Елеонская гора

Posted on 14 мая 2019, Служитель: Хохловский Сергей Владимирович

  1. История с осленком. Она введение к последующим событиям. Происходящее не случайно!
  • Ему подвластны обстоятельства. Поэтому у нас всегда есть надежда. Он вершит историю, а значит Он мог уклониться от креста в любой момент. Любит так, что Ему можно доверять.
  • Царь, пришедший с миром. Он нам не враг. Господь на нашей стороне, но не так как мы выгораживаем своих детей. Он справедливый судья «камни возопиют».

Что же происходит дальше? Народ ликует! Миссия пришел. Вместо радости мы видим плачущего Христа. Не так часто мы встречаем Христа со слезами на глазах! Что же опять не так?

  1. Почему Христос плакал?

Попробуем понять, что же происходит.

В те времена мессианские ожидания были очень высоки, и неудивительно, что Иисус до времени тщательно скрывает Своё мессианство. Восторженная толпа на иерусалимских улицах тому пример: стоило Иисусу хотя бы намекнуть на Свою миссию, как Его немедленно сделали бы вождём народного движения, какие тогда в Иудее вспыхивали во множестве. И пытались уже…

Но рано или поздно Иисус должен был заявить о Себе публично. По всей видимости, Он выбирает для этого такой момент, когда сделать Его вождём мессианского восстания уже просто не успеют. Восстание! Освободитель! А Его восстание было иного рода.

Поэтому Христос идет не на площадь митинговать, а первым делом отправляется в Храм, где и пребывает затем до самого конца Своего служения в Иерусалиме, Он очищает его дворы от торговцев (ст. 45–48).

Что Он раньше этого не замечал? Замечал! Это уже второй раз Он выгоняет продающих. И опять тоже самое!

Торговля на храмовом дворе, конечно, запрещена Торой, но освящена традицией (мы всегда так делали, так сложилось издревле), к тому же она приносила немалый доход не только самим торгующим, но и храмовой казне.

Как мы любим традиции!

Иисус не собирался мириться с традицией, противоречащей данному Богом Закону. Для Него Царство Небесное начинается с того, что святыня становится святыней, и никаких компромиссов здесь быть не может. Богу Божие! Для фарисеев и религиозных лидеров это храм традиция и порядок вещей, который казался им правильным. А для народа Царство должно было начаться с изгнания римлян и восстановления независимости, за остальным же, как думали тогда почти все, дело не станет. Именно на эту ложную систему приоритетов и обращает внимание Иисус, оплакивая Иерусалим (ст. 41–44).

Царство Божие очень многие тогда понимали чисто внешне, политически и идеологически, и меньше всего о нём, думали, как о реальности духовной. Такое смещение акцентов сделало катастрофу неизбежной. И катастрофа эта оказалась двоякойой: вначале крестная смерть Спасителя, а затем — разгром Иерусалима и Храма. Сколько можно его очищать! Но если смерть Иисуса на кресте завершается Его воскресением, то катастрофа национальная затягивается на века. И Иисус плачет, видя века страданий Своего народа. Плачет, быть может, и оттого, что здесь даже Он бессилен что-либо изменить. Ведь каждый народ, как и каждый человек, свободен. И сам выбирает свою судьбу. У всякого народа и даже отдельного человека, может быть своя Елеонская гора с плачущем Христом. Потому что никто не может за нас покаяться.

И сегодня эти приоритеты всё ещё расставлены неверно. Традиция, сколь замечательной она ни была, не может быть выше святого, Божьего. Святое должно быть святым и автоматически это не происходит. Даже если мы понастроим храмов в каждом дворе это не сделает Россию святой, что уже доказала история. Как мы видим здесь, и храм может оказаться не святым, если люди используют его для получения прибыли или политики, а не для поклонения Богу. Когда Церковь становится идеологическим институтом государства, она забывает, что есть Божие, а что кесарево.

Храм, как место, где люди встречаются с Богом, конечно свято. Оно особенно, отделено для таких встреч и забывать об этом нельзя. Вспомните встречу Моисея с Богом в пустыне. Но молиться на храм не имеет смысла, потому что молиться надо Тому, с кем встречаешься в храме.

Так же и человек не становится святым, посещая церковь по выходным. Святым человек становится, если он просвещён Божиим Словом. Когда благодаря размышлению над Словом и действию Духа Святого, он вдруг открывает в себе грешника, нуждающегося в прощении и милости Спасителя Христа. И это начало трудного процесса освящения длинною в жизнь. Не конец, как думают некоторые. Идя этим путем, мы всю жизнь открываем в себе грешника, не только в момент первой покаянной молитвы. Степень нашей испорченности столь глубока и обширна, что нам просто не под силу увидеть её сразу. К тому же, если бы Господь показал нам всю нашу греховность во всех её многоликих отвратительных проявлениях, то мы не вынесли этого ужаса и наша личность была бы совершенно разрушена.

Собственно, об этом Христос и плакал. О перевернутости наших представлений. Сначала должно быть внутреннее, а потом внешнее. Внешнее следствие проявления внутренней духовной жизни с Богом. Иначе внешнее становится ужасным, безумным, которое творят слепцы.

Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

(Матф.23:16-22)

Безумные и слепые! Мы думаем, что Богу нужны наши деньги, время, храмы или жертвы. А может быть Он претендует на нашу жизнь, чтобы сделать её скучной и лишенной всяких благ? Сотворивший всё из ничего ни в чём не нуждается. А всё, о чём Господь просит нас нужно нам самим, чтобы восстановить образ Божий в нас и жить вечно, чтобы испытать истинную радость и вкусить истинных благ.

Иисус сказал Никодиму: «…истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». (Иоан.3:3)

Вот оно Царствие Божие открывается прямо здесь на Елеонской горе на улицах Иерусалима в храме! Кажется, протяни руку и прикоснёшься к вечности. И что, что дальше? Кто увидел Царство. А дальше… Распни Его!

И не видим мы Царствие Божие, пытаясь отыскать его в видимой области нашей жизни, как и тогда. В храмах обрядах, святых реликвиях и наших с вами традициях. А ведь, как и те люди верим в Бога и может быть даже ждем Его пришествия. Но, как верим? Как ждем?

…Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

(Лук.18:8)

Вот ту веру, которую Христос так хотел увидеть с вершины Елеонской горы. Веру, сотканную из дел, вдохновленных Его примером и Его Словом. Веру возрожденных детей Божиих.