Только Писание и проповедь

Posted on 24 мая 2019, Служитель: Лемещенко Александр Федорович

В 2017 году протестанты отмечали 500 лет Реформации. Одной из ярких личностей Реформации в начале 16 века был Мартин Лютер. В молодости он пережил обращение, стал монахом и посвятил свою жизнь служению Богу. Вся его дальнейшая жизнь была поиском прочного духовного основания. Эти поиски привели его к двум открытиям. Первое открытие состояло в том, что спасение возможно только по Божьей благодати, посредством веры в Иисуса Христа. Второе, заключалось в определении ясного основания веры. Эти истины открылись ему в Писании, и они не были изобретением чего-то нового. В действительности они представляли собой возвращение к апостольскому учению, которое в то время было погребено под многовековым слоем преданий и традиций исторической церкви. На суде в Вормсе, Лютеру предлагали отречься от своих убеждений. Защищаясь перед папой и священством, он сказал: «Если только я не буду убежден Писанием и здравым смыслом, я не принимаю решений пап и соборов, потому что они противоречат друг другу – моя совесть пленена Словом Божьим, я не могу, и я не буду отрекаться, потому что идти против совести неправильно и опасно. Помоги мне Бог». Эти слова положили начало термину «только Писание», ставшему одним из пяти принципов Реформации. Этот принцип стал для многих поколений христиан ответом в религиозных исканиях. Он помог им понять прочное основание своей веры. Он позволяет людям обладать достаточно ясным Божьим откровением, на основании которого они могут иметь уверенность в спасении и строить благословенную и полноценную жизнь.[1] Возвращаясь к Лютеру, хотелось бы задать вопрос: «Что мы знаем о нем»? Сразу приходит на ум 95 тезисов, которые он прибил к дверям храма в Виттенберге. Мы думаем о нем как о способном апологете, протестующем против отклонений и заблуждений Католической церкви. Возможно, мы знаем его как способного доктора и профессора Богословия, как толкователя Писания, переводчика Библии на немецкий язык, талантливого музыканта. Но основным и самым важным призванием для Лютера была проповедь. Он был ярким и сильным проповедником. Лютер писал: «…если бы сегодня я стал царем или императором, то я не оставил своего призвания проповедовать Божье Слово». Конечно, он, как человек, имел в своем характере и положительные и отрицательные стороны. В его богословских убеждениях осталось влияние католического учения, но независимо от этого, протестантизм исторически обязан ему многим, и нам есть чему поучиться у Него. Если Уиклиф и Гус были искрами пробуждения, то проповедь Лютера воспламенила духовный огонь Реформации по всей Европе. Почему проповедь Лютера обладала такой трансформирующей силой и властью? Одна из главных причин: он обладал непоколебимой убежденностью в силе проповеди записанного Слова Божьего. Лютер часто сомневался в себе и своих способностях, но никогда не сомневался в силе и достаточности Божьего Слова, проповедуемого с целью духовного преображения. Говоря о великих преобразованиях, совершенных Реформацией, он говорил: «Я просто учил, проповедовал, писал Божье Слово; ничего иного я не делал. И затем пока я спал… Слово, так сильно ослабило папство и нанесло ему такой большой ущерб, какой прежде не был под силу никакому правителю или императору. Я не сделал ничего. Все сделало Слово»[2]. Истории духовного пробуждения в Европе, в Америке, в России очень похожи, хотя они происходили в разное время. Чем они похожи? Пробуждение всегда начинались с проповеди Божьего Слова. Наверно поэтому на Библию всегда были нападки со стороны исторической Церкви. В чем они проявлялись? Запрещалось читать Библию самостоятельно, проповедовать, делать переводы на национальные языки и т.д. Но, за последние 140 лет дьявол нашел метод, подорвать авторитет Библии среди христиан. «Церковь допустила появления «высокой критики Библии», пришедшей из Германии. Поэтому, человеческая философия заняла место откровения, мнения человека были превознесены, а церковные лидеры заговорили «о прогрессе знания и науки» и «о достоверных результатах» такого знания. Поэтому Библия стала книгой, ничем не отличающейся от других книг, устаревшей по некоторым вопросам, ошибочной в других вопросах и тому подобное»[3]. Поразительно, что 140 лет назад в это же время Бог начинает великое духовное пробуждение в царской России. И именно через Библию, которую «мудрецы мира сего» объявили устаревшей, ошибочной и уровняли со всеми остальными книгами, началось евангельское пробуждение среди российского народа. Битва за авторитет, богодухновенность, безошибочность Писания продолжается в наше время, особенно в Европе и Америке. Слава Богу за то, что бывший Советский союз был изолирован от внешнего мира, и «высокая критика Писания» начала проникать к нам только с распадом великой страны, поэтому евангельские христиане баптисты не заразились этим вирусом, и продолжают трепетно относиться к Писанию. Принцип «только Писание» для баптистов означает, что Библия является для них источником Божьего откровения во всех сферах и церковной, и личной жизни. Но говорить, что для нас не существует опасности сойти с этого фундамента, нельзя. Такая опасность существует, и мы к этому еще вернемся позже. Пренебрежение Священным Писанием, как свидетельствует история Церкви, явление не редкое, оно происходило и происходит в наше время. Сейчас я хочу привести несколько примеров и показать, что происходит с Церковью, когда она идет на поводу современной культуры. «Сегодня многие Церкви и их руководители хотят видеть многих людей спасенными, Церкви реформированными. Но какими способами они хотят этого добиться? Печально об этом говорить, но многие руководители, используя метод анкетирования в церквах, пришли к убеждению, что проповедь скучное и устаревшее средство, для современного человека. Поэтому многие Церкви отвратились от проповеди записанного Слова Божьего, и обратились к всевозможным трюкам, одобряемым современной культурой: театральным постановкам, изобразительному искусству, подменяя собой центральную роль проповеди Слова Божьего в Церкви. А это уже не реформация, а антиреформация»[4].

