Как бороться со злопамятностью? Взгляд аввы Дорофея

Сегодня мы поговорим о том, как Авва Дорофей, монах и автор духовных наставлений, которые очень ценились и почитались христианами его времени и последующих веков, советует бороться со страстями и преодолевать конфликты. Его советы удивительно просты и при этом очень действенны. Мне осталось рассказать о том, как он учит бороться со злопамятностью, самой последней стадией конфликта и одной из самых опасных и трудноискоренимых страстей.

В предыдущей записи я остановилась на том, как преодолеть гнев, причем гнев внутренний, который чаще всего даже не замечается нами. Но при этом он не дает нам простить, примириться, вернуть мир и покой в свою душу… Когда мы с пастором Сергеем в прямом эфире передачи «Надежда для души» размышляли над советами аввы Дорофея, мы делились радостным открытием, которое сделали с его помощью. Что справиться даже с такого рода гневом вполне возможно. И это не требует каких-то титанических усилий. Впрочем, вы можете прочитать об этом в предыдущем материале.

Итак, человек справился с гневом, простил своего обидчика, сам попросил у него прощения — «поклонился ему искренним поклоном прощения», этим проявив и любовь, и уважение, и показав искреннее желание примириться. Тогда, как говорит Авва Дорофей, «кровоточащая рана страсти (в данном случае гнева), образовавшаяся в его собственной душе, будет уврачевана».

Но далее он пишет, что и здесь остается опасность. “Иной <…> сделав поклон, исцелил этим гнев, — продолжает авва Дорофей, — …была у него рана, и он приложил пластырь <…> Но она еще не совершенно зажила”. Она пока только затянулась, но от малейшего прикосновения рана возобновляется. И тогда “огонь” раздражения и гнева может перегореть в “золу” злопамятности.
Злопамятность, много ли мы думаем об этом? Авва Дорофей объясняет, что злопамятность опасна тем, что в ней нет столь остро переживаемого смятения или раздражения, которое нельзя не заметить. Наоборот, в ней всегда сохраняется “ровный” фон болезненной ненависти. К ней человек легко может привыкнуть, совершенно не замечать ее, даже совсем не помнить, вроде бы забыть неприятное прошлое. Но как только «на горизонте» появится тот, кто явился предметом этой “злой памяти”, она сразу же даст о себе знать…
Такую страсть, ставшую уже привычной частью тебя самого, труднее всего изгнать из своей души. И здесь авва Дорофей прямо предупреждает, что это обычная трудная борьба с привычкой, когда необходимо постоянное неусыпное внимание к себе (к своим мыслям и чувствам), чтобы противостоять ей. Усилия против злопамятности заключаются в старании “не питать ни одного помысла в сердце своем…”. О том как это сделать он рассказывал раньше, когда объяснял как преодолеть конфликт на самых ранних этапах. Он тогда говорил — молчать, молиться, замолчать даже внутренне…

Если продолжить предложенный им образ раны на теле человека, то злопамятность это слегка зажившая рана, зажившая лишь на поверхности. И вроде бы внешне все хорошо, и человек может даже не чувствовать боли, но где-то там под тоненькой кожицей затянувшейся на поверхности раны идет воспаление, гнойный процесс. Поэтому “…так должно подвизаться, — учит Авва Дорофей, — чтобы очистить совершенно и внутренний гной <…> Молясь от всего сердца об оскорбившем…”.

Вот точное средство борьбы со «злой памятью», злопамятностью. Как остановить поток этих злых воспоминаний и мыслей? Молитвой! Но ведь об этом он уже говорил? И опять о том же самом? Да, о том же. Но есть и кое-что новое.

