Христианство способствует развитию комплекса неполноценности — так ли это?

«В церкви учат что человек должен помнить о своей греховности, то есть о своем недостоинстве. Невозможно при этом не получить комплекс неполноценности. Получается, что христианство способствует развитию этого комплекса, а значит оно во вред а не на пользу. Христос и Библия учат смирению, тоже развивая комплекс неполноценности…» — это фрагмент из письма молодого человека. Он написал, что во многом его отношение к христианству, верующим, Библии изменилось благодаря нашим передачам. Но остаются еще вопросы и ему важно с ними разобраться. Это один из них.

Начнем с того, что подумаем, наш молодой человек пишет — «Христос и Библия учат смирению, тоже развивая комплекс неполноценности…». Прекрасно, так давайте посмотрим на Господа, на Иисуса Христа. Что сказано о Нем в Библии? — что Он кроток и смирен сердцем, что Он трости надломленной не переломит … Он подает нам пример смирения, но придет ли кому-нибудь в голову сказать о Христе, что у Него комплекс неполноценности? Возможно ли, чтобы человек с комплексом неполноценности так учил, так действовал?

Давайте посмотрим на учеников Христа, на апостолов. Какими они были, как спорили друг с другом, как стремились занять более высокое место… и как изменились потом. Большую часть посланий, вошедших в состав Нового Завета, написал апостол Павел. Достаточно открыть его послания и сопоставить то, что он пишет о себе в своих первых посланиях и то, что он пишет о себе в поздних посланиях. И мы увидим преображенного человека, мудрого, исполненного смирения и любви. Когда мы читаем книги Нового Завета, Евангелия, послания апостолов, неужели мы видим в их авторах людей пораженных комплексом неполноценности? Или мы видим такой комплекс у тех, кого называют Отцами и Учителями Церкви, Святителями, мучениками …

Так откуда же взялось такое странное представление? Я думаю, оно появляется по одной простой причине — мы чего-то не понимаем. Мы не понимаем, что такое смирение в христианстве. Что это за состояние, которое появляется и укореняется в человеке по мере его возрастния во Христе. Когда человек каждый день и час своей жизни старается жить по евангельским заповедям. «В церкви учат что человек должен помнить о своей греховности, то есть о своем недостоинстве. Невозможно при этом не получить комплекс неполноценности. Получается, что христианство способствует развитию этого комплекса, а значит оно во вред а не на пользу…» — написал автор письма. Если не задумываться, не вникать глубоко в то, как происходит наше внутреннее преображение, то вроде бы можно даже согласиться, действительно в церкви часто говорят о грехе и о греховности человека. Но разве это неправда? Разве каждый из нас не сталкивался с тем, что когда пытаешься жить по заповедям, очень быстро убеждаешься в том, что не получается. Вроде решение принято, а сдержать свое слово, претворить решение в жизнь — не могу. Например решил человек не срываться, не ругаться (кстати, недавно я отвечала на вопрос о вредных привычках) — тут же возникает ситуация и… сорвался. Решил больше никого не осуждать — и очень скоро ловит себя на том, что осуждает… И таких примеров можно привести много. Раньше возможно и внимания бы не обратил на это, а сейчас обратит, заметит. Так к нам приходит понимание того насколько мы слабы, поражены болезнью греха, насколько мы нуждаемся в помощи Святого Духа. А ведь сколько лет своей жизни мы пребывали в ложном убеждении, что если захотим, то сможем всё, «человек — это звучит гордо», «человек — царь природы», что мы можем и реки вспять повернуть… Да, к сожалению мы многое можем, можем даже погубить и всё человечество и даже планету, а вот с собой справиться не можем. Можно заставить себя внешне вести себя как подобает, но это не гарантирует внутреннего преобразования, и об этом мы знаем из Библии. Об этом говорит Господь — что сердце наше лукаво и крайне испорчено… И увидеть эту испорченность и собственную слабость мы можем стараясь следовать заповедям.

Приводит ли это к развитию комплекса неполноценности? Если и приводит, то лишь в том случае, если мы не вдумываемся в то, что говорит нам Библия. Нам сказано, что «нет праведного ни одного, все согрешили…». И мы убеждаемся в том, что это правда. Что и мы тоже, даже приняв решение жить по заповедям, сами по себе не отличаемся от других, прямо по выражению «все одним миром мазаны». Мы отличаемся лишь тем, что одни понимают это и признаются, что они действительно «больны». А другие настаивают на том, что они не такие, как другие люди. Как часто можно услышать, как люди осуждают других, считая себя если и грешниками, то «небольшими». Смирение приобретается в результате опыта, попыток жить христианской жизнью. Человек, обладающий смирением признает своё истинное состояние, но это нисколько не унижает его. Все с точностью до наоборот, это побуждает его к активным действиям по исследованию себя, по борьбе со своими похотями и греховными пристрастиями.