Артур Пинк, размышляя о проповеди в Австралии в 20-х годах прошлого столетия, писал: «…Подавляющее большинство церквей находятся в плачевном состоянии. Те из них, что насквозь мирские, уже выбились из сил изобретать новые трюки для привлечения толпы. …Христа очень мало предлагают сердцу и очень мало проповедуют учение здравое, без которого души не могут возрастать и укрепляться в вере»[5]. Буквально несколько лет назад было написано письмо с таким названием: «Признание предшествует покаянию». Его написал в 2009 году пастор и учитель, основатель «школы Христа» Берт Кленденнен, к пятидесятникам США. Он пишет: «Мы должны признаться в том, что мы поставили под сомнение абсолютную истинность Слова Божьего, проповедуя множество всего постороннего. Мы заявляли о своей любви к Слову и в то же время игнорировали Его. Мы надменно присвоили себе титул «Пятидесятники», заявляя, что обладаем большей силой, чем все остальные, но при этом не имеем даже достаточно силы, чтобы свидетельствовать погибающим, не говоря уже о том, чтобы жить святой жизнью. Мы поклонялись другим богам и назвали это «Преуспеванием». Мы научились больше от религиозных суперзвезд по телевидению, чем мы учимся от Яркой Утренней Звезды. Мы ратуем против извращений на наших улицах, но отказываемся признать, что именно наш компромисс со Словом Божьим привел к этим извращениям на наших улицах» (Рим.1:25-26).[6] Отказ от абсолютной истинности Писания приводит, как свидетельствует история и опыт церковной жизни, к забвению евангельских принципов, и как следствие, к упадку духовно-нравственной жизни священства и церковного народа. Об этом очень ясно и понятно свидетельствует история Церкви. Почему я начал введение к проповеди с Мартина Лютера, как глашатая, зажегшего пламя Реформации? Потому что проповедь Божьего Слова и сегодня как и во все времена пробуждений способна изменять, исцелять и преображать Церковь и этот мир. У меня было три причины, почему я решился говорить на эту тему. Во-первых, потому что мы не можем по-другому передать здравое Евангельское учение, чтобы созидать Церковь и изменять мир. Во-вторых, мы призваны проповедовать и учить всему Писанию, открывая Церкви истину, потому что «все Писание богодухновенно и полезно для наставления, научения, обличения, чтобы всякий христианин был совершенен и ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:16). В-третьих, проповедь Слова Божьего является главной задачей христианской Церкви и ее служителей.