Авва Дорофей повторяет свои мысли о необходимости осознать безмерность Божьей любви к себе и к тому, из-за кого «в силу мелочных и ничтожных причин сердце наполнилось тьмой огорчения… лишилось света и радости любви Божией…». Осознать величие Господа Иисуса Христа и Его жертвы ради нашего спасения. Нашего спасения и спасения тех, кто так сильно ранил нас. Осознать величие каждого человека, носителя образа Божия. Даже если этот образ очень трудно разглядеть… Это сразу меняет перспективу, наши обиды (казавшиеся столь огромными) сильно уменьшаются в размерах и становятся ничтожными и мелочными. Я уже делилась тем как кардинально это меняет все. Есть ли сейчас, в его совете, посвященном борьбе с злопамятностью, что-то подобное? Да, есть.

Авва Дорофей пишет, что человек — «ставит себя перед судом Божиим…». И опять — это действительно кардинально меняет все. Ведь что стоит за злопамятностью? Мы оцениваем, осуждаем, выносим приговор (свой, внутренний, мы можем об этом никому не говорить, но мы его уже вынесли), помним об этом… Мы позволяем себе быть судьями и вершить свой суд. Авва Дорофей говорит — поставьте себя перед судом Божиим! Попробуйте, вы сразу почувствуете, как в одно мгновение все изменится.

Сразу вспоминается несколько мест из Библии. И притча о фарисее и мытаре. И книга Иова. И появляется мысль — еще неизвестно, кто (мы или наш соперники) будет более оправдан Богом. А еще вспомнились слова одного из моих любимых псалмов — Псалом 138: 23-24. Там несколькими стихами ранее Давид просит Бога покарать его врагов. А потом что-то происходит, видимо Господь что-то отвечает ему и происходит мгновенная перемена мыслей. Давид уже не о врагах говорит, а о себе самом : «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный».

Подумайте об этом. Попробуйте в сложных ситуациях, ситуациях ссоры, обиды, давнего конфликта, трудностей с прощением… поставить себя перед судом Божиим. Это работает и помогает в самых разных ситуациях.

Итак, нам надо поставить себя перед судом Божиим, и посмотреть на ситуацию, на свои мысли и чувства, на свою «злую память», на величие Божьей любви и на то, что все мы являемся носителями образа Божия. Нам также надо вспомнить, что мы призваны молиться за тех, кто нас обижает и благословлять даже своих врагов. И … молиться!

Таким образом человек и молится за брата своего, а это есть знак сострадания и любви, — поучает авва Дорофей, — и смиряется, прося себе помощи, ради молитв его: а где сострадание, любовь и смирение, что может там успеть раздражительность, или злопамятность, или другая страсть?”

Помыслы, помыслы, помыслы… Еще одна иллюстрация происходящего в нашей душе от Аввы Дорофея

Авва Дорофей — опытный духовный наставник. Его цель — вооружить учеников знаниями, как проще победить искушение: “Вот, вы слышали, что такое начальное смущение и что раздражительность, что такое гнев и что злопамятность <…> Посему и говорю вам: всегда отсекайте страсти, пока они еще молоды…”.

Он знает, что объяснить что-либо на словах, особенно если мы говорим о внутреннем опыте сопротивления искушениям, очень трудно. А если у человека нет хотя бы сколько-нибудь похожего собственного опыта, то может быть даже совсем невозможно объяснить ему это. Он просто не поймет, о чем идет речь! Поэтому, рассказывая о процессе развития злопамятности в человеческой душе, авва Дорофей приводит разные иллюстрации, и берет для этого хорошо знакомые всем образы.
Так, первый этап конфликта — смущение — авва Дорофей сравнивает с раскаленным угольком, какой можно выгрести из догорающего костра. Даже самый крошечный тлеющий уголек может послужить причиной большого пожара: “Кто разводит огонь, тот берет сначала малый уголек: это слово брата, нанесшего оскорбление”. Погасить эту искру пока еще совсем нетрудно, да она и сама быстро погаснет, если не попадет в горючее вещество: “Если бы ты перенес малое слово брата твоего, то погасил бы, как я уже сказал, этот малый уголек”. Совет аввы Дорофея молчать и молиться как раз способствует этому. Но как часто вместо того, чтобы дать искре погаснуть самой, мы бросаем ее в легко воспламеняемый материал. Происходит очевидное и хорошо известное каждому из нас — от нее разгорится огонек (на первых порах еще слабый): “Если же будешь думать: «зачем он мне это сказал, и я ему скажу то и то, и если бы он не хотел оскорбить меня, он не сказал бы этого, и я непременно оскорблю его», — вот ты и подложил лучинки, или что-либо другое, подобно разводящему огонь, и произвел дым, который есть смущение”.

