Что такое апокрифы: Ветхозаветные и новозаветные апокрифы

Ответы на вопросы об апокрифах. Что такое апокрифы. Ветхозаветные и новозаветные апокрифы. Составление канона Ветхого Завета и Второканонические книги; составление канона Нового Завета — для защиты от апокрифических писаний.

«Как относиться к апокрифическим Евангелиям от Иуды, Фомы…?» — Это лишь один из вопросов, полученных мной еще зимой. Были и другие письма, где тоже спрашивают про апокрифы, а также в своих комментариях многие просили рассказать о них. Я выделила для себя круг вопросов, на которые надо ответить, а также темы непосредственно связанные с ними. Ниже я привела фрагменты некоторых писем, где поставлены вопросы и объяснено в связи с чем они интересуют их авторов:

Илай — «Привет я прочитал вашу статью, вы считаете Иисуса реальной личностью?  …вообще я просто доказательство искал, упоминания об Иисусе как о личности в истории … и еще xотел узнать у вас как вы относитесь к апокрифическим Евангелием от Иуды Фомы итд спасибо за ответ».

Олег — «… в библии приведены 4 евангелия (я даже некоторые прочитал полностью). А сейчас, в наше время, уже находят новые евангелия, недавно нашли еще одно, от Иуды. А до этого я в инете нашел еще несколько. Вот что хочу сказать, я пытался их читать. Но там вообще ничего не поймешь, такое странное написано, как будто и не христиане, а какие-то маги или массоны писали, тайные общества в общем. Так похоже, что и другие евангелия которые в библии тоже были примерно так же написаны, да только кто-то сделал из этой абра кадабры нормальный текст. То есть если надо было бы, то из этого Иуды и других таких же тоже могли бы сочинить нормальные евангелия? Тогда почему же в эти евангелия которые в библии христиане верят, а те другие не принимают? Хотя все они написаны намного позже после того как он уже умер. А ведь про казнь Христа и что он потом воскрес известно только из евангелий. Потому и такой вопрос у меня. …»

Анастасия — «… Мы хотим больше знать про Господа, отсюда интерес к новым находкам рукописей. Каждое вновь найденное Евангелие открывает новые подробности и неизвестные до того изречения Иисуса Христа. Я думаю нам надо радоваться этому. Почему же церковь их не принимает? Или вы тоже считаете, что это фальшивки?»

Михаил — «… напоминаю про вопрос про апокрифы, евангелие от Иуды и др. подобные. Церковь их вроде не признает. Как же тогда в состав Библии попали апокрифы? Сам видел в магазине, нормальная Библия, но в содержании есть апокрифы, т. е. добавлены книги каких в наших обычных Библиях нет. Это как понимать? Ведь это тоже апокрифы или нет?»

Стас — «Прочитал ваши статьи про Христа.Был на самом деле такой человек или это выдумка.Есть  упоминания о нем в литературе того времени? Очень было интересно.Пожалуй так полно еще не встречал.Много узнал впервые.Там задавали вопросы про апокрифы.Меня тоже интиресует вопрос апокрифов.В чем причина отрицательного отношения офицеальной церкви? В этих евангелиях тоже рассказывается о Христе.Или церков видет  разницу в том как рисуют Христа апокрифы от его портрета в евангелиях библии? Тогда объясните в чем разница, а если без разницы, почему тогда церков против апокрифов? Просьба рассказать тоже подробно, чтоб понять для себя и зарыть вопрос.»

Светлана — «… Спасибо за подробные ответы на вопросы про историчность Христа. Но были еще вопросы про Евангелия от Иуды и другие так называемые апокрифы.  Вы обещали написать об этом, но пока так и не написали. Я читала, что они были написаны специально для  более просвещенных духовных верующих, кто был способен вместить более сокровенные знания. Там рассказано о тайных знаниях, которые скрывает церковь. Пожалуйста не уходите от ответа…»

Я не ухожу от ответа и обязательно отвечу на все вопросы, просто до этого я отвечала на другие вопросы из писем. На вопросы о том, существовал ли реально Иисус Христос, и есть ли упоминания о Нем в литературе того времени. Надеюсь, на те вопросы я смогла ответить достаточно полно и убедительно. Постараюсь ответить и на вопросы об апокрифах. Вот как я сформулировала для себя полученные вопросы, а также вопросы непосредственно связанные с ними:

Что такое апокрифы? Как, когда и почему они появлялись? Почему Церковь их не принимает? Почему в некоторых изданиях Библии добавлены книги, которых нет в «наших обычных» Библиях, ведь это  тоже апокрифы?  Отличается ли Иисус Христос Евангелий Нового Завета от Иисуса Христа в апокрифах? А если нет разницы, то почему церковь против апокрифов? Есть ли в них что-то такое, что важно знать верующим, но тщательно скрывается от «простых людей» и доступно лишь « посвященным»? Содержат ли апокрифы неизвестные слова и факты из жизни Иисуса Христа?

В этой статье я отвечу на четыре первых вопроса и расскажу о канонах Ветхого и Нового заветов:

Что такое апокрифы? Как, когда и почему они появлялись? Почему Церковь их не принимает? Почему в некоторых изданиях Библии добавлены книги, которых нет в «наших обычных» Библиях, ведь это  тоже апокрифы? Что это за книги и каков их статус? Немного о канонах Ветхого и Нового заветов.

Откуда нам стало известно о Евангелиях от Фомы, Марии, Иуды …?  Нам сообщили об этом СМИ. Время от времени появляется очередная сенсация на тему библейских текстов. Все эти сенсационные новости строятся по одной схеме: наконец удалось обнаружить древние документы,  которые меняют наше представление об истории христианства. Более того, из них следует,  что Церковь якобы учит совсем не тому, о чем на самом деле говорил Христос и Его ученики… Но, спустя некоторое время ажиотаж спадает. Вы никогда не задумывались — почему? Ведь найдено наконец «подлинное» учение Христа, так долго «скрываемое Церковью»! Наконец-то теперь, в 20-21 веке мы узнаем правду! И что? Почему же это «подлинное» учение не стало широко известным? В каких «неизвестных ранее словах Христа» оно выражено? СМИ молчат. Почему? Неужели и они тоже наравне с Церковью  «скрывают» от нас правду?))) — Дело в том, что сообщать нечего, т. к. обычно выясняется, что найденный документ просто копия или всего лишь еще один (из множества уже имеющихся у ученых) вариант давно известного апокрифа. Конечно, каждая новая находка (пусть даже уже известного апокрифа) позволяет дополнить недостающие фрагменты, как кусочки мозаики, так как рукописи доходят до нас сильно поврежденными, но ничего принципиально нового они не содержат.