Свидетельство Нового завета

Давайте посмотрим, что говорит по этому поводу Новый завет? В служении Иисуса Христа можно выделить два аспекта. Евангелист Иоанн, много говорит о чудесах как о «знамениях», которые Иисус Христос совершал. Он часто исцелял больных, хромых и слепых, кормил тысячные толпы людей, укрощал бури на море. Иисус действительно совершал подобные чудеса, но они не были Его главной целью. Какова цель Его служения? После искушения в пустыни, Он пришел в синагогу, и там провозгласил цель Своего служения: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым – прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лук.4:18-20). Три раза в этом коротком тексте Христос говорит, что Дух Господень помазал Его благовествовать нищим, проповедовать пленным освобождение, проповедовать лето Господне благоприятное. Вот главная задача Его прихода на эту землю проповедовать, что наступило время благоприятное для людей находящихся в оковах греха. Иисус Христос совершал чудеса, и люди много раз пытались удержать Его в надежде, что Он совершит нечто большее, но Он покидал их и удалялся в другое место, где продолжал учить и проповедовать. Слова Иисуса Христа: «Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин.14:6), указывают на Его главную миссию. Все остальное имеет второстепенное значение. После воскресения Христос сказал Своим ученикам, что им, прежде всего, надлежит быть Его «свидетелями». Это была их первая и важнейшая задача, хотя Он наделял их и другими полномочиями. Интересно отметить, что ученики, исполнившись Духа Святого в день Пятидесятницы, сразу же начали проповедовать. Петр проповедовал Истину людям, находящимся в Иерусалиме. И то же самое, Лука описывает в четвертой главе Деяний. Он говорит о рождении Церкви, которая получив поручение проповедовать и учить, приступила к его выполнению. Мы читаем, что первые христиане «говорили с дерзновением». Власти пытались запретить им учить и проповедовать, так как, их это беспокоило намного больше, чем чудеса. Проповедование и учение об «имени Иисуса» постоянно приводило их в ярость. На такую реакцию властей, апостолы отвечали: «Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» 20ст. Вот почему они не могли молчать. Они полностью сознавали возложенную на них ответственность 19ст. В шестой главе книги Деяний, Церковь подверглась серьезным испытаниям. Прочитаем первые два стиха: «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаяни потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, заботиться о столах» (Деян. 6:1-2). Это ключевое утверждение, потому что Церковь должна была решить социальную проблему вдовиц, и они решили эту проблему. Апостолы, следуя водительству Духа Святого, и помня о поручении Господа, сказали: «нехорошо нам, оставив слово Божье, заботиться о столах»2ст. «Мы не можем оставить и не проповедовать Слово. Это наша главная задача, и мы никогда не отступим от нее. Таким образом, приоритеты были расставлены раз и навсегда. Первостепенной задачей Церкви и ее служителей, занимающих руководящее положение, является проповедь, и мы не должны отдавать предпочтение чему-то другому, какими бы ни были наши мотивы, и какой бы ни была наша нужда. Без сомнения, это прямой ответ на многочисленные ошибочные взгляды и доводы, с которыми сталкивается современная Церковь». В 8-й главе Деяний говорится о гонении в Иерусалиме. Все члены Церкви, за исключением апостолов, рассеялись. Чем же они занимались? «Между тем, рассеявшиеся христиане, ходили и благовествовали Слово» (ст. 4). Самым горячим их желанием было рассказывать людям о Христе. «Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа» (ст. 5). Подобные стихи встречаются на протяжении всей книги. Апостол Павел провозглашает, что Церковь есть «столп и утверждение истины». Она не является ни социальной организацией, ни политическим обществом, ни культурным центром. Она есть «столп и утверждение истины». Во Втором послании к Тимофею Павел пишет об этом так: «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим. 2:2). А в четвертой главе того же Послания он дает ясные указания: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2ст.).[7] Итак, Новый Завет помогает нам увидеть первостепенную важность и необходимость проповеди в апостольское время. Для апостолов проповедь было основой их служения и созидания Церкви. Все сказанное полностью подтверждается историей Церкви. Разве она не доказывает, что периоды упадка духовной жизни Церкви всегда были следствием игнорирования Писания и упадка проповедования?[8] Что же всегда предшествует обновлению и возрождению Церкви? Мартин Ллойд Джонс под этим подразумевает не только интерес к проповедованию, но и его полное преобразование, а именно: «проповедь Евангелия, вдохновленная Духом Святым». Он говорит: «Возрождение истинного проповедования всегда предшествует великим духовным подъемам. Реформация и возрождение в свою очередь рождают величайших проповедников. И, конечно, периоды реформации и возрождения неизменно сопровождаются самыми великими периодами проповедования, которые когда-либо знала Церковь. Так было в самом начале ее истории, и об этом повествует книга Деяний, так было и после протестантской Реформации. Лютер, Кальвин, Нокс — все они были выдающимися проповедниками эпохи Реформации. Семнадцатое столетие также ознаменовалось появлением знаменитых проповедников, в частности пуританских. Кто не знает, пуританство по своей сути было движением духовного пробуждения не только в Англии, но и в Северной Америке, где на протяжении нескольких поколений трудились пуританские проповедники, чтобы преобразовывать и очищать Церковь, и направлять народ к библейской благочестивой жизни. Пуританство появилось как ответ на три церковных нужды: библейская проповедь и здравая доктрина, личное благочестие в вере и образ жизни верующего, богослужение, которое способствовало поклонению триединому Богу, как предписано в Его Слове[9]. Великие проповедники восемнадцатого столетия — Джонатан Эдвардс, Уайтфилд, Уэсли и другие. То была эпоха великого проповедования, неразрывно связанного с реформацией и возрождением».[10] Во второй половине 19 и первой половине 20 века огонь евангельского пробуждения разгорелся в России. Выдающимися проповедниками того времени были: Деляков, Павлов, Проханов, Фетлер и другие. Проповедование Слова Божьего всегда являлось самой главной задачей Церкви и её служителей, и естественно, вытекает из принципа только Писание.