Итак, когда солома или дерево начали тлеть и дымиться от упавшей искры, но еще не воспламенились, это в образной системе аввы Дорофея — смущение: “оно начинает, как мы сказали, дымиться и бросать искры…”. 

И дальше он соединяет свой образ с тем, что происходит в душе человека “…от сего самого стечения и, так сказать, столкновения помыслов согревается и разгорается сердце, и происходит воспламенение раздражительности…”. “Вот как происходит раздражительность… — продолжает он. — Если же ты продолжаешь смущать и смущаться, то уподобляешься человеку, подкладывающему дрова на огонь и еще более разжигающему его…”. Мы можем смущаться словами или поведением человека. Но можем и сами смущать себя своими помыслами и мечтами об отмщении. И смущаться уже от этих своих же «смутительных и отомстительных» помыслов.

Итак, раздражение — это когда искру смущения раздувают и разгорающийся огонь снабжают “топливом”. Чтобы остановить эти «смутительные и отомстительные» помыслы, т.е. то самое топливо, что воспламеняет раздражительность, авва Дорофей говорит — замолчи!

На третьей стадии последует гнев: что же приводит к нему? “Если же ты продолжаешь смущать и смущаться, то уподобляешься человеку, подкладывающему дрова на огонь и еще более разжигающему его, отчего образуется (много) горящего уголья, и это есть гнев”. Все те же “дрова”, тот же горючий материал, подбрасываемый в тлеющее раздражение, приводит к тому, что “полыхнет” пламя гнева!

Что служит топливом для возгорания гнева? Из слов аввы Дорофея явствует, что “когда возгорится раздражительность, если он <брат> и замолчит, но будет продолжать смущаться и возбуждать себя, то он делается подобным тому, кто подкладывает дрова на огонь, и они горят, пока не образуется много горящего уголья”. Горючее гнева — все те же «смутительные помыслы, распаляющие в душе эту страсть».

Именно поэтому он и советует остановить эти «смутительные помыслы», а для этого — молчать и молиться, внутренне замолчать. Другие его советы также направлены на изменение наших мыслей, наших оценок. Очень помогает его совет поставить себя перед судом Господа, видеть и в другом человеке образ Божий и дать реальную оценку своим обидам, увидеть их мелочность пред величием Божьей любви…

К сожалению мы часто бываем очень невнимательны к себе, к своим мыслям и чувствам. Авва Дорофей показывает как эти наши мысли могут завести нас далеко. Так далеко, что выбираться оттуда нам будет очень сложно. Я решила рассказать и об этом, надеясь, что может быть это привлечет наше внимание к тому, что происходит в нашем сердце, поможет услышать свои мысли.

Надеюсь, вам (как и нам с пастором Сергеем) было интересно и полезно познакомиться с взглядами аввы Дорофея на конфликты и их развитие, на то как овладевают нашей душой страсти и как их побеждать, как преодолевать конфликты.

Об авторе:
  1. Антонина Reply

    Спасибо за прекрасный и очень полезный материал. Уже написала отзыв по первой части. Не удержалась и хочу поблагодарить автора, сестру Наталью, что она так тщательно старается прояснить мысли перво автора, авы Дорофея. Мне было бы нелегко так вникнуть в них и так понять, чтобы могла в своей жизни применять. А благодаря таким пояснениям все становится понятно.
    Я скопировала эти материалы себе, хочу поделиться с друзьями и родными. Надеюсь, это можно и я ничего не нарушила. Если нельзя, то я не буду этого делать, просто тогда дам им ссылку на ваш сайт. Если что я нарушила, прошу прощения.

