Гнев Божий

Posted on 15 Авг 2019, Служитель: Лемещенко Александр Федорович

Введение      

       Сегодня я предлагаю прочитать из Послания к Римлянам 1:18, где апостол Павел пишет: «Ибо открывается гнев Божий на всякое нечестие и неправду людей, подавляющих истину неправдой». С этого стиха  и до 20 стиха 3 главы Павел пишет о греховности человека, и его отчужденности от Бога. В этом отрывке показана необходимость Благой вести людям. Мы с вами помним, что единственная надежда для грешного человека заключается в том, что Бог приготовил путь к праведности человека в Иисусе Христе. Почему Бог задумал и совершил  спасение людей таким образом? Ответ содержится в этом отрывке, и именно он открывает нам, почему Сын Божий, стал человеком, родившись от Девы Марии, смирил себя до смерти крестной, был погребен и воскрес. Сегодня многие не могут принять учение о искупительной жертве Иисуса Христа. Почему? Потому что они не принимают библейского учения о грехопадении и о греховности человека.  Они не воспринимают истину, что Бог наказал грехи людей в Иисусе Христе, и как следствие отвергают учение о суде и гневе Божьем. В этом отрывке Павел показывает истинное состояние человечества после грехопадения, и дает единственно правильный ответ на вопрос: Что происходит с человеком? Какой смысл его жизни на этой земле? В мире существует множество теорий, в которых ученые по своему объясняют то, что происходит на земле с человеком. Согласно теории эволюции, которую люди приняли как научно доказанную, мир совместно с человечеством должен становиться лучше. Что мы видим на самом деле?  Почему 20 век и начало 21 оказались такими трагическими с двумя мировыми и многими локальными войнами? Приверженцы этой теории не дадут вразумительного ответа на эти вопросы. Христианин, верно понимающий учение о грехопадении человека, сможет дать ответ на то, что происходит и почему мир такой, как есть, и стать он другим не сможет без Бога. Христиане не должны возмущаться или приходить в уныние при виде всего, что происходит на земле. Состояние современного мира подтверждает в этом отрывке аргументы апостола Павла. Он показывает несостоятельность земной цивилизации. Вспомните историю: Ассирии, Вавилона, Греции, Рима и т.д. Взять нашу страну, бывшего Советского союза: мы строили без Бога в течение 70 лет светлое будущее с воспитанным, новым человеком, поставив его в центр всего. Мы покорили космос и далеко продвинулись в научных изысканиях по разным направлениям, но человеку не стало легче, он стонет под бременем греховной жизни и все больше, и больше погружается в безнравственность, и духовный мрак. Наш человеческий, греховный  опыт подтверждает истинность данного отрывка. 

 Суть первых трех глав     

        Итак, апостол Павел в первых трех главах описывает истинное состояние человечества. В 18 стихе он описывает общее состояние людей, что они находятся во вражде с Богом, не покоряются Ему и живут нечестиво, и неправедно, поэтому гнев Божий открывается, и уже открылся на людей, которые подавляют истину неправдой. Гнев Божий открывается на всякое нечестие, независимо кто совершает его язычник или иудей. Апостол Павел записал о том, что евреи, исповедующие единого Бога, и живущие по закону, будут судимы согласно закону. Иудей, знающий Бога и надеющийся на закон, преступлением закона бесчестит Бога и становится грешником в глазах Его. Язычники также  не имеют извинения в нечестии, которое они творят. Почему? Павел дает ответ: Бог не оставил их в неведении и дал им откровение, которое свидетельствует о Нем, и тот факт, что язычники отказываются признавать это, ведет их к осуждению. Но не только это ведет язычников к осуждению. Павел говорит о законе, который «записан в их сердцах». Здесь он добавляет новое измерение к тому, о чем говорил в первой главе: Бог открывает Себя в творении не только через природу — Он также поместил нравственный закон в сердце каждого человека, так что все люди знают разницу между добром и злом. Нам всем дана совесть, которую называют «внутренним голосом Бога», и которая одобряет, или осуждает нас за совершение тех, или иных нечестивых  поступков. Поэтому, как иудеи, так и язычники виновны пред Богом. В 18 стихе Павел пишет: «Ибо открывается гнев Божий на всякое нечестие и неправду людей, подавляющих истину неправдой» — и заканчивает этот отрывок словами: «…заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновным пред Богом…» Рим. 3:19. Я очень кратко напомнил суть первых трех глав, начиная с 18 стиха и заканчивая 19 стихом 3 главы. Теперь мы вернемся к 18 стиху и будем рассматривать его. 