Главная задача Церкви

Итак, главная задача Церкви — это проповедь о спасении, которая указывает на истинную нужду человека и единственный источник ее удовлетворения. О какой истинной нужде идет речь? В последнее время часто слышишь даже в Церкви, что человек жертва окружающих его обстоятельств. Неправильное влияние и воспитание на него оказали: семья, школа, улица и многое другое. Следовательно, он, прежде всего, нуждается в лечении и разрешении житейских проблем. Но, согласно Библейскому учению, корень всех его проблем нужно искать в том, что он не покоряется Богу и находится под Его гневом. Не неправильное мировоззрение и воспитание, являются первопричиной его несчастий, а неправильные отношения с Богом. Главная причина такого состояния людей, заключается в том, что они «помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божьей, по причине их невежества и ожесточения сердца их» (Еф. 4:18). В Иоанна 3:19 мы читаем: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы». Итак, истинная проблема человека — это отчужденность от Бога, а причина — невежество и ожесточение сердца. По причине их злых дел, люди больше возлюбили жизнь во тьме. Как определяет Библия истинную проблему человека? Согласно Писанию — неудовлетворенность, страдания, физические болезни и все то, что причиняет человеку беспокойство, является результатом греха и падения Адама. Все остальное — это лишь следствия грехопадения человека. Поэтому библейское определение спасения связано с познанием истины. «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4).. Итак, спасение — это познание истины, поэтому проповедники, являясь «посланниками от имени Христова», должны призывать людей «примириться с Богом» (2 Кор. 5:19–20). Если главная проблема человека его невежество, которое является результатом неповиновения Богу, тогда самое важное для него — узнать об этом, услышать истину о себе и увидеть, что у него есть единственный выход. Этот выход – Иисус Христос, Который является Спасителем мира. Итак, самая важная миссия Церкви и проповедников заключается в том, чтобы открыть людям Евангельскую истину. Для апостола Павла проповедь Евангелия была его призванием и основной задачей, на которую он был поставлен Богом. Он говорит об этом в третьей главе Послания к Ефесянам: «Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово…» (ст. 8-10). Суть послания заключается в том, чтобы «открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божья» (9). Иисус Христос, посылая Павла к язычникам, повелел ему «открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу» (Деян. 26:17—18). Он никогда не забывал об этом, поэтому мы, возвещая Благую весть людям, должны всегда помнить о том, что «князь тьмы» держит их во тьме, и что только благодаря силе Божьей, через проповедь Евангелия их глаза обретают способность видеть. Просвещенные очи сердца христианина не только должны видеть и глубоко осознавать «богатство Христово», о чем молится апостол в первой главе Послания к Ефесянам, но и понимать величие Божьего плана устроения Церкви, которая была сокрыта от вечности в Боге. Об этом «откровении о Церкви» апостол Павел учил христиан. Задача распространения здравого учения обозначена у Павла в этом стихе словосочетанием: «открыть всем». Давайте посмотрим как, к передаче учения Церкви, относился апостол? Возьмем хотя бы для примера 20 главу Деяний апостолов. Я очень кратко остановлюсь на этом и буду читать небольшие отрывки, которые касаются этого вопроса. 1 стих: «…призвав учеников и дав им наставление, пошел в Македонию…». 2стих: «Пройдя же те места и преподав верующим обильные наставления, пришел в Елладу». 7 стих: «… беседовал с ними и продолжил Слово до полуночи». 9 стих: «во время продолжительной беседы…». 11стих: «…беседовал довольно, даже до рассвета». В 20 стихе Павел обращается к Ефесским пресвитерам: «Я ничего не упустил, что считал для вас важным и полезным, когда проповедовал и учил вас…». В 30 стихе Павел предупреждает их, к ним войдут лютые волки, чтобы отвратить их от истины. 31 стих: «Поэтому будьте бдительны, помните, что целых три года непрестанно, днем и ночью, со слезами наставлял я каждого из вас». В 26-27 стихах он говорит о своей ответственности передавать Божье послание: «…я чист от крови всех, потому что не упускал возвещать вам всю волю Божью». Павел здесь говорит перед Богом и Церковью. Я возвещал вам всю волю Божью, поэтому на мне нет вины, если вы отступите от истины и будете говорить превратно и еще этому научите других. На учителях и проповедниках очень большая ответственность, потому что они призваны возвещать всю волю Божью. Давайте уточним разницу между проповедью о спасении и учением, которое предполагает духовное наставление христианам внутри Церкви. В Новом завете можно выделить два основных аспекта Божьего послания. Первый аспект, это весть о спасении, и он определяет евангельское проповедование. Второй предполагает духовное наставление и назидание святых. Что общего у проповеди и учения, которые мы передаем? Проповедь и учение должны открывать Божью истину о спасении неверующим и истину Библейского учения христианам. Возвещая то и другое послание, мы должны исходить из того, как это делал апостол Павел. Он передавал истину, открытую и переданную ему Духом Святым. Мы, подобно ему, передаем не свои идеи и предположения, но откровение, которое передано Духом Святым в Писании апостолами и пророками. И, конечно, чтобы Божье послание стало понятным и христианам, и нехристианам нам необходима помощь Духа Святого. Об этом мы должны помнить и при подготовке Божьего послания, и провозглашая его в Церкви и за Её пределами. Послушайте еще раз, в чем заключается главная задача Церкви? «Главная задача Церкви заключается не в том, чтобы воспитывать человека, не в том, чтобы заботиться о его физическом и душевном благополучии, и даже не в том, чтобы совершенствовать его. Все это сопутствует спасению… Главная цель Церкви — примирить человека с Богом, помочь ему восстановить правильные взаимоотношения со своим Творцом. Именно об этом, следует помнить в первую очередь, так как представление о том, что задача Церкви — сделать людей счастливыми и облегчить их жизнь, является, по своей сути, главным заблуждением, проникшим в Церковь и воздействующим на сознание многих верующих. Церковь, которая идет по этому пути, лишь смягчает симптомы болезни, скрывая настоящую болезнь. Об этом следует помнить, так как в этом заключается одна из важнейших причин нашей сегодняшней трагедии».[11]