Пока человек уверен, что здоров, он не обратится за исцелением. Когда увидит, что болен — начинает лечиться. Сначала нам надо увидеть себя такими какие мы есть и в каком состоянии мы пребываем. Тогда мы сможем начать бороться, чтобы шаг за шагов мы идти по пути укрепления нашей благой воли, желающей следовать заповедям Божьим и исполнять волю Его. На этом пути мы становимся сильнее, ведь самые сильные духом люди — это те, кто увидел свои болезни и начал преодолевать их.

Смирение это вовсе не пассивность, не забитость, не пустая покорность, не человекоугодничество… В смирении — большая сила! Бог сказал, что сила Его может осуществляться в нашей немощи. Поэтому апостол Павел не боится быть смиренным, Он пишет «когда я немощен, я силен». Только сильные люди могли идти на крест, страдать за Христа, за правду Его. Идти в тюрьмы, в ссылки, на смерть…

Вы видите, стоит немного подумать, вспомнить некоторые слова и примеры из Священного Писания и искаженное представление о том, что смиренный это «ни рыба ни мясо» и вообще забитый человек — развеивается. Смирение делает человека таким сильным, каким он не был никогда и не мог бы быть, ведь оно убирает все преграды, давая возможность для действия Святого Духа.

Я очень люблю и ценю книги митрополита Антония Сурожского. В его книге «Человек перед Богом» есть глава «О смирении». Митрополит Антоний прекрасно рассказывает о том, что же такое истинное смирение и чем оно отличается от ложного.

Митрополит Сурожский Антоний

О СМИРЕНИИ
Ложное смирение. Гордость и тщеславие.
Три воли, действующие в истории: Божия, бесовская, человеческая.
Смирение как примиренность. Смирение перед красотой Божией.

Говорить о смирении всегда трудно, потому что, в общем, по-настоящему не знает смирения тот, кто не смирился. Но кое-что все же можно сказать, чтобы найти какое-то направление.

Когда мы думаем о смирении, мы, большей частью, думаем о поведении человека, который, когда его хвалят или говорят о нем что-то хорошее, старается доказать, что это не так; или о поведении человека, который, когда ему приходит мысль, что он сказал что-нибудь хорошее или сделал правильное, старается отвести эту мысль из страха возгордиться. Оба подхода мне кажутся неправильными не только по отношению к самому себе, но и по отношению к Богу: считать, что раз я это сделал или сказал, это не может быть хорошо, или что признание в себе доброго может повести к гордыне, — ошибочно. Надо просто перестроиться: если Бог дал мне сказать что-нибудь истинное, доброе, правильное или сделать что-нибудь достойное и Его, и меня как человека, я должен научиться благодарить Его за это. Не приписывать себе в заслугу — да; но не отрицать самой вещи и переключиться с тщеславия или гордыни на изумленное, умиленное благодарение.

Это первое, что надо сказать о смирении, потому что это первая задача, которая стоит перед каждым из нас. Ложное смирение — одна из самых разрушительных вещей; оно ведет к отрицанию в себе того добра, которое есть, и это просто несправедливо по отношению к Богу. Господь нам дает и ум, и сердце, и волю добрую, и обстоятельства, и людей, которым можно сделать добро; и надо его делать с сознанием, что это — добро, но что это не наше, а Божие, что нам это дано.
Второе: смирению противопоставляются, большей частью, гордыня или тщеславие. Между той и другим — очень большое различие.

По-настоящему гордый человек — это человек, который не признает над собой ни Божьего, ни человеческого суда, который сам себе закон. В жизни аввы Дорофея есть рассказ, как он посетил один монастырь и ему сказали об очень молодом монахе как об образце смирения: он никогда не гневался, никогда не возмущался, никогда не возражал, когда его порочили или унижали. И Дорофей, который был опытен в духовной жизни, не поверил; он вызвал этого монаха и спросил: «Каким это образом, при всей твоей молодости, ты достиг такого совершенства, что когда тебя порочат, унижают, оскорбляют, ты никогда не возмущаешься?». И этот молодой монах ответил: «Что мне возмущаться, когда какие-то псы на меня лают?». Его духовное состояние было не смирением и не примиренностью, а совершенной свободой от человеческого не только осуждения, но и просто суждения, мнения; что о нем говорили люди — его не касалось, он сам себе был судьей, он был мерилом всего для себя. И если исходить из этого, то, разумеется, Божий суд также отстраняется, остается только собственный суд. Это состояние предельного, замкнутого одиночества; это состояние, когда у человека больше нет Бога и нет суда вне его самого.

Очень сильно отличается от этого тщеславие. Тщеславие заключается во всецелой зависимости от мнения или суда людского, но не от суда Божия. Тщеславный человек ищет похвалы, ищет одобрения, причем самое унизительное то, что он ищет похвалы и одобрения от таких людей, мнения которых он даже не уважает, — лишь бы они его хвалили. И в момент, когда кто-то начинает его хвалить или просто одобрять, хвалящий вдруг приобретает в его глазах всякие качества ума и сердца, делается в его глазах умным и справедливым судьей. И есть в этом другая сторона: если мы начинаем надеяться, что кто-нибудь нас похвалит, то мы ищем похвалы не за самое высокое, не за самое благородное, не за то, что достойно и Бога, и нас, а за что попало. И в конечном итоге мы мельчаем, потому что ищем одобрения за что угодно, лишь бы нас одобрили; одобряют же нас безрассудные люди, которые не имеют строгого Божьего критерия для суда, суждения, и одобряют они нас, конечно, по пустякам. И получается, что тщеславный человек зависит всецело от людского мнения и одобрения; для него катастрофа, когда о нем судят строго или как-то его отрицают; и вдобавок, лишь бы только заслужить похвалу, он довольствуется очень малым, самыми ничтожными вещами.