Чтобы вы имели представление о состоянии таких рукописей, я приведу вам фотографию папируса с  «Евангелием от Марии» — ‘это апокриф II века, дошедший до нас на коптском языке:

папирус с Евангелием от Марии - апокриф 2 века

Что такое апокрифы?

Слово «апокриф» происходит от древнегреческого слова «ἀπόκρῠφος», что в переводе означает «тайный, сокровенный». Изначально так назывались исключительно произведения гностицизма, которые сохранялись втайне. Сегодня апокрифами называют тексты, не вошедшие в Библейский Канон.  Дошедшая до нас апокрифическая литература не ограничивается только Евангелиями, она весьма разнообразна.

Ветхозаветные апокрифы.

Иудейский канон Ветхого завета сложился в 5 веке до нашей эры. Пророки Ездра и Неемия  после возвращения из Вавилонского плена собрали священные тексты. Необходимо было отделить от них те, в содержание которых вкрались элементы языческих верований и оккультизма. Ездра был старшим масоретом — человеком, который хранит чистоту предания (масора по-еврейски – предание). Потому и еврейский канон Ветхого Завета (Танах), получил название Масоретская Библия. Священные тексты, которые Ездра считал традиционными (каноническими), и сейчас составляют основу Ветхозаветного канона.

Второканонические (девтероканонические) книги — библейские книги, полностью или частично не включенные (по разным причинам) в состав канонической Библии иудаизма (Танах), но имевшие широкое хождение в еврейском мире и вошедшие в Септуагинту.

Септуаги́нта (Septuaginta), перевод семидесяти, LXX, первый греческий перевод Ветхого Завета, сделанный в  III-II вв. до н.э. Третий Хранитель Александрийской библиотеки Эратосфен Киренский (276 -194 г. до н.э.), математик, астроном, географ и поэт обратился к царю с идеей перевести на греческий язык Ветхий Завет. По повелению царя Птоломея II Филадельфа был сделан перевод Ветхого Завета с древнееврейского на древнегреческий – Септуагинта.

Септуагинта намного больше масоретского текста еврейского Ветхого Завета, т.к. в её состав были включены еще 11 книг. Это, а также некоторые несущественные расхождения с текстом Масоретской Библии, послужило основанием для сомнений и вопросов в будущем. Открытие рукописей Мёртвого моря эти сомнения развеяло, показав, что существовал не один, а множество списков еврейского Ветхого Завета. Септуагинта переведена с одного свода таких списков, а т.н. масоретский текст – с другого.

Приведу цитаты из статьи Еврейской энциклопедии о рукописях Мёртвого моря:

«Свитки или рукописи Мёртвого моря — популярное название манускриптов, обнаруженных, начиная с 1947 г., в пещерах Кумрана. Десятки тысяч рукописей и их фрагментов были обнаружены в пещерах вади Мурабба‘ат (к югу от Кумрана), в Хирбет-Мирде (к юго-западу от Кумрана), а также в ряде других пещер Иудейской пустыни и в Масаде. …

… Палеографические данные и внешние свидетельства позволяют датировать эти манускрипты концом эпохи Второго храма и рассматривать их как остатки библиотеки Кумранской общины (еврейской религиозной секты, проживавшей в районе Кумрана с 1 в. до н.э. вплоть до разрушения поселения римлянами во время Иудейской войны. Большинство исследователей отождествляет кумранскую общину с ессеями, описываемыми Иосифом Флавием). По содержанию кумранские рукописи можно разделить на три группы: библейские тексты, апокрифы и псевдоэпиграфы, а также литература самой кумранской общины.

Библейские тексты. Среди кумранских находок идентифицировано около 180 списков (в большинстве фрагментарных) библейских книг. Из 24 книг канонической еврейской Библии не представлена лишь одна — книга Эсфирь. Наряду с еврейскими текстами обнаружены и списки греческой Септуагинты, а также те текстовые варианты еврейской Библии, которые послужили для неё основой».

Если говорить о Септуагинте, то Ветхий Завет в этом переводе сыграл огромную роль для Церкви. Им пользовались апостолы, новозаветные писатели и святые отцы. С него же были сделаны и первые переводы Ветхого Завета на старолатинский язык, известные как Вульгата (Термин «Вульгата» —  «общеупотребительная», первоначально обозначал греческий текст Септуагинты (LXX) и её старолатинские переводы. Затем это название закрепилось и за переводом Иеронима, вытеснившим прежние варианты.). Цитаты из первых латинских переводов встречаются уже в творениях Тертуллиана (160 – 220 гг.). Длинные библейские тексты на латыни, свидетельствующие о существовании письменного перевода, приводит в своих сочинениях Карфагенский епископ Киприан (середина III в.).

На рубеже IV–V вв. Блаженный Августин  пишет о том, что из-за существования множества переводов возникла настоящая сумятица. По этой причине папа Дамас I (Дамасий I) поручил известному богослову того времени и своему советнику, Иерониму, провести проверку переводов, чтобы Римская церковь могла пользоваться единым авторитетным и непротиворечивым текстом Библии. Свои исправления Иероним делал на основе Септуагинты и еврейского масоретского текста. Тридентский собор признал этот перевод официальным текстом Библии, общепринятым в католической церкви.

Первый перевод Ветхого Завета на церковнославянский язык также был сделан с Септуагинты. Так эти 11 книг, отсутствующие в Масоретской Библии, но входящие в состав Септуагинты, появились  и в католической, и в православной Библии. Именно их и называют второканоническими.

Само название «второканонические» (или «девтероканонические») книги (напомню, речь идет о книгах, входящих в состав Септуагинты, но отсутствующих в еврейском каноне Ветхого Завета — Масоретской Библии) заимствовано у католиков. На Тридентском Соборе 1546 г. этим книгам был присвоен статус канонических (т. н. «второй канон»).

В православной традиции книги, не вошедшие в еврейский канон, но входящие в состав Септуагинты признаются назидательными и полезными для чтения. Они могут называться «второканоническими» (как у католиков) и чаще всего так и называются, или «анагиноскомена» (ἀναγινοσκόμενα) —  «рекомендуемые для чтения, полезные».

