Как побороть вредные привычки

Когда мы с пастором Сергеем прощались с нашими слушателями во время последних передач на радио, был задан вопрос — можно ли будет написать мне, если возникнет такая необходимость. Было много писем и сообщений, где нас просили что-нибудь придумать, чтобы и дальше можно было продолжать отвечать на вопросы и помогать разобраться в трудных ситуациях… Мы с пастором Сергеем тогда же ответили нашим слушателям, что мы можем отвечать на вопросы на страничке «Надежда для души» на сайте Салтыковской церкви. Постараемся найти способ аудио или видео ответов. 

Итак, первый вопрос: как побороть вредные привычки, привычку врать, красть (по мелочам), ругаться, употреблять бранные слова?

Этот вопрос был задан молодым человеком. Он написал, что для него это очень важно.

Часто мы принимаем «глобальные» решения, например «с понедельника начну новую жизнь…», буду делать всё правильно. Время идет, а перемен как не было так и нет. Почему? В чем причина, что мы не исполняем свои же решения? Может быть дело в том, что мы просто не в силах, не в состоянии изменить сразу очень многое? Давайте посмотрим, как это происходит в жизни спортсменов, детей, да любого человека. Любой спортсмен постепенно наращивает нагрузку прежде чем он будет готов взять большой вес, большую высоту. Даже перед обычной тренировкой нужно «разогреться», это знают не только спортсмены, но и артисты балета, певцы и те, кто регулярно занимается фитнесом. Как мы учимся ходить — один-два шага, потом еще один и еще… Так учатся ходить малыши, так начинают ходить после серьезных травм, операций, заболеваний … А как мы учимся в школе и потом в институте? Начиная с простого, постепенно переходя к более сложному. Так и в случае с вредными привычками. Надо начать. Начать бороться с тем, с чем мы можем.

Начал врать (по привычке), спохватился — извинись, признайся, что сказал неправду. Взял чужое — верни, извинись. Ведь бывает порой, что взяли ручку или карандаш и забыли вернуть, обнаружили это — верните, позвоните и скажите об этом, извинитесь и верните при первой возможности. Сорвались в пылу ссоры и наговорили «лишнего» — извинитесь сразу или потом, как только осознаете, что опять вернулись на «старые рельсы». Каждый день начинайте с молитвы и обязательно просите Гспода помогать вам в этом. Вы увидите как постепенно все быстрей будете замечать то, от чего вы хотите избавиться. У вас появится возможность сразу же исправить многое, а потом вы будете замечать это «в последний миг», еще до того как выругались, взяли чужое или соврали … Точно так же и с другими вещами. Например у вас появилась зависимость от телевизора, вы без него «жить не можете». Вы встаете утром и сразу включаете его, приходите домой с работы и… машинально включаете его. Заметили это — выключите. Это вы можете. Или проблемы с перееданием. Уже наелись, но рука опять тянется. Заметили — «передумайте», вы же уже наелись. Если вы не за праздничным столом — просто уберите еду в холодильник, «с глаз долой…», чтобы не соблазняться. Хотя бы один-два раза в день остановитесь, воздержитесь от того, что привычно, что хочется, но вы знаете — это нехорошо, это вредною. Вместо этого сделайте то, что полезно и правильно, даже если не очень «хочется»… Трудно начать это делать? Но мы же ничего не делаем, так давайте сделаем хотя бы «один шаг». Любой садовод хорошо знает, чтобы в саду что-то росло нужно посадить цветы, кусты, деревья и ухаживать за садом. Просто сетовать «у меня в саду ничего не растет» недостаточно.

Очень помогает то, что рекомендуют в сообществе АА (анонимных алкоголиков) — принять решение не употреблять алкоголь хотя бы один час. Можно поставить себе будильник. Потом — еще один час, и еще… Вспомним слова Господа — «Верный в малом и во многом верен; а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16, 10). Так давайте начнем с малого.

