Услышь призыв Иисуса Христа
Каждый ушедший год заставляет каждого из нас сделать ревизию прожитой жизни. И вопрос, который стоит перед нами: какой плод мы приносим, считая себя христианами? Мы живем перед Богом, слышим Евангелие, восхищаемся словами Христа, бывают даже такие моменты, когда наша душа просыпается, но проходит какое-то время, и рутина повседневной жизни, житейские заботы снова овладевает нами. И уже нет того полета души, восторга, и Евангелие не откликается в нашем сердце. Подобное состояние человеческой души очень ярко и выразительно описал один из поэтов:
Поздний колокол, звучащий над равниною большой,
Прогреми над сердцем, спящим, над коснеющей душой.
Звоном долгим, похоронным, всепрощающе прощальным,
Прозвучи над сердцем сонным, безнадежным и печальным!
Может быть, оно проснется и стряхнет с себя забвенье,
И, быть может, содрогнется на мгновенье, на мгновенье…
Каким образом, слова Христа могут дойти до нас, чтобы привести нас к жизни с избытком? Очень часто между нами и Христом стоит преграда, и эта преграда мы сами. Не зря же, Христос сказал потрясающие слова, которые характеризуют человеческое состояние: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше». Лук.12:34. К какому сокровищу больше всего тяготеет наше сердце? Давайте ответим честно самим себе, где наше сердце? Давид в одном своем Псалме ответил на этот вопрос с восторгом и радостью: «все мои источники в Тебе»! Почему Давид мог сказать эти слова? Я думаю, потому что он любил Господа, доверял Ему всю свою жизнь, и даже в самых безвыходных ситуациях не терял надежды на Него и тесной связи с Ним. Нам необходимо учиться доверять Богу и Его Слову. Именно через Писание Иисус обращается лично к нам, поэтому нам необходимо не только услышать Его слова, но и ответить на Его призыв послушанием, действием и участием.
Давайте откроем Новый завет и прочитаем текст Лук. 9:20–23: «Он же спросил их: «А вы за кого почитаете Меня?» Петр ответил: «За Христа Божьего». Но Он строго приказал им никому не говорить об этом, Сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвергнутым старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убитым, и в третий день воскреснуть. Ко всем же сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергни себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».
В этом тексте Иисус Христос обращается к каждому из нас. Как вы думаете, Господь может обращаться к нам и предлагать что то, неважное для нашей жизни? Я, как и вы, убежден в том, что Господь ничего не предлагает нам неважного и ненужного. Мне, как и вам, очень хорошо понятна, трудность этого призыва, особенно та часть, которая относится непосредственно к нам. С точки зрения современного мышления, эти слова Христа совершенно устарели для человека 21 века, потому что противоречат современной психологии и гуманистическому мировоззрению, в котором человек является мерой всего и центром вселенной. Но мы с вами не можем этот призыв проигнорировать, если исповедуем, что Иисус наш Господь и Спаситель. Этот призыв обращен непосредственно к нам, к каждому из нас. Это очень серьезные слова к тем, кто хочет идти за Христом, поэтому мы не можем мимо них пройти и не обратить на них внимания, хотя часто, осознавая или не осознавая, мы упускаем из виду ту или иную истину Христова учения, которая оставлена нам в Священном Писании. Нашему поколению, именно нам, больше других нужно прислушаться к словам, которые приписывают Мартину Лютеру. Он говорит: «Если я дерзновенно исповедую всякую часть Божьей истины, за исключением той её малости, которую в данное время атакуют мир и сатана, то я не исповедую Христа, как бы отважно я не действовал. Верность воина проверяется в бою, и если бесстрашный всегда, он когда-то бежит, то позор и бесчестие покрывают его имя».
Как христиане, мы не должны идти на компромисс с духом этого мира. Наоборот, мы призваны противостать духу этого мира, своему «я» и своим вожделениям, потому что нам дана «власть наступать на всю силу вражью». Давайте перейдем к тексту. Евангелист Лука в девятой главе дает описание пути Иисуса Христа и Его учеников в Иерусалим. В 18 стихе Иисус спрашивает учеников, что думают о Нем люди, а потом задает вопрос Своим ученикам: «А вы за кого почитаете Меня?» Человек может знать, что, говорят об Иисусе Христе люди. Он может прочитать все книги, посвященные Христу и все же не быть христианином. Иметь информацию о Христе и знать Его лично совершенно разные вещи. Поэтому Иисус обращается к человеку с вопросом: «За кого ты Меня почитаешь?» Петр отвечает: «За Христа Божьего». Петр этим ответом провозглашает истину о Христе, что Он Мессия, Божий помазанник. Петр прекрасно знал в Кого он уверовал, потому что эту истину открыл ему Отец Небесный (Мтф.16:17). Для нас с вами — это не простое повторение вероисповедания, это свидетельство личного знания Христа, которое открыл нам Отец Небесный.