Причины упадка проповедования

Давайте рассмотрим, какие причины повлияли на ослабление авторитета Библейской проповеди? Основная причина упадка проповедования – это потеря веры в авторитет Писания и недоверие Истине. «Если мы не обладаем авторитетом, мы не сможем проповедовать Евангелие… Когда вера в великие доктрины Библии начала оскудевать, и на смену проповедям пришли выступления на морально-этические и общественно-социальные темы, это, естественно, не могло не сказаться на проповедовании».[12] Огромное отрицательное влияние на ослабление и недоверие авторитету Писания оказало либеральное богословие, которое проявляется в разных формах модернизма: критика Библии, богословие новой ортодоксии и т.д. Это мировоззрение повлияло на все мировое христианство, а также на баптистские церкви на западе. Послушайте, как это мировоззрение негативно повлияло на деятельность Европейских баптистов: «Судя по заявлениям Европейской баптистской Федерации, основным её служением стала гуманитарная деятельность, а не духовное водительство. Баптистская церковь пытается сохранить влияние на общество через дела милосердия и правозащитную деятельность, забывая о целостности своего служения, которое включает, прежде всего, духовный авторитет и твердое богословское основание».[13] Я думаю, ситуация в нашем Братстве с уменьшением количества членов поместных церквей связана в меньшей степени с иммиграцией в США и Германию в 90-ых годах, но в большей степени с недостатком проповедования и преподаванием здравого Библейского учения в общинах. Подготавливать пасторов, учителей и проповедников призваны Библейские школы и семинарии. Взять Московскую Богословскую семинарию, которая много делает в сфере образования, для церквей нашего Братства. Есть несколько направлений подготовки служителей, но серьезной школы для проповедников пока нет. В 2016 году проводились курсы для братьев, желающих проповедовать, и как я слышал, там присутствовало большое количество братьев. Это говорит об огромной нужде в проповеди и здравом учении в наших Церквах, поэтому есть надежда, что эти курсы перерастут в серьезную школу для проповедников. Вспоминаются 70-годы прошлого столетия, потому что именно в то время активно провозглашалась Евангельская проповедь. Она звучала, не только с церковной кафедры, но и на улицах, вокзалах, в электричках, на свадьбах, также христианских общениях, которые проводились на Ленинских горах, Яузе. Я по сей день помню, как сила Божьего Слова касалась сердец многих людей и приводила к покаянию и вере в Господа Иисуса Христа.