Приведу список второканонических книг:

Вторая книга Ездры

Книга Товита

Книга Иудифи

Книга Премудрости Соломона

Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова

Послание Иеремии

Книга пророка Варуха

Первая книга Маккавейская

Вторая книга Маккавейская

Третья книга Маккавейская

Третья книга Ездры

В православной и католической традициях второканонические книги включаются в состав Библии. При этом издаются и Библии, в состав которых эти книги не входят. Эфиопская церковь принимает их наравне с каноническими.

Статус апокрифических получили  книги, не вошедшие ни в Танах, ни в Септуагинту.

Новозаветные апокрифы и формирование канона Нового Завета

Для раннего христианства вопрос отделения апокрифической литературы от канонических книг был не менее актуален, чем в своё время для Ездры. Совершенно понятно стремление оградить Церковь от пагубного влияния многочисленных ересей, родоначальники которых пытались обосновать свои учения (придав им более высокий статус) и максимально широко распространить их, включая новые книги в состав Писания. Кроме этого они исключали из него неугодные им тексты, или вносили добавления и изменения в уже существующие тексты. Наиболее заметным и опасным было влияние гностиков, большая часть ученых упоминает также монтанистовя и маркионитов.

Гностики обычно добавляли свои сочинения к Четвероевангелию (четырем Евангелиям, входящим в канон Нового Завета) и Посланиям апостолов. Монтанисты вообще добавляли свои сочинения как дополнительную, самостоятельную третью часть Библии, новую по сравнению с Ветхим и Новым заветами. Зная, что монтанизм возник около 170 г., мы можем отметить для себя, что принимаемая Церковью Библия уже в это время включала в себя две части — Ветхий и Новый заветы. Маркион вовсе отрицал Ветхий завет, а Новый редактировал в духе антисемитизма, в результате чего он включил в состав Писания только сильно урезанное Евангелие от Луки и девять посланий ап. Павла, не стесняясь вносить в них изменения по своему вкусу.

С середины 2 века поток рукописей  происходящих из еретической околохристианской среды резко нарастает. Большей частью это псевдоэпиграфы — рукописи, подписанные именами апостолов. Что делать Церкви? Как уберечь верующих от ложных учений? Я думаю всем нам понятно, что прежде всего необходимо провести грань между Священным Писанием Нового завета и апокрифической литературой. И второе — прекратить распространение и свободное хождение еретических произведений в христианской среде. Но вот вопрос — как осуществить это на практике в условиях того времени? Нет ни газет, ни телевидения, ни радио, ни телефонов, ни интернета, скайпа и пр. способов оповещения и просто сообщения. Можно направить письма, послания поместным церквям, в которых перечислить те книги, которые читать не только неполезно, но даже вредно. Но общин много, вряд ли Учителя и Отцы Церкви лично писали письма каждой поместной церкви. Значит их письма копировали, переписывали и распространяли. А теперь представьте, получили верующие такое послание за подписью известного и авторитетного богослова, епископа, но ведь и те книги — апокрифические писания (о которых предупреждают в письме, что они вредны и содержат лжеучение) тоже подписаны известными и авторитетными именами, даже именами апостолов! И как им быть уверенными, что это письмо действительно было написано тем самым известным богословом? Это лишь один из возможных примеров того, как это было непросто. И почему процесс отделения и очищения от подложных книг затянулся на столь длительный период времени.

Что же сделала Церковь? Было принято решение в первую очередь ограничить круг книг, читаемых в Церкви за богослужением. Автоматически это распространяется и на область домашнего чтения членов Церкви. Казалось бы решение найдено, служители церкви рекомендуют членам своих общин перечень богодухновенных и душеполезных книг. Вопрос решен! Но на самом деле все обстоит сложнее. В это время еще нет возможности принятия единых для всех христиан нормативных документов, какими станут впоследствии правила и постановления Соборов и св.отцов. Поэтому выделяют три категории книг: общепризнанные, спорные и подложные.  Но так как единого мнения еще не выработано, различные авторы того времени, разделяя книги по категориям, могут включать в эти категории разные книги. Так и происходит в реальности.

Одним из первых такое разделение предлагает в первой половине 3 века Ориген. В число общепризнанных книг он включает Четвероевангелие, Деяния, 13 посланий Павла, 1 послание Петра и 1 послание Иоанна, а также Апокалипсис Иоанна. Остальные Соборные послания (2 Петр, 2 и 3 Ин, Иуд и Иак), а также Послание к евреям Ориген обозначает как спорные. Об остальной «околоновозаветной» литературе он не пишет, видимо считая что она никак не может входить в обсуждаемый канон, являясь «подложной».

В начале 4 века Евсевий Кесарийский, как и Ориген, также подразделяет новозаветные Писания на общепризнанные, спорные (но принимаемые многими) и подложные.

Но, несмотря на ясное отвержение Евсевием и многими его современниками ряда «подложных» книг, они продолжают читаться христианами наряду с другими книгами Нового завета (выше я примерно показала как это могло происходить). Лишь в следующей, т.н. Соборной эпохе истории Церкви (4 — 8 вв.), происходит наконец окончательное формирование и каноническое оформление состава Священного Писания как Ветхого, так и Нового завета. Так один из важнейших документов о составе Писания — 60-е правило Лаодикийского собора (поместный собор 363 — 364 гг. в Лаодикии во Фригии), перечисляет в составе Писания следующие книги:

«Читать подобает книги сии, Ветхого Завета: 1. Бытие мира, 2. Исход из Египта, 3. Левит, 4. Числа, 5. Второзаконие, 6. Иисус Навин, 7. Судии, Руфь, 8. Есфирь, 9. Царств, первая и вторая, 10. Царств, третья и четвертая, 11. Паралипоменон, первая и вторая, 12. Ездры, первая и вторая, 13. Книга псалмов ста пятидесяти, 14. Притчи Соломона, 15. Екклесиаст, 16. Песнь Песней, 17. Иов, 18. Двенадцать пророков, 19. Исайя, 20. Иеремия, Варух, Плач и Послание, 21. Иезекииль, 22. Даниил. Нового же Завета — Евангелий четыре: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна; Деяния Апостольские, Посланий соборных семь сии: Иакова — одно, Петра — два, Иоанна — три, Иуды — одно; посланий Павловых четырнадцать: к Римлянам — одно, к Коринфянам — два, к Галатам — одно, к Ефесянам — одно, к Филиппийцам — одно, к Колоссянам — одно, к Солунянам [Фессалоникийцам] — два, к Евреям — одно, к Тимофею — два, к Титу — одно и к Филимону — одно».