    • Сергей Хохловский Reply

      Спасибо за добрые слова. Антонина, вы конечно можете поделиться нашими материалами. Просто отошлите вашим друзьям ссылку на наш сайт. Так же обратите внимание на раздел «Пути решения жизненных проблем» там тоже иного полезного материала, который мы готовили по просьбам слушателей передачи «Надежда для души»

  2. Анастас Reply

    Впечатлен. Действительно, смотреть на другого как на такого же носителя образа Бога и поставить себя перед судом Божьим, это меняет все. Причем кардинально. Права сестра Наталья. Мощно, хотя вроде бы и просто. Вот что значит человек Божий, не важно что жил в 6 веке, духовное оружие действует во все времена!
    Увидел, что вы, пастор Сергей отвечаете. Очень это приятно. Много раз хотел написать на сайте типа комментария в записях сестры Натальи в блоге, но там такой возможности нет.
    Спасибо, что подсказали про другие материалы, их тоже нет на радио. Вот бы еще у вас были записи маленьких передач по 10-15 минут. Очень хорошие. Их нет на радио в архиве.
    Спасибо вам и вашей церкви за возможность читать эти заметки и материалы. Будем ждать новых.

    • Сергей Хохловский Reply

      Стараюсь по мере возможности. Записи 10-15 минутных передач есть, они в аудио формате. Надо поискать. Они, правда, на СД, а с ними уже сложно. На радио возможности несколько ограничены, вот мы и решили их расширить.

  3. Николай Reply

    Присоединяюсь к предыдущим отзывам. К Анастасу.
    Да, вроде читаешь, все так просто, известно, слышали. Вроде добавил этот авва совсем чуток к этому. А по сути — сразу глубина. И просто, и глубина. КАк и в словах Господа, тоже вроде просто, а задумаешься и такая глубина, копать и копать. Или нырять и никак не донырнешь до дна. Вот что значит Дух Святой и Его действие.
    Спасибо. Не напрасно ждали этот материал.

  4. Николай Reply

    Солидарен с Анастасом и остальными. Сам я никогда не читал этих древних старцев и учителей церкви. Поражен. Не ожидал. Очень духовный человек и учитель, так по простому наставляет. Теплом веет от него и его наставлений.
    Посмотрю и другие материалы со временем. Хороший сайт. Полезный.

    • Сергей Хохловский Reply

      Опыт духовной жизни вне времени, как вне времени его источник — наш Господь. Было бы странно утверждать, что исключительно-правильный опыт познания Бога принадлежит какому-то одному человеку или даже группе людей. Глубина этого опыта зависит от степени нашей близости со Христом, а поверяется он (опыт) всегда Священным Писанием.
      В Церкви Христовой всех времён и народов всегда есть и будут духовные люди, важно не замыкаться в своём мирке, считая его единственным местом встречи с Богом. Для того церковь и существует, чтобы делиться жизнью, жизнью во Христе, потому что Евангелие это не теория, а практика жизни.

  5. Агнешка Reply

    Агнешка. Я много обижалась на маму. Мы даже с ней ссорились. Потом мирились. До конца никак не получалось помириться. Может это я такая. Наверно злопамятная. Вчера еще прочитала. Думала как мне себя перед судом Божим встать. Молилась. Мама болеет. Стыдно что я плохое помню. Наталия Аркадьевна поделилась своим, про псалом и вобще. Ну так я сегодня утром поставила себя. Словами Давида молилась. .как будто во мне кран открылся, много плакала. По хорошему. Сейчас поеду к ней. Рада что душа свободная. Легко.
    Спасибо. Передайте Наталье Аркадьевне от меня благодарность. Не смогу сама. У мамы буду. А потом на работу. Вы пастор читаете, пишите. Передайте ей.