Бог — центр Благой вести 

       Почему Павел начинает Евангелие с Божьего гнева? Ответ мы находим в 18 стихе. Проявление 

Божьего гнева, всегда связано с Божьим судом. Нечестивое состояние неверующих людей привело их к Божьему суду. Осужденный человек полностью зависит  от Бога, потому что, он находится в Его власти, поэтому в центре Евангелия у Павла всегда был Бог, а не человек, с его положением перед Ним и вечной участью.  С чего мы начинаем благовествовать Евангелие? Чаще всего, Благую весть мы начинаем с нужд людей, с того, что беспокоит их, с личных проблем, греховных зависимостях и т.д. Павел даже не упоминает эти  проблемы людей. Он начинает говорить о том, что человек осужден и находится под Его гневом. Он не одинок в таком методе. Прочитайте Ветхий завет, пророков, они всегда начинали свою весть, обращаясь к людям, с их отношений с Богом. Они не касались личных проблем, нужд, греховных зависимостей. Они проповедовали о корне проблемы человека, об его взаимоотношении с Богом. Знаете почему? Потому что решение проблемы отчужденности от Бога помогает человеку преодолеть все перечисленные проблемы. На первое место в нашей христианской жизни мы должны ставить не второстепенное,  а наши взаимоотношения с Богом. Новый завет ясно и недвусмысленно говорит об этом. Мы не должны забывать, что в результате греха неверующий человек отчужден от Бога и продолжает оставаться в таком состоянии. Апостол Иоанн пишет в 3 главе Евангелия, что неверующий в Иисуса Христа уже осужден, он не увидит жизни вечной и гнев Божий пребывает на нем (ст.16,36). Эти глаголы — осужден, не увидит, пребывает, подчеркивают состояния неверующих людей, перед Богом. Именно такое состояние человека мобилизует Павла свидетельствовать Евангелие и начинать с самого главного.  Теперь вы понимаете важность учения о Божьем гневе в нашем свидетельстве Евангелия? Вы скажите, мы с этим согласны, но неверующий человек не верит в Бога и смеётся над этой истиной, и  считает её немыслимой. Естественно, когда люди не верят в Бога, нужны другие теории, чтобы оправдать свое неверие. Некоторые неверующие люди объясняют это учение с точки зрения психологии. Они говорят: «Идея о гневе Божьем — не что иное, как проекция идеи о строгом отце викторианской эпохи, который воспитывал своих детей очень строго. Он не позволял делать детям, то, что они хотят, поэтому услышав его голос, дети дрожали от страха. Люди перенесли эту идею на Бога, представляя Его, как личность, наводящую ужас и страх». «Либеральное христианство полностью отвергает учение о гневе Божьем, хотя они утверждают, что верят в Бога.  Они объясняют эту идею, как пережиток идеи о родовом боге Ветхого завета. Они говорят, что Иегова был ужасным и кровожадным божеством. Иегова родовой бог древнего Израиля, не Отец нашего Господа Иисуса Христа. Не об этом Боге проповедовал Иисус. Такое учение не совместимо с учением Иисуса о любви и с идеей отцовства Бога».  Об апостоле Павле они утверждают, что он был фарисеем и имел раввинистические взгляды. Став христианином, он так и не избавился от них до конца, примешивая их к Евангелию Иисуса Христа. Есть еще христиане — это мы с вами. Для нас это учение тоже служит преткновением, хотя мы можем заявлять, что верим в учение о гневе Божьем, но на практике мы умалчиваем о нем, считая, что современный человек воспитан по-другому, что это учение оттолкнет многих, потому что на дворе 21 век, а не средние века. Евангелие должно быть привлекательным для современного человека, так считаем мы, приглашая неверующих людей на общение, в Церковь, придумывая стимулирующую рекламу. Почему так происходит? Да потому что, мы фокусируемся на людях, отталкиваясь от их понимания, боясь, что они начнут возмущаться и больше никогда к нам не придут. Таким образом,  мы сдаем свои позиции, когда не объясняем и христианам, и нехристианам учение о гневе Божьем. Апостол Павел так не поступал, у него даже не возникали такие вопросы, как отнесутся люди к Благой вести, смогут они понять её, не оттолкнет ли их это учение. Знаете, почему так поступал Павел, возвещая Евангелие? Он понимал, что Евангелие — это не просто слова, которые передают истину. Он пишет: «…наше благовествование у вас было не в слове только, но в силе и во Святом Духе, и со многими удостоверениями…»1Фес.1:5. Такой силой является Дух Святой, и Он открывает истину человеку, поэтому, чтобы не говорили люди, наш долг возвещать «Евангелие, которое есть сила Божья к спасению всякому верующему и еврею, и язычнику». Мы с вами должны не только знать суть Вести, но также призваны исполняться  Духом Святым и молиться, чтобы Он через нас открывал людям их отчужденность от Бога и нужду в Нем. Будем всегда помнить, что исполняться Духом для христианина это Божье повеление, которое требует от нас послушания и выполнения. Я напомню эти слова апостола Павла: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь Духом» Еф. 5:18. Исполнение Духом является самой важной составляющей и в нашей подготовке, и когда мы возвещаем Благую весть грешникам. 

