«Мир ловил меня, но не поймал»: немного о жизни Григория Сковороды
Григорий Сковорода — выдающийся просветитель украинского народа 18-века. В нем соединились многие дарования: философа, поэта и композитора. Он имел простое происхождение, поэтому был близок к людям. Тяжелая постоянно в нужде жизнь не ожесточила сердце Григория, но сделала его отзывчивым и чутким ко всякому человеку, и к людскому горю. «Дух отдалял его от всяких привязанностей, делая его пришельцем и странником, возделывал в нём сердце всемирного гражданина…». «Г. Сковорода принадлежит к когорте мыслителей, образ жизни которых, во многом гармонирует с учением. Избрав свой жребий, он никогда не проявлял желание жить лучше, а воспитывал желание быть лучше. Он жил стремлением к духовному самосовершенствованию, достигая вершин человеческого духа».
Григорий Сковорода родился на Украине, в селе Чернухах, Киевской области, Лубенского района, в 1722 году. Отец и мать его были из казаков, но имели мещанское состояние. Отличались честностью, странноприимством, миролюбивым отношением к окружающим их соседям. Григорий, в семилетнем возрасте отличался склонностью к чтению, к музыке и наукам. Самостоятельно и с большим желанием посещал церковь, где на клиросе пел в церковном хоре. По его желанию отец отдал его в Киевское училище, для получения образования. Своими способностями Григорий превзошел своих сверстников. За особенные дарования к музыке и отменно приятный голос, он был выбран для пения в придворной капелле при царствовании императрицы Екатерины. Пребывание его в Санкт — Петербурге не было долгим, и он снова оказался в Киевском училище. Уровень образования в Киеве ему показался недостаточным. Он мечтал восполнить свое образование за границей. Скоро представился ему такой случай. Григорий был отправлен в Венгрию и взят под покровительство генерал — майора Вишневского для служения в Греко — Римской церкви. С разрешения генерала посещал Вену, Офен, Пресбург и другие места, где старался знакомиться с людьми учеными. Хорошее знание латыни, немецкого и греческого языков способствовали знакомству и признанию его таланта. Таким образом, Григорий мог получить новые познания, каких не мог приобрести на Родине.
Вернувшись из чужих краев, и получив хорошее образование, он оставался в крайней нужде без работы и жилья. Скоро освободилось место учителя поэзии в Переславле, куда он отправился по приглашению местного епископа. Григорий, имея обширные знания, написал рассуждения о поэзии и руководство к ней. Эта работа отличалась от того, что преподавали в школе. Епископ приказывал преподавать по старому, но Сковорода, убежденный в своей правоте, не согласен был изменить написанные им правила поэзии, которые были проще и разумнее для понимания учащихся. Тогда епископ, восприняв его твердость, как гордость и непослушание, уволил его из школы. Таким образом, Сковорода снова оказался без работы в доме своего друга. Он не решался просить помощи и переносил свои трудности скромно и молчаливо. «Нужда посеяла в нем семена терпения, и сделала его мудрым и счастливым».
Недалеко от места проживания Сковороды жил дворянин Стефан Томара, которому понадобился учитель для обучения сына. Таким образом, Григорий оказался воспитателем молодого барина. Целый год продолжалось обучение. Однажды, во время разговора со своим воспитанником, Григорий спросил его, как он мыслит о сказанном? Воспитанник на этот раз ответил неприлично. Сковорода, слыша ответ, сказал, что он мыслит об этом, как свиная голова. Слуги донесли об этом случае родителям, и последовало увольнение. После этого, ему представился случай поехать в Троице-Сергиеву лавру, где наместником был Кирилл бывший епископ Черниговский. Он по слухам знал дарования Сковороды, поэтому, встретившись с ним, уговаривал его остаться в лавре для работы в училище, но любовь к родному краю возвратила Григория в Малороссию. Возвратившись в Переславль, он снова получил приглашение от Стефана Томары быть учителем для его сына. Здесь он учит его словесным наукам и языкам. Наконец пришло время молодому воспитаннику заниматься учебой в другом месте, а Сковороде судьба приготовила другое занятие. По желанию местного епископа Григорий был приглашен на должность учителя поэзии в Харьковское училище. Оригинальный образ мысли, учения, жизни заставил обратить на себя внимание общества. Одевался он пристойно, но просто. Питался в основном зеленью, плодами и молочными продуктами. Мясо и рыбу не употреблял вообще. Спал он, не более, четырех часов в сутки. Вставал рано до зари, часто уходил за город, чтобы насладиться чистым воздухом и лесом. Всегда был весел, бодр, подвижен, воздержан. Почтительно относился ко всякому состоянию людей. Посещал больных, утешал печальных, делился с голодными. Прошел год его работы. Епископ, желая оставить Сковороду при училище, предлагал ему стать монахом, обещая довести его до высокого духовного сана. Григорий, выслушав его, сказал: «Разве вы хотите, чтобы я умножил число фарисеев? Ешьте жирно, пьёте сладко, одеваетесь мягко и монашествуете! Я полагаю монашество в жизни не стяжательной, всем довольной, воздержанной, в лишении всего ненужного, дабы приобрести нужнейшее, в отвержении всех прихотей, дабы сохранить себя самого в целости, в обуздании самолюбия, чтобы исполнить заповедь любви».
