Ответ на некоторые комментарии
Статьи об иконах и иконоборчестве вызвали хорошую дискуссию в форме комментариев. Что можно сказать по поводу комментариев? В них каждый, кто это делает, выражает собственное мнение. Вот, например, текст одного из комментариев:
Мне намного больше понравилась вторая статья про иконы. Там есть частично ответ на вопрос автора первого комментария. Эта статья произвела двойственное впечатление. Особенно поразили и вызвали улыбку слова «когда появился ислам в 7-м веке с его радикальным и тотальным запретом на изображения или иконы и при этом христиане во многих местах в массовом порядке стали переходить в Ислам, в самом христианстве это воспринималось, можно сказать, как катастрофа. Кстати одним из важнейших оправданий перехода в Ислам для тех, кто перешел, и были прижившиеся в церквях изображения.
В Восточной части Римской империи, Византии, единственной выжившей после германского нашествия, верховная власть, сами императоры, решили, что для удержания отпадавших в Ислам территорий, нужно избавиться от икон. И тогда в Православной греческой, византийской Церкви началась эпоха иконоборчества.» Интересно спросить автора, сами придумали или у другого фантазера позаимствовали? Сразу понятно, что представление об этом у вас самое поверхностное, вопросом вы не интересовались и причины иконоборчества не вполне понимаете.
Да, я не считаю себя каким либо специалистом в вопросе иконоборчества и иконопочитания, но вопросом этим я интересовался и в этот раз привожу ссылки некоторых авторов. А вообще, в целом, очень многие историки христианства связывают иконоборчество с появлением ислама. Далее привожу цитаты:
О причинах иконоборчества много спорили в науке. Одни видели в нем влияние мусульманского востока с его запретом человеческих изображений, попытку некоего психологического компромисса с Исламом… (Александр Шмеман Исторический путь православия гл. Византия §2)
В иконоборчестве обнаруживается также исламское влияние. После завоевания арабами в VII в. Палестины, Сирии и Египта, Византия оказалась в состоянии непрекращающегося, военного и идеологического противостояния исламу. И христианство, и ислам притязали на статус мировой религии. Ислам все время подчеркивал, что мусульманская религия — самое новое и, следовательно, самое высшее и самое чистое откровение Бога Авраамова, и неустанно обрушивал на христианство обвинения в многобожии и идолопоклонстве, указуя на христианское учение о Троице и на употребление икон. Именно на это обвинение в идолатрии должны были отвечать — и отвечали — рожденные на Востоке императоры VIII в., решив очистить христианство, чтобы оно лучше отвечало на вызов ислама.
В начале своего господства арабы, в общем, проявляли терпимость в отношении христианских изображений. Но, будучи противниками изображений, не могли не раздражаться христианскими образами, и в 723 г. халиф Иезид дал приказ уничтожить иконы во всех христианских храмах подвластных ему стран. После этого мусульмане стали преследовать иконы и их почитание. Однако эти преследования не носили последовательного и систематического характера. http://iconpainting.narod.ru/musulman_vliyanie.html
Большое значение в росте иконоборчества сыграло появление ислама, враждебно относящегося к изображениям одушевлённого. В районах империи, граничащих с территориями арабских племён, издавна процветали христианские ереси монтанизм, маркионитство, павликианство. Для их адептов ислам оживил сомнения в законности икон. Византийские императоры, стремясь обеспечить мирное соседство с мусульманами, шли на уступки иконоборцам. Так император Филиппик перед своим свержением в 713 году собирался издать закон против почитания икон. Защитники иконопочитания называли таких императоров-иконоборцев «сарацински мудрствующими». (https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43567454093/Ikonoborchestvo-v-Vizantii)
Полагаю этих ссылок достаточно, чтобы проиллюстрировать эту связь между иконоборчеством и исламом. Для наблюдательного историка эта связь не вызывает сомнений.
В целом же вопрос об иконах и иконопочитании в православии и отсутствии икон у баптистов нуждался в освещении и осмыслении. В рамках этого осмысления, надеюсь, мои статьи сыграли свою роль. Полагаю, что есть и другие интересные вопросы в области сравнения жизни и практики разных церквей, о которых стоит поговорить.
Автор: Николай А. Корнилов
Ответ слабый и малоубедительный. Если бы христиане так гибко подстраивались и прогибались бы под изменичвый мир, то христианство давно бы уже прекратило свое существование. Из вашего ответа остается непонятным как они у вас от Троицы не отказались в угоду исламу.
Добавлю. Если приводите известные имена, то не приписывайте их авторам свои представления. Шмеман о влиянии ислама писал всего лишь как об одной из возможных причин. Одной из нескольких!
Даже автор статьи с сайта иконописной лавки, на которого вы ссылаетесь как на «вдумчивого историка» перечисляет и другие причины (в отличие от вас). На том же сайте есть еще одна его статья, более подробная, ее вы тоже проигнорировали. Очень предвзятый у вас подход. Вполне в рамках ваших традиций.