    • Сергей Хохловский Reply

      Передам обязательно. Наталья Аркадьевна тоже читает. Благословений Вам и маме!

  6. Слушатель Reply

    Да, в Боге не надо накрученных и хитроумных техник и приемчиков. Просто, поняитно и каждому доступно. Если проникся и без уверток. Думаю я понял. Всем спасибо. Отдельно благодарность Наталье Четвериной.

    • Сергей Хохловский Reply

      Вот так мы все и учимся, если хотим конечно. Благословений Вам и мира!

  7. Роза Reply

    Большое спасибо. Очень полезный материал. Пояснения Натальи Аркадьевны сильно помогают увидеть глубину, которая прячется за внешней простотой и привычными словами о молитве и прощении. Признаюсь, прочитала бы сама, отложила бы в сторону даже не дочитав. Подумала бы опять одно и то же. Хочу научиться так видеть и слышать как она, как пастор. Как? Как этому научиться?

    • Сергей Хохловский Reply

      Если кратко, то слишком торопимся всё время куда-то бежим. Так быстро, что становимся похожими на камушки, отскакивающие от поверхности воды (от поверхности жизни). Мы не успеваем или не позволяем себе погрузиться на глубину. Как говорили отцы церкви ещё в древности, заняться созерцанием, осмыслением жизни. А для этого необходимо время.

  8. Людмила Reply

    Благодарим за духовные просветительские материалы и передачи.

  9. Полина Reply

    Спасибо. Полезный материал.

  10. Юрген Reply

    Юрген — За этот материал благодарим. Ждем новых.

  11. Евгения Reply

    Мнго раз читала о помыслах, в первый раз поняла их роль и почему важно их замечать и с ними разбираться. Еще конечно важные для меня слова чтобы смотреть и на себя и на другого человека как на носителей образа Бога. И про поставить себя перед судом Божьим. Реально помогает опомниться

    • Сергей Хохловский Reply

      Это замечательно! Значит мы не зря время тратим. Мира Вам!

  12. Мара Reply

    Это вправляет мозг. Ставит на место. Я о том чтобы поставить себя перед судом Божьим.

  13. Большой Боб Reply

    Согласен со всеми. С Марой. Вправляет возг и еще как. Мне хорошо помогает. Хотелось бы побольше про ссоры, конфликты, как себя вести, чтоб не попасть. Как вести если уже попал. Как потом. Многому надо еще учится.

  14. Ирина Reply

    Спасибо. Хотелось бы новых материалов. в том смысле чтобы продолжали писать для нас.

  15. Мишель Reply

    Разделяю мысли во всех комментариях. Все так и есть. Про поставить себя перед Богом это мощно. Но только если честно. Не вид делать.

  16. Влад Reply

    Влад — Материал отличный,но вот это про поставить себя перед судом Бога, это сильное средство. Впечатлен.

    • Сергей Хохловский Reply

      Согласен с вами Влад, но это не просто в нашем мире, где люди сосредоточены на себе. В Библии есть описание жизни человека о котором кратко сказано так:»ходил Енох пред Богом». Не перед людьми, следуя общественному мнению, традициям или чему-то ещё, но перед Богом. Эти отношения с Богом были для Еноха определяющими и повседневными. Это похоже (отчасти) на то, когда мы проходим перед большой толпой людей, которые смотрят на нас. Нас словно пронизывают эти взгляды и некуда укрыться. Поставить себя перед судом Бога значит понять, что от Него ничего не спрячешь. Мы открыты не только в делах, но и в мотивах в малейших движениях души. А судит нас уже сегодня Его Слово, оставленное нам в Священном Писании.

