Почему дети верующих родителей не застрахованы от неверия и современных зависимостей

Мы не удивляемся, когда дети из дисфункциональных (не здоровых) семей ведут аморальный образ жизни. Это объяснимо. Но почему же в хорошей здоровой семье, где верующие родители любят и заботятся, вырастают неверующие дети. Нам, родителям, переживающим о своих чадах, хотелось бы сохранить их от разрушительных тенденций современности. Как передать веру и помочь нашим детям найти правильный путь?

К сожалению, простого ответа на этот вопрос не существует. Почему? Потому что каждый ребёнок индивидуален и живет в сложном окружении. Прежде всего это семья, а затем социальные институты общества: детский сад, школа, учебные заведения. Свой вклад вносит профессиональное сообщество, государство и национально-культурные традиции. Влияет даже время, исторический момент, в котором мы живём. Как это отразится на развитие личности — трудно предугадать. Что же нам делать? Опустить руки и ждать, куда «кривая выведет». Безусловно нет!

Бог призывает нас молиться за людей, власть, страну. Конечно, мы молимся и о наших детях, но как? Примером может стать наш Господь.

Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. (Иоан.17:15)

Христос молится о Своих последователях, чтобы зло не завладело ими. А это значит, что они должны научиться отличать истинное добро от зла в каждом конкретном случае. И не просто различать, но выбирать добро. Они не убегают от мира, они живут в нём. И Христос просит Отца помочь Его ученикам жить в мире зла, оставаясь не пораженными им. Так мы должны молиться о наших детях.

Но возникает вопрос. А мы, как верующие родители, сами научились отличать добро от зла? Развиваем ли эти навыки в своей жизни? Что для нас является мерилом добра и зла? Божье Слово или традиции семьи, общественное мнение или национальные устои? Чем мы руководствуемся на практике, когда рассуждаем о справедливости, о правде и лжи? Сегодня некоторые считают, что правда у каждого своя! Если в семье мерилом всего происходящего является Священное Писание, то создается крепкая основа для развития ребёнка и всей семьи в целом. Почему? Появляется ясная система координат в постоянно меняющемся мире, четкие границы добра и зла, дозволенного и безопасного. Но и здесь есть свои подводные камни.

Специалистам в области детской психологии давно известно, что дети – прекрасные наблюдатели, но плохие интерпретаторы. Они всё замечают, но не всегда делают верные выводы. Например, немало детей, чувствующих себя отвергнутыми, вовсе не отвергнуты, а только думают о себе так, потому что их впечатления и понимание увиденного ошибочны. Именно здесь и возникают многочисленные проблемы, о которых мы не подозреваем.

Мы порой удивляемся, как же так получается, что в семье, у одних и тех же родителей — такие разные дети. Здесь очень важно понимать, что способы приспособления и эмоциональные реакции каждого человека уникальны – это проявления его индивидуальной природы восприятия. Как только дети начинают открывать мир, они выстраивают своё особое представление о нём. Как это происходит? События, происходящие в семье, слова и поступки родителей могут искажаться в понимании и сознании детей. К тому же есть ещё один важный фактор. Восприимчивость человека вообще и ребёнка в частности непостоянна, она может быть различной в разные дни. Например, тяжёлые дни в жизни семьи могут наложиться на периоды наиболее сильных впечатлений в жизни ребенка. Наши дети могут не слышать того, что хотят им сказать взрослые люди, или наоборот, когда они наиболее открыты к родителям и другим взрослым, мы менее всего способны передать им истину.

Что поможет нам? Апостол Павел говорит в послании Тимофею: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим.4:16). О чем речь? О нашем постоянном духовно-нравственном развитии, которым мы должны заниматься, анализируя собственную жизнь в свете Писания. Это нужно нам самим и особенно нашим детям, которые нас слушают. Поэтому невозможно передать веру, но можно «дела веры». Дети наблюдают за нами и учатся, подражая нам. Вот здесь нам очень важно не просто что-то делать, но ещё и объяснять, почему мы делаем так или иначе. Какие критерии мы используем при оценке того или иного события. Помните, что дети плохие интерпретаторы. Нам важно научить их процессу принятия решений, то есть принципам духовной жизни по Писанию. Как это делать практически. Таким образом  мы открываем им своё сердце, свои мотивы, а не оставляем наедине с их ошибочными представлениями. Важно также признание взрослыми своих ошибок. Честность здесь не просто правильная позиция христианина, но и важнейший урок подрастающему поколению. Урок открытости и уважения к личности. Мы учим ребёнка, что ошибки естественны и их надо признавать, как часть ценного опыта познания себя и действительности. Опыт же бывает не только положительным и приятным, но и отрицательным и он нам крайне необходим для совершенствования. Библия никогда не скрывала ошибки праведников.