Брат дорогой,не пишите вы больше статей про иконоборчество. Ну правда, неловко читать. Хорошо хоть православные это не видят. Посмотрел я по вашим ссылкам, вы же из Шмемана вырвали пару строк, чем исказили его мысли. В той статье цитата его была приведена более полно, а вы ее здорово урезали. То же и с другими. Пишете про каких то видных ученых иториков а статью привели с сайта иконной лавки.Там две статьи этого человека на эту тему, вторая более полно освещает эту тему. Вы её не привели и ссылки не дали. Автор статьи на что вы ссылку дали пишет о себе как о составителе, что он только подготовил по другим работам. Ни разу не ученый.Но к нему претензий нет, он и не претендует. Это вы в заблуждение ввели. Даже стыдно. Что же вы серьезных ученых не привели, их книги и статьи. В общем все как было так и осталось. Уровень подготовки видно слабый дают в наших христианских учебных заведениях.
Вспомнил слова профессора Преображенского из Собачьего сердца, что не надо читать советских газет. Сделал вывод, что не надо читать никаких статей наших братьев затрагивающих традиции православных. Наши авторы похоже слабо подкованы и не имеют научного подхода, чтобы преодолеть свою предвзятость. Может хватит уже?
Самое обидное, что ведь найдутся те кто будет писать что хорошая статья, браво, бис! Что неудивительно если столько лет держать людей в неведении и давать искаженную информацию. Вроде и не совсем ложь, просто чуток сказал, а основное оставил за бортом. Но это тоже обманом считается. Раз не можете беспристрастно вопрос рассмотреть, то вообще не пишите лучше. Не надо будет потом объясняться, в заблуждение людей вводить. Вы как начинаете это делать так сразу люди чувствуют неправду. Потому и пишут вам. Так вы опять за свое в этой уже третьей статье. Чем дальше тем хуже.
Радует что 90е остались позади и люди стали больше осознавать себя русскими. Потому и такая реакция на ваши статьи. Пусть мы протестанты, баптисты, но мы все равно русские, наша родина Россия. Нам неприятно когда других русских христиан и их веру рисуют не теми красками. Время непростое, нам верующим надо стремиться к единству вокруг Господа, чтоб за страну нашу и народ стоять в молитве. Да что вам говорить. Вы все равно все перекрутите да переиначите чтоб вывернуться и обелить себя.
Да ладно братья. Что уж так-то реагировать. Зря конечно брат Николай продолжает, и правда чем дальше тем только хуже все выходит. Но он же не со зла вроде не против народа и России, да и на православие прямо не нападает. Ну есть чуток, так и то прикрыто. В принципе понятно он ведь не православный, воспитан и научен был так. И то хорошо что про богословский аргумент в пользу почитания перед этим написал .
Я вобще не понимаю зачем на сайте баптистской церкви баптистскому пастору для баптистов про это писать? Неужто появился массовый интерес к иконам и чтоб удержать статьи понадобились. Прям как тогда чтоб христиане в ислам не перебегали)))
Мне тут бабуля одна подсказывает, что праздник есть такой в православии, вроде день отмечается торжества православия. Это когда на соборе всех церквей христианских установили иконопочитание. Может и правда брат статью по этому поводу написал. На мой взгляд это как то не очень. Ну есть у них праздник и пусть празднуют. Нам то что до этого если для нас это значения не имеет? Думаю только лишние вопросы такими статьями вызывать. Лишние это. Ну мне пора домой собираться.
Прочитали ваши статьи, Впечатление неоднозначное. Есть что очень понравилось, оценили это. Есть то, что было лишним. На это и поступили недовольные отзывы. Все же считаем будет правильно поблагодарить вас за труд. Вы писали, думали, время потратили, чтобы написать об этом. Хотелось бы чтобы христиане умели ценить это и быть благодарными. Критика конечно может быть, и мы частично согласны с высказаными замечаниями, но мы считаем, что прежде надо сказать спасибо. Этого пока у нас мало.
Да, действительно, меня попросили написать на тему, почему у баптистов нет икон. Я написал, это было главной темой. Все остальное — влияние ислама на иконоборчество и т.д. и т.п. — побочные, второстепенные вопросы. Обвинять меня в некомпетентности по двум статьям — дурной тон. Вы, обвинители, меня не знаете, а судить по 2-м статьям, тоже весьма опрометчиво. Так что, будем терпимее к мнению других людей. Со своей стороны я прекращаю полемику на эту тему. Всем читателям и комментаторам — благословений Божиих.
Спасибо. Но статьи на подобные темы надо писать особо аккуратно и конкретно. Если бы автор ограничился строго ответом на вопрос, не возникло бы критических комментариев и недовольства.
Брат Николай написал
В целом же вопрос об иконах и иконопочитании в православии и отсутствии икон у баптистов нуждался в освещении и осмыслении.
Согласен с этим полностью. А то отказ от икон свелся только к исламскому влиянию и трусости византийских императоров. Других причин в статьях не указано. Думаю было не так. Хотя может быть и ислам тоже.
Простите забыл поблагодарить за труд, за статьи.
Двойственное впечатление от этих статей брата Николая. Но соглашусь, прежде всего надо поблагодарить человека за труды.
Со многими замечаниями, высказанными в комментах могу согласиться. Но все же надо отметить, что на фоне обычных для протестантских христиан негативных статей в адрес почитания икон и вообще православия, эта статья все же более объективна и написана в спокойном тоне.