Когда главная цель Церкви и её служителей по разным причинам приходит к ослаблению и забвению, то Церковь приходит в плачевное состояние. И тогда на смену проповеди, чтобы как то изменить ситуацию застоя, приходит, например, идея социальной направленности Евангелия. Ее сторонники призывают жить интересами людей, говорить с ними о политике, вникать в их общественные дела и так далее. Я помню конец 90-ых годов, именно в то время этой идеей вдохновлялись Церкви. Это было трудное время для нашего народа со сменой власти, революционными настроениями, с хаосом, беспорядками. Народ нуждался в продуктах, больницы в лекарствах и оборудовании. К нам приходили контейнеры гуманитарной помощи. Наша церковь, насколько это было возможно, помогала народу продуктами, одеждой, а некоторым больницам лекарствами, шприцами, оборудованием. Я помню, что в это время много людей приходило в Церковь, но какую цель они преследовали? Христос однажды искавшему Его народу сказал: «вы ищите Меня…, потому что ели хлеб и насытились» (Ин.6:26). Многие приходили в церковь именно с этой нуждой. Мы однажды даже крестили 10 человек, которые уверовали через гуманитарное служение, но буквально через очень короткое время, восемь человек перестали посещать Церковь. Когда гуманитарная помощь от христиан разных стран была приостановлена, много мест в наших собраниях освободилось. Конечно, такая ситуация в Церкви братьев не радовала, нам хотелось понять причину происходящего. Нам хотелось, чтобы Церковь росла количественно и качественно. В то время братья часто собирались для молитвы и обсуждений, чтобы изменить ситуацию. Поступило предложение сделать профиль церкви. Этим занималась одна христианская организация. Для этого необходимо было ответить членам Церкви на многие вопросы в специальных анкетах. Анкеты были собраны и переданы в эту организацию. Через некоторое время эта работа была выполнена и ситуация нашей действительности более менее прояснилась. Общение и взаимоотношения внутри церковного народа были самыми высокими показателями. Самыми низкими и вообще нулевыми были вдохновляющая проповедь, благовестие и малые группы. О чем это говорит? Это говорит о том, что самая главная задача Церкви и её служителей — проповедь Евангелия, здравое библейское учение оказались в забвении. Я думаю, что именно это было главной причиной нашей несостоятельности и потери людей. Продолжая тему «Социального Евангелия» надо сказать, что оно было очень популярным еще до Первой мировой войны в большинстве западных стран. Тогда считалось, что Евангелие носит личный характер, и оно не решает социальных проблем и не способно изменить жизнь человека. Поэтому в церквах организовывались клубы по интересам, проводились разные мероприятия, и церковь становилась центром общественной жизни. Сегодня можно услышать что-то подобное. Некоторые братья и сестры считают, что такие мероприятия могут помочь привлечь новых людей в Церковь, а также повысить статус Церкви у чиновников и окружающих людей. На практике эти идеи в нашей Церкви не получали долгой и плодотворной жизни, а очень скоро заканчивались. Но были и довольно долгие проекты, которые совершались посвященными людьми и приносили пользу людям. Вспоминаю служение наших врачей в Церкви и за её пределами. Через это служение проходило множество людей, и им реально оказывалась медицинская помощь. Но Благую весть этим людям некому было проповедовать, а приглашения прийти на богослужение ими по разным причинам игнорировались. Я считаю, что социальное служение, если оно организовано даже на самом высоком уровне, не может изменить внутреннюю суть человека. Никто не спорит, что такое служение благородно, оно оказывает человеку помощь, но оно никогда не решит главной проблемы человека, его отчужденности от Бога. Церковь может предлагать людям моральные и этические принципы: нравственность, добродетель. Но без Евангелия все это не будет иметь силы, потому что такая деятельность не направлена на основную задачу Церкви. Таким образом, Церковь, отказавшись от своей основной задачи, в конечном итоге не оставляет человеку выбора.