Канон Ветхого завета приводится здесь в традиционном для Востока объеме 22 книг (нумерация по числу букв еврейского алфавита подчеркивает ориентацию именно на иудейский канон, хотя мы видим, что под одним номером могут быть соединены 2, 3, 4 и даже 12 книг). Новый завет включает здесь уже почти все книги, кроме Апокалипсиса.

Аналогичным образом перечисляют книги Нового завета свт. Григорий Богослов и св. Кирилл Иерусалимский. Перечень свт. Григория благодаря его авторитету становится церковным каноном и включается в Книгу Правил под заглавием «Правило святого Григория Богослова о том, какие подобает читать книги Ветхого и Нового завета». В этом правиле свт. Григорий говорит: «Дабы не прельщен был ум твой чуждыми книгами, ибо обретаются многие подложные писания, неправо написанные, то приими, возлюбленный, сие мое верное исчисление…[здесь свт. Григорий перечисляет обычные 22 книги Танаха — еврейского канона Ветхого Завета] Предложил я двадцать две книги Ветхого завета, еврейским буквам равночисленные. После сего счисляй книги и Нового Таинства. Матфей писал о чудесах Христовых для евреев, Марк — для Италии, Лука для Ахаии. Для всех же — Иоанн, великий проповедник и небошествователь. Потом следуют Деяния мудрых апостолов, четырнадцать посланий Павла. Семь Соборных, из коих одно — Иакова, два Петровы, далее три Иоанновы, седьмое же есть Иудино, — так имеешь все. Если же какие суть сверх сих, — не принадлежат к признанным».

Свт. Кирилл Иерусалимский (IV Слово огласительное) перечисляет те же 26 книг без Апокалипсиса, добавляя: «а все прочее да будет положено вне, на втором месте. Что не читается в церкви, того не читай и наедине…».

Иной позиции придерживается старший современник свт. Григория и Кирилла, один из крупнейших богословов 4 века свт. Афанасий Александрийский. В 39 послании о Праздниках (367 г.) он приводит список Священных книг, также включенный впоследствии в Книгу правил и ставший нормативным церковным документом.Свт. Афанасий пишет:

«…изволилось и мне, побужденному истинными братьями и дознавшему сначала по ряду изложить, какие книги приняты в канон, переданы и веруются быть Божественными [т.е. согласно Преданию почитаются как Богодухновенные]…» — и далее приводит полный список 27 книг Нового завета, добавляя затем: 

«…в сих только благовествуется учение благочестия. Никто к сим да не прилагает, ни да отъемлет от них что-либо. О сих Господь, посрамляя саддукеев, глаголал «заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» (Мф.22:29)».

Впервые ясно и четко свт. Афанасием сформулировано отношение Церкви к книгам Нового завета как к Священному Писанию. Обратите внимание, он  применяет к ним слова, сказанные Христом о Священном Писании Ветхого завета. Продолжая, св. Афанасий пишет:

«Ради большей же точности, поскольку пишу ради нужды, присовокупляю и сие, что есть, кроме сих, и другие книги, не введенные в канон, но назначенные Отцами для чтения нововступающим и желающим огласиться словом благочестия: Премудрость Соломонова, Премудрость Сирахова, Есфирь, Иудифь, Товия и так именуемое Учение Апостолов [Дидахэ, или, быть может, Климентины], и Пастырь. Впрочем, возлюбленные, сверх сих читаемых и оных канонических нигде не упоминается об апокрифических, но сие есть умышление еретиков…».

Так св. Афанасий разграничивает книги уже не на «общепризнанные, спорные и подложные», но на канонические, «читаемые» (для назидания) и «апокрифические» (т.е. еретические).

Фактически это правило завершает формирование канона Священного Писания как Ветхого, так и Нового завета. Но, поскольку вытеснение из церковного употребления невключенных в канон книг происходило медленно и не без сопротивления, потребовались еще и соборные решения об этом. Главным здесь является 33-е правило Карфагенского собора (419 г.), которое гласит: «Постановлено также, да не читается ничто в церкви под именем Божественных Писаний, кроме Писаний канонических. Канонические же Писания суть сии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Иисус Навин, Судии, Руфь, Царств — четыре книги, Паралипоменон — две, Иов, Псалтирь, Соломоновых книг — четыре, Пророческих книг — двенадцать, Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Товия, Иудифь, Есфирь, Ездры — две книги. Нового Завета — четыре Евангелия, Деяний Апостолов — одна книга, посланий Павла — четырнадцать, Петра Апостола — два, Иоанна Апостола — три, Иакова Апостола — одна, Иуды Апостола — одна, Апокалипсис Иоанна книга одна…».

На этом, собственно, заканчивается история формирования и канонического оформления Священного Писания Нового завета. Решение Карфагенского собора и правило свт. Афанасия в конечном итоге определили позицию Церкви как на Востоке, так и на Западе, где она была дополнительно подтверждена на Тридентском соборе 1546 г. Даже Лютер, не будучи уверен в авторитетности ряда книг (Послания к Евреям, Иакова и Иуды, и Апокалипсис), не пошел наперекор традиции и поместил эти книги в конце своей Библии.

Теперь непосредственно о том, какие новозаветные апокрифы сегодня известны?

Как правило, когда спрашивают или говорят об апокрифах, имеют в виду апокрифические Евангелия. Но существуют и другие книги, тоже относящиеся к новозаветным апокрифам. Например апокрифические деяния апостолов, апокрифические апостольские послания, апокалипсисы и ряд других книг. Большинство новозаветных апокрифов были написаны в период со второй половины II века по IV век – т.е. значительно позже канонических книг.