Смирение — нечто совершенно другое. Это не просто отсутствие тщеславия: отсутствие тщеславия является как бы производным, вторичным плодом. Это также и не просто отсутствие гордыни, то есть интегральной, абсолютной самозамкнутости — хотя эта замкнутость и разбивается смирением.

Смирение, если говорить о русском слове, начинается с момента, когда мы вступаем в состояние внутреннего мира: мира с Богом, мира с совестью и мира с теми людьми, чей суд отображает Божий суд; это примиренность. Одновременно, это примиренность со всеми обстоятельствами жизни, состояние человека, который все, что ни случается, принимает от руки Божией. Это не значит, что случающееся является положительной волей Божией; но что бы ни случилось, человек видит свое место в этой ситуации как посланника Божия.

Это, я думаю, надо пояснить. Кто-то из отцов Церкви говорит, что все события истории в широком смысле слова или просто истории нашей жизни определяются соотношением трех воль: воля Божия, всегда благая, всемогущая и, однако, положившая себе пределом человеческую свободу; воля сатанинская, всегда злая, но не всесильная, всегда направленная к разрушению и ко злу, и однако, неспособная творить это зло непосредственно, потому что дьявол не хозяин земного тварного мира. И между ними — воля человеческая: колеблющаяся, отзывающаяся и на волю Божию, то есть призыв Божий, на Божию заповедь, на Божию мольбу, и на нашептывания сатаны, на его ложные обещания, на притяжение ко злу, которое человек чувствует в себе. Апостол Павел говорит, что в себе самом различает как бы две стихии: закон вечной жизни, устремляющий его к Богу, и закон косности, закон, который ведет к растлению, к распаду. И это в каждом из нас есть. Поэтому, между влиянием воли Божией и воли зла, мы не обязательно выбираем правильно: мы колеблемся, мы делаем выборы порой злые — а порой и добрые.

Не все события жизни можно определить как просто волю Божию на то или на другое; обычно налицо ситуация гораздо более сложная, когда человек является или сотрудником Божиим, или проводником злой воли темной силы. Но когда открывается какая-либо ситуация, как бы она ни была темна, как бы она ни была жутка, Бог нам может сказать: в эту тьму ты должен внести свет, в эту область ненависти ты должен внести любовь, в эту дисгармонию ты должен внести гармонию; твое место там, где воля сатанинская действует наиболее решительно, наиболее разрушительно… И в этом смысле отцы Церкви, подвижники всегда рассматривали все положения, в которых они находились, как волю Божию не потому, что дурная ситуация была Богом вызвана, но потому, что их место было там.

Внутренняя примиренность с обстоятельствами, с людьми не означает, что мы должны рассматривать все обстоятельства и всех людей, как будто они добрые, но означает, что наше место — в их среде для того, чтобы мы внесли туда нечто.

Теперь, если от русского слова, приводящего к мысли о примиренности, внутреннем покое, строе внутреннем, перейти к тому, как, скажем, латинский язык и производные от него языки определяют смирение, это тоже дает нам интересную картину. Слово humilitas происходит от humus т.е. «плодородная земля» и просто «земля». И если взять землю как притчу, то вот — она лежит безмолвная, открытая под небом; она принимает безропотно и дождь, и солнце, и семя; она принимает навоз и все, что мы выкидываем из нашей жизни; в нее врезается плуг и глубоко ее ранит, и она остается открыта, безмолвна, и она все принимает и из всего приносит плод. По мысли некоторых писателей, смирение — это именно состояние человеческой души, человеческой жизни, которая безмолвно, безропотно готова принять все, что будет дано, и из всего принести плод.

И вот, когда мы ищем смирения, мы можем ставить перед собой вопрос: как мы относимся к тому, что Господь нас посылает в ту или иную обстановку? С внутренним миром или с протестом, с разборчивостью? «Я не этого хочу, я хочу другого — почему Ты меня сюда послал? Я хочу добра, Ты должен был послать меня в ту обстановку, где все вокруг добрые и будут меня вдохновлять, помогать, нести на руках; почему Ты меня посылаешь в обстановку, где все — мрак, где все — плохо, где все — дисгармония?»

Эта наша обычная реакция, и это один из показателей того, что наша реакция не смиренна. И когда я говорю «смиренна», речь не о том, чтобы чувствовать себя или сознавать себя как бы побежденными: «Что же я сделаю против воли Божией — смирюсь». Нет, не побежденность, а активное смирение, активная примиренность, активный внутренний мир делают нас посланниками, апостолами, людьми, которые посланы в темный, горький, трудный мир, и которые знают, что там их природное место или благодатное место.