Свидетельства Писания о Божьем гневе       

       Итак, мы говорим о гневе Божьем. Кто хорошо знает Писание, того не удивляет, насколько часто Библия говорит о нем. В Ветхом завете много описаний, когда Бог наказывал и евреев, и язычников, изливая Свой справедливый суд. Вспомните потоп, десять казней над фараоном и египетским народом, сорок лет пребывание евреев в пустыне, истребление семи ханаанских народов и т.д. Некоторые из нас, могут сказать это же Ветхий завет? А разве вы не помните, что в Новом завете уже с 3 главы Евангелия от Матфея Иоанн Креститель  также, говорит об этой истине? «Порождение ехиднины, кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите достойный плод покаяния» Мтф.3:7-8. Апостол Павел, только в Послание к Римлянам десять раз говорит о гневе Божьем. Почитайте внимательно еще раз это Послание и убедитесь в этом. Вы можете сказать — это же Павел, он не стал, как говорят критики, свободным от учения раввинов? Если мы так мыслим, то отвергаем Богодухновенность и авторитет Священного писания. Давайте посмотрим, что на эту тему говорит Иисус Христос в Евангелиях. В 11 главе Евангелия от Матфея в качестве примера Он приводит города, которые не покаялись, хотя слышали сильнейшее свидетельство: «Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: Горе тебе, Хоразим! Горе тебе Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас. то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам» ст. 20-21. «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься…» ст. 23. В этом тексте Иисус провозглашает суд над тремя городами, за то, что они отвергли Мессию и Его могущественное свидетельство и  не покаялись. Как говорит история эти три города Хоразим, Вифсаида и Капернаум были разрушены. Давайте посмотрим еще на слова Иисуса Христа, которые являлись приговором над Иерусалимом. Они исполнились буквально через сорок лет, после Его вознесения. Евангелисты Матфей и Лука передают эти слова. Я прочитаю их, как один отрывок, объединяя их вместе: «Иерусалим, Иерусалим избивающий пророков, и камнями, побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам, дом ваш пуст» Мтф.23:37-38. «Ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не останется в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего». Лук.19:43-44. Это событие связано с входом Иисуса Христа в Иерусалим. Именно в этот день Христос протягивал Свою божественную руку, призывая его к миру с Богом. Но Иерусалим не узнал времени посещения Мессии и предал Его Пилату на распятие. Сколько раз Иисус хотел собрать их, и открыть им истину, но они не захотели. Вот Божий приговор: пуст ваш дом, разорят тебя, побьют детей твоих и все превратится в пустыню. Это пророчество Иисуса Христа сбылось, приблизительно через 40 лет, когда римский полководец Тит полностью истребил людей, разрушив Иерусалим, и превратил его в пустыню. Бог по разному совершает Свой суд, например, суд над  семью народами Ханаана, Он совершал руками Иисуса Навина, совместно с отрядами евреев. А суд над Иерусалимом совершался римскими легионами под руководством полководца Тита. О гневе Божьем говорится и в Послании к Евреям, и в книге Откровения. Я думаю, что достаточно этих свидетельств из Нового завета, чтобы понять, что эта тема имеет первостепенное значение в провозглашении Евангелия. 