Сегодня известны следующие апокрифические евангелия:

Евангелие детства

Евангелие Псевдо-Матфея или, как его еще называют, «Книга о происхождении блаженной Марии и детстве Спасителя»;

Евангелие от Иакова

Книга Иосифа плотника

Тибетское Евангелие

Иисус в храме

Евангелие от Апеллеса

Евангелие от Ессеев

Тайное Евангелие от Марка

Евангелие от Апеллеса

Евангелие от Андрея

Евангелие от Марии

Евангелие от Никодима

Евангелие 12 апостолов

Евангелие от евреев

Евангелие от Петра

Евангелие от Иуды

Евангелие от Филиппа

Евангелие от Фомы

Евангелие от Варнавы

Евангелие от Египтян

В апокрифических евангелиях, как правило, развиваются сюжеты, лишь слегка затронутые в канонических евангелиях. Ученые разделяют все апокрифические евангелия на 2 группы:

Фольклорной направленности (наполненные невообразимыми фольклорно-фантастическими описаниями событий «из жизни Христа»).

Идеологической направленности (содержащие изложение различных нехристианских религиозно-философских воззрений).

Апокрифические евангелия фольклорной направленности появились ввиду того, что нашей человеческой природе свойственно домысливать то, о чем нет сведений. Так, к примеру, отсутствие в канонических евангелиях какой-либо информации о детстве Христа привело к появлению большого количества т.н. евангелий детства – апокрифических евангелий, описывающих детство и юность Иисуса.

Апокрифические евангелия идеологической направленности появились из-за желания многих  лидеров сект перетолковывать христианские идеи, чтобы сделать их удобными для достижения своих целей. Многие авторы перетолковывали евангелие с точки зрения внедрения своих языческих или оккультных идей в христианское мировоззрение.

Апокрифические деяния апостолов

Деяния Петра и Павла

Деяния Павла

Мученичество святого апостола Павла

Деяния Павла и Феклы

Деяния Филиппа в Элладе

Мученичество святого и преславного первоапостола Андрея

Деяния Варнавы

Деяния Филиппа

Деяния Иоанна

Деяния святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Деяние Фомы

Успение Блаженной Девы Марии

Деяния и мученичество апостола Матафия

Деяния святого апостола Фаддея, одного из двенадцати

Учение апостола Аддая

В апокрифических деяниях апостолов рассказывается о проповеднической деятельности одного или нескольких апостолов. Несомненно, что эти апокрифы были написаны под влиянием канонических Деяний святых апостолов. В основном они были написаны на греческом языке в крупных центрах раннего христианства (Александрии, Сирии, Риме), до нас дошли в переводах, как полагают ученые —  из-за отрицательного отношения раннехристианской церкви к подобной литературе. Хотя надо отметить, что некоторые из них все же пользовались авторитетом в ранней Церкви («Мученичество Павла», «Жития апостолов»).

Данные Деяния относят к апокрифам по причине того, что тексты не являются богодухновенными, а описанные события не признаются достоверными. Кроме того, для большинства апокрифических деяний характерно настолько большое количество правок и редакций, что в результате практически невозможно составить представление о первоначальных текстах данных рукописей. Только «Деяния Фомы» остались практически без изменений.

Апокрифические апостольские послания:

Послание Авгаря ко Христу

Послание Христа к Авгарю

Переписка апостола Павла с Сенекой

Послание к Лаодикийцам

Послания Климента Епископа

Послание Дионисия Ареопагита

Послание апостола Варнавы

Послание апостола Петра к апостолу Иакову

Послание двенадцати Апостолов

Слово св. Иоанна Богослова

Третье послание апостола Павла к Коринфянам

Апокрифические послания были очень удобным способом распространения лжеучений в христианской среде.

Апокалипсисы:

Апокалипсис Петра

Апокалипсис Павла

Откровение Варфоломея

Апокалипсис Иоанна

Другой Апокалипсис Иоанна

Слово апокалипсис мы привыкли отождествлять с концом света, однако первоначально это слово переводится с греческого как «раскрытие, откровение», а в частности раскрытие будущего, сокрытого от людей. Люди всегда хотели знать, что ждет их в будущем. Поэтому и завершающее христианскую Библию Откровение Иоанна Богослова привлекает к себе особое внимание. Надо отметить, что и апокрифические апокалипсисы пользовались не меньшим интересом.

Можно отметить интересную особенность. Например, апокрифические евангелия в своем большинстве написаны как подражания каноническим Евангелиям. То же самое и с апокрифическими посланиями, деяниями и пр. А большинство апокрифических апокалипсисов не подражают каноническому Откровению Иоанна. Причина кроется в том, что жанр апокалипсиса, в отличие от Евангелия, Деяний и Посланий, сложился задолго до христианства. В чистом виде апокалиптическими по мнению ученых можно назвать уже главы 24-27 в Книге пророка Исайи, а также Книгу пророка Иоиля. Именно эти тексты считаются началом иудейской апокалиптики. К апокалиптическим также относят Книгу пророка Даниила. С некоторыми оговорками (отсутствии эсхатологического элемента), к апокалиптическим текстам можно вполне отнести пророчества Исайи, Иеремии, Иезекииля.Таким образом новозаветные апокрифические апокалипсисы лишь продолжают давнюю традицию этого жанра.

Прочие апокрифы: Тайная Книга Иоанна, Хождение апостола Павла по мукам, Тайная Книга Иакова, Книга Фомы, Диалог Спасителя, Сон Богородицы и сказание о почитании 12-ти пятниц, Беседа трёх святителей, Сказание о подвигах Фёдора Тиринина, Сказание Афродитиана, Сказание о Макарии Римском.

Подробнее об отношении Церкви к апокрифам я расскажу в следующей статье.

 

 

Об авторе:
  1. Настя Reply

    А-а-а-а-а! Ура! Наконец появилось про апокрифы. Очень долго ждали. Прочитала, поняла что надо читать еще, вникать сосредоточенно. Очень пмного информации. А еще очень трудно читать потому что все сливается. Поняла что по смыслу здесь уже несколько частей или разделов. Про Ветхий завет и потом про Новый. А потом про апокрифы и Новый Завет.Но они вообще никак не обозначаются, не отделяются. Что то произошло с текстом? Я читала ваши записи в блоге, вы всегда очень следите за тем чтобы текст был легко усваиваемым. Можно эту статью поправить так как у вас всегда написано?
    Я еще прочитаю, все равно, даже в таком виде. Но вобще очень трудно так читать. Мешает. Просьба, разделите на абзацы.
    Наталья Аркадьевна, буду вникать и потом напишу обязательно. А я вам письмо напишу. Спасибо. Но я переживаю что из-за такого сплошного текста эту статью не смогут оценить как следует. Может даже не дочитают. Мне обидно за вас.