Продолжая эту тему земли: Феофан Затворник в одном из своих писем пишет своей корреспондентке: «Изумляюсь… Вы отправились на грязевые ванны лечить свой ревматизм, а когда на Вас льют помои, чтобы исцелить Вашу душу от ее недостатков, — Вы жалуетесь». Такая постановка вопроса очень интересна. На самом деле, грязевые ванны мы выбираем, а помои, которые на нас льют, за нас выбирают другие — и мы жалуемся. И в этом почти всегда вся разница. Серафим Саровский говорил, что любой самоизбранный подвиг человек может взять на себя и выполнить, потому что самолюбие, гордыня даст ему на это энергию; а вот справиться с тем, что судьба дает (он не употреблял слово «судьба», но — что Бог пошлет), совсем другое дело: я же этого не выбирал!. И надо просто склониться перед волей Божией; но не пассивно, а склониться, как кладут земной поклон, получить благословение и вступить в подвиг творения дела смирения.

И еще одно: я не думаю, что смирение заключается в том, чтобы давать кому бы то ни было себя затоптать в грязь; какой бы то ни было начальник — офицер в армии, или священник, или начальник бригады — может быть глубоко смиренным, а по чувству ответственности поступать твердо, строго и решительно. Я не думаю, что такой начальник, скажем, игумен в монастыре, приходской священник или офицер в армии, ищущий смирения, должен непременно создавать хаос тем, что он никогда не в состоянии принять решения и провести его в жизнь. Смирение — совсем другое. Скажем, в Церкви человек, поставленный на ответственный пост, может быть предельно смиренным — и, по послушанию, быть решительным и строгим.

Как я уже сказал, смирение — очень сложная тема в том смысле, что это слово покрывает много понятий. Кто-то из английских писателей сказал, что смирение — это прежде всего реализм; когда на мысль, будто я гениален, я спокойно себе отвечаю: не будь дураком, ты очень посредственный человек! — это начало смирения, которое происходит от реального видения вещей. Реализм в этом отношении может быть воспитан даже чувством юмора: сделал что-нибудь, чувствуешь, что это очень здорово, а посмотришь на себя и… Моя мать мне как-то сказала: «Сбил-сколотил — готово колесо; сел да поехал — ай, хорошо! Оглянулся назад — одни спицы лежат!». И вот часто можно было бы на себя посмотреть так, даже не со злой улыбкой, а просто с улыбкой: какой ты смешной, чего ты пыжишься!.. (Немножко из смежной области. Помню, в детском летнем лагере кто-то из моих товарищей разозлился, пришел в страшную ярость; и наш руководитель вместо того, чтобы его остепенить, взял зеркало и поставил перед ним; когда тот увидел свою физиономию, свое выражение лица, у него вся ярость спала, потому что таким ему быть ничуть не хотелось: можете себе представить, на что похоже миловидное лицо, которое вдруг исказится бешенством). И если так к себе относиться, то очень часто у нас рождался бы тот род смирения, который происходит просто от реализма.

Самый же глубокий род смирения, смирение святых, происходит от того, что они видели своим духовным взором красоту Божию и святость Божию, дивность Божию; и не то чтобы сопоставляли, сравнивали себя, но бывали так поражены этой неописуемой красотой, что оставалось только одно: пасть ниц в священном ужасе, в любви, в изумлении; и тогда уже о себе и не вспомнишь просто потому, что красота такая, что неинтересно уже думать о себе: кто же станет смотреть на себя, когда можно смотреть на что-то, превосходящее всякую красоту?

Об авторе:
  1. Агата и Иосиф Reply

    Как хорошо что вновь работает сайт. Так скучаем по вас. Очень вас с пастором не хватает. Мы слушаем вас в записи (повторе), блог читаем, себе по малу записываем и копируем. Но без вас радио стало другим. Там хорошие передачи есть, спасибо всем, но такие и похожие есть и на других радио и сайтах. А такого как у вас больше не видели и не слышали чтобы было. Как могли этого не понимать на радио, такую глупость (прости Господи) сделали. Считаем с мужем, что много потеряли для себя и лишили людей реальной помощи и поддержки. Так как вы никто не вникает и не заботится, не думает и не помнит чтобы м после передачи молиться. Это очень мы чувствовали. Потому вы и стали родными и любимыми, дорогими нам.

  2. Агата и Иосиф Reply

    Простите, это я сердце свое излила, а то наболело. Иосиф зметил, что про эту статью о смирении и комплексе неполноценности я не написила. У него плохо со зрением, и после операции он, поэтому пока не может читать сам. Я читаю нам вслух. Зато мы обсуждаем вместе по мере прочитывния. Очень нам понравилось как вы раскрыли тему. Много раз удивлялись как вы так ясно и просто умеете на понятных и известным нам фактах из Библии и жизни показать в чем ошибка,потом и самим уже легко ответить а то и осадить тех кто нападает на веру. Пока мы еще не читали эту книгу Антония Сурожского. Спасибо за то что привели главу из его книги. Такой был духовный старец, твердый в вере христианин. Истинное чадо Божее.
    Спасибо вам и пастору и всем соработникам церкви в Салтыковском селе или поселке за такое нужное служение. Благослови всех вас Господь. Всегда вспоминаем вас всех в молитвах.