  17. Крис Reply

    Не сразу понял что это продолжение. Может надо было в названии это пометить? Если по существу, мои мысли уже написали многие здесь. Тоже считаю ключ здесь слова про поставить себя перед судом Бога. Легко запомнить. Не надо заучивать длинный текст.Примеры, пояснения, образы понятные. Точно будет работать. Чувствую сердцем.
    Спасибо.

  18. семья Конкиных Reply

    Решила написать мнение и по этой статье в двух заметках. А то читать читали, а отзыва не оставили. Вы говорите что вам это важно.
    Большое спасибо за прекрасный материал и за знакомство с мудрым Божьим человеком и учителем. Это общехристианское достояние. Полезно в наше время не меньше чем в те стародавние века. Благодарим Бога за всех духовных учителей водимых Святым Духом, которых Бог дал нам для наставления и научения. В помощь. Все Он нам дал и всем снабдил. А мы многое отодвигаем и не ценим.Слава Богу за все.

  19. Полина Reply

    Спасибо за практический материал по духовному возрастанию и советшенствованию.

  20. Ростислав Reply

    Отзыв свой написал в первом материале по этой теме. Здесь хочу еще раз поблагодарить. И согасен с сестрой Наталие и многими кто писал отзывы до меня, что если поставить себя перед судом Божьим, трудно будет упорствовать и стоять на своем и продолжать злится и ненавидеть даже тяжко согрешившего против тебя.
    Все-таки решил еще и написать немного.

    • Сергей Хохловский Reply

      Мы все, так или иначе пред судом Божиим, только забываем часто.

  21. Ольга Reply

    Почитала всех кто оставил свои отзывы до меня. Со всеми согласна. Благодарю за нужный материал. За труды ваши и пастора на радио. Помощи Божьей вам в вашем служении. Благословений.

  22. Ольга Reply

    Благословений всем. Всем верующим и их семьям, вашим церквям, этой церкви что создала такой прекрасный сайт. Всем кто трудится для этого сайта и служит в этой церкви. С наступающими праздниками!

  23. Браин Reply

    Еще один отличный материал. Никогда раньше не слышал про такого авву Дорофея. Умный был человек и видно что духовный и наставник знатный.
    Блгодарю.

  24. Диана Reply

    Просто хотя бы поблагодарю. Очень нужный материал по духовному совершенствованию. Да еще и в ситуации конфликтов и обид. Много книг написано, а тут так просто и не надо ломать себя, внушением заниматься что тебе не обидно когда на самом деле обидно. Тут просто, прямо, честно и если так себя поставить перед Богом, все получается. Испробывала уже.
    Со всеми кто уже написал до меня, тут много написали, я согласна, присоединяюсь.
    Спасибо. Рада что нашла ваш сайт и эти дополнительные материалы. Обязательно посмотрю и в других разделах.

  25. Гюнтер Reply

    Гюнтер — моя мама из России и я люблю русских. Читаю вашу нашу литературу. Считаю себе русским тоже. Был в Росии. Очень красивая страна. Очень большая. Хочу на поезде проехать всю. На самолете летал. Трудно даже измыслить такое. Учу русский с детства. Все равнео прошу маму проверить. В церкви. Мама говорила о вашей духовности. Верующих в России. Почти 5 лет слушает вашу передачу про надежду для души. Тоже стал.Полюбил ваши расказы.что вы расказываете как жить по вере. Как не порвать дружбу.про любовь.про разное.Понравилось про Дорофею. Раньше не знал. Читал тоже где просто объясняют. Но там совсем как для детей. Тут просто но для взрослых. Не знаю. Обяснить как не умею. Хорошо написали. Спасибо.

    • Сергей Хохловский Reply

      Спасибо за добрые слова! Добрых Вам изменений!

  26. Яков Reply

    Поставить себя перед Божьим судом, это мощно. Думаю не всякий смелости наберется. Никогда такое в голову не приходило. Пока только еще прочитал. Думаю это точно действует. Пожалуй одно из самых сильных духовных средств. Думаю это человек Божий и Дух Святой ему это знание открыл. А вам показал эту его книгу, чтобы потом и нам про это дать узнать.
    Слава Богу за его святых детей из всех поколений.