Екклесиаст говорит мудрые слова: «…нет ничего нового под солнцем» (1:9), поэтому можно проследить, как различные новшества, модные теории и подделки проникают в Церковь. Каждый раз они вызывают новый всплеск возбуждения и энтузиазма, и их представляют как панацею от всех проблем. Но проходит несколько лет, и о них полностью забывают, увлекаясь какой-либо очередной новинкой. Кто-то вдруг «находит ключ» к пониманию психологии современного человека. Новые идеи тут же находят сторонников, но вскоре они теряют актуальность и на смену им приходят другие идеи. Такое состояние современной христианской Церкви очень печально и заслуживает сожаления. Ей недостает стабильности, твердости и целостности, которые всегда отличали и возвышали над изменчивым, непостоянным и вечно колеблющимся миром истинную Церковь Божью[14]. Послушайте, как формулирует Мартин Ллойд Джонс протест против замены проповедования Евангелия общественно-политической пропагандой. Он говорит: «Социальные и политические вопросы решаются эффективно, когда в христианской Церкви наступают периоды реформации и возрождения, когда проповедование занимает свое законное место. Именно христианская Церковь на протяжении веков более всего способствовала решению данных вопросов. Современный человек несведущ в истории и не знает, что больницы появились благодаря Церкви. Именно христиане первыми стали помогать страждущим и больным. То же самое можно сказать и о просвещении: Церковь первой увидела в нем нужду и начала предпринимать конкретные меры. Борьба с бедностью также началась по инициативе Церкви. Итак, если Церковь выполняет свою главную задачу, это служит всеобщему благу. Протестантская Реформация, к примеру, оказала огромное влияние на мировоззрение человека и всю его деятельность. Достаточно сказать хотя бы то, что она дала мощный толчок к развитию науки, культуры, образования и т.д. Иначе говоря, когда человек приходит к Богу, он начинает осознавать свои дарования, способности и применять их. Таким образом, величайшим периодам и эпохам мировой истории неизменно предшествовали периоды великих реформаций и духовных пробуждений… Поэтому даже с практической точки зрения легко доказать, что проповедование должно занимать главное, центральное место»[15].

Часто можно услышать такой аргумент, что проповеди, которые произносятся с кафедры, носят абстрактный характер и не рассчитаны на конкретного человека с его конкретными нуждами и проблемами. Отсюда возникло убеждение, что нужно меньше проповедовать, а больше времени уделять индивидуальной работе, душепопечительству и личным беседам. Мартин Ллойд Джонс однозначно утверждает: проповедование должно стоять на первом месте, и отвечает почему? Давайте внимательно послушаем его ответ: «Потому что истинное проповедование ведет к успешному разрешению личных проблем и позволяет сэкономить массу времени. В пример он приводит пуританских служителей, потому что они заслуженно славятся своим пасторским проповедованием. В своих проповедях они обращались к «глубинным вопросам совести человека» и тем самым оказывали реальную помощь своим слушателям. Далее, он говорит: «Евангелие, проповедуемое с кафедры, применяемое Святым Духом к каждому слушателю, помогало разрешать личные проблемы, о которых я как проповедник ничего не знал. Но после собрания люди подходили и говорили: «Я хочу поблагодарить вас за проповедь. Если бы вы знали мою проблему и обращались лично ко мне, то и тогда не могли бы более совершенно ответить на мои вопросы. Я много раз хотел поговорить с вами, но теперь в этом нет необходимости»[16]. Продолжая, Мартин Ллойд Джонс говорит: хотя проповедование ведет к разрешению личных проблем, но это не значит, что проповедник не должен работать с душами. Это его святая обязанность, но проповедование должно стоять на первом месте и не может быть заменено ничем другим[17]. Следующий положительный момент, проповедь Евангелия побуждает людей подходить к проповеднику и открывать ему свои нужды. Это лучший способ познакомиться и установить контакт. Люди убеждаются в том, что проповеднику небезразличны их проблемы и что, он лучше других может в них разобраться. Именно проповедование убеждает людей обращаться за помощью к проповеднику[18]. Последний положительный момент: «…проповедь могут слышать десятки людей одновременно. Поразительно то, что проповедник, излагающий Писание, может ответить на вопросы всех собравшихся. Именно поэтому проповедование экономит время пастора. Если бы ему пришлось принимать всех этих людей по очереди, его жизнь превратилась бы в каторгу. Он не смог бы справиться с таким бременем. Но всего лишь одна его проповедь может разрешить целый ряд проблем»[19].