  3. Агата и Иосиф Reply

    Представляете муж по привычке включил радио когда раньше шел повтор рано утром передачи Надежда для души и вдруг услышали ваш голос. Так приятно и хорошо на душе. А вначале было вместо вас другие передачи ставили. Видно многие из нас жаловались и просили. Спасибо хоть так. Хотя мы можем послушать из блога всегда но все равно приятно что и другие пока еще могут услышать ваши передачи. Решила написать. Поделилась радостью хотя бы за это.

  4. Полина Reply

    Отлично, наконец проблема решилась и можно наконец прочитать новые статьи Наталии Аркадьевны. Спасибо вам большое. Отличный материал. Очень убедительно.
    Спасибо всем кто работал над сайтом, чтобы устранить сбой. Молилась об этом, спасибо Наталия Аркадьевна сообщила о проблеме.

  5. Лада Reply

    Очень большое спасибо за эту статью. Как раз недавно был разговор в общении где похожий вопрос поднимали. Нас верующих было 4 человека, но к сожалению мы не смогли на него ответить. Конечно говорили, что-то отвечали. Но как сказал мой муж говорили вокруг да около но не по сути вопроса. Представляете как я обрадовалась когда нашла вашу статью. Обязательно прочитаю ее мужу и в следующий раз принесу в группу. Почитаем вместе, подумаем, пообсуждаем. Благослови вас Господь за такие статьи и что продолжаете нам помогать.
    Молимся, чтобы Бог давал вам сил и возможности продолжать служение, чтобы хранил этот сайт от вирусных атак. Вы вроде написали что было именно такое. С Богом.

  6. Евгения Reply

    Спасибо большое что сообщили о возобновлении работы сайта. Очень люблю ваши передачи, статьи в блоге и здесь на сайте. Вообще вас с пастором Сергеем. Радио много потеряло, стало обычным. Нет той душевности, атмосферы дружеского круга, семьи, близких людей какая была благодаря вашему подходу. Спасибо вам что позволили это почувствовать и узнать. Решила постараться дать «согреться душою» молодым ребятам которыеприходят к нам в церковь благодря усилиям нашего пастора. Буду ему помогать. Ваши передачи для меня ориентир. Спасибо. Эта статья очень нужный материал для меня самой и чтобы поговорить с ними. Спасибо за нее.

  7. Кирилл Reply

    Я не любитель писать, но решил поблагодарить и сказать, что рад что нашел вас на этом сайте. Давно не заходил на радио, был в экспедиции. Зашел и увидел еще одну площдку для ваших статей. Прекрасно. Но не понял, что случилось, куда пропала ваша передача. Слушал последние ваши передачи в записи, неужели это правда? Похоже что так. Обидно.
    Вам спасибо за то что пишете статьи для этого сайта. Очень хороший материал для практической христианской духовной жизни и возрастания. Полезный. Благодарю вас и пастора Сергея за многие годы верного служения Богу и нам, слушателям через радио. Обильных благословений.

  8. Светик Reply

    Спасибочки. Согласна со всеми. Тоже с бабушкой жалеем что нет больше вашей с пастором Сергеем программы. Бабуля моя очень грустит. Я тоже. Кстати я к вам обращалась несколько раз и с вопросами и с проблемой. Вы мне отвечали. А с проблемой в реале помогли.

  9. Светик Reply

    Нравятся ваши заметки. Читаю сама, подругам посоветовала. Моя подружка показала своей маме. Теперь и мама ее тоже читает. Про бабулю мою даже и говорить не надо, читает и по 2-3 раза, потом опять.
    Спасибо что просветили этот вопрос про комплекс. Я такое тоже слышала. Вы очень все понятно рассказали. И статья этого духовного наставника тоже очень даже хорошая.

  10. Светик Reply

    Забыла еще поблагодарить всех всех кто делает этот сайт. Спасибо вам.
    Бабушка переживает о здоровье вашем и пастора Сергея. Он ведь сильно болел. Молимся за него вместе с ней. Выздоравливайте совсем.

  11. Беата Reply

    Читала ваш блог и увидела ссылку, решила зайти. Очень рада. Нашла для себя глубокие материалы. Спасибо вам большое.
    Узнала о вас и вашей передаче уже поздно, от родственницы. Она научила как найти ваши передачи в записи и рассказала про ваш блог. Сейчас слушаю и читаю. Даже не представляла что в СМИ (даже и в христианских) может быть такой задушевный подход, разговор по душам. Словно действительно с родным человеком или с друзьями причем близкими. Жаль, что узнала когда передачи не стало. Рада, что нашла много аудио материалов и много что почитать. Еще и еще раз благодарю вас.