Откровение Божьего гнева

       Его можно определить следующим образом: гнев Бога означает, что Он сильно ненавидит любой грех.  «Мы не должны понимать Божий гнев, приравнивая его к человеческому гневу. Всякий раз, когда мы думаем о человеческом гневе, мы представляем приступ ярости, состояние, когда человек теряет контроль над собой и выходит из себя.  Гнев присущий Богу имеет совершенно другое значение. То проявление человеческого гнева, которое мы назвали, просто не мыслимы для природы Бога. Когда мы говорим о гневе Божьем, мы должны понимать, что он означает ненависть к греху. Бог ненавидит грех, он отвратителен для Него. Нас не должно смущать слово ненависть. Если мы признаем, что Бог есть любовь, то мы должны признать и Божью ненависть. Все то, что противостоит Богу ненавистно Ему, а это царство тьмы, сатаны и греха. Поэтому святой и справедливый Бог изливает гнев на всякое нечестие и неправду людей, подавляющих истину неправдой». 

Каким образом открывается Божий гнев 

        Откуда открывается гнев Божий? Павел утвердительно отвечает: с неба, а именно с позволения Бога, с Его справедливого решения.  Каким образом открывается гнев Божий? На этот вопрос отвечает вся Библия, и это требует много времени, поэтому я ограничусь тремя примерами. В Рим.2:15 Павел показывает, как открывается гнев Божий человеку: «…дело закона у людей написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую…». Каждый человек имеет представление о добре и зле, каждый чувствует, что зло должно быть наказано. В конце 2 мировой войны каждый человек считал, что лидеров Германии следует призвать к ответу. судить и наказать. даже те, кто не верил в учение о гневе Божьем, заявляли: «Такое простить невозможно! Военные преступники должны понести наказание». Чувство справедливости свойственно всякому человеку, поэтому большинство людей верят в то, что закон и правительство существует для наказания преступников за нарушение закона. Павел говорит о свидетельстве человеческой совести, но откуда она взялась? Мы верим, что человека создал Господь,  поэтому и совесть Он вложил в сердце человека. Поэтому, чувство вины является подтверждением этого факта. Человек не может грешить и не испытывать дискомфорта, чувства стыда или угрызений совести. Это происходит непроизвольно, потому что человек, совершающий преступления, всегда понимает, что делает зло. Почему в его разуме появляются мысли осуждающие его?  Это действие совести, которая является частью откровения Божьего гнева

       Давайте рассмотрим еще один важный аргумент наказания за грех — это смерть, которую никто из людей не может избежать. «Возмездие за грех смерть» Рим.6:23. В 5 главе с 16-18 стихи Павел пишет, что от Адама до Моисея смерть царствовала и была и остается непрошенной гостью для людей. Это является доказательством Божьего наказания за грех. Смерть — это следствие греха, это часть Божьего наказания. 

