы же не станете орать? Улыбнетесь, уступите и поедете дальше. Этот человек свой. Если мы людей будем считать своими и любить их, то станет жить проще буквально всем. Равны вы с ним, не равны, не будет разницы. Умнее он вас или моложе, все равно. «Пусть с тобой будет Бог», так мы благословляем своих близких каждое утро. С добрым расположением нужно относиться ко всем людям. В Любви есть совершенство. И чтобы достигнуть этого совершенства, нужно научиться радоваться с радующимися. Это еще одна грань любви. Любовь многогранна. И постепенно шаг за шагом, упражняясь и совершенствуясь, мы учимся любить. Мы все эгоисты по сути своей. Сначала выходим за рамки своей персоны, и распространяем любовь на семью и близких. Это первый шаг. Идем дальше, и учимся любить братьев и сестер в своей поместной церкви. Ведь согласитесь, есть те, к кому мы недоброжелательно относимся в своей церкви. Следующий шаг, братство любите, как писал Апостол Петр. Учитесь любить всех христиан, и радоваться, если что-то у кого-то получается лучше вас. Любите свою страну и свой народ. Для этого нужно прилагать труд. Читать классику, много читать. Знать историю своего народа. Его культуру и искусство. Не существует бездарного, бесталанного народа. И, может быть, когда-то, если проживете долгую жизнь и не опустите руки, вы приобщитесь к мировой культуре, и сможете полюбить по-настоящему и другие народы. Но это удел единиц и гениев. Нам бы хотя бы приблизиться к любви к своей стране и народу. И это очень много. Ведь мы еще не можем радоваться, а значит, и любить даже членов своей поместной церкви. Иначе не было бы столько разделений и расколов. Не было бы столько сплетен и интриг, если бы научились радоваться успехам своего брата, как своему успеху. Вспомните слова Павла: «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом». Гал. 5:15 . Не будем подобно фарисеям, которые замышляли зло, и, в конце концов, убили Христа за добрые дела. А будем как дети, которые радовались за всякого, кому Бог даровал благо. Терпения и мужества всем нам, и Божьей помощи на этом нелегком поприще!

 

Автор: Юрий К.

Об авторе:
  1. Остап и Келина Reply

    Сначала вроде хорошо и понравилось, полезно. А дочитали до конца и впечатление уже другое. Что-то не так в этой статье. Вроде «начали за здравие, а кончили за упокой». В конце уже и не любви вроде. Жаль.

  2. Степан Reply

    Да, соглашусь с Остапм. Есть такое впечатление.

Оставить комментарий