  2. Юлия Reply

    В ближайшее время все исправим! Спасибо за сообщение!

  3. Герман Reply

    Что за паника? С текстом все отлично, все понятно написано и легко читается. Или уже все исправлено? Тогда благодарим за оперативность!
    По существу статьи. Вообще не знал про ветхозаветные апокрифы. Тоже слышал про «лишние» книги в некоторых православных Библиях. Было странно, откуда они могли появиться. Теперь стало понятно. Вопрос отпал. Про христианские апокрифы, наверно точней лжехристианские или около христианские. Не предполагал что их так много всяких разных. Действительно задачка была с этим разобраться чтобы людей не сбивали в сторону ложных учений.
    Про составление канонов, реально стала понятна их насущная необходимость. Улыбнуло про отсутствие скайпа в 1-4 веках н.э. Но реально помогает задуматься и представить себе ту ситуацию. Много еще можно о чем написать, главное что материал нужный, полезный, одним словом стоящий. Поредставляю как непросто было выбрать о чем написать, о чем необязательно. Благодарим за труд. Храни вас Бог.

  4. Лариса Reply

    Вот это настоящая просветительская работа. Вы даете такую нужную и ценную информацию. Очень сжато и сконцентрированно, но при этом вполне понятно. Пишу о себе. Впечатлил текст апокрифа что вы привели на фото. Особенно трогательно и «убедительно» выглядит крошечный кусочек. Хотела бы спросить тех кто именно так его расположил, а почему не ниже или выше? Как ему место-то определили? Каким научным прибором? Смех и грех да и только.

  5. Лариса Reply

    Вспомнила, кажется я читала один апокриф, вроде какое-то из таких евангелий. Там даже 1 странички не было. Весь текст был небольшой, примерно столько же а то и больше было текста в скобках, так предположительно могли выглядеть отсутствующие слова. Так было в пояснении. Там вообще было не понять в чем суть и что хотят сказать. И какие-то слова и выражения очень странные там были. Наверное гностическое было. Как же надо промыть головы, чтобы люди верили, что Библия лжет, церковь лжет, а вот эти вот непонятные писания одни только открывают правду и то чему учил Христос. Прям хочется всем кто так считает предложить прочитать самим эти с позволения сказать евангелия и честно оценить их по сравнению в нашими Евангелиями из Нового Завета. А церковь все правильно делала. Канон составляла и составила. Определила что есть что. Но эти лжеучения по змеиному все ползут и ползут, приспосабливаясь к современному миру. Так что и в наше время полезно знать об этом. Чтоб прикладывать к сегодняшнему дню. Это не только дела минувших дней. Благодарю за отличную статью.

  6. Надежда Reply

    Впечатляет такой полный обзор и перечень известных апокрифов. К сожалению об этом не пишут и люди не представляют как много апокрифов уже найдено и изучено учеными. Думаю еще по этой причине легко делать якобы сенсации на пустом месте. Понятно что потом уже писать и кричать не о чем, потому и молчат СМИ. Если бы эти сведения что вы привели были широко известны то и таких лже сенсаций не было бы. Спасибо что рассказали подробно о том как было сложно решать проблемы с таким большим количество ложных писаний, фальшивых посланий и пр. Реально помогли представить ту ситуацию.

  7. Леонид и Нелли Reply

    Поняли что ошибались думая что что-то знали про апокрифы и понимали в чем суть. Теперь увидели какой угрозой они были. Какое огромное число их гуляло по миру. Молодцы отцы церковные. Справились, веру отстояли от внедрения чуждых учений. Людей в церкви защитили. Под впечатлением. Спасибо.

  8. Валерий Reply

    Благодарю. Познавательные статьи.

  9. Иосиф Reply

    Просто нет слов! Как энциклопедия. Столько инфы, кратко, сжато, четко, конкретно. Я эти ваши статьи про Христа и эти про апокрифы копирую и себе сохраняю. Такой материал надо хранить! Спасибо.

  10. Лев Reply

    Впечатляет. Не подозревал, даже не предполагал что количество известных апокрифов настолько велико. Поначалу публикации о них вызвали интерес. Позже прочитав пару апокрифических евангелий разочаровался в них. Но и позиция церкви показалась неадекватной, в силу ничтожности содержащейся в них информации. Не увидел опасности этих «писаний». После прочтения этой статьи мое мнение изменилось. Считаю сейчас опасность представляют не сами тексты апокрифов, а то что о них раздувают недобросовестные журналисты и писатели. Их статьи и книги, а также снятые по ним фильмы, вот что смущает умы наших современников.

  11. Михей и Дана Reply

    Неожиданно. Думали существует лишь несколько апокрифов, а тут такое великое иножество. Конечно потому и реакция у людей, что церковь что-то скрывает, потому и борется с апокрифами. У нас тоже такая была. Когда сейчас узнали реальное количество этих апокрифов, к тому же и не христианских в основном а гностических, оккультных, стала понятна и реакция церкви. Нормальная реакция. А какая другая религия спокойно отнеслась бы к таким деверсиям и подлогам? Благодарим за ценный материал.

  12. Большой Боб Reply

    Статья конечно нужная и много информации. Но что-то я запутался с этими второзаконными книгами, которые добавляются католиками и православными. Они почему у них в Библии, если в еврейскую Библию не входят? Если я правильно понял. И вобще, у меня у мамы православная Библия, нет там никаких добавочных книг, точно такие же как и у нас. Конечно я еще почитаю, может чего недопонял. Но было бы лучше если бы вы подробнее рассказали, как вы всегда делаете. Объясняете для таких непонятливых как я. А так, спасибо.

  13. Борис и Наиля Reply

    Благодарим. Зная вас по передаче, блогу и статьям на этом сайте, не сомневались что получим хорошую с инормативной стороны статью. Как всегда сжато, кратко, инормативно, без пустой траты времени и ля-ля-ля характерно для большинства статей и книг в наше время, когда большинство авторов подражают западным, чаще американцам авторам. Что очень радует и вызывает уважение. Как всегда наши ожидания оправдались.

  14. Фрау Елена Reply

    Благодарю. Считаю эти ваши статьи максимально насыщенными инормациее и полезными. Эти две статьи при внимательном прочтении снимают все вопросы и предвзятости, возникшие у людей в отношении церкви. По незнанию и напитавшись слухами они обвиняют церковь. Вы помогаете это устранить. Причем ничего не навязывая. Просто предоставляя нужную информацию.