  12. Надя Reply

    У вас опять что-то с сайтом, не могли зайти на сайт несколько дней. Хорошо что наладилось. А вы больше комментарии не выводите на сайте? А то муж писал а ничего нет. Вот я как раз перечитывала статью и увидела. Решила написать сама, чтобы знали что мы очень рады возможности продолжать получать поддержку от вас пусть так, через эти статьм. Очень полезные для нас. Благодарим вас очень. Всех благ от Господа.

    • adminhic Reply

      Добрый день, с сайтом были проблемы.
      Комментарии проходят проверку чтоб избежать появления спамм комментариев.

  13. Костя Reply

    Хорошие статьи вы пишете. Пишите больше. С удовльствием будем читать. Спасибо за это. Очень понравилось как раскрыли тему в этой статье. Убедительно. Понятно. Просто для последующего воспроизведения если зададут такие же вопросы.

  14. Костя Reply

    Отдельное спасибо за то что знакомите с мыслями известных духовных лидеров. Считаю Сурожского и Крестьянкика именно духовными лидерами и вдохновителями не тольсо своих свременников а еще и нас и последующих поколений. Так держать. С Богом.

  15. Марта Reply

    Рады что сайт уже работает. Наверное надо молиться и за него.
    Благодарим вам Наталья Аркадьевна что помните о нас. Отвечаете на письма, помогаете. Простите что отвлекаем вас от ваших дел. Но вы правда очень помогли. Читаю и будто вы говорите со мной. Мне особо это важно, моя мама давно уже ушла к Господу. А с людьми мне трудно говорить, открывать душу. Есть горький опыт.

  16. Марта Reply

    Это я собираюсь скоро в церковь. Вот решила почитать вас. Про этот материал. Меня пугали что в церкви стану забитой, прахом и червем. В общем похожее говорили. По своему конечно говорили. Но суть та же. Сомнения были. ЗЖабывлась а после опять. Спасибо за объяснения и примеры. Познакомили с проповедью Антона Сурожского. Много слышала про него. Вы говор или и даже приводили примеры, читали из его книжек. Сама пока не читала. Сегодня первый раз, у вас. Найду и почитаю. Думаю в интернете есть. Спасибо.

  17. Марта Reply

    Простите, забыла. Всем благословений от Бога. По жизни и для здовровья. Кто занимается этим сайтом — помщи и защиты от Бога вам и сайту.
    Почему-то пастор Сергей больше не пишет в ответ как раньше. Может он болеет? Как узнать? Напишите кто-нибудь. Мы молиться будем.

  18. Евгений Петрвич Reply

    Читаю все ваши статьи и заметки, раньше читал ваш блог. Жаль, что не большне вашей передачи. Нам с женой очень не хватает. Хорошо что вы отвечаете на вопросы здесь на этом сайте. Благодарим вас за внучку. Она сказала что вы помогли ей и ее жениху.
    Благодарим за ваши заметки и данную статью. Ждем новых. Молимся за вас и пастора Сергея.

  19. Ингрид Reply

    Как было бы хорошо опять слушать вас по радио. Но даже если и не получится, спасибо что столько лет помогали нам.
    Перечитываю ваши записи в блоге. Слушаю записи передач, начиная с самых ранних что есть в архиве. Нашла еще и на Pod fm, спасибо кто-то из слушателей вам написал, а вы эту информацию дали в блоге.
    За материалы что пишете для этого сайта большое вам спасибо. Каждый раз читаю с удовольствием и большим интересом. Для меня очень убедительно вы излагаете. Я чувствую что это не только из книг, еще и жизнью проверено. Вашей собственной. Потому видимо так просто и доступно пишете. Рекомендую этот сайт и ваши материплы, а также записи передач и блог своим знакомым. Некоторые уже благодарили.
    Всего вам с пастором наилучшего. Мы вас любим и помним и очень рады, что не потеряли вас, чего очень боялись. Божьей помощи и охраны вам и вашим близким, всем служителям этой церкви и всем ее членам и гостям.

  20. Агнешка Reply

    Я сегодня прям как дежурная. Бабушка говорит что нельзя пользоваться добром и не благодарить. А я хочу скорей следующую заметку прочитать и спешу. А потом отвлекаюсь и забывают. Вот решила сегодня исправиться. Борюсь с своей вредной привычкой. Написала к нескольким вашим заметкам.
    Бабушка моя очень вас любит. Я когда читала она даже иногда слезы вытирала. Очень растрогалась на ваши примеры про Христа и апостолов и других святых.
    Еще просит благодарить за статью Антония Сурожского. У нас есть одна его книга. Мы с ней читали. Но там про это не было.

  21. Агнешка Reply

    Ой, я писала писала, а не помню, забыла или нет поблагодарить. СПАСИБО!!!!!!!!!!!!!!!

  22. Игорь Reply

    Очень разумная статья. Правильная позиция автора. Подход тот что надо. Понятно и доступно для понимания. Думаю каждый поймет и решит для себя этот вопрос. Больше его не собьют любители подковыристых вопросов.
    Статья Антония Сурожского тоже к месту. Про него вообще двух мнений быть не может, духовный гигант, стольких людей к Богу обратил и показал живую веру в действии.
    Благодарность большая за такие материалы.