  27. Роман Reply

    Эта часть еще сильнее. Вобще-то это страшно, поставить себя перед судом Богм. Никаких нет сомнений, что сразу все встанет на правильные места.
    Спасибо!

  28. С.Г. Reply

    Сразу скажу, я протестант, еще конкретнее я баптист в третьем поколении. К православию отношусь критично. Так приучен в семье и церкви. Никогда не читал никаких книг православных и прочее. Считал неполезным. После ваших передач в интернете читал Сурожского. Не со всем согласен, но в основном признаю, глубоко мыслит и истинно верит. Книги его некоторые даже приобрел. Теперь этот авва Дорофей. Ничего криминального в его рассуждениях. Очень здраво, полезно и глубоко по вере. С любовью, верой и уважением к Господу. Благодарю.

  29. С.Г. Reply

    Нелегко признаватьэто, но совесть требует. В передачах вы не раз говорили, что ранняя церковь называла себя православной, чтобы отделить лжеучения и их сторонников. Основы кредо, нашей веры были заложены еще тогда. Библия была составлена тогда. Пользоваться этой Библией, считать ее богодухновленной. Разделять основные догматы веры. И так говорить и относится к этой церкви как принято у нас это неправильно. Можно не соглашаться с чем-то, но называть идолопоклонниками и тому подобными словами нельзя. Я понял, что делая так значит вредить Церкви Христовой в целом и самим себе.
    Рецепт этого аввы поставить себя перед судом Божьим настолько мощное оружие в борьбе с грехом, что нет никаких сомнений в глубине и силе веры этого православного старца и брата во Христе.
    Прошу у Господа прощения за свое отношение к Его чадам в прошлом. Не мог не сказать об этом. Впервые говорю здесь.
    Спасиб.

  30. Савва Reply

    Спасибо. Ценнейший материал. Не удержался, скопировал себе. Чтоб всегда был в доступе. Оба материала про авву Дорофея и его советы.
    Прочитал комментарии. Со всеми согласен. Очень тронул предыдущий, от С.Г.Прямо как покаяние. В общем тоже призадумался. Есть, есть в его словах доля правды. Есть такое в наших церквях. Где больше, где меньше, но есть. Эти писания тех древних христианских мужей это все же наше общее достояние, всех детей Божьих. Глупо отказываться от такого богатства.

  31. Марина и Тамара Reply

    Сильный материал высокодуховного старца. Благодарим, что познакомили нас с ним.

  32. Ирина Reply

    Спасибо

  33. Арсений Reply

    Странно что столько времени прошло и никто не написал коментариев. Такой мощный материал.
    или протестантам «западло» хвалит православного старца? Я к таким «узколобым» не отношусь. Что хорошо и высокодуховно — то хорошо и высокодуховно и нужно каждому думающему христианину. Спасибо, что знакомите с такими мудрыми людьми.
    Вообще, я читал это еще тогда, просто сейчас решил, что самое малое что могу сделать в знак высокой оценки этих материалов и ваших трудов и знак благодарности — это написать об этом в комментариях. Вот и пишу комменты ко всем статьям, что для меня были очень полезны и важны. А выходит, что это практически все ваши статьи. Вот так. Пишите еще.

    • Сергей Хохловский Reply

      Спасибо! Только не стоит всех под одну гребенку. Лето же было! И вообще, каждый идет с той скоростью с которой может.
      Благословений Вам!

  34. Вячеслав Reply

    Считаю это очень мудрым в духовном плане учением опытного духовника старца. К тому же не утратившим свое духовное значение и для нас жителей 21 века. Благодарение Господу за таких учителей и за то что есть сегодня среди нас те кто читает их. Спасибо что познакомили нас.

    • Сергей Хохловский Reply

      Пользуйтесь на здоровье. Истинная духовность никогда не ветшает в какой бы конфессии она не родилась.