Хочу поделиться с вами тем, что говорил об этом архимандрит Иоанн Крестьянкин. Надеюсь вы найдете много полезного для себя даже если и не страдаете вредными привычками в обычном смысле этого слова. В Библии сказано, что среди всех людей земли «нет праведного ни одного, все согрешили и лишены славы Божьей…». Это означает, что все мы имеем одну общую очень вредную для наших душ привычку — привычку ко греху.

Слово о малом доброделании

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Многие люди думают, что жить по вере и исполнять волю Божию очень трудно. На самом деле — очень легко. Стоит лишь обратить внимание на мелочи, на пустяки и стараться не согрешить в самых маленьких и легких делах.

Это способ самый простой и легкий войти в духовный мир и приблизиться к Богу.

Обычно человек думает, что Творец требует от него очень больших дел, самого крайнего самоотвержения, всецелого уничтожения его личности. Человек так пугается этими мыслями, что начинает страшиться в чем-либо приблизиться к Богу, прячется от Бога, как согрешивший Адам, и даже не вникает в слово Божие: «Все равно, — думает, — ничего не могу сделать для Бога и для души своей, буду уж лучше в сторонке от духовного мира, не буду думать о вечной жизни, о Боге, а буду жить как живется».

У самого входа в религиозную область, существует некий «гипноз больших дел», — «надо делать какое-то большое дело — или никакого». И люди не делают никакого дела для Бога и для души своей. Удивительно: чем больше человек предан мелочам жизни, тем менее именно в мелочах хочет быть честным, чистым, верным Богу. А между тем через правильное отношение к мелочам должен пройти каждый человек, желающий приблизиться к Царствию Божию.

«Желающий приблизиться» — тут именно и кроется вся трудность религиозных путей человека. Обычно он хочет войти в Царствие Божие совершенно для себя неожиданно, магически-чудесно, или же — по праву, через какой-то подвиг. Но ни то, ни другое не есть истинное нахождение высшего мира.

Не магически-чудесно входит человек к Богу, оставаясь чуждым на земле интересам Царствия Божия, не покупает он ценностей Царствия Божия какими-либо внешними поступками своими. Поступки нужны для доброго привития к человеку жизни высшей, психологии небесной, воли светлой, желания доброго, сердца справедливого и чистого, любви нелицемерной. Именно через малые, ежедневные поступки это все может привиться и укорениться в человеке.

Мелкие хорошие поступки — это вода на цветок личности человека. Совсем не обязательно вылить на требующий воды цветок море воды. Можно вылить полстакана, и это будет для жизни достаточно, чтобы уже иметь для жизни большое значение.

Совсем не надо человеку голодному или давно голодавшему съесть полпуда хлеба — достаточно съесть полфунта, и уже его организм воспрянет. Жизнь сама дает удивительные подобия и образы важности маленьких дел. А в медицине, которая и сама имеет дело с малым и строго ограниченным количеством лекарства, существует еще целая область — гомеопатическая наука, признающая лишь совершенно малые лекарственные величины на том основании, что наш организм сам вырабатывает чрезвычайно малые количества ценных для него веществ, довольствуясь ими для поддержания и расцвета своей жизни.

И хотелось бы остановить пристальное внимание всякого человека на совсем малых, очень легких для него и, однако, чрезвычайно нужных вещах.

«Истинно, истинно говорю вам, кто напоит одного из малых сих только чашей холодной воды во имя ученика, не потеряет награды своей». В этом слове Господнем — высшее выражение важности малого добра. «Стакан воды» — это немного. Палестина во времена Спасителя не была пустыней, как в наши дни, она была цветущей, орошаемой страной, и стакан воды поэтому был очень небольшой величиной, но, конечно, практически ценной в то время, когда люди путешествовали большей частью пешком. Но Господь не ограничивается в этом в указании на малое: стакан холодной воды. Он еще добавляет, чтобы его подавали хотя бы «во имя ученика». Это примечательная подробность. И на ней надо внимательно остановиться. Лучшие дела всегда в жизни есть дела во имя Христово, во имя Господне.

«Благословен грядущий — в каком-либо смысле — во имя Господне», во имя Христа. Дух, имя Христово придают всем вещам и поступкам вечную ценность, как бы ни были малы поступки.