  15. Майя Reply

    Спасибо. Много нового для себя узнала. Очень насыщено инормацией.

  16. Валентина Reply

    Не знаю, я лично все поняла. Считаю что очень понятно написано про эти дополнительные книги. Просто надо внимательнее прочитать статью. Спросила у своих, им тоже все было понятно. Всех впечатлило большое количество известных апокрифов. Интересно, хоть что-то полезное в них есть? Или все ложь?

  17. Валентина Reply

    Простите, забыла поблагодарить. Спасибо.

  18. Иван да Марья Reply

    Ну вы прямо как в энциклопедии, кратко, четко, масса информации. Удивили. У нас был курс ввводный в догматику, там немного рассказывали про апокрифы, больше конечно про канон Нового Завета. Но без подробностей которые написаны в вашей статье. Рад что прочитал и эту статью и первые четыре где про Христа было. Много нового узнал.

  19. Мила Reply

    Большое спасибо Наталье Аркадьевне за то, что выполняет свое обещание, которое дала нам. Мы слушатели просили найти способ отвечать на наши вопросы и после закрытия передачи Надежды для души. Мне лично полезны и очень нравятся все ее статьи. Как о жизни, жизненных вопросах, так и о разных вопросах по нашей вере. Про апокрифы раньше я слышала, но совсем мало. Признаюсь, фильмы такие смотрела и даже читала несколько статей в интернет изданиях. Купила книгу (скорей брошуру, потому как тоненькая)с текстами апокрифов. Прочитала их и была удивлена, так как не нашла в них ничего стоящего. Какие-то обрывки фраз, к которым для связки добавлены домыслы или предположения о том, что могло быть написано на месте пропусков. Сами слова, которые сохранились, многие очень странные, не из христианского лексикона. Поэтому я пришла к выводу, что все это дутые сенсации. Как кто-то тут написал, стало непонятно почему церковь так всполошилась и стала с этим бороться. Ваша статья многое объяснила. Но не все, хотелось бы все же понять, что же могло быть опасным для христиан в смысле самого учения. Надеюсь, что во второй статье я найду ответ.

  20. Мила Reply

    Простите, хочу добавить для ясности. Мои последние слова в моем предыдущем комментарии нисколько не умаляют ценности этой первой статьи про апокрифы. Согласна с другими комментаторами, в статье приведена обширная информация по данной теме. Спасибо.

  21. Алексей Reply

    Приветствую любовью Господа нашего Иисуса Христа. Считаю полезная статья. Приведено много сведений, фактов. для меня новых. Читаю с большим интересом. Благодарю. Читать надо вместе с второй. В ней как раз расказано и пояснения даны. Здесь закладывается база.
    Благословений.

  22. Стас Reply

    Крутой сайт, церковь и статьи здесь. Друг вас посоветовал. Не зря. Буду и дальше читать. Успехов.

  23. Таша Reply

    Спасибо за все ваши статьи. Простите, что я вот так, сразу за все статьи вас благодарю. Можно конечно под каждой отметиться и написать спасибо, но смысл? Мне проще вот так написать здесь, что многие статьи для меня оказались нужными и полезными просто для жизни и понимания того что происходит со мной или с близкими. Много лучше стала понимать церковь и христианскую веру. Хоть я и крестилась но понимаю, что я еще типа младенец в вере. Вы очень помогаете. Про эти статьи где отвечаете про Христа и про эти апокрифы, для меня особо важные были статьи про Христа. Много вопросов для меня убрали. А про апокрифы, честно сказать я даже особо и не думала про них, хотя фильмы как те о которых вы писали, смотрела. А что, вроде интересные. Сейчас задумалась, вроде правильно вы написали про них. Я и сама что-то странное в них замечала. А про эти апокрифы я так даже и не думала что их так много всяких разных. Это же ужас просто что такое творилось. Конечно люди могли легко запутаться. Я считаю Бог помог церкви защитить чистоту веры и учения Христа. В общем спасибо что рассказали про это. Хорошо что есть Библия с проверенными книгами. В те времена когда этого еще не было людям было трудно понять где правда а где обман. Нам легче. Слава Богу.

  24. Инна Евгеньевна Reply

    Благодарение Богу за ваш труд и служение. Меня лично писания еретиков никогда не интересовали. Считаю что слишком мало у нас времени, чтобы так бездумно тратить его на пустышки, к тому же еще и ядовитые. Надо читать священные тексты и книги мудрых духовных людей. Но статью вашу прочитала с большим интересом и пользой, так как вы рассказали о составлении библеского канона. Как Ветхого так и Нового заветов. А также и о второканонических книгах. Этот вопрос меня интересовал.
    Блародарю.

  25. Инна Евгеньевна Reply

    Показала эти ваши статьи про апокрифы и про историчность Господа нашего Иисуса Христа настоятелю нашего храма. Он позволил разместить их у нас на сайте. А также ваши статьи про Авву Дорофея, «агапэ», комплекс неполноценности у христиан и некоторые другие.

    • adminhic Reply

      Инна Евгеньевна я надеюсь что вы укажете ссылку на оригинал.

  26. Костик Reply

    Тут все прям такие вумные куда так. Только мне выходит пришлось читать несколько раз чтобы все понять и разложить в уме по полкам. Как говорит моя мать на мои книги из церкви, что они отупляют, отучивают думать. Если 2 мысли на книгу есть уже хорошо. Это она так про наши книги, что мы читаем. У нас нет книг наших авторов. Только заграничные. В основном из Америки. А там прям как жвачку жуют жуют никак не прожуют. Вот она и говорит. А вы прям сразу столько инфы даете, что трудно с непривычки. Но интересно. Вот и читал несколько раз.

  27. Лариса Михайловна Reply

    Спаибо вам за такие статьи. Нужные и дающие необходимое понимание. Расширили мое скудное представление про апокрифы. Теперь лучше понимаю их вредоносность для церкви того времени и христианской веры вообще. Сегодня их вред тоже присуттвует. Смущают многих и клевещут на церковь с их помощью. Вы проливаете свет и многое становится понятней. Очень нужное дело делаете.

  28. Лина Reply

    Большое спасибо. Узнала много нового. Нашла ответы на часть вопросов, которые у меня были уже давно.