Заключение

«Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божьем, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1Тим.3:14-16). Откуда мы знаем, как необходимо поступать в доме Божьем? Конечно из Писания, которое является для нас источником Божьего откровения во всех сферах церковной и личной жизни. Реформация в свое время провозгласила архиважный принцип «только Писание». Что для нас, живущих в 21 веке, значит принцип «только Писание»? Верим ли мы, «что все слова Писания являются словами Бога, так что неверие или неповиновение этим словам, означает неверие Богу или неповиновение Ему»? Чему мы больше доверяем безошибочной истине Писания или тому, что навязывает нам современная культура? Как христиане, мы не должны идти на компромисс с современной культурой. Наоборот, мы призваны противостать духу этого мира, потому что нам дана «власть наступать на всю силу вражью» (Лук.10:19). Мы должны сказать себе, что Писание будет нашим руководством в личной и церковной жизни. Мы не будем созидать Церковь, используя методы современной культуры, а будем проповедовать здравое учение и предлагать Иисуса Христа сердцу человека, без Которого он не может обрести спасение, возрастать и укрепляться в вере. Пусть слова Лютера, «если я дерзновенно исповедую всякую часть Божьей истины, за исключением той её малости, которую в данное время атакуют мир и сатана, то я не исповедую Христа, как бы отважно я не действовал…» будут для нас серьезным предостережением, чтобы не уклониться от принципа «только Писание». Братья и сестры, давайте будем последователями этой живой Книги. Будем считать Слово истиной, на которое можно полагаться всю вечность. Глубоко верить, что Слово наделенное Духом, способно обновить наш ум и преобразовать нашу жизнь. Послушайте, что говорит Господь: «Слово Мое, не подобно ли огню, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?» (Иер.23:29). Это Слово помогает нам познавать Бога, возрастать духовно, укрепляться в вере, понимать свою ответственность, проповедовать Его необращенным людям, а также провозглашать здравое христианское учение членам Церкви. Братья, помоги нам Господь, понимая истинную нужду человека, серьезно относиться к проповеди Божьего Слова. Человек 21 века не изменился, он остается грешником и нуждается в Боге. Как раз это является его самой главной проблемой и огромной нуждой. Такой человек присутствует на наших собраниях, и ему просто необходимо услышать Евангелие. В то же время наши собрания посещают наши братья и сестры, у которых есть много неразрешенных духовных проблем и вопросов. Мы призваны, через проповедование Слова Божьего достигать и тех, и других. Часто мы этого не делаем, потому что не готовы и не понимаем истинной нужды людей, которые присутствуют на собрании. Вы знаете, почему это происходит? Потому что мы не знаем глубоко самих себя, тем более наших братьев, сестер и их духовные потребности. Мы похожи на плавающие айсберги в океане. Когда смотришь на них, видишь только десятую часть того, что находится наверху. Девять частей скрыто в глубинах океана. Вы представляете, сколько работы Духу Святому необходимо сделать в нас, чтобы нам открылось, что мы из себя представляем. Нам необходим опыт познания Бога, потому что только в свете Его святости и благости нам открывается наш эгоизм, тщеславие, гордость, противостояние Богу и многое другое. Когда это открывает нам Дух Святой, и мы начинаем осознавать правду о себе, тогда приходит истинное покаяние. Поэтому пуританские проповедники в проповедях касались вопросов совести, копали так глубоко, что Дух Божий открывал сердца слушающих, и многие неразрешенные проблемы через искреннее покаяние решались прямо на собрании. Вот почему необходимо «вникать в себя, в учение и заниматься этим постоянно…» (1Тим.4:16). Потому что только так, можно донести Евангельские истины до себя и до других людей, которым мы будем проповедовать. Библейская проповедь, и только она восполняет истинную нужду верующего и неверующего человека, и она должна быть на первом месте. Аминь!

[1] А. Коломейцев, статья «только Писание»: определение, доказательства и выводы, 2 выпуск альманаха «Кафедра», Самара, 2010, стр.2.

[2] Статья Тома Пеннингтона. «Наследие проповедника», компьтерный вариант, 1 стр.

[3] Мартин Ллойд Джонс, выдержка из проповеди «Авторитет Писания: есть только две позиции», компьютерный вариант.

[4]Там же, стр.2.

[5] Под редакцией Томаса К.Эскола. «Дорогой Тимофей» письма служителю. «Евангелие и жизнь» Саратов 2016г.

[6] В.С. Рягузов. Статья: «Почему принцип «solа Scriptura» важен для Русского евангельского движения?», 2 выпуск альманаха «Кафедра» 2010 г. Самара.

[7]В обзоре была использована книга Мартина Ллойда – Джонса «Проповеди и проповедники». Харьков БИБЛОС-АЛЬФА 2011г., Стр.23-27

[8] Там же. Стр.27

[9]Под редакцией Томаса К.Эскола. «Дорогой Тимофей» письма служителю. «Евангелие и жизнь» Саратов 2016г., гл. Учись у пуритан

[10] Мартин Ллойд – Джонс. Проповеди и проповедники. Харьков БИБЛОС-АЛЬФА 2011г., Стр.27

[11]Мартин Ллойд – Джонс. Проповеди и проповедники. Харьков БИБЛОС-АЛЬФА 2011г. Стр.32

[12] Там же. Стр.16

[13] Цитата взята из статьи В. Рягузова «Почему принцип «solа Scriptura» важен для Русского евангельского движения», 2 выпуск альманаха «Кафедра, Самара 2010г.

[14]Мартин Ллойд – Джонс. Проповеди и проповедники. Харьков БИБЛОС-АЛЬФА 2011г. Стр.36

[15]Там же. Стр. 37

[16]Там же. Стр.38

[17]Там же. Стр.38

[18] Там же. Стр.39

[19] Там же. Стр.39