И простая любовь жертвенная человеческая, на которой всегда лежит отсвет любви Христовой, делает значительным и драгоценным всякое слово, всякий жест, всякую слезу, всякую улыбку, всякий взгляд человека. И вот Господь ясно говорит, что даже не во Имя Его, а только во имя Его ученика сделанное малое доброе дело уже есть великая ценность в вечности. «Во имя ученика» — это предел связи с Его Духом, Его делом, Его жизнью…

Ведь ясно, что поступки наши могут быть и часто бывают эгоистичны, внутренне корыстны. Господь указывает нам на это, советует приглашать к себе в дом не тех, кто может нам воздать тем же угощением, пригласив в свою очередь нас к себе, но чтобы мы приглашали к себе людей, нуждающихся в нашей помощи, поддержке и укреплении. Гости наши иной раз бывают рассадниками тщеславия, злословия и всякой суеты. Другое дело — добрая дружеская беседа, человеческое общение, — это благословенно, это укрепляет души, делает их более стойкими в добре и истине. Но культ неискреннего светского общения — это болезнь людей и себя ныне истребляющей цивилизации.

Во всяком общении человеческом должен непременно быть добрый Дух Христов, либо в явном Его проявлении, либо в скрытом. И это скрытое присутствие Духа Божия в простом и хорошем общении человеческом, есть та атмосфера «ученичества», о которой говорит Господь. «Во имя ученика» — эта самая первая ступень общения с другим человеком во Имя Самого Господа Иисуса Христа…

Многие, еще не знающие Господа и дивного общения во Имя Его, уже имеют между собой это бескорыстное чистое общение человеческое, приближающее их к Духу Христову. И на этой первой ступени добра, о которой Господь сказал как о подаче стакана воды «только во имя ученика» могут стоять многие. Лучше сказать — все. А также правильно понимать эти слова Христовы буквально и стремиться помочь всякому человеку. Ни единого мгновения подобного общения не будет забыто пред Богом, как «ни единая малая птица не будет забыта пред Отцом Небесным» (Лк. 12, 6).

Если бы люди были мудры, они бы все стремились на малое и совсем легкое для них дело, через которое они могли бы получить себе вечное сокровище. Великое спасение людей в том, что они могут привиться к стволу вечного дерева жизни через самый ничтожный черенок — поступок добра. К дикой яблоне совсем не обязательно прививать целый ствол яблони доброй. Достаточно взять малый черенок и привить его к одной из ветвей дичка. Также, чтобы всквасить бочку с тестом совсем не надо ее смешивать с бочкой дрожжей. Достаточно положить совсем немного дрожжей — и вся бочка вскиснет. То же и доброе: самое малое может произвести огромное действие. Вот почему не надо пренебрегать мелочами в добре и говорить себе: «большое добро не могу сделать — не буду заботиться и ни о каком добре».

Сколь даже самое малое добро полезно для человека, неоспоримо доказывается тем, что даже самое малое зло для него чрезвычайно вредно. Попала нам, скажем соринка в глаз — глаз уже ничего не видит, и даже другим глазом в это время смотреть трудно. Маленькое зло, попавшее, как соринка, в глаз души, сейчас же выводит человека из строя жизни.

Пустячное дело — себе или другому из глаза тела его или души вынуть соринку, но это добро, без которого нельзя жить.

Поистине, малое добро более необходимо, насущно в мире, чем большое. без большого люди живут, без малого не проживут. Гибнет человечество не от недостатка большого добра, а от недостатка именно малого добра. Большое добро есть лишь крыша, возведенная на стенах — кирпичиках малого добра.

Итак, малое, самое легкое добро оставил на земле Творец творить человеку, взяв на Себя все великое. И тут, через того, кто творит малое, Сам Господь творит великое. Наше «малое» Творец Сам творит Своим великим, ибо Господь наш — Творец, из ничего создавший все, — тем более, из малого может сотворить великое. Но даже самому движению вверх противостоят воздух и земля. Всякому, даже самому малому и легкому добру противостоит косность человеческая. Эту косность Спаситель выявил в совсем короткой притче: «…никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит: старое лучше» (Лк. 5, 39). Всякий человек, живущий в мире, привязан к обычному и привычному. Привык человек к злу — он его и считает своим нормальным, естественным состоянием, а добро ему кажется чем-то неестественным, стеснительным, для него непосильным. Если же человек привык к добру, то уже делает его не потому, что надо делать, а потому, что он не может не делать, как не может человек не дышать, а птица — не летать.