  23. Иван Reply

    Иван. Прочитал все коментарии. Прямо то что надо. Я тоже так считаю. Так что присоединяюсь ко всем. Такие вопросы и слова что христиане забитые или зоибированные тоже слышал. Не соглашался конечно, но такие примеры как вы привести не додумался.
    Спасибо.
    За Сурожского тоже. Кстати, на ваших передачах впервые о нем услышал. Стал читать.
    Благослови вас и всех нас вместе Господь.

  24. Алена Reply

    Ваша статья ответила на мои вопросы. Просто напросто в нашей кампании я одна верующая и ребята подкалывают иногда. Не по злому, а там. Вообще иногда заходит разговор о вере и церкви. Они тоже говорят что это принижает человека и делает его никем и ничем. Очень неприятно такое слышать. Я пытаюсь как могу отвечать, а вы очень помогли мне самой разобраться с этим вопросом. Спасибо большое.

  25. Дина Reply

    Как раз говорили про это с друзьями. Спасибо что так понятно написали, сегодня мы с ними встречаемся, хочу им рассказать. Молюсь, чтобы Бог помог мне все правильно сказать, не запутаться.

  26. Томас и Полина Reply

    Отличный материал очень Томасу понравился. Будем и другие читать, просто с этого начали и следующий самый последний прочитали.
    Удивляюсь только, вы так сразу и так просто и легко нашли убедительный ответ, почему нам в голову не приходит такое? Начинаем спорить, доказывать чтото. Конечно ничего из этого не выходит.
    Спасибо и за статью митрополита Антония. За все спасибо большое.

  27. Юрий Reply

    Это просто суперский ответ на поставленный вопрос. Почитал комменты, ровно то что сам бы хотел написать. Подписываюсь под каждым из них.
    Ждем новых материалов, статей, ответов.

  28. роман Reply

    суперски здорово
    понятно все
    можно легко ответить если кто будет чернить нашу веру
    благодарим

  29. роман Reply

    суперски здорово
    легко сможем ответить если кто станет чернить веру нашу
    благодарим

  30. Оксана Reply

    Очень здорово написали. Очень убедительно и просто ответили на эти слова.
    Знаете мне тоже пришлось присутствовать когда так говорили. К сожалению отвечали на эти вопросы долго, говорили много, но даже я, хотя и верующая, ответами была разочарована. Тем боле тех кто так гворил эти ответы убедить не смогли.
    Спасибо еще за беседу или статью Сурожского.

  31. Маша Reply

    Вторая статья, которую читала на этом сайте. Могу повторить Браво!!! Так же просто, ясно, доступно. После прочтения без вопросов сама смогла бы ответить если бы ко мне пришли с такими словами про нашу веру.
    Жалею что поздно узнала о вас и вашем блоге, о передаче.
    Сейчас решила прослушать все записи передачи, которые найду в интернете на сайте радио, прочитаю записи в блоге. Обязательно прочитаю все ваши статьи на этом сайте. Очень нравится как вы излагаете.
    Спасибо. Продолжайте обязательно. Будем ждать.

  32. Виктор Reply

    Просто и четко. Очень нравится.

  33. Женя Reply

    Просто хочу сказать вам большое спасибо. Все понятно. Смогу тоже ответить и объяснить после вас.

  34. Галя Reply

    Спасибо. Здорово вы все разложили. Все понятно.

  35. Алексей и Ирина Reply

    Присоединяемся ко всем комментариям. Очень хотелось бы научиться так как вы просто и точно отвечать на такие слова или вопросы. Без воды, конкретно. Пока не очень получается, хотя вера у нас есть и есть желание поделиться этим с другими.
    Спасибо!

  36. Алексей и Ирина Reply

    Спасибо еще за статью Антония Сурожского. Книги его у нас есть, но очень удобно, когда не надо искать, а можно сразу читать, продолжая думать о теме.

  37. Марина Reply

    Действительно все гениальное просто. Спасибо!
    Сурожского читала, но с удовольствием и пользой для себя прочитала еще раз.

  38. Тоня м Антон Reply

    Так просто и ясно вы ответили на вопросы, мы с Антоном сегодня об этом говорили. Считаем, что ваши доводы — примеры Господа и святых апостолов и других это 100% убедительно для всех, даже тех кто не в церкви.
    Благодарим!
    За статью которую привели тоже большая благодарность. Нашли в интернете его книги. Начали читать.

  39. Светлана Reply

    Присоединяюсь ко всем оставившим свои отзывы. Как кто-то написал, это суперски здорово. Правда. Очень убедительно. За Сурожского большое спасибо. Читала некоторые его книги, эта статья о многом заставила задуматься. Нашла аудиозаписи где читают его книги, муж слушает в машине.
    Спасибо за все большое.

  40. Агата Reply

    Мне тоже очень нравится как вы излагаете. Так вроде ктото написал. Все точно и по существу. Просто и понятно. И что важно — очень это убедительно.
    Спасибо за все и благословений.
    Очень вас люблю.