После этих вопросов Иисус Христос рассказывает ученикам, которые знают Его лично о том, что ждет Его в Иерусалиме. В тексте мы можем видеть определенную последовательность Его пути. В стихе 22 Иисус говорит: «Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отверженным старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убитым, и в третий день воскреснуть». Здесь говорится о заместительной жертве Христа, Он должен был пройти три этапа своего пути: быть отверженным, убитым и воскреснуть. Вместе с тем, последовательность этого пути, быть отверженным, убитым и воскреснуть — отнесена Спасителем к нам, христианам: «…если кто хочет идти за Мною, отвергни себя и возьми крест свой, и следуй за Мною». Мне хотелось рассмотреть эти три призыва, жизненно важные для нас, каждый по отдельности. Иисус Христос говорит: «Если кто хочет идти за Мною»… Эти слова Христа говорят о добровольном следовании за Ним. Следовать за Христом может только тот человек, который встретился с Ним и испытал на себе Божью милость, любовь и прощение. Если мы испытали в своей жизни Божью любовь, и в ответ от всего сердца полюбили Господа, только в этом случае, наше следование будет добровольным и сознательным.
Следующие слова Христа: «отвергни себя», что они значат для нас? Эти слова Христа призывают каждого из нас отказаться жить по нашей греховной природе, и от всего, что связано с ней, отказаться от своих прав, благополучия, требований, привычек. Отказаться от всего, что мешает нам стать смиренными и послушными, чтобы исполнять волю Божью. Я думаю, что мы сможем лучше понять этот призыв Христа к нашему действию, если рассмотрим его, в контексте Десяти заповедей, изложенными в книге Исход 20 глава, как это делает Френсис Шеффер, в своей книге «Истинная одухотворенность».
Он говорит, что первая заповедь «Бог един», призывает нас отвергнуть страстное желание занять место Бога. Мы знаем историю, которая произошла с ангелом, который назван в Библии денницей, сыном зари, именно он захотел занять место Бога, соблазнив третью часть ангелов, ставших врагами Ему. То же самое, повторили наши прародители, ввергнув человечество во тьму, разделив его с Богом. Это пожелание человека — быть в центре мироздания — является ключевым по отношению ко всем остальным заповедям. Нам следует умереть для такого пожелания. Далее Френсис Шеффер призывает христианина отвергнуть всякое пожелания власти, не предлежащей нам по праву. Мы обязаны отвергнуть всякое желания отнимать у человека жизнь. Мы обязаны отвергнуть всякое сексуальное пожелание, не принадлежащее нам по праву. И мы обязаны отвергнуть всякое пожелание брать чужое и унижать человека. Последняя заповедь: «Не пожелай», показывает, что все девять заповедей касаются не только внешнего поведения. Они, прежде всего, относятся к нашим внутренним установкам. Со времени Адама и Евы человечество постоянно искушается запретным плодом. Это явление называют «склонностью действовать вопреки предписанию закона». Я помню, когда мне было лет одиннадцать, со мной произошел неприятный случай. Шел 1962 год, наступило время летних каникул. На поселке, где я жил, был клуб, где по вечерам в субботу и воскресенье проходил показ кинофильмов. Мне очень нравилось ходить на детское кино. Я занял очередь за билетом. Впереди меня стоял мальчик, который вертел в руке советский, металлический рубль, как раз не так давно прошла денежная реформа. Таких красивых рублей я еще никогда не видел, поэтому мне так захотелось стать его обладателем. Я сумел незаметно вынуть у него из кармана этот рубль так, что он этого не почувствовал. До сих пор помню его расстроенное лицо, его глаза, направленные на поиски своей собственности. Я оказался «счастливым» обладателем этого рубля, но можно ли наслаждаться чем-то, если оно не дозволено? Конечно, нет! Мне пришлось сильно поплатиться за свое воровство, потому что, находясь в зале клуба, у меня поднялась температура, меня начало трясти. Когда я шел домой и даже раньше, я понимал, что сделал недозволенное, поэтому от вожделенного рубля мне хотелось быстрее избавиться, и я отдал его своему брату. Несколько дней мне пришлось болеть, и я очень хорошо понимал источник болезни. Откуда исходят наши желания? Иисус Христос однозначно отвечает на этот вопрос: «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» Мтф.15:19. Вот где должна состояться наша реальная смерть. Иисус предлагает отвергнуть и отречься того, что не является по праву нашим.