Человек, добрый умом, укрепляет и утешает прежде всего самого себя. И это совсем не эгоизм, как некоторые несправедливо утверждают, нет, это истинное выражение бескорыстного добра, когда оно несет высшую духовную радость тому, кто его делает. Добро истинное всегда глубоко и чисто утешает того, кто соединяет с ним свою душу. Нельзя не радоваться, выйдя из мрачного подземелья на солнце, к чистой зелени и благоуханию цветов. Нельзя кричать человеку: «Ты эгоист, ты наслаждаешься своим добром!» Это единственная неэгоистическая радость — радость добра, радость Царствия Божия. И в этой радости будет человек спасен от зла, будет жить у Бога вечно.

Для человека, не испытавшего действенного добра, оно представляется иногда как напрасное мучение, никому не нужное… Есть состояние неверного покоя, из которого трудно бывает выйти человеку. Как из утробы матери трудно выйти ребенку на свет, так бывает трудно человеку-младенцу выйти из своих мелких чувств и мыслей, направленных только на доставление эгоистической пользы себе и не могущих быть подвинутыми к заботе о другом, ничем не связанным с ним человеке.
Вот это убеждение, что старое, известное и привычное состояние всегда лучше нового, неизвестного, присуще всякому непросветленному человеку. Только начавшие возрастать, вступать на путь алкания и жажды Правды Христовой и духовного обнищания, перестают жалеть свою косность, неподвижность своих добытых в жизни и жизнью согретых грез…

Трудно человечество отрывается от привычного. Этим оно себя отчасти, может быть, и сохраняет от необузданной дерзости и зла. Устойчивость ног в болоте иногда мешает человеку бросится с головою в бездну. Но более часто бывает, что болото мешает человеку взойти на гору Боговидения, или хотя бы выйти на крепкую землю послушания слову Божию…

Но через малое, легкое, с наибольшей легкостью совершаемое дело человек более всего привыкает к добру и начинает ему служить нехотя, но от сердца, искренно и через это более и более входит в атмосферу добра, пускает корни своей жизни в новую почву добра. Корни жизни человеческой легко приспосабливаются к этой почве добра и вскоре уже не могут без нее жить… Так спасается человек: от малого происходит великое. «Верный в малом» оказывается верным в великом.

Оттого я сейчас пою гимн не добру, а его незначительности, его малости. И не только не упрекаю вас, что вы в добре заняты только мелочами и не несете никакого великого самопожертвования, но, наоборот, прошу вас не думать ни о каком великом самопожертвовании и ни в коем случае не пренебрегать в добре мелочами.
Пожалуйста, если захотите, приходите в неописуемую ярость по какому-нибудь особенному случаю, но не гневайтесь по мелочам «на брата своего напрасно» (Мф. 5, 22).

Выдумывайте в необходимом случае какую угодно ложь, но не говорите в ежедневном житейском обиходе неправды ближнему своему. Пустяк это, мелочь, ничтожество, но попробуйте это исполнить, и вы увидите, что из этого выйдет.

Оставьте в стороне все рассуждения: позволительно или не позволительно убивать миллионы людей, — женщин, детей и стариков, — попробуйте проявить свое нравственное чувство в пустяке: не убивайте личности вашего ближнего ни разу ни словом, ни намеком, ни жестом. Ведь добро есть и удержать себя от зла… И тут, в мелочах, ты легко, незаметно и удобно для себя можешь сделать многое.