       На протяжении всей истории человечества с момента грехопадения «открывается гнев Божий на всякое нечестие и неправду людей, подавляющих истину неправдой». Апостол Павел  в этом стихе говорит об откровении Божьего гнева, поэтому оно является неотъемлемой частью Благой вести. Отвергая эту истину, мы не поймем Евангелие. Павел  также утверждает, что человек грешен и гнев Божий пребывает на нем, и он не может быть прощен. Почему? Потому что Бог провозгласил этот справедливый приговор, и никто,  никогда не может освободить человека от этого приговора, кроме Самого Бога. И Он нашел решение, как спасти человечество от вечного осуждения. И этот стих открывает нам Божий замысел нашего спасения. Что же это? Это крест и смерть Его единородного Сына Иисуса Христа. Сын Божий принял на Голгофе всю силу Божьего гнева. В истории человечества он никогда не открывался так, как на Голгофе. «Если вы не видите откровения гнева Божьего в распятие Иисуса Христа, значит, вы не видите и любви Божьей. Что это значит? Это значит, что Бог не может делать вид, что не замечает греха, поэтому отношение Бога к греху делало смерть Иисуса Христа неизбежной». Вот почему, то, что произошло в Гефсимании и на Голгофе, так важно для нашего спасения. Гефсимания приоткрывает завесу над тем, какая невероятно высокая цена была заплачена Иисусом за восхождение на крест. Об этом говорят Его слова: «душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мной» (Мтф.26:38). Его молитва: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (39ст.). В Гефсиманском саду мы можем отчетливо видеть связь Божьего гнева с нашим спасением. Иисус горячо молится Отцу Небесному о том, чтобы, если возможно, чаша миновала Его, и Ему не пришлось испить ее. Символом чего была эта чаша? Она символизировала страдание духа Иисуса Христа, берущего на Себя все грехи мира. Другими словами, это было принятием на себя божественного осуждения, которого заслуживали наши грехи. Такое понимание подтверждается Ветхим Заветом, где «чаша» Господа всегда была символом Его гнева. Сказано, что грешный человек «пьет от гнева Вседержителя» (Иов. 21:20). Иисус твердо знает, что эта чаша не обойдет Его. Ее дал Ему Отец, и Он ее выпьет, чтобы  исполнить Его волю. Вот, что Он говорит: «Моя пища – творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4:34). Далее, Евангелисты описывают все, что претерпел Иисус перед осуждением на смерть, как Его унижали, плевали, оскорбляли, били, как взвалили на Него деревянный крест, и как Он шел по via dolorosa до Лобного места, где распяли Его, и где Иисус принял всю силу Божьего наказания за наши грехи.  Друзья, вы никогда не думали о том, что если бы Иисус не принял наше наказание, то via dolorosa, крест, чаша Божьего гнева и вечное осуждение было бы неотъемлемой часть Божьего справедливого суда над нами грешными жителями земли. Давайте вспомним слова, которые произнес Иисус связанные с тем, что Бог покинул Его: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты оставил Меня?» Наступившая темнота и абсолютное одиночество произошло в тот момент, когда  Бог Отец оставил Его. В этот момент произошло самое настоящее и ужасающее разобщение, и оно было обусловлено совершенными нами грехами и являлось справедливым наказанием за них. Спустя тридцать шесть часов Бог воскресил Иисуса из мертвых. Тот, Кто умер, приняв на Себя наше осуждение, был публично оправдан в момент воскресения. Братья и сестры, вы понимаете, почему апостол Павел не может не проповедовать такие важные доктрины суд, гнев и справедливое наказание Божье? Бог не отказывается от справедливости. А это значит, что спасение, которое дает нам Бог, и несет в себе прощение, это прощение не обходится без наказания. Поэтому, крест Христа одновременно являет нам справедливость Бога и Его милость. В нем проявляется справедливость, так как совершается возмездие за грех, и в нем проявляется милость, так как Бог принимает заместительную жертву за наши грехи. Поэтому апостол Павел говорит, что Божья справедливость, которая осуществляется через Христа, показывает нам, что Бог выступает одновременно и «праведным, и оправдывающим» Рим.3:26. 

       Заключение

       Заканчивая, подведем итог. Великая истина о Божьем гневе пронизывает все Писание и Ветхого, и Нового завета. Приблизительно 100-150 лет назад, эту истину активно возвещали христианские проповедники  в поместных церквах. На сегодняшний день эту доктрину, если и проповедуют, то очень редко, хотя она присутствует в Библии, в книгах по систематическому Богословию и является важной частью спасительного Божьего замысла, связанного с грехопадением человека, его греховностью, искупительной жертвой Иисуса Христа. Не проповедуя эту истину в церкви и вне её, мы сдаем свои позиции, осознано или не осознано, возможно, не понимая сути этого учения. Таким образом, весть, которую мы возвещаем, отличается от той Вести, которую проповедовал апостол Павел. Вот, что по этому поводу говорит Мартин Ллойд Джонс: «…если мы желаем, чтобы наши методы проповеди Евангелия и сама проповедь соответствовала Библии, мы всегда должны начинать проповедь так, как начинал её апостол Павел. Честно признаюсь, я не понимаю проповедников — шутников. Я не понимаю тех, кто по той или иной причине легкомысленно относится к доктрине и больше заботится о чувствах людей, нежели об истине Божьей».  Аминь!