Без отвержения себя, мы не сможем взять свой крест. Какое значение имеет крест в жизни христианина? Крест Христа – это центр, это основание нашей духовной жизни. Крест не дает нам забыть, какая цена была заплачена за каждого из нас на Голгофе. Благодаря смерти Иисуса Христа на кресте «ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, чтобы нам не быть уже рабами греха». Никогда не забудем эту истину, потому что благодаря кресту, мы обрели свободу от рабства греха. «Мы теперь не рабы греха, чтобы повиноваться ему в похотях его». Именно крест помогает нам согласиться нести тяготы своей жизни, сознавая ради Кого, мы несем их. Он также помогает нам осознать и осудить свой грех. На кресте был распят наш Господь, Который взял наши грехи, наше проклятие, именно поэтому, крест помогает нам прощать и близких, и врагов. Френсис Шеффер говорит: «всю жизнь наш внешний и внутренний человек, обязан видеть перед собою крест Христов. Крест Христов должен быть реальностью для нас не только во время нашего первого обращения к Богу, а постоянно, на протяжении всей христианской жизни». Вот почему Иисус говорит: «возьми свой крест», и пусть он всегда будет в нашем сердце, чтобы напоминать нам об этих истинах.
«Следуй за Мною» — эти слова призывают каждого из нас подражать Иисусу Христу во всем, преображаться в Его образ и всей своей жизнью приносить славу Ему. Призыв «следуй за Мной» предполагает наше посвящение и готовность все оставить и следовать за Христом куда бы, Он ни повел. Эти три призыва к действию распространяются на каждого христианина. Именно они делают нас причастными к Его страданиям и смерти, а также к Его победе и воскресению. Причастность к Христу предполагает для каждого из нас следование за Ним, которое сопровождается отвержением себя и несением креста. В Евангелии от Луки 14:27 Христос говорит о нашей ответственности в следовании за Ним: «И кто не несет креста своего и не идет за Мною, не может быть Моим учеником». Иисус Христос однозначно говорит о том, что нельзя называть себя учеником Христа, Его последователем, если наша христианская жизнь не соответствует этому призыву.
Братья и сестры, вы услышали звук колокола, который зовет нас к настоящей, победоносной жизни? Слава Богу! Заканчивая, я хочу вернуться к самому началу наших рассуждений. Помните, как поэт сокрушается о своем спящем сердце, и призывает колокол, чтобы он своим мощным звуком пробудил его от безнадежности и забвения. Мы очень похожи на этого человека, потому что постоянно соскальзываем с пути следования за Христом, теряем Его из вида и не знаем, что в такой ситуации нам необходимо делать. Поэт, возможно, тоже вначале не знал, что ему необходимо делать, но в дальнейшем он отчетливо понял свое жалкое состояние, и в его сердце возникло огромное желание к пробуждению. Он начал просить, чтобы колокол пробудил его от сна. Сегодня, подобно колоколу, прозвучали к нам слова Христа: «кто хочет идти за Мной…». Это наш путь, которым мы призваны идти, и другого пути просто нет. Иисус был послушен Своему Отцу и беспрекословно шел этим путем, и таким образом исполнил волю Своего Отца. Мы с вами часто молимся о послушании, о желании исполнить Божью волю. Христос, призывая нас идти этим путем, хочет для нас самого лучшего, потому что только на этом пути наши сердца обретают самое великое сокровище — Господа Иисуса Христа. И тогда честно, не лицемеря, мы можем сказать, что наша жизнь Христос, и Он является сокровищем нашего сердца, в Нем все наши источники и вся наша жизнь. Аминь!
Автор проповеди: Александр Федорович Лемещенко