Трудно ночью встать на молитву. Но вникните утром, — если не можете дома, то хотя бы, когда идете к месту работы своей, и мысль ваша свободна, — вникните в «Отче наш», и пусть в сердце вашем отзовутся все слова этой краткой молитвы. И на ночь, перекрестясь, предайте себя от всего сердца в руки Небесного Отца… Это совсем легко…

И подавайте, подавайте воды всякому, кто будет нуждаться, — подавайте стакан, наполненный самым простым участием ко всякому человеку, нуждающемуся в нем. Этой воды во всяком месте целые реки, — не бойтесь, не оскудеет, почерпните каждому по стакану.  

Дивный путь «малых дел», пою тебе гимн! Окружайте, люди, себя, опоясывайтесь малыми делами добра — цепью малых, простых, легких, ничего вам не стоящих добрых чувств, мыслей, слов и дел. Оставим большое и трудное, оно для тех, кто любит его, а для нас, еще не полюбивших большого, Господь милостию Своей приготовил, разлил всюду, как воду и воздух, малую любовь.

Об авторе:
  1. Агата и Иосиф Reply

    Еще один глубокий и очень нужный каждому разговор. Для меня это будто слушаю вас как вы объясняете про это по радио. Опять сердце заболело от того что нет вас больше на радио.
    Еще один духовный учитель про кого не знали. Муж говорит что слышал как вы говорили про него. Теперь благодаря вам смогли прочитать его статью. Я про отца Моанна. Обязательно еще будем читать ее и Сурожского митрополита. Это не на один раз чтение. Много есть про что подумать, но надо неспешно. Благодарим. Рады, что можно хотя бы так получать и дальше и назидание и утешение.
    Спасибо.

  2. Питер Reply

    Благодарим за отличную статью. Все понятно, внятно и по делу. Реально можно исполнить в жизни. Благодарим за статью Иоанна Крестьянкина, что поместили внутри статьи. Слышал о нем, от вас первой. Потом по вашему совету купил его книжечку про исповедь. Очень доволен. Очень полезная духовная книжка. Благословений вам и пастору в жизни и служении. Спасибо всем кто несет служение по работе сайта и в этой благословенной церкви. Бог вам в помощь!

  3. Борис Reply

    Спасибо за эти материалы (все). Про вредные привычки считаю очень актуальным разговором. С подходом вашим соглсен. И в точку про «верный в малом …», раньше вообще так про эти слова не думал. Точно и на этот вопрос и вообще о жизни христианской написал этот автор, статью кого вы приводите. Не слышал никогда о таком, но видно что очень крепкий в вере и духовно опытный человек. В точку и про то что все мы заражены одной болезнью и имеем одну общую вредную привычку — ко греху. Тоже не смотрел на это с такого ракурса. Будьте благословенны. Всего истинно доброго и нужного вам с пстором Сергеем Хохловским и всем соучаствующим в этом вашем служении. Кто занимается сайтом и служит в церкви. С Богом.

  4. Евгения Reply

    Еще одна прекрасная статья. Отличный материал. Самой есть о чем подумать. И есть о чем поговорить с нашими молодыми друзьями. Они почти все имеют сложную судьбу.
    Спасибо. Пусть Господь и дальше благословляет вас с пастором Сергеем. Благословений церкви и всем ее членам и служителям.

  5. Кирилл Reply

    Неужели я первый?! Даже странно. Ну что же, значит я первый выскажу слова благодарности за ценные материалы, которые вы готовите для нас. Это важно, нужно и большая помощь и поддержка в духовной жизни. Спасибо.

  6. Светик Reply

    Спасибо. Бабушка говорит для меня специально написано про это. Я не думаю что у меня прям так с этим напряжно, но конечно она тоже права. Поэтому мне очень полезно.

  7. Беата Reply

    Немного о себе я написала к другому материалу — про то что церковь будто бы способствует развитию комплексов. Здесь просто хочу выразить свое спасибо. Прекрасная статья, да еще и дополнительно глубокий материал от отца Моанна. Слышала о нем, но читать не доводилось. Благодарю.