  41. Миша Reply

    Ну вы даете. Это ж просто убийственное доказательство, про Христа и апостолов. На лопатки положили этим. Высший класс.

  42. Арсений Reply

    Что сказать, согласен с предыдущими комментариями. Читал и удивлялся, почему мне самому и тем кто отвечает на подобные вопросы не пришло в голову привести эти примеры. Ведь это же так понятно и очевидно и в тоже время «убийственно доказательно» как написал Миша.
    Отличная статья Сурожского.
    Спасибо за труды. Всегда с интересов ожидаю ваших новых статей и ответов.

  43. Юля Reply

    Все написали так, как и я думаю. Ваши примеры даже запоминать не надо, мы все их хорошо знаем. Вот только почему-то в голову не приходило так как вы на подобные слова ответить. Теперь уж не забудется. Спасибо за науку или подсказку.

  44. Катя Reply

    Не буду повторяться, согласна с тем, что уже написали в комментах другие.
    Спасибо, очень полезная статья. Дополнительно благодарность за статью митрополита Сурожского.

    • Сергей Хохловский Reply

      Делитесь дальше своими открытиями. Благословений Вам!

  45. Антонина Reply

    не в бровь а в глаз. точно написали и примеры привели такие что не поспоришь. спасибо. статья тоже мудрая и нужная. Благословений вам.

  46. Ирина Reply

    Один материал лучше другого и все очень важны и нужны. Просто, доступно, понятно, не только для ума, а еще и для сердца и души. Побуждает думать, сопоставлять с собой и своей жизнью. Вот еще одна тема для разговора, а может быть и нескольких. Думала, что прочитаю все материалы сразу, но решила пока остановиться. Столько мыслей в голове, хочется обдумать их, поделиться со своими молодыми братьями и сестрами и подумать вместе с ними. Просто счастье, что нашла этот сайт и прекрасные материалы. Обязательно буду читать и другие ваши материалы.

  47. Виктор Reply

    Превосходный материал для размышлений. Считаю это Дух Святой вас направляет. А иначе откуда бы были такие простые и такие точные и убедительные ответы? Лично я убежден, все глубокие книги и статьи о вере, вообще все что трогает нашу духу, восхищает нас в искусстве и науке это все благодаря помощи Божьей. Есть те, кто открыл себя для этого, а у многих это не получается, или вообще об этом не думают.

  48. Виктор Reply

    Обязательно прочитаю и все остальные ваши статьи. Буду следить за появлением новых.

  49. Галина Reply

    Удивилась как понятно и просто вы это разъяснили. А я сама почему-то не смогла додуматься.

  50. Остап и Келина Reply

    Очень, очень и очень отличные ответы! Пример Христа и Апостолов, что может быть убедительнее. Наша реакция примерно такая же как и когда читали в первый раз. Отлично. Ждем новых статей.

  51. Юля и Степан Reply

    Спасибо за ваши материалы. Все они как разговор по душам. Доходит до сердца. Запоминается. Вспоминается потом. Очень помогает.

  52. Юля и Степан Reply

    Да и как не запомнится если вы привели пример Христа и апостолов, святых людей. Какой христианин такое забудет. Спасибо Большое.
    Христос воскрес! С праздником!

  53. Андроник Reply

    Отличная статья! Благодарим!!!!!

  54. Виктор Reply

    Оригинально по простоте (докоторой вроде никто до вас не додумался пока) и убедительности. Браво!

  55. Евгения Reply

    Присоединяюсь ко всем. Браво! Просто, ясно, убедительно!

  56. Роман и Алла Reply

    Эти две статьи, ко второй я уже написала, западают в память, как и многие другие у вас. Решила еще раз поблагодарить.

  57. Ирина Reply

    отлично.убедительно.против примера Христа и апостолов что можно возразить?спасибо за статью митрополита Сурожского Антония.

  58. Сева и Тарас Евгеньевич Reply

    Согласны с другими комментаторами. Просто, ясно, четко, образно, практично, и как писали другие «западают в память» и в сердце. Спасибо.

  59. Михей Reply

    Прочитал и думаю, почему никогда не читал о таком, почему сам не додумался. Просто и убедительно. Сказано кем-то что просто все гениальное. Спасибо.

  60. Лина Reply

    У нашей молодежной группы недавно была встреча с молодежью из движения New AGE. Это была первая встреча, в следующем месяце будет еще. Они когда говорят, то выходит что они передовые, а мы прошлый век. Не думаем, держимся за устаревшие стереотипы, вроде отсталые и приниженные какие-то. К сожалению мы не нашли убедительных ответов. Наши лидеры говорили конечно, цитаты приводили. Но мы и сами видим, что надо как-то по другому. Рада, что нашла эту вашу статью. Покажу ребятам. Меня лично очень убедило и вдохновило. Спасибо.

  61. Галина Ивановна Reply

    Впечатляет. Перечитала по прошествии времени — заново удивилсь и восхитилась вашему умению просто и понятно отвечать на непростые вопросы.

  62. Майкл Reply

    Классно. Просто и находчиво. Впечатляет.

Оставить комментарий