Надо постараться объяснить детям, что мы, взрослые, на пути и они тоже. На пути развития, роста и совершенствования. Нужно время, чтобы библейские заповеди заняли место наших искаженных грехом представлений, чтобы наше поведение и эмоциональные реакции определялись именно ими. Мы вместе с ними учимся жить по Писанию.

Мы же требуем немедленного повиновения и при этом без всяких рассуждений. Можно нередко услышать фразу: «Закрой свой рот». Все! Ты никто и звать тебя никак. Нет даже попытки понять, что при этом происходит в душе малыша. И самое тревожное, мы не помогаем ему понять собственные чувства. Почему он сейчас такой? Чему он научится в этой ситуации? Прятаться, всячески скрывая свои чувства, лицемерить и приспосабливаться в ущерб себе. А собственную значимость и достоинство надо заработать. Это хорошая почва для будущих зависимостей.

Вообще открытость и гибкость к миру, к людям и детям особенно, к новым впечатлениям, новому опыту, к проявлению эмоций помогает более точному видению реальности. Она прибавляет новые фрагменты к нашей картине мира, совершенствуя её. Открытые и гибкие люди всегда готовы пересмотреть свои текущие представления о постоянно меняющейся реальности, подвижной, незавершенной. Наоборот, наша закрытость и жесткость не позволяет другим приблизиться к нам, обрести новые впечатления, новый опыт. Больше всего в этом нуждаются наши дети. Таким образом мы отсекаем от себя все сомнения, стремясь зафиксировать свою картину мира как можно скорее и больше уже не менять ее. Но такой мир состоит из больших кусков мозаики и их немного. Получается очень ограниченный грубый образ. Если послушать таких людей, то можно подумать, что они лучше всех знают, что и как должно быть. Это современные законники, которые правила ставят выше милости. Чаще всего они отказываются объяснять, почему должно быть именно так, а не иначе. Главное для них процитировать Писание. Это отталкивает от Библии и делает её книгой, оторванной от жизни, не нужным памятником древности. Не нужной и нашим детям.

Очень важно, что видят наши дети. Сколько бы мы не говорили о правильности и нужности веры в Бога, что грех разрушителен и опасен, о необходимости чтения Библии и т.д. Ничего не поможет, если наши слова расходятся с делами. Существует расхожее мнение, что дети пока ничего не понимают в жизни, вырастут — сами разберутся. Это большая ошибка или нежелание ничего делать. Хотим мы того или нет, но мы своей жизнью уже обучаем их определённому мировоззрению.

Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится. (Прит.22:6)

Очень во многом дети будут смотреть на себя глазами своих родителей и родственников. Они будут учиться бояться того, чего опасаются их близкие, любить то, что любят они, ценить то, что они ценят. Дети податливы и с готовностью принимают оценки и эмоциональные реакции своих родителей, бабушек и дедушек, старших братьев и сестер… Конечно, это не происходит одномоментно, сразу. У ребенка в определенной ситуации в ответ на определенные воздействия возникает некая мысль, например: «Сам по себе я ничего не стою. Моя единственная ценность – делать приятное окружающим». При повторениях сходной ситуации он будет думать то же самое, вновь принимая в качестве факта отсутствие собственной ценности и необходимость угождать другим. Дети могут усвоить следующее понимание своей ценности в жизни: они не должны причинять беспокойства, или – должны получать хорошие отметки, или – быть смелыми, или – быть привлекательными… (и так до бесконечности) и тогда их будут любить. А теперь представьте себе, что такому ребенку кто-то предложит попробовать наркотики или ещё что-либо опасное. Он не сможет отказать, иначе его не будут любить.

Господи! Благослови нас так любить Тебя, чтобы мы научились любить наших самых дорогих людей.

 

Автор: Хохловский С.В.

Об авторе:
  1. Степан Reply

    Спасибо пастор Сергей. От сына и отца.

  2. Майя Reply

    Очень рада была прочитать вашу статью, пастор Сергей. Всегда помню и молюсь за вас и Наталию Аркадьевну. Если бы вы знали, как не хватает ваших с ней передач. Вот уже год с лишним прошел, а помним вас с ней и молимся, чтобы опять слышать ваши голоса.
    Статья замечательная. Обязательно буду ее рекомендовать своим знакомым, особенно тем у кого дети. Независимо от возраста детей. Спасибо большое.

  3. Тамара Яковлевна Reply

    Статья понравилась. Считаю полезно было бы почитать и родителям малышей и родителям взрослых детей, а также бабушкам и дедушкам, тетушкам и дядьям. А также вообще всем, кто имеет дело с детьми. Вот только последний большой кусок «Очень во многом дети будут смотреть на себя глазами своих родителей и родственников…………» на мой взгляд было бы лучше перенести в другое место статьи. Он сбивает концовку. Но это мои ощущения и недоумение. Такой конец статьи сбил с мыслей. Вам виднее что вы хотели добиться.
    За статью благодарю.

Оставить комментарий