  8. Надя Reply

    И здесь тоже нет его отзыва, моего мужа, а он писал. Напишу от нас с ним, спасибо вам большое за все, за эти статьи. За то что знакомите со статьями уважаемых и известных служителей.
    Еще спасибо вам за то, что продолжаете помогать через письма. Будьте благословенны. Здоровья вам и пастору Сергею. Благословений всем кто делает этот сайт и несет служение в церкви и всем добрым христианам.

  9. Даша Reply

    Очень здорово Все понятно. Думаю получится. Спасибо.

  10. Ингрид Reply

    Присоединяюсь ко всем предыдущим комментариям. Согласна с Дашей Что здорово и все понятно и что получится. Моя мама говорит, надо начать, а потом постепенно понемногу начнет получаться. Я уже сама мама, тоже буду так учить своих детей.
    Спасибо.

  11. Агнешка Reply

    Третий раз читаем с бабулей. Я читаю слух м иы разговариваем потом. Потом еще раз. Потому что я вижу что написано а она только слушает. Нам очень понравилась эта заметка. А еще то что написал священник Иоанн Крестьянкин. Бабушка говорит что мне это очень полезно и нужно. И я так думаю.
    Спасибо большое.

  12. Иван Reply

    Иван. Очень подвигает и вдохновляет не сдаваться. Мало помалу идти по направлению что Христос подает. Спасибо за то что написали про это и еще за статью такого мудрого автора, что привели. Делюсь этим, копирую и друзьям тоже посылаю, чтоб почитали.

  13. Иван Reply

    Иван. Кстати о друзьях. Есть у меня друг с детства. Поддерживаем связь. Он хотя в церковь не ходит, не доверяет всем служителям и некоторымверующим но идеи эти одобрил. Говорит, здравые идеи. Должны работать. Главное что простые и всем доступные. Было бы желание как говорится.

  14. роман Reply

    полезно и выполнимо
    благодарим за ваши примеры и наглядные запоминающие илюстрации
    отличная статья крестьянкина
    не знали про такого теперь познакомились
    благодарим

  15. Егор Reply

    Отлично. Просто, понятно, реально для исправления. Интересно. Побольше таких как у вас книг и материалов, а то часто пишут одно и то же, а ничего не меняется.

  16. Виктор Reply

    Все по делу. Пригодится любому.

  17. Алексей и Ирина Reply

    Хорошие, главное что наверняка работающие рекомендации. Все по существу вопроса, что очень важно и ценно. Спасибо за знакомство с еще одним глубоко духовным автором.

  18. Аноним Reply

    Спасибо.

  19. Арсений Reply

    Практично и должно быть эффективно. Вроде бы нет у меня вредных привычек в обычном понимании. Но все же есть. Я о привычках в поведении, в отношении к другим, даже близким. Как реагирую, разговариваю, забываю поблагодарить и т.д. и т.п. Спасибо за подсказку, по логике если посмотреть, должно помочь изменить эти моменты.

    • Сергей Хохловский Reply

      Пользуйтесь на здоровье и делитесь своим стаканом воды!

  20. Катя Reply

    Спасибочки. Очень для меня нужно было это прочитать.

  21. Остап и Келина Reply

    Еще раз благодарим за знакомство в духовными авторитетами. Тем более нашего времени. Очень понравилась статья Иоанна Крестьянкина. Нашли в интернете его книгу про исповедь. Она небольшая по объему, но большая по смыслу, глубине и пользе. Спасибо за простые и действенные советы.

  22. Юля и Степан Reply

    Очень умная уловка или прием про который вы рассказали на примере сообществ 12 шаговых АА. Понятно как он работает. Статья отца Иоанна превосходная. Спасибо.

  23. Сева и Тарас Евгеньевич Reply

    Странно, что здесь отзывов меньше чем к другим статьям. Статья очень полезная, практическая. Совет дельный. И плюс еще статья Крестьянкина, мудрый старец, люди к нему приезжали специально издалека, чтобы разрешить труднейшие вопросы своей жизни. Мы с отцом благодарим вас.

  24. Галина Ивановна Reply

    Считаю полезным опытом других надо пользоваться. Здесь вы показали пример групп АА, Удачный опыт. Должно работать и с вредными привычками .

Оставить комментарий