  35. Остап и Келина Reply

    Уже написали отзыв к 1 статье по старцу Дорофею. решили и здесь написать, что очень благодарны за все статьи, и эти очень нужные. Тут выше прочитали как кто-то написал, что протестантам «западло» читать православных старцев и книги, пусть даже и мудрые. И тем более хвалить. Вообще есть такое, что уж скрывать. Нам пришлось несколько раз кардинально менять место жительства. Соответственно и церкви тоже. Мы евангельские христиане. Ни в одной церкви никогда не слышали о православных книгах и авторах. Вообще. Как будто там ничего полезного и хорошего нет и не было. А если и говорили то о том что у них не так, какие отступления и заблуждения. Какими словами характеризовали здесь приводить не будем. Слова эти хорошо известны и думаю вы их тоже хорошо знаете. А оказалось, что книги Сурожского стали для нас мудрыми наставлениями по духовной жизни. Есть то, что нам не близко, но этого немного. А в целом очень глубокие и высокодуховные книги. Теперь вот открыли для себя старца Дорофея. И опятть с вашей помощью. Прав пастор, в каждой конфессии есть духовные Божии люди, истинные дети Божии. Спасибо вам.

  36. Остап и Келина Reply

    Простите, хотели попросить. Если материал с продолжением, пожалуйста указывайте, пишите либо Продолжение…, либо Часть 1, часть 2. А то мы поначалу, когда еще только в первый раз читали, сначала стали читать вторую часть и было непонятно. Только когда следующий материал открыли, тогда разобрались.

  37. Юля и Степан Reply

    Нам очень понравились советы старца Дорофея. Мудрый человек, настоящее чадо Божье. Нашел примеры и такие советы, которые на 100% действуют. Если только человек последует им. Всем сердцем принимаем его советы и благодарим вас, что рассказали об этом.

  38. Нина Reply

    Очень ценные для меня советы. Думаю, мне должны помочь. А то не ем и не сплю. Только плачу от обиды и боли.
    Буду читать и читать, думать, молиться и делать так как советует старец. Спасибо большое.

  39. Роман и Алла Reply

    Вообще-то это правда, что в церкви у нас никогда ничего не говорят про православных авторов. Древних или сегодня, все равно. Только критика. Как будто там никто ничего хорошего и полезного не пишет и не делает. Прочитала как один брат здесь признал это и просил прощения за это, как я поняла пред Богом.
    Мне показалось что пастор Сергей осудил его за это, вроде он обобщает. Но он ведь правду написал. Выходит неправильно мы относились, может тоже обобщали и одной краской мазали? После старца Дорофея и книг Антония Сурожского много про это думаю.

  40. Роман и Алла Reply

    Спасибо, что познакомили нас с этим мудрым старцем Дорофеем. Нам с Романом понравилось как в первом комментарии брат написал «Впечатлен. Действительно, смотреть на другого как на такого же носителя образа Бога и поставить себя перед судом Божьим, это меняет все. Причем кардинально. Мощно, хотя вроде бы и просто. Вот что значит человек Божий, не важно что жил в 6 веке, духовное оружие действует во все времена!» Согласны с ним.

  41. Михей Reply

    Смотреть на другого как на того в ком тоже образ Божий и ставить себя как перед судом Бога, это очень сильно! Очень мудрый старец был. От Бога человек!

  42. Галина Ивановна Reply

    Сколько книг написано, разных методов психологами придумано. А ответ простой, встать перед Богом и в другом видеть тоже чадо Божье. Даже если это трудно. Самое решающее на мой взгляд это встать перед Богом и перед Его судом. Сразу в мозгах начинается прояснение, все переворачивается как надо. Испытала уже несколько раз после первого проятения этой статьи. Очень благодарна за нее и Наталии Аркадьевне, и первоначальному автору Авве Дорофею.

Оставить комментарий