После этого Сковорода снова оказался у своего приятеля в деревне, недалеко от Белгорода. Здесь он писал сочинения о познании себя, и стремился к тому, чтобы поучать сердце свое «не дерзать господствовать над порядком промысла Божьего, но повиноваться ему со всем смирением». «Он мыслил, что счастье человека состоит в том, чтобы, узнав собственную в себе способность, по оной употребить себя в жизни. Так, многие богословы, были бы, может быть, лучшими стряпчими по делам. Многие ученые — разносчиками, многие судьи – пахарями, военачальники – пастухами. Поэтому, одно и то же состояние жизни одного человека ублажает, а другого портит. Одного человека воинский сан прославляет, а другого посрамляет. Одного царский венец украшает благословением, а другого низвергает во тьму кромешную с проклятием имени его. Одного богословие делает светильником мира, обладателем над сердцами, славным без славы, почетным без почестей, а другого – обманщиком и лицемером. Одного учение возвысило до небес, а другого низвело до ада. Одному судейство доставило имя благодетеля, а другому – разбойника. Одному начальство в похвалу и честь, а другому в хулу и поношение. Одного монашество осветило, а другого и погубило вовеки…»
В 1764 году Сковорода вместе с другом своим поехал в Киев. Посетили Печерскую лавру, где Григорий рассказывал об историческом месте, о древних обычаях, о духовном благочестии усопших святых. Многие из его знакомых и родственников в Печерской лавре, говорили: «Полно бродить по свету! Пора пристать к гавани, нам известны твои таланты, Святая лавра примет тебя, как мать свое дитя, ты будешь столб церкви и украшение обители. – Ах, Преподобные! — возразил он с горячностью. – Я столбов умножать собою не хочу, довольно и вас, столбов неотесанных, в храме Божием. За этим приветствием старцы замолчали, а Сковорода, смотря на них, продолжал: «Риза, риза! Сколь немногих ты опреподобила! Сколь многих окаянствовала, очаровала. Мир ловит людей разными сетями. Он накрывает их богатствами, почестями, славою, покровительством, утехами и святостью, но всех несчастнее есть последняя. Блажен, кто святость сердца, то есть счастье свое, не сокрыл в ризу, но в волю Господа!»
Не прошло и двух месяцев, как Сковорода из Киева приехал в Харьков, где губернатором был Евдоким Алексеевич Щербинин. Он не имел образования, но был от природы здравым человеком, любил науки, музыку. Позвав к себе Григория, сказал ему: «Честный человек! Для чего не возьмешь ты себе никакого известного состояния? – Милостивый государь, — отвечал Сковорода. – Свет подобен театру: чтобы представить в театре игру с успехом и похвалою, то берут роли по способностям. Действующее лицо в театре, не по занятости роли, но за удачность игры вообще, восхваляется. Я долго рассуждал и понял, что не могу представить себе в театре жизни, никакого лица, кроме как низкого, простого, беспечного, уединенного. Я эту роль выбрал и доволен. Губернатор, смотря на него с удовольствием, полюбил его и сказал предстоящим: — Вот умный человек! Он действительно счастлив; меньше было бы на свете глупостей, если бы люди так мыслили».
В 1768 году Сковорода был приглашен для преподавания в Харьковское училище. Он охотно принял предложение, но не захотел получать плату за обучение, считая, что удовольствие в преподавании заменяет всякую мзду. В то время, он написал сочинение, которое называлась: «Начальная дверь к христианскому добронравию для молодых». Сочинение содержало простые истины, основанные на познании Бога и почитании Его. Епископ Белгородский нашёл некоторые неясности в его сочинении, воздвиг гонения, чем заставил Сковороду удалиться от молвы и притеснений духовенства. Поселившись в Гужвинском, сохраняя спокойствие духа, написал сочинение: «Наркисс, или о том: познай себя». Продолжая там проживать, написал сочинение под названием: «Книга Асхань, о познании себя самого». Враги, желавшие навредить Сковороде, разглашали повсюду клевету о том, что он осуждает употребление в пищу мяса и вина. Признали его виновным в манихействе, объявили его богохульником. Сковорода, узнав об этом, пришел в город и, найдя в одном собрании случай объясниться говорил: «Было время и теперь бывает, что для внутренней моей экономии воздерживаюсь я от мяса и вина. Не потому ли лекарь осуждает, например, чеснок, когда велит воздержаться от употребления оного тому, у кого вредный жар вступил в глаза? Всё сотворено Творцом, но не всем всегда бывает полезно. Правда, что я советовал некоторым, дабы они осторожно поступали с вином и мясом, а иногда совсем от того отводил их. Вот, почему приняли меня за манихея. Не ложно то, что всякий род пищи и пития полезен и добр; но надлежит брать в рассуждение время, место, меру, особу. Не бедственно ли было бы сосущему грудь младенцу дать крепкой водки? Или не смешно ли работающему в поте лица весь день на стуже дровосеку, подать стакан молока в подкрепление сил его? Как же не справедливо почли меня за манихея, так и не достойно за человеконенавистника и ругателя даров Божиих».
С 1769 года Сковорода был лишен всякой преподавательской деятельности. Последние двадцать пять лет своей жизни он странствовал по Украине, проповедуя свое учение среди простого народа. В этот период времени он создает основные философские диалоги, трактаты, притчи. В 1794 году он приехал в Ивановскую слободу к помещику Ковалевскому, где и скончался 29 октября 1794 года. Перед кончиной завещал похоронить на возвышенном месте рядом с лесом и сделать надгробную надпись: «Мир ловил меня, но не поймал».
Автор: Лемещенко Александр Федорович