  29. Вадим Reply

    Хорошие статьи,эта в том числе. Ответили на часть моих вопроов, у самого руки не доходили искать информацию. А вы как всегда дали кратко и полно. То что нужно!

  30. Екатерина Reply

    Не представляла сколько этих апокрифов существует. Слышала о двух или трех. Поистине это Бог помог своей Церкви справиться с этим мутным потоком лжи и неправды. Слава Богу и Его верным чадам.

  31. Галина Ивановна Reply

    Хочу поблагодарить за ваши труды. Всегда слушали вам по радио и читали в блоге. А теперь осталось только на этом сайте. Слава Богу что можно здесь читать ваши статьи. По статье про апокрифы, я даже не представляла себе масштаб опасности. Думала что было несколько таких евангелий и зря церковь так против них. Тем более что там так странно излагается, что понять невозможно. Неинтересно даже. А когда прочитала сколько их было всяких разных то поняла беспокойство лидеров церкви. Такая атака на церковь была со всех сторон. А враг извнутри как известно самый опасный. А ведь многие авторы апокрифов рядились под христиан. Чем больше думаю тем больше поражаюсь стойкости верующих, отцов церкви и вижу, что тут явно была помощь свыше. Вам спасибо большое.

  32. Вита Reply

    Спасибо Большое! Подробно написала в отзывах на 2 часть статьи про апокрифы.

  33. Тина Reply

    Внимательно прочитала еще раз эту вашу статью. Она закладывает базовую информацию. Считаю эту информацию просто необходимой верующим. Мы забываем, что «ничего нет нового…» как сказано в Библии. Враг и сегодня опять эффективно использует старое оружие, апокрифические ложные евангелия и прочие книги. Это оружие спало много веков, но вот опять проснулось, вернее его раскопав разбудили. Мы недооцениваем опасность. А оно вновь «стреляет» в угоду сатане.
    Посмотрите кол-во людей, кто смотрит эти фильмы, читает книги эксплуатирующие эту тему. Эти книги и фильмы очерняют церковь и нашу веру. Даже самого Христа и святых.
    Считаю эти ваши статьи очень актуальными.

  34. Тина Reply

    Давно не видно хотя бы коротеньких заметок пастора Сергея. Они так были полезны. В связи с этой темой хотелось бы узнать его мнение. Считает ли он что это старое оружие в наше время уже обезврежено и на умы не влияет? Просто мне видится что современные служители как-то успокоенно на это смотрят. Вроде это их не касается раз в их церкви такое не проповедуется. Я привела реальные слова, которые слышала лично сама. А то что современные люди живут не только той информацией что преподают им в церкви им видимо на ум не приходит. Особенно это относится к молодежи и среднему возрасту.

  35. Тина Reply

    Правда, было бы полезно узнать что думает пастор Сергей, а также может быть хотя бы немного о том, согласны ли с ним другие служители? И если считают что это оружие еще действующее, как думаете, что можно предпринять хотя бы в церкви, а может и еще где-нибудь. Поделитесь идеями. Может сами верующие с вашей подсказкой смогут что-то делать, чтобы противостоять.

  36. Димитрий Reply

    Блпгодарю за статьи Ваши. Интересно и насыщенно фактами пишете. Сейчас это редкость, больше разговоры вокруг да около. Попутно оветили еще несколько вопросов, которые у меня былди.
    Согласен со многими откликами других читателей.

  37. Елена Reply

    Хороший подбор информации сразу по некольким темам. Просто отлилчно. С удовольствием всегда читаю ваши статьи. Сами апокрифы меня не особенно интересуют, но вы даете много дополнительной информации, для меня интересной и полезной.
    Спасибо.

  38. Лилия Reply

    Лилия. Вобще это не моя тема, никогда не интересовали меня апокрифы и др. сомнительные теории. Прочитать решила заодно, т.к. читаю все ваши материалы. Неожиданно заинтересовало, т.к. вы о многом полезном рассказали. Буду читать дальше.

  39. Квгений Reply

    Отлично. Узнал много нового. Получил ответы на то что было непонятно раньше в связи с этими канонами и лишними книгами в некоторых Библия.Конечно эти апокрифы особо не волновали, но и про них прочитал с интересом. Оказалось не бесполезно. Вместе со 2 частью отличный материал по этому вопросу.
    В целом считаю было бы полезно в церквях проводить ликбез по подобным вопросам, чтобы все христиане знали историю храитсианства, какие были опасные заблуждения и как их побороли. Ваши статьи многие отличный материал для учителей и лекторов. Я считаю. Лично я в своей церкви использую их для занятий с молодежью. Беседы о Христе и свидетельствах о Нем авторов 1 и 2 веков вызвали большой интерес. Потом проводил беседы и с другими членами церкви. Вы полезное дело делаете.
    Вообще сайт хороший. Читал и другие статьи на другой странице сайта. Много что понравилось. Хорошие и нужные вопросы поднимаются.

  40. Ольга Reply

    Стала читать после ваших статей про Христа. Уж больно они интересные. Хотя меня лично эти ложные писания никогда не интересовали. Не жалею что прочитала эту статью, узнала много полезного для себя про нашу Библию. Как она отбиралась и составлялась на протяжении веков начиная с Ветхого Завета.

  41. Ольга Reply

    Дополню. Укрепляет в вере, т.к. без помощи Бога христианство бы не устояло и не сохранилось. Преследования и гонения, невозможные условия, не было печати книг и вобще. Но даже в этих условиях книги составившие Библию смогли уцелеть. Восхищает какие мудрые были лидеры христианства. Слышали голос Бога и подчинялись водительству Духа Святого. Смогли отсечь эту лавину еретической литературы. Спасибо что рассказали обо всем этом.

  42. Нина Reply

    Оказалось интересно. Никогда раньше про такое не читала, считала скучным. Ненужным. Прочитала про Христа и потом эту.Неожиданно интересно оказалось.

  43. Иван Алексеевич и Мария Антоновна Reply

    Согласны с другими мнениями, много полезной и нужной информации, к тому же интересно. Восхищены епископами и богословами ранней церкви. Как они слышали голос Духа Святого и сохранили Церковь.

  44. Иван Алексеевич и Мария Антоновна Reply

    Благодарим Наталью Аркадьевну за эти прекрасные статьи.

Оставить комментарий